Взаимосвязь социально-психологического климата и выбора стиля поведения людей в конфликтных ситуациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить взаимосвязь социально-психологического климата и выбора стиля поведения людей в конфликтных ситуациях
Задачи исследования:
Проанализировать психологическую литературу по проблеме исследования.
Изучить понятия социально-психологического климата и конфликтных ситуаций в коллективе.
Определить взаимосвязь социально-психологического климата

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические аспекты взаимосвязи социально-психологического климата и выбора стиля поведения людей в конфликтных ситуациях
1.1. Сущность понятия социально-психологического климата…………6
1.2. Понятие конфликта и стилей поведения людей в конфликтных ситуациях…………………………………………………………………………16
1.3. Взаимосвязь социально-психологического климата и выбора стиля поведения людей в конфликтных ситуациях ………………………………….30
Выводы по первой главе………………………………………………….39
Глава 2 Содержание опытно-экспериментального исследования взаимосвязи социально-психологического климата и выбора стиля поведения людей в конфликтных ситуациях
2.1. Этапы, методы и методики опытно-экспериментального исследования……………………………………………………………………..41
2.2. Коррекционная программа. Проведение опытно-экспериментального исследования……………………………………………..48
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования. Рекомендации по профилактике возникновения конфликтных ситуаций…..56
Выводы по второй главе………………………………………………….64
Заключение………………………………………………………………..65
Литература………………………………………………………………...67
Приложения……………………………………………………………….70

Файлы: 1 файл

Взаимосвязь социально-психологического климата и выбора стиля поведения людей в конфликтных ситуациях.doc

— 607.50 Кб (Скачать файл)


 Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1 Теоретические аспекты взаимосвязи социально-психологического климата и выбора стиля поведения людей в конфликтных ситуациях

1.1. Сущность понятия  социально-психологического климата…………6

1.2. Понятие конфликта и стилей поведения людей в конфликтных ситуациях…………………………………………………………………………16

1.3. Взаимосвязь социально-психологического  климата и выбора стиля поведения  людей в конфликтных ситуациях  ………………………………….30

Выводы по первой главе………………………………………………….39

Глава 2 Содержание опытно-экспериментального исследования взаимосвязи социально-психологического климата и выбора стиля поведения людей в конфликтных ситуациях

2.1. Этапы, методы и методики опытно-экспериментального исследования……………………………………………………………………..41

2.2. Коррекционная программа. Проведение опытно-экспериментального исследования……………………………………………..48

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования. Рекомендации по профилактике возникновения конфликтных ситуаций…..56

Выводы по второй главе………………………………………………….64

Заключение………………………………………………………………..65

Литература………………………………………………………………...67

Приложения……………………………………………………………….70

 

 

 

 

 

Введение

В условиях современной научно-технической  революции постоянно растет интерес  к явлению психологического климата коллектива. Актуальность данной проблемы диктуется, прежде всего, возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний.

Совершенствование психологического климата коллектива и профилактика конфликтных ситуаций – это задача развертывания социального и психологического потенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного образа жизни людей. Формирование благоприятного психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции. Вместе с тем, психологический климат является показателем уровня развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации. А это, в свою очередь, связано с перспективой возрастания социальных факторов в структуре производства, с совершенствованием как организации, так и условий труда.

В психологии конфликт определяется как «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанных с отрицательными переживаниями».

В конфликте всегда присутствует противоречие, столкновение позиций, за которым стоит различие интересов, ценностей или нормативных представлений сторон. Участники конфликта ощущают, что выигрыш первой стороны — это проигрыш для другой.

В конфликте коллектива всегда затрагиваются значимые для  человека интересы или представления (независимо от того, о чем идет речь), что является причиной выраженных отрицательных  эмоций у участников и становится часто основным препятствием в поиске разумного выхода из создавшегося положения.

Конфликт также обязательно  предполагает элемент конфликтного поведения-противодействия, возникающего при попытке решить противоречие.

Цель исследования: изучить взаимосвязь социально-психологического климата и выбора стиля поведения людей в конфликтных ситуациях

Предмет исследования: социально-психологический  климат и выбор стиля поведения  людей в конфликтных ситуациях.

Объект исследования: взаимосвязь социально-психологического климата и выбора стиля поведения  людей в конфликтных ситуациях.

Гипотеза исследования: в конфликтной ситуации люди предпочитают стиль поведения «сотрудничество» при хорошей сплоченности и благоприятном социально-психологическом климате в коллективе.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать психологическую литературу по проблеме исследования.
  2. Изучить понятия социально-психологического климата и конфликтных ситуаций в коллективе.
  3. Определить взаимосвязь социально-психологического климата и             

     выбора  стиля поведения людей в конфликтных  ситуациях.

  1. Разработать коррекционную программу по профилактике возникновения конфликтных ситуаций в коллективе.
  2. Провести математическую обработку и анализ результатов исследования.
  3. Сделать выводы по результатам исследования и разработать рекомендации по профилактике возникновения конфликтных ситуаций в коллективе.

Методы исследования: системный теоретический анализ литературы по проблеме исследования, метод тестирования, метод обработки продуктов деятельности испытуемых, синтез, анализ, метод математической статистики.

Используемые методики: «Экспресс-методика» по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе», «Методика диагностики стиля поведения в конфликтной ситуации К.Томаса».

База исследования: коллектив «Уралобувь».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Теоретические аспекты взаимосвязи социально-психологического климата и выбора стиля поведения людей в конфликтных ситуациях

    1. Сущность понятия социально-психологического климата

 

Психологический климат коллектива всегда характеризуется специфической для совместной деятельности людей атмосферой психического и эмоционального состояния каждого его участника, индивида и, несомненно, зависит от общего состояния окружающих его людей. В свою очередь атмосфера той или иной общности или группы проявляется через характер психической настроенности людей, которая может быть деятельной или созерцательной, жизнерадостной или пессимистичной, целеустремленной или анархичной, будничной или праздничной и т.д.

Этот термин, ныне широко употребляемый, часто принято ставить в один ряд с понятиями духовной атмосферы, духа коллектива и преобладающего настроения [21,с.65].

В психологии утвердилась  точка зрения, согласно которой главной структурой образующей социально-психологический климат является настроение. Сошлемся, в частности, на высказывание известного советского психолога К.К. Платонова, по мнению которого психологический климат (как свойство группы) является одним (хотя и важнейшим) из компонентов внутренней структуры группы, определяется межличностными отношениями в ней, создающими стойкие настроения группы, от которых зависит степень активности в достижении целей.

Социально-психологический  климат коллектива представляет собой  преобладающий и относительно устойчивый психический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности.

Существенным элементом  в общей концепции социально-психологического климата является характеристика его  структуры. Это предполагает вычисление основных компонентов в рамках рассматриваемого явления по некоему единому основанию, в частности по категории отношения. Тогда в структуре психологического климата становится очевидным наличие двух основных подразделений – отношения людей к труду и их отношения друг к другу.

Рис.1

Структура социально-психологического климата

 

В свою очередь отношения  друг к другу дифференцируются на отношения между товарищами по работе и отношения в системе руководства и подчинения [32,с.154-156].

В конечном итоге всё  многообразие отношений рассматривается через призму двух основных параметров психического настроя – эмоционального и предметного.

Под предметным настроем подразумевается направленность внимания и характер восприятия человеком  тех или иных сторон его деятельности. Под тональным – его эмоциональное отношение удовлетворенности или неудовлетворенности этими сторонами.

Социально-психологический  климат коллектива, обнаруживающий себя прежде всего в отношениях людей друг к другу и к общему делу, этим все же не исчерпывается. Он неизбежно сказывается и на отношениях людей к миру в целом, на их мироощущении и мировосприятии. А это в свою очередь может проявиться во всей системе ценностных ориентаций личности, являющейся членом данного коллектива. Таким образом, климат проявляется определенным образом и в отношении каждого из членов коллектива к самому себе. Последнее из отношений кристаллизуется в определенную ситуацию – общественную форму самоотношения и самосознания личности.

В результате создается  определенная структура ближайших и последующих, более непосредственных и более опосредованных проявлений социально-психологического климата [19,с.98].

То обстоятельство, что  отношение к миру (система ценностных ориентаций личности) и отношение к самому себе (самосознание, самоотношение и самочувствие) попадают в ранг последующих, а не ближайших проявлений климата, объясняется их более сложной, многократно опосредованной зависимостью не только от ситуации данного коллектива, но и от целого ряда других факторов, с одной стороны, макромасштабных, с другой – сугубо личностных.

Действительно, отношения  человека к миру формируются в  рамках его образа жизни в целом, который никогда не исчерпывается  предметами того или иного, даже самого значимого для него коллектива.

Аналогичным образом  обстоит дело и с отношением к самому себе. Самосознание человека складывается в течение всей его жизни, а самочувствие находится в существенной зависимости не только от его статуса в трудовом коллективе, но нередко в еще большей мере от семейно-бытового положения и физического здоровья индивида [2,с.147].

Это, разумеется, не снимает  возможности рассмотрения самооценки и самочувствия индивида в данном конкретном коллективе и в зависимости  от него.

На самочувствие личности в коллективе отражаются отношения  личности к определенной группе в целом, степень удовлетворенности своей позицией и межличностными отношениями в группе.

Каждый из членов коллектива на основе всех других параметров социально-психологического климата вырабатывает в себе соответствующее этому климату сознание, восприятие, оценку и ощущение своего «я» в рамках данной конкретной общности людей.

Самочувствие личности в определенной мере может служить  и известным показателем степени развернутости ее духовного потенциала. В данном случае подразумевается психическое состояние, определяемое во многом атмосферой производственного коллектива [1,с.66].

С этой точки зрения самочувствие личности может рассматриваться  как один из наиболее общих показателей  социально-психологического климата.

Рис.2

Показатели социально-психологического климата

А – отношение к делу; Б –  самочувствие личности 
(отношение к самому себе); В – отношение к другим людям.

 

Вместе с тем он не может считаться  вполне основательным для того, чтобы конкретно судить о всех аспектах психологического климата в коллективе, о мере эффективности его деятельности.

Гришина Н.В. при выделении  моделей социально-психологического климата основывается на оценке трех сторон:

  1. уровень развернутости психологического потенциала коллектива;
  2. степень реализации его в данный момент;
  3. тенденция дальнейших изменений психологического потенциала коллектива [15,с.265];

Высокий уровень развернутости  психологического потенциала коллектива, которому соответствует и степень  его реализации. При работе с полной отдачей сохраняется необходимый резерв сил для дальнейшего совершенствования условий и организации труда, не происходит работы на износ. Четкая организация труда и управления в коллективе в сочетании с необходимым резервом сил и удовлетворенностью от ощутимой отдачи открывают перспективу дальнейшего развертывания психологического потенциала коллектива.

Высокий уровень развернутости  психологического потенциала коллектива при крайне низкой степени его реализации в данный момент, что связано с несовершенством сложившейся в рамках системы, выходящей за пределы данного коллектива, организации труда и управления. Отсюда – наметившаяся тенденция свертывания психологического потенциала коллектива и снижения в целом уровня его профессиональной социально-экономической эффективности и тенденции роста неудовлетворенности системой организации и управления, выходящей за рамки данного коллектива, и перерастание этой неудовлетворенности в конфликт.

Информация о работе Взаимосвязь социально-психологического климата и выбора стиля поведения людей в конфликтных ситуациях