Взаимосвязь дерматоглифических узоров на пальцах с психологическими особенностями школьника и выбором профессии.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 21:11, курсовая работа

Описание работы

Каждый человек характеризуется индивидуальными психологическими особенностями. Это понятие включает в себя своеобразные свойства психической активности личности, которые выражаются в темпераменте, характере, мотивационно - потребностной сфере и способностях. Знания об этом позволяют выявить многие важные особенности личности, подобрать своеобразный стиль обучения и развития \7, 160 с.\, что значительно расширит диапазон возможностей выбора рода деятельности, и будет способствовать наиболее полной реализации человека как личности. В современный век информации человек должен уметь быстро прогнозировать, корректировать и контролировать свои действия и поступки.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 .Обзор литературы
1.Дерматоглифика – наука об особенностях 5
кожного покрова
1.1. Собственно дерматоглифические 6
признаки
2.Темперамент
2.1.Понятие о темпераменте 7
2.2.Физиологические основы темперамента 8
2.3.Характеристика темперамента 8
3.Характер 9
3.1. Понятие о характере
3.2. Черты характера 10
3.3. Формирование характера
4.Связь индивидуально – психологических 11
особенностей личности с дерматоглифическими
узорами на пальцах
Глава II Материал и методы исследования 14
Глава III Основное содержание 15
Выводы 38
Библиографический список

Файлы: 1 файл

dermotoling.docx

— 661.21 Кб (Скачать файл)

        МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ  ОБЛАСТИ

       УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ  МУНИЦИПАЛИТЕТА ГОРОДА ТЫНДЫ 

            МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ 

                     «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  №7»

 

 

 

                            НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

 

 

Взаимосвязь дерматоглифических узоров на пальцах с психологическими особенностями школьника и выбором профессии.

 

 

По курсу: Психология

Автор:

Бедарева  Оксана Владимировна, ученица 11Б класса МОУ «СОШ№7»

 

Руководитель:

Сидоренко Тамара Константиновна,

учитель биологии МОУ «СОШ№7»

 

 

г.Тында 2011

Оглавление                                                      

 

Введение                                                                                                      3

Глава 1 .Обзор литературы

1.Дерматоглифика – наука об  особенностях                                            5

кожного покрова

1.1. Собственно дерматоглифические                                                  6

признаки 

2.Темперамент

2.1.Понятие о темпераменте                                                                   7

2.2.Физиологические основы темперамента                                         8

2.3.Характеристика темперамента                                                         8

3.Характер                                                                                                       9

3.1. Понятие о характере                                                              

3.2. Черты характера                                                                               10

3.3. Формирование характера                                                         

4.Связь индивидуально – психологических                                               11

особенностей личности с дерматоглифическими

 узорами на пальцах

Глава II Материал и методы исследования                                               14

Глава III Основное содержание                                                                  15

Выводы                                                                                                          38

Библиографический список                                                                       39

Приложения                                                                                                  40    

Введение.

Каждый человек характеризуется  индивидуальными психологическими особенностями. Это понятие включает в себя своеобразные свойства  психической  активности личности, которые выражаются в темпераменте, характере, мотивационно - потребностной сфере и способностях. Знания об этом позволяют выявить  многие важные особенности личности, подобрать своеобразный стиль обучения и развития \7, 160 с.\, что значительно расширит диапазон возможностей выбора рода деятельности, и будет способствовать наиболее полной реализации человека как личности. В современный век информации человек должен уметь быстро прогнозировать, корректировать и контролировать  свои действия и поступки. Возможность раннего распознавания и прогностической оценки фенотипических проявлений генотипа - одна из ведущих составляющих оптимизации жизнедеятельности человека: профилактики заболеваний и выбора средств и методов лечения, индивидуализации воспитания и обучения, профессиональной ориентации /2, 57,59с./. Вся информация о нашем характере, способностях, болезнях буквально нарисована на подушечках пальцев. Пальцевые узоры и тип нервной системы человека взаимосвязаны.

 В последние десятилетия усилился интерес к изучению пальцевой дерматоглифики как морфогенетического маркера. Темперамент является проявлением типа нервной системы в деятельности и поведении человека.

70%  учеников старших классов  не могут сами определить свой  тип темперамента, поэтому выбирают  не интересующую их и не  желаемую для себя специальность.  Подобрав определенный стиль  обучения, ученик с  каким- либо  типом темперамента, будь он холерик  или меланхолик, и определенным  характером может достичь многого  и упростить процесс своего  обучения для достижения лучших результатов. Метод дерматоглифики позволяет составить карту учащегося, расшифровать его психологический портрет и способствовать профессиональной ориентации школьника, это и обусловило актуальность и выбор темы исследования.

Цель работы:  показать взаимосвязь темперамента и дерматоглифических узоров на пальцах с психологическими особенностями личности, выбором профессии учащихся.

Задачи:

  1. Выявить взаимосвязь темперамента и черт характера с узорами на пальцах.
  2. Показать  учащимся, как с помощью  метода дерматоглифики  определить темперамент, характер, и установить их соответствие определенной профессии.
  3. Выработать рекомендации учащимся для выбора профессии  по результатам исследования.

Анализ используемой литературы:

 

  1. Айзенк Г.Ю. журнал «Behavior Research and Therapy» (1963), журнал «Personality and Individual Differences». -14-31с.

Разработал несколько широко используемых стандартных психологических тестов: «Mandsley Personality Inventory» (1959), «Eysenk Personality Inventory» (1963), «Eysenk Personality Questionaire» (1975). Описаны  проблемамы клинической психологии, главным образом, теория личности и критика психоанализа.

  1. Гертруд И. Хюрмиманн. «Знаки руки – о характере и типе личности»:        Санкт-Петербург.- М.: Издательская группа «Весь», 2006.- 172-177 с.

В данной литературе дается описание дерматоглифических узоров пальцев, их характеристики и восстановительные свойства кожи при поражениях. Каждому виду узора соответствует определенный тип темперамента и характера личности.

3 .Залетаева Т.А., Будяков В.И. «Дерматоглифика как метод исследования в медицинской генетике».- Центр. Институт усовершенствования врачей Минздрава СССР. М.,1976. – 57, 59с.

Закладка дерматоглифических узоров на ладонях и пальцах рук происходит между 6 –и 19-й неделями внутриутробного развития, а заканчивается их формирование к 5-6-му месяцу.

4.Крутецкий В.А. «Психология» - . М.: Просвещение, 1986, 186-206 с.

В данном литературном источнике описаны  типы темперамента человека, их характеристики.

5.Липатов Н.И., Липатова Л.Н. «Основы антропологии с элементами генетики человека».//Биология,2003,№44, 22-25 с. Передача наследственных признаков. Дерматоглифика как морфогенетический маркер.

6.Овчарова Р.В. «Справочная книга школьного психолога», М.: Просвещение, 1996, 198 – 203.с.

Описывает типы темперамента, своеобразные свойства  психической активности личности.

7. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001, 160 с.

Содержатся данные, помогающие сформировать личностное представление об индивидуальных особенностях школьников.

 

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - темперамент и профессия учащихся, дерматоглифические узоры на пальцах.

 

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – выявление  взаимосвязи темперамента, профессии с дерматоглифическими узорами на пальцах.

 

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: изучение теоретического материала, опрос (анкетирование),  сравнение научных  дерматоглифических данных с результатами исследования.

 

ПРАКТИЧЕСКИЙ ВЫХОД  ИССЛЕДОВАНИЯ: рекомендовать результаты и материалы  данной работы школьникам для  самопознания и саморазвития, выбора профессии  по результатам исследования. Классным руководителям для составления карты ученика.

Исследования проводились в  МОУ  «СОШ№7» в период с 2010 - 2011 гг.

 

ОБОРУДОВАНИЕ: анкеты, лупы, калькулятор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ИНДИВИДУАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ЛИЧНОСТИ  И ДЕРМАТОГЛИФИЧЕСКИМИ УЗОРАМИ НА ПАЛЬЦАХ.

 

1.1 .Связь индивидуально  – психологических особенностей  личности с дерматоглифическими узорами на пальцах

 

Узоры кожи на кончиках пальцев, образовавшись  еще во время внутриутробного  развития человека, остаются неизменными  всю жизнь. Кожа в эмбриональном  развитии тесно связана с нервной  системой. И рисунок на кончиках пальцев определяется структурой нервных  окончании в них. Поэтому кожные узоры можно использовать при  изучении особенностей нервной системы  человека /6, с .18./.

Наиболее встречаемый узор на пальцах- это петля.


 

 

 

 

 

Рис.1. Петля.

Люди с пальцевым узором в  виде петли легко адаптируются ко всему, что происходит вокруг, они  уравновешенны, прочно стоят на ногах, являются обладателями «золотого характера», спокойны, доброжелательны, покладисты, отзывчивы, первыми приходят на помощь. В школе они могут и не "хватать звезд с неба", но домашние задания выполняют старательно, очень ответственны, но не проявляют инициативу. Как правило, такие ребята легко заводят друзей. По темпераменту  обладатели петель - флегматики. Обладатели петель при обычной работе очень энергичны, зато в экстремальных ситуациях «гаснут», из-за ограниченного физического потенциала. Больше всего они истощаются на скучной, монотонной работе, которая им неинтересна.    

Завитки, по мнению психологов, указывают  на богатую эмоциональность человека со всеми вытекающими: ранимостью, склонностью  «капаться» в себе, умением предчувствовать  события, способностью развивать таланты.

 

 


 

 

 

Рис.2. Завиток.

Они очень разборчивы в дружбе, активны, инициативны и неусидчивы, не доводят дело до конца, но если удается  их заинтересовать чем-нибудь, могут  произвести своего рода шедевр. Чаще всего  ведут себя неуравновешенно, вспыльчивы, злопамятны, но отходчивы. Если наоборот - будут молчать, надолго затаив обиду. Если завиток на безымянном пальце левой руки, то это указание на музыкальные способности.

Редко встречается и третий вид  узоров - дуги. Ребенок, имеющий пальцевый узор в виде дуги, творчески одарен, незлопамятен, откровенен, все схватывает налету, очень быстро обучается, хватается за много дел сразу, но часто их недоделывает, теряет интерес. Обладатели дуг – дети прямые, напористые, но не отличающиеся богатырским здоровьем. В учебе и делах они прекрасно успевают, их отличает скорость и конкретность.


 

 

 

 

 

Рис.3. Дуга.

 

Для детей, имеющих дуги, физический потенциал не главное, у них преобладают  психологические, личностные качества. Они, как правило, амбициозны, честолюбивы, ответственны и авторитарны, причём взваливают на себя ответственность за всю группу. Чаще всего это тип руководителя очень упорного, целеустремлённого.

 

 

 

    1. Дерматоглифика – наука об особенностях кожного покрова. Понятие темперамента.

Слово «дерматоглифика» образовано из двух слов derma (кожа) и glyphe (гравировать). Дерматоглифика изучает линии и складки на всей поверхности кожи тела человека, обычно исследуются кисти. Закладка дерматоглифических узоров на ладонях и пальцах рук происходит между 6 –и 19-й неделями внутриутробного развития, а заканчивается их формирование к 5-6-му месяцу/ 2, 57, 59с./. При этом на подушечках пальцев и ладонях формирование узоров происходит не одновременно. С момента закладки и формирования кожный рисунок имеет индивидуальный и неповторимый характер, который сохраняется в течение всей жизни человека. Как самостоятельная наука дерматоглифика оформилась к концу ХIХ – началу ХХв. Термин «дерматоглифика» был принят в 1926 г. на 42-м съезде Американской ассоциации анатомов. В дерматоглифике начали применять пальцевые отпечатки для выявления личностных особенностей человека – характера и темперамента.

Слово темперамент произошло от латинского “темпераментум” – соотношение, пропорция. Темперамент - характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности,  характеризует подвижность личности. Он не является показателем большей или меньшей общественной ценности личности, не определяет её конечные возможности. Люди самого различного темперамента могут добиться очень высоких достижений в одном и том же виде деятельности. Айзенк Ганс Юрген - английский психолог немецкого происхождения, один из ведущих современных исследователей интеллекта, придерживающийся идеи генетической предопределенности, занимался проблемами психологии, проводил исследования по изучению искусственного интеллекта, психологических особенностей (характера, темперамента), сконцентрировав внимание на поиске критерия оценки интеллекта и взаимосвязи наследственных факторов и воспитания.

Информация о работе Взаимосвязь дерматоглифических узоров на пальцах с психологическими особенностями школьника и выбором профессии.