Взаимосвязь мышления и речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2014 в 12:39, доклад

Описание работы

Проанализировав взаимосвязь мышления и речи Выготский формулирует следующие выводы:
- мышление и речь имеют различные генетические корни;
- их развитие идет по различным линиям, независимо друг от друга;
- отношения между ними постоянно меняются;

Файлы: 1 файл

Реферат по психологии.docx

— 18.24 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад по психологии

На тему:

«Взаимосвязь мышления и речи»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила студентка Д-43

Уранова Екатерина

 

 

 

 

Связь мышления и речи очевидна , тем не менее она представляет собой проблему, которая долго не была решена в психологической науке. Так или иначе смотрели на соотношение мышления и речи представители ассоцианизма, Вюрцбургской школы и бихевиористы. Ассоциативная психология рассматривала связь между словом и мыслью как ассоциативную, устанавливающуюся в результате многократного совпадения восприятия предмета и слова, его обозначающего. Понимание речи заключается в цепи ассоциаций, возникающих под влиянием знакомых образов слов. Выражение мысли в слове есть обратное движение по ассоциативным путям от мыслимых предметов к их словесным обозначениям. Вюрцбургская школа ставила перед собой задачу изучать «чистое» мышление, в отрыве от речи.

 Связь  между мысль и речью носит внешний характер. В бихевиоризме, напротив, мышление и речь отождествлялись между собой. По мнению Выготского сложнейшая проблема взаимосвязи мышления и речи в первом случае и во втором случае не решалась. ( В Вюрцбургской школе и ассоцианизме «узел разрубался», а в бихевиоризме отрицалось наличие проблемы). Чтобы « развязать этот узел» необходим новый подход, новый метод, полагал Выготский. Метод, приводящий исследователей в тупик – это метод разложения целого на элементы, в результате чего возникает образование, чужеродное целому. Этот анализ игнорирует моменты целостности и единства и заменяет его внешними механистическими отношениями двух чужеродных друг другу процессов. Этому анализу Выготский противопоставил анализ по единицам. Единица обладает всеми свойствами целого и является неразложимой далее его клеточкой. Единицей анализа взаимосвязи мышления и речи является значение слова. Слово относится к группе предметов, поэтому слово – это скрытое обобщение. Но обобщение – это акт мысли. Поэтому значение относится и к мышлению и к речи, поэтому она есть единица речевого мышления. Задача состоит в том, чтобы изучить развитие, функционирование этой единицы.

Первоначальная функция речи – коммуникативная, Но общение невозможно без обобщения. Поэтому значение – единство общения и обобщения. Для изучения этой связи Выготский выбрал каузально-генетический анализ развития связи между мышлением и речью. Главный факт, который он установил в процессе этого анализа, состоит в том, что отношения между этими процессами – величина переменная. Как в филогенезе. Так и в онтогенезе линии их развития то сходятся, даже сливаются, то расходятся. В филогенезе мышление и речь имеют разные генетические корни. Ручной интеллект – первая фаза в развитии мышления, но фаза доречевая. Речь животных не обозначает, она не является знаком объективного.

Проанализировав взаимосвязь мышления и речи Выготский формулирует следующие выводы:

- мышление  и речь имеют различные генетические  корни;

- их развитие  идет по различным линиям, независимо  друг от друга;

- отношения  между ними постоянно меняются;

- у животных  есть человекоподобный интеллект  в одних случаях и человекоподнобная речь в других;

- у животных нет тесной связи между мышлением и речью;

- в филогенезе есть доречевая стадия в развитии мышления и доинтеллектуальная – в развитии речи.

В онтогенезе также существует независимость зачатков мышления от речи. Первоначально развивается социальная функция речи (Ш.Бюлер). Однако около двух лет линии развития мышления и речи пересекаются и это является ключевым моментом, дающим начало совершенно новой форме поведения – человеческой форме. Штерн показал, что ребенок делает открытие: каждая вещь имеет свое имя. Если первая фаза в развитии речи является аффективно-волевой, то вторая – интеллектуальной. В этом генетическом пункте пересечения мышления и речи завязывается тот узел, который называется проблемой мышления и речи. Для того, чтобы открыть сигнификативную функцию речи, нужно мыслить.

В онтогенезе взаимосвязь мышления и речи характеризуется следующими закономерностями:

- мышление и речь также имеют различные генетические корни;

- в развитии речи есть доинтеллектуальная стадия, а в развитии мышления – доречевая;

до известного момента их развитие идет по разным линиям;

в момент, когда они пересекаются, мышление становится речевым, а речь – интеллектуальной.

Путь к человеческому мышлению и к человеческой речи не совпадают в животном мире, т.к. их генетические корни различны. Связаны ли мышление и речь у взрослых людей? Их отношения можно обозначить частично пересекающимися окружностями. Часть мышления является неречевым, так же как и не любая речь является интеллектуальной. Однако они находятся под отдаленным влиянием этого единства.

 


Информация о работе Взаимосвязь мышления и речи