Взаимосвязь понятий: личность, группа, коллектив

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 10:58, реферат

Описание работы

Давно замечено, и это наблюдение отчетливым образом отразилось в теориях личности, что группа оказывает существенное влияние на психологию и поведение индивида. Часть изменений, порождаемых психологическим влиянием группы, исчезает, как только человек выходит из сферы воздействия группы, другие продолжают существовать, оставляя заметный след в личности и при определенных условиях превращаясь в личностные черты.

Содержание работы

1. Взаимосвязь понятий: личность, группа, коллектив……………………………3
1.1 Положительное воздействие общности на индивида. Группа как источник духовных ценностей………………………………………………………………….3
1.2 Отрицательное влияние группы на личность…………………………………..5
1.3 Восприятие и понимание людьми друг друга……………………………….....8
1.4 Самочувствие личности в группе……………………………………………...10
2 Психологические особенности и структура преступной группы……………..13
2.1 Психолого-правовая оценка организованных преступных формирований...13
2.2 Типы преступных формирований: случайная преступная группа, организованная, устойчивая и другие…………………………………………..…16
2.3 Структура преступной группы, ее признаки………………………………….17
2.4 Психология межличностных отношений в различных преступных формированиях……………………………………………………………………...21
2.5 Круговая порука в преступной группе……………………………………...…23
Библиографический список……………………………………………….………..25

Файлы: 1 файл

Юридическая психология 26 вариант.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Южно-Уральский государственный университет»

(Национальный исследовательский университет)

Факультет «Подготовки сотрудников правоохранительных органов»

Кафедра «Социальных дисциплин и управления»

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По дисциплине «Юридическая психология»

ЮУрГУ 030900. 2014. 226

Вариант №26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рег. №____________________

 

 

Выполнил:

Студент группы 461

______________(Смарчков А.В.)

       (подпись)           (расшифровка)

 «___»____________2014 года

 

Проверил:

_____________________________

 

Работа _______________________

                         (зачтена/незачтена)

______________(______________)

       (подпись)                  (расшифровка)

«___»____________2014 года

 


 

 

Челябинск, 2014

 

Содержание

 

1. Взаимосвязь понятий: личность, группа, коллектив……………………………3

1.1 Положительное воздействие общности на индивида. Группа как источник духовных ценностей………………………………………………………………….3

1.2 Отрицательное влияние группы на личность…………………………………..5

1.3 Восприятие и понимание людьми друг друга……………………………….....8

1.4 Самочувствие личности в группе……………………………………………...10

2  Психологические особенности и структура преступной группы……………..13

2.1 Психолого-правовая оценка организованных преступных формирований...13

2.2 Типы преступных формирований: случайная преступная группа, организованная, устойчивая и другие…………………………………………..…16

2.3 Структура преступной группы, ее признаки………………………………….17

2.4 Психология межличностных отношений в различных преступных формированиях……………………………………………………………………...21

2.5 Круговая порука в преступной группе……………………………………...…23

Библиографический список……………………………………………….………..25

 

 

1. Взаимосвязь понятий: личность, группа, коллектив

 

1.1 Положительное воздействие общности на индивида. Группа как источник духовных ценностейформирование группа духовный ценность

 

Давно замечено, и это наблюдение отчетливым образом отразилось в теориях личности, что группа оказывает существенное влияние на психологию и поведение индивида. Часть изменений, порождаемых психологическим влиянием группы, исчезает, как только человек выходит из сферы воздействия группы, другие продолжают существовать, оставляя заметный след в личности и при определенных условиях превращаясь в личностные черты.

Можно с некоторыми оговорками принять тот факт, что человек как личность есть продукт, результат многочисленных остаточных групповых влияний, что почти все (за исключением генетически и физиологически обусловленных особенностей) в его психологии и поведении складывается и закрепляется под влиянием участия в деятельности различных социальных больших и малых групп. Каждая из значимых (референтных) социальных групп вносит свой вклад в психологию и поведение личности, и этот вклад отнюдь не является однозначно положительным или отрицательным. Он различен, и об этом в первую очередь свидетельствует наличие у людей множества достоинств и недостатков, большую часть которых они приобрели, находясь в группах.

Рассмотрим в обобщенном виде основные факты, свидетельствующие о положительном и отрицательном влиянии группы на индивида1.

Положительное влияние группы на формирование и развитие личности состоит в следующем (далее эти положения раскрываются подробнее):

В группе индивид встречается с людьми, которые являются для него основным источником духовной культуры.

Отношения между людьми, складывающиеся в группах, несут в себе позитивные социальные нормы и ценностные ориентации, которые усваиваются личностью, включенной в систему групповых взаимоотношений.

Группа является таким местом, где индивид отрабатывает свои коммуникативные умения и навыки.

От участников группы индивид получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя, сохранять и укреплять все положительное в своей личности, избавляться от отрицательного и недостатков.

Группа снабжает индивида системой положительных эмоциональных подкреплений, необходимых для его развития. Лишь постоянное общение индивида с более развитыми, чем он сам, личностями, обладающими ценными знаниями, умениями и навыками, обеспечивает ему возможность приобщения к соответствующим духовным ценностям. Почти у каждого человека есть чему научиться у других людей, и практически в каждой группе он встречает таких людей.

Вся человеческая жизнь протекает в рамках тех или иных социальных групп. Обучаясь в школе, поступив на работу, отдыхая, человек все время вступает во взаимоотношения с окружающими, сталкивается с различного рода объединениями людей. В этих связях выделяются две системы-деловые отношения, которые возникают между людьми как носителями определенных общественных функций, и личные отношения, которые складываются на основе симпатий или антипатий, притяжения или отталкивания и т. д.

Только через прямое общение и личные контакты в группах одни люди передают другим свой жизненный опыт. Этот опыт включает практически все человеческое, что есть в современном человеке, от элементарных гигиенических навыков и пользования речью до нравственных ценностей и способностей к различным видам деятельности. Чем больше разнообразных групп, активным участником которых становится индивид в процессе его жизни, тем больше у него возможностей для развития, приобретения разнообразных ценных человеческих качеств. В особенности это касается высшей духовной культуры, которая передается от человека к человеку только в результате обучения и воспитания, через прямое межличностное групповое общение.

На психологию индивида группа влияет через систему складывающихся в ней отношений, в частности - через отношения данного индивида с остальными участниками группы.

Нигде, кроме группы, человек не в состоянии усвоить речь и научиться пользоваться ею. Важным фактором индивидуального психологического развития человека являются его знания о самом себе. Иначе, как от других людей, в процессе непосредственного общения с ними, он эти знания получить не может. Группа и составляющие ее люди являются для индивида своеобразным зеркалом (вернее - разными зеркалами, каждое из которых по-своему отражает его), в котором выражается человеческое «Я».

 

1.2 Отрицательное влияние группы  на личность

 

Без общества не может быть человека - это аксиома. Группа оказывает на личность положительное воздействие, помогает изучении себя и в обретении нравственных и духовных ценностей, позволяет человеку реализовать себя в социальном плане и так далее. Все это несомненно.

Но у всего есть две стороны - белое и черное, Инь и Янь, холодное и горячее. Так и влияние группы на личность может быть не только положительным, но и отрицательным.

Отрицательное проявляется тогда, когда человек начинает воспринимать группу, как непререкаемый авторитет, относится к мнению группы некритично и полностью подчиняется ему. Фактически - становится конформистом.

Конформизм (от лат. подобный) - это изменение мнений, установок и поведения индивидов под влиянием окружающих. В классических экспериментах М. Шерифа, С. Аша, Р. Кратчфилда и С. Милграма было показано, что под влиянием высказываний и поведения, демонстрируемых специально проинструктированными испытуемыми (так называемой подставной группой), значительная часть участников эксперимента изменяла свои первоначальные суждения, оценки и поведение.

Подобное отношение приводит к возможности манипуляций человеческим сознанием с упором на авторитет. Психологами неоднократно проводились эксперименты, связанные с таким типом манипуляций. Авторитет-это мощное оружие воздействия2.

Групповое давление - это процесс влияния установок, норм, ценностей и поведения членов группы на мнения и поведение индивида. Нормативное влияние характеризуется принятием индивидом мнения большинства в качестве групповой нормы, зависимостью индивида от группы и его стремлением к согласованию своего поведения и своих установок с поведением и установками группы. Информационное влияние характеризуется влиянием других членов группы как источника информации, важной для принятия решения и учитываемой индивидом.

Внешний конформизм (уступчивость, приспособление) характеризуется внешним согласием с мнением группы или поведением, соответствующим групповым нормам, при котором внутренне индивид проявляет несогласие, но не демонстрирует его, чтобы не вступать в открытую конфронтацию с группой. Внутренний конформизм (одобрение, согласие) характеризуется изменением первоначальной позиции индивида в пользу группы.

Внешне сходное «конформное» поведение может иметь в своей основе принципиально разные психологические механизмы. Психологическими механизмами внутреннего конформизма могут служить идентификация (полное или частичное уподобление индивида партнеру по взаимодействию или группе в целом в силу позитивного эмоционального отношения к ним) и интернализация, т. е. внутреннее усвоение установок и ценностей других индивидов или группы в целом, принятие их как своих собственных.

Нечто подобное происходило с палачами, тот же метод воздействия применялся во время второй мировой войны: люди подчинялись авторитетам, подчинялись полностью. А с учетом того, что они находились в группе, каждый начинал считать, что раз подчиняются остальные, то, значит, все хорошо и правильно, и он тоже должен подчиниться. Авторитет группы начинал существовать отдельно от каждого из ее членов и становился абсолютно непререкаемым. Концлагеря, сожженные заживо люди, жуткие эксперименты, о которых столько написано - это в большой степени результат воздействия группы на индивидуума.

Есть еще один нюанс группы, связанный с ее воздействием на творческую личность. Оригинальные идеи, для которых не существует привычной технологии работ или штампа , чаще всего отвергаются группой, так как они просто непонятны. Исследования Бехтерева доказали, что принятие коллективного творческого решения методом простого голосования заканчивается тем, что конечный результат оказывается более низкого качества, чем индивидуальное творчество личностей, входящих в группу испытуемых.

Чтобы избежать отрицательного влияния группы на индивидуума, человек должен относится критически к любому предлагаемому ему образцу, он должен принимать его не потому, что «все так делают», а в том случае, если этот образец оказывается созвучным его собственному мнению.

 

1.3.Восприятие и понимание людьми  друг друга

преступный формирование группа духовный ценность

Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и составляет то, что называют перцепцией. Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком -партнером по общению также, как личность. На основе внешней стороны поведения мы, по словам С.Л.Рубинштейна, как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что познавая другого, формируется сам познающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности "прочтения" другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.

Однако в процессы общения включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию3.

Одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление (идентификация) себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким примером, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.

Установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением - эмпатией. Эмпатия также определяется как особый способ восприятия другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, как это имеет место при взаимопонимании, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы.

Процесс понимания друг друга «осложняется» явлением рефлексии. Под рефлексией здесь понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразно удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается мой внутренний мир.

Есть некоторые факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. Основные из них таковы:

1. Наличие заранее заданных установок, оценок убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека.

2. Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт4.

Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, например, имеют "готовое" суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз повстречали или увидели его.

Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.

Информация о работе Взаимосвязь понятий: личность, группа, коллектив