Взаимосвязь мотивации достижения и самооценки личности студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 20:32, дипломная работа

Описание работы

В связи с этим целью исследования является изучение особенностей мотивации достижения и самооценки личности студентов.

Гипотезы: мы предполагаем, что

1). существуют гендерные различия в самооценке и мотивации достижения у студентов;

2). существует связь между самооценкой и мотивацией достижения у студентов.

Задачи:

1. Рассмотреть понятие самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов;

2. Определить психологическую сущность мотивации достижения и ее связи с самооценкой;

3. Определить самооценку у юношей и девушек студенческого возраста;

4. Изучить мотивацию достижения у юношей и девушек студенческого возраста;

5. Определить наличие гендерных особенностей в мотивации достижения и самооценке у студентов ;

6. Выявить взаимосвязь между мотивацией достижения и самооценкой у студентов.

Содержание работы

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования самооценки и мотивации достижения в трудах отечественных и зарубежных психологов 7

1.1 Психологические подходы к определению самооценки 7

1.2 Понятие мотивации достижения и ее связь с самооценкой 18

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей мотивации достижения и самооценки личности студентов 28

2.1.Организация исследования 28

2.1 Анализ результатов иследования 35

Выводы 46

Заключение 48

Список литературы 51

Приложения 54

Файлы: 1 файл

Психологическая сущность самооценки.doc

— 353.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

 

Введение

Глава  1. Теоретические аспекты исследования самооценки и мотивации достижения в трудах отечественных и зарубежных психологов

1.1 Психологические подходы к определению самооценки

1.2 Понятие мотивации достижения и ее связь с самооценкой

Глава  2.  Эмпирическое исследование особенностей мотивации достижения и самооценки личности студентов

2.1.Организация исследования

2.1 Анализ результатов иследования

Выводы

Заключение

Список литературы

Приложения


Введение

 

Актуальность. Многие исследователи отмечают, что на современном этапе развития психологической науки, особенно в последнее десятилетие, значительно усилился интерес ученых к проблемам мотивации. Проблемы мотивации — исследование причин, целей и различных обусловленных ими форм деятельности — являются одними из ведущих в науках о человеке. Они имеют большое методологическое, теоретическое и практическое значение, поэтому многие из основоположников психологии, их последователей и современных ученых внесли свой вклад в развитие теории мотивов и мотивации.

В трудах таких выдающихся отечественных психологов, как Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, В.К. Вилюнас, Л.С. Выготский, Ю.Б. Гиппенрейтер, И.А. Джидарьян, В.А. Иванников, В.И. Ковалев, А.Н. Леонтьев, B.C. Мерлин, С.Л. Рубинштейн, Б.А. Сосновский, П.М. Якобсон и др. описаны исследования, касающиеся вопросов мотивации, мотивообразования. Решению задач, связанных с проблемами мотивации, посвящены работы А.Г. Александрова, В.Г. Асеева, И.А. Васильева, Е.П. Ильина, В.Г. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, М.Ш. Магомед-Эминова, Ю.М. Орлова, В.И. Чиркова и др.

Большой вклад в изучение вопросов, касающихся структуры и функций мотива, формирования мотивационной сферы и ее роли в процессе развития личности, внесли видные зарубежные исследователи: Дж. Аткинсон, Д. Мак-Клелланд, К. Левин, А. Маслоу, Ж. Нюттен, X. Хекхаузен и др. Несмотря на расхождения во взглядах различных авторов относительно понимания природы, структуры и функций мотива, все они едины в одном — изучение вопросов, связанных с мотивацией личности, является приоритетной областью психологии.

Проблема изучения мотивационной сферы человека становится особенно актуальной в студенческом возрасте , поскольку одной из важнейших задач обучения является развитие личности студентов в процессе формирования будущего специалиста-профессионала. На успешность обучения, выполнения профессиональной деятельности, личностную активность студентов в учебном процессе и успешность в будущей профессиональной деятельности влияет мотивация достижения.

Мотивация достижения может быть определена как попытка увеличить или сохранить максимально высокими способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности и где выполнение подобной деятельности может, следовательно, привести или к успеху, или к неудаче.

Другим фактором регуляции деятельности студента является его самооценка. Самооценка представляет собой глубокое, ощущаемое всем организмом чувство самоценности. Положительная самооценка означает полное и безусловное принятие себя при объективном осознании того, что у человека есть и сильные, и слабые стороны, и положительные, и отрицательные качества.

Адекватная самооценка придает человеку уверенность в себе, позволяет успешно ставить и достигать целей в карьере, бизнесе, личной жизни, творчестве, придает такие полезные качества как инициативность, предприимчивость, способность адаптации к условиям различных социумов. В исследованиях, проведенных  Ливануэем и Уайли, было установлено, что людям  с высокой самооценкой  легче смириться с неудачами, которые у них случаются реже, так как,  как правило,  они работают эффективнее, чем люди с низкой самооценкой. Большинство людей с низкой самооценкой выбирают  простые задачи, так в этом случае они уверены в успехе.

В связи с тем, что вуз должен способствовать становлению студента как активного субъекта своей деятельности, способного преодолевать трудности, стремящегося к успеху, к высококачественному выполнению деятельности, исследование особенностей мотивации достижения и самооценки у студентов является актуальным .

В связи с этим целью исследования является изучение особенностей мотивации достижения и самооценки личности студентов. 

Объект исследования: мотивация достижения и самооценка.

Предмет исследования: особенности взаимосвязи мотивации достижения и самооценки личности у студентов.

Гипотезы: мы предполагаем, что

1).             существуют гендерные различия в самооценке и мотивации достижения у студентов;

2).             существует связь между самооценкой и мотивацией достижения у студентов. 

Задачи:

1.      Рассмотреть понятие  самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов;

2.      Определить психологическую сущность мотивации достижения и ее связи  с самооценкой;

3.      Определить самооценку у юношей и девушек студенческого возраста;

4.      Изучить мотивацию достижения у юношей и девушек студенческого возраста;

5.      Определить наличие гендерных особенностей в мотивации достижения и самооценке у студентов ;

6.      Выявить взаимосвязь между мотивацией достижения и самооценкой у студентов.

Для диагностики типа самооценки личности и мотивации достижения были выбраны следующие методики: «Опросник изменения результатирующей тенденции мотивации достижения» А. Мехрабиана и  «Методика исследования самооценки личности» С. А. Будасси.  В качестве методов статистической обработки данных мы использовали U – критерий Манна-Уитни и коэффициент ранговой корреляции Спирмена

Выборку составили студенты 2 курса юридического факультета Высшей школы экономики , 20 юношей и 20 девушек.

Новизна и теоретическая значимость  работы состоит в том, что в ней обобщен опыт исследования самооценки и мотивации достижения, определены их особенности у современных студентов.

Практическая значимость исследования состоит  в возможности использования его результатов для усовершенствования учебно-воспитательного процесса в высшей школе  с целью  развития гармоничной и социально активной личности будущих профессионалов.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения , списка литературы и приложений


Глава  1. Теоретические аспекты исследования самооценки и мотивации достижения в трудах отечественных и зарубежных психологов

 

1.1 Психологические подходы к определению самооценки

 

В понятие «самооценка» входит широкий комплекс физических, поведенческих, психологических и социальных проявлений личности, связанных с оценкой личностью самой себя в данных характеристиках. Изучение данного понятия традиционно начинается с анализа самосознания личности. То есть самосознание выступает тем образованием, из которого вычленяют и пытаются найти место самооценки. Часто исследователи самооценки при ее изучении употребляют, казалось, такие тождественные термины: самосознание, самоотношение, самоуважение и собственно самооценка. Однако, несмотря на тождественность, существуют определенные концептуальные различия, позволяющие определить собственно термин «самооценка»[1] .

В общих чертах отметим, что самооценка в психологии понимается как сложная система, определяющая характер самоотношения индивида и включающая общую самооценку, отражающую уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя, и частные самооценки, характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельности.

Азимова Р.Н. отмечает, что «самооценка может быть разного уровня осознанности»[2]. В современной психологической науке существует ряд теоретических подходов, связанных с проблемой самооценки, с природой ее формирования и развития.

Отечественная наука в контексте фундаментальных положений теории Л.С. Выготского рассматривает самооценку как компонент самосознания личности в концепции деятельности и общения: «Все процессы самосознания носят опосредованный характер, поскольку они развиваются в деятельности человека и его общении с другими людьми»[3].

В трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, И.И. Чесноковой, В.В. Столина, А.Г. Спиркина проанализирован вопрос о становлении самосознания и самооценки в контексте развития личности. Данные авторы понимают самооценку как сложный и многогранный компонент самосознания (сложный процесс опосредованного познания себя, развернутый во времени, связанный с движением от единичных, ситуативных образов через интеграцию подобных ситуативных образов в целостное образование - понятие собственного), являющийся прямым выражением оценки других лиц, участвующих в развитии личности.

По А.Н. Леонтьеву самооценка это  чувство, устойчивое эмоциональное отношение, имеющее «выраженный предметный характер, который является результатом специфического обобщения эмоций»[4].

Эту связь когнитивного и эмоционального раскрывает И.И. Чеснокова. Она считает  самооценку  обобщенным результатом познания себя и эмоционально ценностного отношения к себе. И.И. Чеснокова выделяет общую самооценку, которая представляет собой синтез и обобщение отдельных самооценок и отражается понимание личностью ее сущности. «Переживания, связанные с самосознанием, обобщаются в эмоционально-ценностное отношение к себе. Обобщенные результаты познания себя и эмоционально-ценностное отношение к себе закрепляется в самооценку, которая включается в регуляцию поведения личности как один из определяющих мотивов»[5] .

В работах И.И. Чесноковой, В.В. Столина, С.Р. Пантилеева и ряда других авторов самооценка определяется как центральное звено сферы самосознания личности, выполняющим, прежде всего, регуляторные функции в поведении. Развитие этой функции исследователи связывают со становлением  устойчивости самооценки, так как именно устойчивая самооценка выражает уже сформировавшееся отношение человека к себе и может оказывать существенное влияние на его поведение.

Действенная  природа самооценки проявляется в единстве двух ее компонентов - когнитивного и эмоционального. М.И. Лисина и другие исследователи отмечают, что существуют принципиальные различия в генезисе этих двух психических образований. Когнитивная часть образа (как и представление о своих возможностях) возникает в основном в результате опыта индивидуальной деятельности ребенка, аффективная - благодаря опыту общения и взаимодействия, где происходит ассимиляция ребенком отношения к нему окружающих людей (хотя в общении рождаются и важные когнитивные элементы образа).

Наиболее продуктивная позиция в изучении развития самосознания детей представлена в исследованиях М.И. Лисиной и ее учеников. Характеризуя структуру самосознания ребенка, М.И. Лисина подчеркивала, что отражение отдельных качеств находится на периферии образа Я, а место его центрального, ядерного образования, называемого «общей самооценкой», занимает «целостное отношение ребенка к себе», которое имплицитно базируется на отношении близких взрослых к ребенку. В тех случаях, когда взрослые не выражают своего отношения к младенцу, а ограничиваются физическим уходом (как это, например, бывает в домах ребенка), ребенок не выделяет себя, а его самосознание остается неразвитым[6] .

По мнению С.Л.Рубинштейна, самооценка выражает фундаментальные свойства личности и, наряду с другими факторами,  отражает ее направленность и активность .

А.В.Петровский и М.Г.Ярошевский используют термин образ Я – относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переливаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими. При этом самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Но она показывает лишь степень адекватности Я-образа исходя из соотношения Я-идеального и Я-текущего[7].

В.Ф.Сафин, исходя из концепции целостной самооценки (а не соотношения) субъекта, выделяет целый ряд аспектов, среди которых особенно выделяется самоуважение. Этот вид самооценки – результат соотнесения своего отношения, оценки с отношением к субъекту окружающих, с оценкой его "значимыми другими".  Но самоуважение более глубокое, глобальное образование, чем отдельные самооценки. Если "я-образы" больше когнитивные образования, то самоуважение – целостное эмоционально-ценностное отношение. Хотя В.Ф.Сафин несколько противоречит сам себе, определяя относительно самостоятельные виды самооценки как эмоционально-когнитивно-ценностным отношением к себе как активному субъекту деятельности. Первый из аспектов можно назвать самооценкой сферы интеллектуальных возможностей, второй – самооценкой сферы мотивационно-потребностных сил, третий – самооценкой относительно устойчивых, закрепившихся наличных свойств (физических, психофизиологических, характерологических)[8] .

Из современных разработок, несомненно, представляет интерес теория О.А. Белобрыкиной, автор выделяет общую самооценку - как базовое ядро личности, включающее в себя устойчивую совокупность знаний о себе и частные самооценки, формирующиеся на основе выполнения определенных деятельностей личностью[9] .

Также достойна внимания и теория Р. Азимовой, в которой  самооценка есть  действующая динамичная система, определяющая положительную и отрицательную структуру намерений и поступков личности [10].

Информация о работе Взаимосвязь мотивации достижения и самооценки личности студентов