Взаимосвязь смысложизненных ориентаций личности с типом корпоративной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 09:30, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: корпоративная культура.
Предмет исследования: взаимосвязь типа корпоративной культуры со структурой социальных ценностей и смысложизненных ориентаций.
Цель исследования: выявление взаимосвязи между типом корпоративной культуры, ценностями и смысложизненными ориентациями членов трудового коллектива.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Раздел I. Теоретические основы корпоративной культуры и климата на предприятии, ценностных и смысложизненных ориентаций………………....5
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты формирования корпоративной культуры и климата на предприятии…………………………5
Общие понятия и сущность корпоративной культуры………………....5
Социально-психологический климат: диагностика и формирование…17
Глава 2. Теоретико-методологические основы исследования проблем ценностных и смысложизненных ориентаций………………………………...27
2.1. Теоретические подходы к определению понятий ценности и ценностные ориентации…………………………………………………………27
2.2. Смысл жизни как интегральная смысловая ориентация……………….42
Раздел II. Организация и методология исследования………………………...46
Глава 1. Методики исследования………………………………………………46
Описание методик………………………………………………………..46
Анализ и обсуждение результатов………………………………………50
Заключение……………………………………………………………………….54
Библиография…………………………………………………………………….55

Файлы: 1 файл

Титульный лист.doc

— 255.50 Кб (Скачать файл)

Г.Л. Тульчинский (1990) выделяет три аспекта проблемы смысла жизни: 1) смысл жизни как социально-идеологическая модель должного; 2) как объективная  направленность жизнедеятельности, которая может и не осознаваться; 3) как субъективно осознаваемый смысл. Иные аспекты выделяются И.Ф. Вединым (1987): 1) объективные основания смысла; 2) реализация этих оснований; 3) представления о смысле. На уровне индивидуальной личности обе эти схемы сливаются в одну базовую оппозицию: объективная осмысленность жизни – субъективные представления о смысле. Этой оппозиции соответствуют две традиции в понимании процесса обретения смысла жизни. Они берут начало из работ, с одной стороны, К.Юнга, сформулировавшего понимание смысла жизни как рефлексивной жизненной задачи, на которую человек должен найти ответ, но встает она не перед каждым, и, с другой стороны, А.Адлера, построившего первую развернутую психологическую теорию смысла жизни как психологической структуры, характеризующей объективную направленность жизни, которая складывается у каждого человека к 3-5 годам без участия сознания и задает общую направленность дальнейшей жизни человека, его жизненные цели и жизненный стиль. Эта оппозиция сохраняет свое значение и в современных исследованиях (Коган, 1984; Немировский, 1990).

Хотя смысл жизни  каждого человека уникален, существуют и смысловые универсалии –  ценности, представляющие собой обобщенные типичные смыслы. По Франклу, человек  не может лишиться смысла жизни ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда может быть найден. Как показывают исследования, возможностей обрести смысл много. Смысл доступен любому человеку, вне зависимости от пола, возраста, интеллекта, образования характера, среды и религиозных убеждений, что подтверждается многочисленными эмпирическими данными, полученными В.Франклом и его последователями. То, что придает жизни смысл, может лежать и в будущем (цели), и в настоящем (чувство полноты и насыщенности жизни), и в прошлом (удовлетворенность итогами прожитой жизни) (Леонтьев Д.А., 1992). Чаще всего смысл жизни и мужчины и женщины видят в семье и детях, а также в профессиональных делах. Вместе с тем это вопрос не познания, а призвания, человек не изобретает или интеллктуально конструирует смысл своей жизни, а находит его посредством конкретных действий.

Таким образом, можно  утверждать, что жизнь любого человека, поскольку она к чему-то устремлена, объективно имеет смысл, который  однако может не осознаваться человеком  до самой смерти. Смысл жизни, таким образом, можно в феноменологическом аспекте определить как более или менее адекватное переживание интенциональной направленности собственной жизни.

Смысл жизни представляет собой концентрированную описательную характеристику наиболее стержневой и обобщенной динамической смысловой системы, ответственной за общую направленность жизни субъекта как целого.

В условиях интенсивных  социально-экономических и психологических изменений, происходящих сегодня в нашей стране, возрастает актуальность изучения особенностей   смысложизненных ориентаций человека на различных этапах профессионального самоопределения.

Под смысложизненными ориентациями (СЖО) принято понимать способ конструирования  человеком собственной жизни  в соответствии с присущей ему системой ценностей, смыслов, целей (Леонтьев Д.А., 1988). Смысложизненные ориентации организуют целостность жизнедеятельности, определяют способ бытия человека, выступая важнейшим критерием социальной зрелости и психологического благополучия. СЖО - это один из важнейших регуляторов социального поведения.

Смысложизненные ориентации – это сложные социально-психологические  образования, порождаемые реальными  значимыми жизненными взаимоотношениями  субъекта и комплексами объектов жизнедеятельности и отражающие индивидуально-значимую интерпретацию существа этих отношений. Смысложизненные ориентации релевантны по отношению ко всему жизненному пути личности, придают динамическое равновесие системе жизненных отношений, задают вектор и границы ее самореализации через структурную организацию главных жизненных целей-ценностей. Смысложизненные ориентации являются структурообразующими подсистемами смысла жизни личности и репрезентируют его структуру как качественно, так и количественно.

Смысложизненные ориентации характеризуются трансситуативностью, трансцендентностью, предельностью, различной степенью осознанности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ II.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ  ИССЛЕДОВАНИЯ.

Глава 1.

Методики исследования.

В эксперименте были использованы следующие методики:

1. «Экспресс-диагностика социальных ценностей», опубликованная Н.П. Фетискиным.

2. Тест смысложизненных  ориентаций Д.А. Леонтьева.

3. «Экспресс-методика»  по изучению социально-психологического  климата в трудовом коллективе  О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто.

Выборка состояла из 10 человек, из них 7 – мужчины, и 3 работника – женщины. В опросе приняли участие сотрудники инженерно-технической службы ТРК «Вега». Возраст респондентов от 25 до 43 лет.

 

    1. Описание методик.

1. «Экспресс-диагностика  социальных ценностей», опубликованная  Н.П. Фетискиным.

Методика способствует выявлению личных, профессиональных и социально-психологических ориентаций и предпочтений. Может быть полезна  как при выборе характера работы, так и при оценки работника  в процессе найма и аттестации кадров.

2. Тест сысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева.

Тест смысложизненных  ориентации является адаптированной версией теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test, PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Методика была разработана авторами на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла и преследовала цель эмпирической валидизации ряда представлений этой теории, в частности представлений об экзистенциальном вакууме и ноогенных неврозах. Суть этих представлений заключается в том, что неудача в поиске человеком смысла своей жизни (экзистенциальная фрустрация) и вытекающее из нее ощущение утраты смысла (экзистенциальный вакуум) являются причиной особого класса душевных заболеваний — ноогенных неврозов, которые отличаются от ранее описанных видов неврозов. Первоначально авторы стремились показать, что а) методика измеряет именно степень «экзистенциального вакуума» в терминах Франкла; б) последний характерен для психически больных и в) он не тождествен просто психической патологии. «Цель в жизни», которую диагностирует методика, авторы определяют как переживание индивидом онтологической значимости жизни.

Адаптация теста осмысленности жизни на русском языке была впервые выполнена К.Муздыбаевым (ИСЭП АН СССР, г.Ленинград). К.Муздыбаев воспроизвел без изменений форму теста Крамбо, заменив при переводе некоторые пункты другими. Согласованность отдельных пунктов с суммарным баллом оказалась довольно высокой (корреляция от 0,37 до 0,71), хотя нельзя исключить предположение о сильном влиянии на ответы фактора социальной желательности. В основном исследовании

К.Муздыбаева, которое  по своим задачам носило социологический характер, участвовали 540 рабочих трех промышленных предприятий г.Ленинграда. Среди полученных в этом исследовании результатов следует назвать следующие. Уровень удовлетворенности смыслом жизни оказался ниже удовлетворенности жизнью в целом, определявшейся на основании прямых вопросов. Показатель осмысленности жизни у мужчин оказался значимо выше, чем у женщин, у женатых (замужних) — выше, чем у холостых (незамужних) и разведенных; наличие детей также коррелировало с осмысленностью жизни. Была выявлена характерная возрастная динамика осмысленности жизни, максимумы которой приходятся на возрастные группы 25—30 и старше 50 лет, а минимумы — на группу до 25 лет и низкое плато, охватывающее возрастные группы от 30 до 50.

Другая русскоязычная  версия теста осмысленности жизни (ОЖ) была разработана и адаптирована Д.А.Леонтьевым (факультет психологии МГУ) в 1986—88 гг. Версия К.Муздыбаева была взята за основу и видоизменена по следующим трем параметрам: были изменены и упрощены формулировки ряда пунктов с сохранением общего их смысла; вместо общего начала предложения с двумя вариантами окончания формулировалась пара целостных альтернативных предложений с одинаковым началом; асимметричная шкала градации ответа от 1 до 7 была заменена симметричной шкалой — 3 2 1 0 1 2 3.Последнее было сделано с целью уменьшения «прозрачности» методики и устранения позиционных эффектов, хотя процедура подсчета суммарного балла при этом несколько усложнилась. Параллельно была переведена на русский язык и шкала поиска смысложизненных целей. Единственное изменение по сравнению с оригинальной версией методики заключалась в том, что семиступенчатый квантификатор был заменен пятиступенчатым («никогда — редко — иногда — часто — постоянно»), поскольку в русском языке не удалось подобрать адекватного набора из семи частотных обозначений.

Тест смысложизненных ориентаций включает, наряду с общим показателем осмысленности жизни, пять субшкал, отражает три конкретных смысложизненных ориентаций и два аспекта локуса контроля:

Субшкала 1. Цели в жизни.

Субшкала 2. Процесс жизни  или интерес и эмоциональная  лабильность.

Субшкала 3. Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией.

Субшкала 4. Локус контроля - Я (Я - хозяин жизни).

Субшкала 5. Локус контроля - жизнь или управляемость жизни.

3. «Экспресс-методика»  по изучению социально-психологического  климата в трудовом коллективе  О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто.

Методика разработана на кафедре социальной психологии факультета психологии Санкт-петербургского Университета.

Опыт показывает, что  проводимые исследования психологического климата, как правило, преследуют две  цели:

1. подтверждение гипотезы  о взаимосвязи между особенностями психологического климата в группах и закономерностями протекания в них ряда процессов, т.е. предположения о том, что производственные, социальные или социально-психологические процессы по-разному протекают в коллективах с различным психологическим климатом;

2. выработку конкретных  рекомендаций по оптимизации  психологического климата в коллективе.

Если для решения  второй группы задач необходимо создание в каждом случае специальной методики, то в первом случае, как показывает практика, возникает потребность делать периодические «срезы» с целью диагностики состояния психологического климата в коллективе, прослеживать действенность тех или иных мероприятий и их влияния на психологический климат и т.д. Такие измерения могут быть полезны, например, при изучении адаптации новых работников, отношения к труду, динамики текучести кадров, эффективности руководства, продуктивности деятельности.

Психологический климат первичного трудового коллектива понимается авторами как социально обусловленная, относительно устойчивая система отношений членов коллектива к коллективу как целому. Методика позволяет выявить эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе. В качестве существенного признака эмоционального компонента рассматривается критерий привлекательности на уровне понятий «нравится – не нравится», «приятный – неприятный». При конструировании вопросов, направленных на измерение поведенческого компонента, выдерживался критерий «желание – нежелание работать в данном коллективе», «желание – нежелание общаться с членами коллектива в сфере досуга». Основной критерий когнического компонента – переменная «знание – незнание особенностей членов коллектива».

 

1.2. Анализ и  обсуждение результатов.

Я сосредоточилась на анализе взаимосвязей типа корпоративной культуры со структурой социальных ценностей и смысложизненных ориентаций членов трудового коллектива. Тип корпоративной культуры – смешанный с незначительным преобладанием адхократического типа. Смешанный тип корпоративной культуры выступает мощным ресурсом, так как такая неопределенность говорит об открытости системы к изменениям, возможности перестановки приоритетов, изменения направления работы. Однако даже незначительное преобладание того или иного типа накладывает определенный отпечаток на всю деятельность.

Для этой профессиональной группы характерно решение проблем  в ходе открытого взаимодействия, постоянный мониторинг проводимой работы, распределений функций и ответственности.

Я предполагаю, что существует взаимосвязь ценностно-смыслового блока с предпочтение того или иного блока с типом корпоративной культуры. В ходе исследования был проведен анализ полученных данных, который позволил выявить ярко выраженные социальные ценности у работников, разделенных по полу. Социальные ценности у мужчин представлены профессиональными, финансовыми и интеллектуальными ценностями. У женщин – социальными, общественными, семейными и финансовыми ценностями. Наименее выражены духовные и физические ценности и у мужчин, и у женщин (таблица 1).

Это может говорить о том, что главным мотивационным конструктором является удовлетворение своих базовых потребностей и организации быта. Положительной тенденцией являются выраженные профессиональные ценности. Интересы работников направлены на труд и на собственное развитие в профессии.

Таблица 1.

Средние показатели социальных ценностей работников.

Информация о работе Взаимосвязь смысложизненных ориентаций личности с типом корпоративной культуры