Взаимосвязь между депрессивностью, агрессивностью и склонностью к суициду у несовершеннолетних с девиантным поведением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2014 в 23:30, творческая работа

Описание работы

Опросник депрессии Бека является одной из первых шкал, разработанных для качественной и количественной оценки депрессии. Шкала была разработана на основе клинических наблюдений авторов, позволивших выявить ограниченный набор наиболее релевантных и значимых симптомов депрессии и наиболее часто предъявляемых пациентами жалоб. После соотнесения этого списка параметров с клиническими описаниями депрессии, содержащимися в соотвествующей литературе, был разработан опросник, включающий в себя 21 категорию симптомов и жалоб. Каждая категория состоит из 4-5 утверждений, соответствующих специфическим проявлениям/симптомам депрессии.

Файлы: 1 файл

суицид.docx

— 33.18 Кб (Скачать файл)

Взаимосвязь между депрессивностью, агрессивностью и склонностью к суициду у несовершеннолетних с девиантным поведением

Опросник депрессии Бека.

Опросник депрессии Бека является одной из первых шкал, разработанных для качественной и количественной оценки депрессии. Шкала была разработана на основе клинических наблюдений авторов, позволивших выявить ограниченный набор наиболее релевантных и значимых симптомов депрессии и наиболее часто предъявляемых пациентами жалоб. После соотнесения этого списка параметров с клиническими описаниями депрессии, содержащимися в соотвествующей литературе, был разработан опросник, включающий в себя 21 категорию симптомов и жалоб. Каждая категория состоит из 4-5 утверждений, соответствующих специфическим проявлениям/симптомам депрессии. Эти утверждения ранжированы по мере увеличения удельного вклада симптома в общую степень тяжести депрессии. В соответствии со степенью выраженности симптома, каждому пункту присвоены значения от 0 (симптом отсутствует, или выражен минимально) до 3 (максимальная выраженность симптома). Некоторые категории включают в себя альтернативные утверждения, обладающие эквивалентным удельным весом. При интерпретации результатов этим пунктам присваиваются равные значения, а сами альтернативные утверждения маркируются буквами а, Ь, с (например: 2а, 2b).

Фрайбургский личностный опросник.

Авторы методики - И.Фаренберг, X. Зелг и Р. Гампел (1970 год). Опросник содержит высказывания, касающиеся способов поведения, эмоциональных состояний, ориентации, отношения к жизненным трудностям и т. д. Испытуемый отмечает, «согласен» он с данным высказыванием или «не согласен». Многофакторный личностный опросник. Шкалы: Нервозность, Спонтанная агрессивность, Возбудимость, Дружелюбие, Умеренность, реактивная агрессивность, Сдержанность, Искренность, Экстраверсия—интроверсия, Эмоциональная лабильность — стабильность, Мужественность — женственность.

Опросник склонности к суицидным реакциям.

Методика предназначена для выявления склонности к суицидальным реакциям. Обследуемому предлагается ответить на 45 вопросов, имеющих порядковую нумерацию от 1 до 45. Ответы фиксируются на бланке, используемом при обследовании, с индексацией "да", если ответ положительный, и "нет", если ответ отрицательный. Вопросы являются адекватными суицидальным проявлениям. Их валидизация произведена благодаря клиническим исследованиям лиц с суицидальным поведением (n=175). Использование данных вопросов и утверждений в качестве дополнительного стимульного материала позволяет при проведении обследования выявлять лиц, имеющих склонности к суицидным реакциям, и формировать из них группу риска.

Опросник депрессивного состояния.

Предлагаемый опросник позволяет выявить уровень депрессии. Опросник представляет собой шкалу, построенную по принципу самоотчета. Она состоит из 13 субшкал, содержащих группы стандартизированных утверждений, каждая из которых ранжирована по степени выраженности от 0 до 3 баллов. В целом эти установки локализуются в трёх сферах:

- самооценки;

- представление о временной  перспективе;

- представление о ситуации.

Данные, полученные с помощью опросника позволяют судить не только о степени выраженности отдельной негативной концепции, но и по их совокупности об организации личности в целом.

 

1. По результатам опросника склонности к суицидальным реакциям было выявлено, что 32% испытуемых имеют средний уровень склонности к суицидальным реакциям, 26% - выше среднего (Они могут при испытывании затруднений в адаптации, совершить суицидную попытку или реализовать саморазрушающее поведение.) 24% испытуемых – уровень ниже среднего, у 12% испытуемых склонность к суицидальным реакциям отсутствует, а у 6% - высокий уровень склонности к суицидальным реакциям (обладают очень высоким уровнем проявления склонности к суицидным реакциям. Очевидно, они переживают ситуацию внутреннего и внешнего конфликта и нуждаются в дополнительной медико-психолого-педагогической помощи.)

2. По результатам методики  Басса-Дарки выявлено, что 72% обследуемых имеют высокий уровень физической агрессии и 78% склонны к негативизму в отношении окружающего мира.

3. По результатам опросника  депрессивных состояний выявлено, что у 10% испытуемых депрессия  отсутствует, 24% имеют слабый уровень  депрессии,

У 54% испытуемых выявлен средний уровень депрессии, а у 12% - высокий.

По результатам опросника Бека выявлен тяжелый уровень депрессии у 8% испытуемых, умеренный (средний) уровень у 42%, у 38% - легкий уровень депрессии, а у 12% - депрессия отсутствует.

По результатам Фрайбургского личностного опросника выявлены высокие показатели по шкалам: спонтанная агрессивность, депрессивность. Средние баллы выявлены по шкалам: невротичность, раздражительность, общительность, реактивная агрессивность, маскулинность. Низкие показатели выявлены по шкалам: уравновешенность, застенчивость, открытость, экстраверсированность, эмоциональная лабильность.

Взаимосвязь агрессивности испытуемых со склонностью к суициду.

 Можно проследить тенденцию  – высокие показатели по шкале  «агрессивность» взаимосвязаны  с высоким уровнем склонности  к суициду, и наоборот, чем ниже  уровень агрессивности испытуемого, тем ниже уровень склонности  к суицидальным реакциям.

Взаимосвязь депрессивности испытуемых со склонностью к суициду.

Данный график наиболее наглядно показывает прямую взаимосвязь депрессивности со склонностью к суициду. Чем выше уровень депрессивности – тем больше склонность к суицидальным реакциям и наоборот.

Таким образом, можно сделать вывод, что наша гипотеза о наличии взаимосвязи между депрессивностью, агрессивностью и склонностью к суициду у несовершеннолетних с девиантным поведением полностью подтвердилась.

 

Рассмотрение суицида несовершеннолетних на примере Якутии.

 

По данным Росстата, Якутия в тройке лидеров среди регионов страны по частоте детских суицидов, в 2010 покончили с собой 33 несовершеннолетних – эта цифра в два раза больше среднестатистической по России на душу населения. В числе самых распространенных причин, толкающих детей и подростков на самоубийство, эксперты обычно называют семейные неурядицы, проблемы в школе и в сердечных делах. Корреспондент «НВ» Лариса Ноева вместе со специалистами попыталась разобраться, чем объясняется повышенный уровень суицидов в нашей республике.

 

Количество суицидов среди несовершеннолетних, по данным Министерства Здравоохранения:

 

2009 – 42 (мальчики – 30, девочки  – 12)

2010 – 33 (мальчики – 22, девочки  – 11)

2011 – 33 (мальчики – 23, девочки  – 10)

 январь 2012 – 2 (мальчики -2, девочки – 0)

 

Основная причина – семейные проблемы

 

Как отмечают психологи, самый опасный возраст – это подростковый, 13-16 лет. Этот период еще называют «второй перерезкой пуповины», когда ребенок делает первые шаги во взрослый мир, и именно в это время надо быть предельно внимательным.

 Согласно статистике, 80% самоубийств происходят именно из-за семейных проблем. Последняя трагедия в столичном микрорайоне Птицефабрика подтверждает это. Семья Слепцовых недавно переехала в город из района. Мальчик быстро адаптировался в новой школе, подружился со всеми, планировал с новыми одноклассниками отметить день рождения в развлекательном центре. И когда семиклассник повесился, для всех это стало огромным шоком. Первоначально возникло предположение, что ребенок потерял дорогостоящий подарок от отца – «Айпад», и якобы возможное суровое наказание за это подвигло ребенка на роковой шаг. Однако подтверждений эта версия не нашла.

 Ребенок учился средне, на тройки, иногда даже получал  двойки, но проблемы с учебой  у него начались еще в предыдущей  школе в деревне, когда в семье  начались конфликты. Прошлым летом  дома произошел скандал, после  которого мужчина решил развестись  с женой. Дети встали на сторону  отца, а мать попыталась покончить  с собой и наглоталась таблеток. Медики спасли ее, женщина решила  начать новую жизнь и, забрав  с собой сына, переехала в город. Родные подозревают, что мальчика мучило чувство вины, возможно, он считал себя виновником семейного разрыва. Но это лишь догадки следователей и экспертов, достоверно об этом знал лишь сам несчастный ребенок, решившийся на страшный шаг.

 

Возраст несовершеннолетних самоубийц за последние три года:

 

10 лет – 1

11 лет – 2

12 лет – 4

13 лет – 6

14 лет – 11

15 лет – 17

16 лет – 27

17 лет – 29

 По данным исследований, суицидам больше всего подвержены  юноши в возрасте от 16 до 18 лет, проживающие в сельской местности. Лидерство по самоубийствам среди  школьников держат арктические  улусы.

 

Повеситься из-за ЕГЭ

 

Толкнуть ребенка на суицид могут не только семейные проблемы, но и школьные. Самоубийства в России из-за неуспеваемости или провала ЕГЭ становятся нередким явлением, ведь родители с детства втолковывают своим чадам, что без образования никуда. Перегрузки и повышенные требования в школе, страх не оправдать надежд близких людей могут лечь непосильным грузом на плечи подростка. Так, в 2007 году ученик Нюрбинской школы повесился из-за того, что его не допустили к сдаче ЕГЭ.

 

Неуспеваемость в школе, прессинг со стороны одноклассников и педагогов также могут стать причиной суицида. В 2010 году покончил с собой ученик 6-го класса Черкехской школы Таттинского района. Отстававшего мальчика травили многие школьники, при этом администрация заведения не предприняла никаких мер, чтобы поддержать ребенка, в результате чего он покончил с собой.

 Хотя по проведенным  опросам, 70% подростков ответили, что  толкнуть на такой шаг могут  школьные проблемы, психологи единодушно  считают, что причины все равно  обнаруживаются в семье. Причем  часто они не внешние, а скрыты  глубоко в межличностных отношениях. А роль «последней капли» может сыграть школьный конфликт, ведь школа – это место, где ребенок проводит значительную часть своего времени.

 

Причина – несчастная любовь?

 

Одной из причин подросткового суицида является несчастная любовь. Эту историю уже немногие сегодня помнят, но она очень показательна. В 2007 году в Нюрбинском районе одновременно повесились две подруги-школьницы. Первая была лидером в школе, училась хорошо, принимала активное участие как в жизни школы, так и в своем селе. Она и оставила после себя записку, что уходит из жизни из-за неудавшейся любви. А вторая, ее подруга, которая была старше на два года, повесилась «в знак солидарности». У обеих погибших девушек были парни намного старше их, это, как показало расследование трагедии, послужило причиной конфликта.

 Старший брат одной  из девушек подрался с ухажером  своей сестры, так как ему казалось, что их отношения похожи на  совращение малолетней. Об этом  стало известно главе администрации, который пообещал разобраться  с вопросом. Дома произошла очередная  семейная разборка, дело приняло  широкую огласку в селе, что  не могло не травмировать несовершеннолетнюю, и она приняла решение уйти  из жизни. После майских праздников, подруги закрылись в комнате, никого не впускали, потом пошли  в загон для скота и повесились. По официальной версии, молодая  девушка покончила с собой  из-за того, что ей запрещали  встречаться с парнем, она об  этом прямо написала в предсмертной  записке.

 Однако сотрудники  центра психолого-медико-социального  сопровождения, копнув поглубже, выявили абсолютно другую картину.

 В семье у младшей  из повесившихся подруг были  серьезные проблемы: несколько лет  назад у них умерла мать, и  отец настолько ушел в свое  горе, что попросту перестал обращать  на детей внимание. На плечи  хрупкой девочки легли все  бытовые проблемы. Она готовила  для всех, стирала, смотрела за  коровами, вдобавок в школе была  лидером, училась хорошо, выступала  на местных концертах. Но она  не могла долго нести такой  груз, при этом отец практически  ей не помогал, после смерти  жены иногда выпивал и полностью  растворился в своем горе. Девочка, не найдя любви в семье, искала  ее на стороне и начала встречаться  с молодым человеком, который  был намного ее старше. То, что  ее хотели с ним разлучить, просто послужило детонатором  срыва, который назревал в ней  долгое время.

 «НВ» данный случай  прокомментировала Татьяна Мартынова, заместитель руководителя Центра  психолого-медико-социального сопровождения  Министерства образования:

- Девочка стала в семье  маленькой мамой. Для подростка  это непосильная ноша, а отец  отдалился от нее в силу  своего горя. А вторая девочка  была просто ведомой. У нее  в семье внешне все было  благополучно, но потом выявились  проблемы. В психологии есть такой  термин «моральная жестокость»  – это когда родители слишком  опекают ребенка, не вооружают  теми жизненно важными социальными  навыками, которые необходимы для  самостоятельной жизни. И в тот  момент, когда нужно было принять  решение, ребенок поддался влиянию  лидера, более сильного человека.

 

Общее количество суицидов по республике, по данным Государственного комитета статистики:

 

2009 – 445

2010 – 391

2011 (январь-ноябрь) - 354

 

Приемные дети – особая тема

1 января 2012 года в своей  родной деревне повесился 15-летний  мальчик. Казалось бы, причин для  суицида у ребенка никаких  не было – родители у него  непьющие, к сыну относились хорошо, сильно не баловали, но и в  строгости не держали. Мальчик  уехал учиться в техникум в  поселок Жатай, и проблем в учебе у него не наблюдалось. В плане любовных отношений у парня тоже все было в порядке – у него была девушка из Якутска, и никаких ссор у них не было. Она до сих пор ходит к психологу, потому что никак не может оправиться от потрясения. Как выяснилось позже, М. незадолго до суицида часто ее спрашивал: «Что бы ты почувствовала, если бы меня вдруг не стало?». Выходит, мысль о самоубийстве сидела в его голове уже давно.

 Его родители были  неродными, мальчика взяли к себе  совсем еще ребенком, и, казалось  бы, дали ему все, что могут  дать любящие мама и папа. Бытует  мнение, что «мама – это не  та, которая родила, а та, которая  воспитала». Но Татьяна Мартынова  считает, что многие такие дети  имеют большие риски по мере  взросления:

Информация о работе Взаимосвязь между депрессивностью, агрессивностью и склонностью к суициду у несовершеннолетних с девиантным поведением