Взаимосвязь интеллекта и агрессии у девиантных подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2012 в 19:56, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – исследование взаимосвязи уровня интеллекта и агрессии у подростков с девиантным поведением.
Задачи:
- теоретический анализ проблемы агрессивного поведения подростков в отечественной и зарубежной литературе.
- анализ изучения проблемы интеллекта и его диагностики в психологической литературе.
- исследование видов агрессивного поведения и уровня интеллекта у девиантных подростков.
- выявление взаимосвязи уровня интеллекта и видов агрессии у городских и сельских подростков.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию взаимосвязи агрессивности и интеллекта у девиантных подростков.
1.1. Девиантное поведение подростков: понятие, формы и виды. 5
1.2. Исследование интеллекта: понятие, теоретические и экспериментальные подходы 20
1.3. Теоретические аспекты проблемы агрессивного поведения: понятие, концепции, экспериментальное изучение. 31
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи агрессии и интеллекта у подростков с девиантным поведением.
2.1. Описание методов и методик 44
2.2. Результаты исследования и их интерпретация 60
Заключение 63
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 536.00 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

__________________________________________________________________

 

ФАКУЛЬТЕТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

Дипломная работа

Взаимосвязь интеллекта и агрессии у девиантных подростков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ульяновск – 2012

Содержание

Введение                                                                                                                   3                                                                                                                  

Глава 1. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию    взаимосвязи агрессивности и интеллекта у девиантных подростков.           

1.1. Девиантное поведение подростков: понятие, формы и виды.                     5

1.2. Исследование интеллекта: понятие, теоретические и экспериментальные подходы                                                                                                                  20                                                                                         

1.3. Теоретические аспекты проблемы агрессивного поведения: понятие, концепции, экспериментальное изучение.                                                          31

Глава 2.  Эмпирическое исследование взаимосвязи агрессии  и интеллекта у подростков с девиантным поведением.

2.1. Описание методов и методик                                                                        44                         

2.2. Результаты исследования и их интерпретация                                            60                  

Заключение                                                                                                             63  

Библиографический список                                                                                  66

Приложение                                                                                                            

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность изучения взаимосвязи агрессивного поведения и интеллекта определяется влиянием агрессии на развитие личности, на формирование тех или иных форм поведения – конструктивных или деструктивных. Агрессия играет отрицательную роль в интеллектуальном становлении подростка, превращая его либо в потенциального агрессора, либо в потенциальную жертву.

Агрессивное поведение часто находит проявление в образовательном процессе. У  девиантных подростков можно наблюдать  проявление негативизма при выполнении учебных заданий, выражение протеста, порче школьных принадлежностей. Для некоторых учащихся характерными является мстительность, неуравновешенность, конфликтность, демонстративное неповиновение. Все это негативно сказывается на эффективности учебно-воспитательного процесса и интеллектуальном развитии учащихся.

Увеличение количества информации, социальная нестабильность, искажение нравственных ценностей, деформация семьи, пропаганда насилия в средствах массовой информации способствуют росту агрессивных тенденций в поведении любого школьника, а к девиантным подросткам это относится в особенной степени. Фильмы, компьютерные игры, перегруженные сценами насилия, легко обучают девиантных подростков агрессивному поведению. Неблагополучная обстановка в семьях девиантных подростков, недостатки воспитания, демонстрация агрессивного поведения в семье так же обусловливают возникновение агрессивных тенденций в их поведении. Особое значение это имеет когда замечают тенденции взаимосвязи агрессии с интеллектуальным развитием подростков. 

Теоретической основой выступили несколько теорий, в рамках которых изучалась взаимосвязь агрессивности и интеллекта. Это инстинктивные теории, берущие свое начало от З. Фрейда, К. Лоренца; теории фрустрации, приверженцами которой являются Н. Миллер, Дж. Доллард, Дж. Саэрс; а так же теории, которые разрабатывали Дж. Фишбек, Р. Уолтерс, А. Басс и др. В отечественной психологии этой проблемой занимались Н.В. Аликина, О.В, Гордякова, В.В. Знакова, П.А. Ковалева, Л.М. Семенюк, И.А. Фурманов и другие.

Цель работы – исследование взаимосвязи уровня интеллекта и агрессии у подростков с девиантным поведением.

Задачи:             

- теоретический анализ проблемы агрессивного поведения подростков в отечественной и зарубежной литературе.

- анализ изучения проблемы интеллекта и его диагностики в психологической литературе.

- исследование видов агрессивного поведения и уровня интеллекта у девиантных подростков.

- выявление взаимосвязи уровня интеллекта и видов агрессии у городских и сельских подростков.

- исследование особенностей проявления агрессии и интеллекта у городских и сельских подростков с девиантным поведением.

- разработка рекомендаций по работе с данными подростками для практических психологов.

Объект исследования - виды агрессивного поведения, уровень развития общего интеллекта девиантных подростков.

Предмет исследования - взаимосвязь видов агрессивного поведения с уровнем общего интеллекта данных подростков.

Гипотеза исследования: В качестве основной гипотезы исследования выступило предположение о том, что девиантные подростки с высоким и средним уровнем интеллекта менее склонны к проявлению агрессивного поведения, чем подростки с низким уровнем интеллекта.

Подгипотезы:  У данных подростков мы полагаем обнаружить средний и низкий уровень интеллекта. Мы предполагаем, что у девиантных подростков преобладают  следующие виды агрессии: физическая агрессия, раздражение, негативизм, подозрительность и вербальная агрессия. Взаимосвязь между этими видами агрессии со средним и низким уровнем интеллекта.

Методы и методики исследования:

1)     Теоретический анализ изучаемой проблемы в отечественной и зарубежной литерауре.

2)     Психодиагностический метод и психодиагностические методики (тест – опросник Басса – Дарки, прогрессивные матрицы Равена).

Математико-статистический метод – корреляционный анализ (Спирмен), t- критерий (Стьюдент).

Эмпирическая база исследования и характеристика выборки:

2 базы исследования: первая - в Ульяновске – девиантные подростки из школ № 8 и № 37 (25 человек). Вторая - в сельской местности (Ульяновская область, р.п. Кузоватово) базой исследования выступали средняя школа №1, а так же ОГУ ЦСО «Парус надежды», 25 человек. Основанием для отнесения подростков к группе девиантных послужили мелкие правонарушения и приводы в полицию. Выборку исследования составили сельские и городские подростки с девиантным поведением, в общем количестве 50 человек.

Практическая значимость работы. Результаты проведенного экспериментального исследования имеют практическое значение, которое заключается в возможности использования полученных данных психологами, педагогами, а также другими специалистами, работающими с детьми. Преддипломная практика проводилась на базе ОГУ ЦСО «Парус надежды», поэтому результаты исследования были представлены педагогу – психологу Панфиловой Ирине Васильевне и на следующем этапе работы с подростками предполагается коррекция их поведения в соответствии с теми рекомендациями, которые были разработаны по результатам нашей дипломной работы.

Глава 1. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию взаимосвязи агрессивности и интеллекта у девиантных подростков.

1.1 Девиантное поведение подростков: понятие, формы и виды.
          На современном этапе развития человечества, не существует такого общества, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Термин “отклонение” означает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Отклонения могут принимать самые разные формы: преступники, отшельники, аскеты, гении и т.д. Во все времена общество пыталось устранять и подавлять нежелательные формы человеческой жизнедеятельности и их носителей[13]. Методы и средства определялись социально-экономическими отношениями, общественным сознанием, интересами правящей элиты. Проблемы социального “зла” всегда привлекали интерес ученых. Один индивид может иметь отклонения в социальном поведении, другой в личностной организации. У истоков изучения девиантного поведения стоял французский ученый Эмиль Дюркгейм - создатель французской социологической школы. Он выдвинул понятие социальной аномии, определив ее как “состояние обществаи в социальной сфере, и в личностной организации. У истоков социол, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились”[19]. Конституированию в качестве самостоятельного научного направления теория девиантного поведения обязана прежде всего Р. Мертону и А. Коэну. Мертон проанализировал, каким образом социальная структура побуждает некоторых членов общества к несоответствующему предписаниям поведению. Американский социолог А. Коэн называет отклоняющимся поведением такое, которое идет вразрез с институционализированными ожиданиями. Англичанин Д. Уолш, представитель феноменологической социологии, утверждает, что “социальное отклонение - это в значительной степени приписываемый статус”[36], то есть только субъективное обозначение, “ярлык”, а не объективное явление. По его мнению, отклонение - это не внутреннее, присущее определенному действию качество, а результат социальной оценки и применения санкций. Очевидно, что подобные характеристики отклоняющегося поведения полностью не раскрывают его природу и объективные антинормативные свойства. Более широкую трактовку определения девиации дает Г.А.Аванесов: ”Под отклоняющимся поведением следует понимать действия, не соответствующие заданным обществом нормам и типам”[2], то есть речь идет о нарушении любых социальных норм. Отклонения могут происходить в сфере индивидуального поведения, они представляют собой поступки конкретных людей, запрещаемые общественными нормами. Вместе с тем в каждом обществе много отклоняющихся субкультур, нормы которых осуждаются общепринятой, доминирующей моралью общества. Такие отклонения определяются как групповые. Как пишет профессор социологии Калифорнийского университета в Беркли (США) Нейл Джозеф Смелзер, девиация с трудом поддается определению, что связано с неопределенностью и многообразием поведенческих ожиданий[40]. Девиация ведет за собой изоляцию, лечение, исправление или другое наказание. Смелзер выделяет три основных компонента девиации: а)человека, которому свойственно определенное поведение; б)норму или ожидание, являющееся критерием оценки поведения как девиантного; в)другую группу или организацию, реагирующую на данное поведение. Таким образом, под девиантным поведением понимаются: 1) поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам. 2) социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам. В первом значении девиантное поведение преимущественно предмет психологии, педагогики, психиатрии. Во втором значении - предмет социологии и социальной психологии. Разумеется, такое дисциплинарное разграничение относительно.

Исходным для понимания отклонений служит понятие "норма". В теории организации сложилось единое - для естественных и общественных наук - понимание нормы как предела, меры допустимого (в целях сохранения и изменения системы). «Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций»[12]. Социальные нормы складываются как результат адекватного или искаженного отражения в сознании и поступках людей объективных закономерностей функционирования общества. Поэтому они либо соответствуют законам общественного развития, являясь "естественными", либо недостаточно адекватны им, а то и вступают в противоречие из-за искаженного - классово ограниченного, религиозного, субъективистского, мифологизированного - отражения объективных закономерностей. В таком случае аномальной становится "норма", "нормальны" же отклонения от нее. Вот почему отклонения могут иметь для общества различные значения. Позитивные служат средством прогрессивного развития системы, повышения уровня ее организованности, преодоления устаревших, консервативных или реакционных стандартов поведения. Это - социальное творчество: научное, техническое, художественное, общественно-политическое. Негативные - дисфункциональны, дезорганизуют систему, подрывая подчас ее основы. Это - социальная патология: преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, суицид. Границы между позитивным и негативным девиантным поведением подвижны во времени и пространстве социумов. Кроме того, одновременно существуют различные "нормативные субкультуры" (от научных сообществ и художественной "богемы" до сообществ наркоманов и преступников).

В основу классификации видов и форм девиантного поведения могут быть положены различные основания. В зависимости от субъекта (т.е. кто нарушает норму) девиантное поведение может быть индивидуальным или групповым. «С точки зрения объекта (т.е. того, какая норма нарушена), девиантное поведение подразделяется на следующие категории:
во-первых, это аномальное поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья и подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии;
во-вторых, это асоциальное или антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке – преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном поведении»[38].
          « Делинквент – субъект, чье отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях представляет собой уголовно наказуемые действия»[13].
Необходимо разграничивать собственно отклоняющееся поведение, связанное с нарушением социальных норм и поведение аномальное, характеристика которого зачастую связана с мозговой патологией. Отклоняющееся поведение социально детерминировано. В его происхождении большую роль играют дефекты личностного развития, сочетающиеся с недостатками, ошибками воспитания и отрицательным влиянием неблагоприятной ситуации, складывающейся в ближайшем окружении человека – семье, референтной группе и так далее.
По своей направленности девиантное поведение может быть направлено на себя, на других людей, на частную и государственную собственность.
          Девиантное поведение может быть более или менее осознанным; иметь различные (негативные или положительные) последствия; совершаться произвольно или импульсивно, спонтанно; иметь систематический или эпизодический, добровольный или принудительный характер.
Отклоняющееся поведение, вступающее в противоречие с установившимися в обществе образцами, стереотипами, не всегда связано с негативной мотивацией субъекта или его правовой некомпетентностью. Иногда оно сочетается с относительно хорошим знанием социальных норм. Это может говорить о несформированности операциональной стороны поведения человека, что свидетельствует о необходимости целенаправленного формирования нравственных привычек, привычек правомерного поведения. Данное положение особенно актуально для подростков, отклоняющееся поведение которых нередко служит средством самоутверждения, выражением протеста против реальной или кажущейся несправедливости взрослых.
          Разумеется, поведение преступное, противоправное (делинквентное) гораздо более опасно для общества, чем аморальное. Не случайно оно вызывает со стороны государства особенно решительные действия по его пресечению и наказанию преступника.

Информация о работе Взаимосвязь интеллекта и агрессии у девиантных подростков