Взаимосвязь обучения и развития психики ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

Социально-психологическая социализация (от лат. Socialis - общественный) - это процесс вхождения индивида в общество, социализации личности , активного усвоения им социального опыта, социальных ролей, норм, ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе.
В процессе социализации у человека формируются социальные качества, знания, умения, соответствующие навыки, что дает ему возможность стать дееспособным участником социальных отношений. Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на личность разных обстоятельств жизни, так и при условии целенаправленного формирования личности.

Файлы: 1 файл

5.docx

— 26.03 Кб (Скачать файл)

Целенаправленное воспитание в идеале предполагает максимально  управлять процессом социализации. Однако полное устранение стихийного начала из процесса социализации личности представляется невозможным, а установка  на возможность этого - ошибочной  и иллюзорной, ведь развитие и становление  общества и его членов всегда сохраняет  особенности природно-исторического  процесса, который включает в себя сложную диалектику сознательного  и стихийного.

Социализация человека разворачивается  по конкретным условиям жизнедеятельности  индивида.

Этот процесс охватывает все аспекты приобщения личности к культуре, обучению и воспитанию, с помощью которых человек  приобретает способность участвовать  в общественной жизни.

Успешной социализации способствует действие таких факторов, как ожидание, изменение поведения и стремление соответствовать этим ожиданиям. Приобщаясь в процесс исторической практики, индивид проявляет свою социальную сущность, формирует социальные качества, приобретает личный жизненный опыт. Объективно, формируя и развивая собственное  «Я», человек не может существовать без общения и деятельности.

 

 

Следовательно, основными сферами социализации можно считать деятельность, общение и самосознание. В деятельности человек выражает себя как общественный индивид, проявляет личностные качества, самостоятельность, инициативу, творчество и профессионализм, усваивает новые виды проявления собственной активности.

В сфере общения происходит углубленное понимание себя и  других участников коммуникативного процесса, обогащению содержания взаимодействия и восприятия людьми друг друга. Сфера  самосознания предполагает становление  «Я-концепции» индивида, осмысления своего социального статуса, освоение социальных ролей, формирование социальной позиции, моральной ориентации человека.                                                                         Под способами социализации ученые преимущественно понимают конкретные виды взаимодействия индивида со средой, с помощью которых он активно приобщается к общественной жизни и усваивает социальный опыт. Способы зависят как от особенностей самой личности, так и от социальной ситуации, в которой индивид оказывается.

Вышесказанное позволяет  говорить о внешнем и внутреннем проявлении отношения личности к  условиям жизнедеятельности, которые  не всегда совпадают, т.е. содержание социализации не будет полным, если его оценивать  только по внешним признакам. Речь идет также о внешних и внутренних критериях процесса социализации.

Среди критериев социализированности личности выделяют:

содержание сформированных установок, стереотипов, ценностей, картин мира; адаптируемость личности, ее типичное поведение, образ жизни;

 

 

  • социальная идентичность, независимость личности, уверенность, самостоятельность.

В условиях демократических форм взаимодействия возможны такие способы социализации, как : индивидуализация; актуализация «Я»; самореализация (проявление собственного «Я», превращения потенциальных возможностей в актуальные, удовлетворение потребности в самореализации, уверенность в высказывании мнений, самостоятельность в решении проблем, инициативность ); интеграция(приобщение личности к нормам и ценностям сообщества, мировых социальных институтов и к цивилизации за счет развития и обогащения национальной культуры); конструктивное взаимодействие (усвоения индивидом идеалов, ценностей социальной жизни путем саморазвития и воспитания и содействия прогрессу социального окружения).

При тоталитарных условиях жизнедеятельности человека наблюдаются, по мнению Э. Фромма, такие способы социализации, как мазохизм (моральное унижение, подчинение, садизм (обретение над другими неограниченной власти), деструкция (человек избавляется от чувства собственного бессилия путем разрушения окружающей среды), конформизм ( отказ от собственного «Я», унификация «Я»).


Информация о работе Взаимосвязь обучения и развития психики ребенка