Взаимосвязь социально-психологической адаптации младших школьников с типами детско-родительских отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

Принимая во внимание актуальность темы, сформулируем цель исследования: анализ адаптации первоклассников к школе. Задачи: Психологическое содержание особенностей возраста младших школьников;
Выявить особенности детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте;
Организация и проведение психодиагностического исследования;
Интерпретация полученных результатов;
Представить результаты исследования, используя параметрические математико-статистические методы обработки результатов исследования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретический анализ взаимосвязи детско-родительских отношений и социально-психологической адаптации младшего школьника.
1.1 Возрастные особенности младших школьников……………………………6
1.2 Понятие и сущность социально-психологической адаптации к школе…...8
1.3 Сущность и специфика детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте………………………………………………………………10
Глава II. Исследование влияния детско-родительских отношений на социально-психологическую адаптацию младшего школьника.
2.1 Исследование и диагностика детско-родительских отношений с помощью «Опросника родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)»………………………………………………………………………….16
2.2 Исследование социально-психологической адаптации младших школьников с помощью методики оценки школьной адаптации первоклассников (МОШАП)……………………………………………………22
2.3 Интерпретация результатов исследования, описание методов математической статистики……………………………………………………..27
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 61.62 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Глава II. Исследование влияния  детско-родительских отношений на социально-психологическую  адаптацию младшего школьника.

2.1 Исследование и диагностика детско-родительских отношений с помощью «Опросника родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)».

Назначение теста

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление  родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью  по вопросам воспитания детей и общения  с ними.  Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ними, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков. С психологической точки зрения родительское отношение – это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются при помощи опросника, составляющего основу данной методики.             Отвечая на вопросы методики, испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «Да» или «Нет». Структура опросника         Опросник состоит из 5 шкал:       Описание шкал           Принятие / отвержение ребенка. Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.        Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.      Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.    Контроль. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.          Отношение к неудачам ребенка. Эта, шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.            Интерпретация результатов теста      Шкала "Принятие / Отвержение"        Высокие баллы по шкале (от 24 до 33) – говорят о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом. Низкие баллы по шкале (от 0 до 8) – говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.             Шкала "Кооперация"         Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных.     Низкие баллы поданной шкале (1-2 балла) – говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога.       Шкала "Симбиоз"          Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – достаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.           Низкие баллы по шкале (1-2 балла) – являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.   Шкала "Контроль"          Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей. Низкие баллы по шкале (1-2 балла) – напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов.            Шкала "Отношение к неудачам ребенка"    Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка.             Низкие баллы по шкале (1-2 балла), напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.  Источники           Тест родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин) / Психологические тесты. Ред. А.А.Карелин – М., 2001, Т.2., С.144-152.

Текст опросника

  1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
  2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
  3. Я уважаю своего ребенка.
  4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
  5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
  6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.
  7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
  8. Мой ребенок часто неприятен мне.
  9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
  10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
  11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
  12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
  13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
  14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.
  15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.
  16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
  17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как "губка".
  18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.
  19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
  20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
  21. Я принимаю участие в своем ребенке.
  22. К моему ребенку "липнет" все дурное.
  23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
  24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
  25. Я жалею своего ребенка.
  26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
  27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.
  28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
  29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
  30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
  31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.
  32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
  33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
  34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
  35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.
  36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
  37. Я всегда считаюсь с ребенком.
  38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
  39. Основная причина капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень.
  40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
  41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.
  42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
  43. Я разделяю увлечения своего ребенка.
  44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
  45. Я понимаю огорчения своего ребенка.
  46. Мой ребенок часто раздражает меня.
  47. Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка.
  48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
  49. Я не доверяю своему ребенку.
  50. За строгое воспитание дети благодарят потом.
  51. Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.
  52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
  53. Я разделяю интересы своего ребенка.
  54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
  55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
  56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
  57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
  58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
  59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
  60. Я не высокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
  61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

 

Ключи к опроснику

  • Принятие / отвержение ребенка: -3, 5, 6, -8, -10, -12, -14, -15, -16, -18, 20, -23, -24, -26, 27, -29, 37, 38, -39, -40, -42, 43, -44, 45, -46, -47, -49, -51, -52, 53, -55, 56, -60.
  • Кооперация: 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.
  • Симбиоз: 1, 4, 7, 28, 32,41, 58.
  • Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
  • Отношение к неудачам ребенка: 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.

За каждый ответ типа «Да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ  типа «Нет» – 0 баллов. Если перед  номером ответа стоит знак “-”, значит за ответ “Нет” на этот вопрос начисляется один балл, а за ответ “Да” – 0 баллов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Исследование  социально-психологической адаптации  младших школьников с помощью  Методики оценки школьной адаптации первоклассников (МОШАП)

 

Методика оценки школьной адаптации первоклассников (МОШАП) для учителей разработана на основе опросника Л.М. Ковалевой и преставлений о четырех сферах школьной адаптации (педагогической, социальной, психологической  и физиологической).

 

   
   
   
   

 

Методика оценки школьной адаптации, состоящий из 80 утверждении, представляет собой опросник. Необходимо отметить номера тех высказываний в бланке ответов, которые относятся к конкретному ученику.                     Максимальная сумма баллов — 80. Обработка и анализ результатов позволяет получить достоверные сведения об особенностях адаптации ребенка. Подсчитав, какую сумму баллов набрал ребенок, можно вычислить коэффициент дезадаптации:

К=

А

х100 %,

80


 

 

где К — коэффициент дезадаптации; а — количество отмеченных учителем пунктов.          Также можно определить К для различных сфер школьной адаптации:

 

Кi=

B

х100 %,

N


 

 

где Кi - коэффициент адаптации для определенного компонента I; B — количество вычеркнутых учителем пунктов в соответствующем блоке; п — количество утверждений в данном блоке.

Такой детальный  анализ позволяет выделить ведущие  симптомы в целостной картине дезадаптации конкретного первоклассника.

Чем меньше К, тем успешнее адаптация ребенка к школе. В результате апробации методики в первых классах общеобразовательных школ выделены группы детей: 0-15% — хорошо адаптированные дети; 15—45% — умеренная (средняя) степень дезадаптации; свыше 45% — выраженная дезадаптация.

 

Методика оценки школьной адаптации первоклассников (МОШАП)

Инструкция: Вам предлагается ряд утверждений, которые помогут вам оценить успешность школьной адаптации каждого ученика вашего класса, а также выявить области дезадаптации. В бланке ответов следует отмечать номера тех утверждений, которые относятся именно к обследуемому ребенку.

  1. Ребенок не посещал детский сад.
  2. Ребенок почти никогда не отвечает правильно, если вопрос поставлен нестандартно, требует сообразительности.
  3. С трудом устанавливает контакт со сверстниками.
  4. Мало контактирует с учителями.
  5. Не имеет близких друзей, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.
  6. Теряется, когда с ним разговаривает взрослый.
  7. Приносит в школу игрушки и играет на уроках.
  8. У ребенка хрупкое телосложение, низкий рост.
  9. Плачет, если что-то не получается.

10. Боится отвечать у доски.

11. Чрезмерно беспокоен на уроках.

12. Долго переживает неудачи («застревает»).

13. Часто не может повторить за учителем простой материал, при этом демонстрирует отличную память, когда речь идет об интересующих его вещах.

14. Впервые школьные месяцы болел ОРЗ более 1 раза.

15. У ребенка не совсем здоровый вид (бледный, худой).

16. Для ребенка характерны навязчивые движения (бесцельно двигает руками, раскачивается и т.п.).

  1. Родители (опекуны) ребенка имеют низкий образовательный уровень.
  2. Ответы становятся лучше, если есть опора на какие-то внешние объекты (считает на пальцах и т.н.).
  3. На перемене пассивен, не вступает в игры.
  4. Плачет, обижается в ответ на замечания взрослого.
  5. Не интересуется совместными делами класса.
  6. Поручения учителя выполняет без желания, при наличии внешнего контроля.
  7. Никогда ничего не делает сверх положенного, не стремится узнать что-то, рассказать.
  8. Ребенок явно «домашний», нуждается в доброжелательной атмосфере, любит, когда его гладят, обнимают.
  9. Не может постоять за себя.
  10. Теряется при устном опросе.
  11. Быстро примиряется с неудачами.
  12. При неожиданном вопросе учителя теряется; если дать время на обдумывание, отвечает хорошо.

29 Требует к себе постоянного внимания со стороны учителя. Почти все делает только после «персонального обращения».

  1. В первые школьные месяцы обострилось хроническое заболевание.
  2. К концу урока продуктивность работы заметно снижается, нарастает число ошибок внимания, ребенок чаще отвлекается.
  3. Для ребенка характерны навязчивые действия (часто моргает, сосет палец или ручку, грызет ногти и т.п.).
  4. Родители не занимаются воспитанием ребенка, не посещают школу.
  5. Затрудняется применять ранее усвоенные понятия, навыки при объяснении учителем нового материала.
  6. Мешает другим детям, дразнит их.
  7. Требует постоянного внимания, похвалы со стороны учителя.
  8. Вспыльчив, раздражителен в общении с другими детьми.
  9. Грубит учителю.
  10. Родители жалуются, что с трудом усаживают его за уроки.
  11. Очень любит играть, играет даже на уроках.
  12. Долго переживает неудачи, обиды.
  13. Резко возрастает число ошибок на контрольной работе при хорошем усвоении материала.
  14. Любит шумные, подвижные игры на переменах.
  15. Очень дол го выполняет любое задание.
  16. Допускает много ошибок при списывании.
  17. В первые школьные месяцы у ребенка появились боли во внутренних органах, которые раньше его не беспокоили.
  18. Часто жалуется на усталость, головокружение, головную боль.
  19. Ребенок страдает энурезом.
  20. При поступлении в школу ребенок не владел элементарными учебными навыками (не умел считать, не знал букв и т.п.).
  21. Часто отвечает не по существу, не может выделить главное.
  22. Проявляет агрессивность, дерется с другими детьми.
  23. Проявляет агрессивность по отношению к учителю.
  24. Не уступчив в общении со сверстниками, настаивает на своем.
  25. Агрессивно реагирует на замечания взрослых.
  26. Такое впечатление, что на уроках ему плохо, оживает только на переменах.
  27. Такое впечатление, что он младше других детей, хотя по возрасту им ровесник.
  28. Не уверен в себе.
  29. Испытывает страх перед школой.
  30. Не может долго сосредоточиться на одном задании, всегда старается сделать быстрее, не заботясь о качестве.
  31. Домашние задания выполняет гораздо лучше классных (разница очень существенна, больше, чем у других детей).
  32. Чтобы отвлечь его от выполнения задания, достаточно малейшей  причины (скрипнула дверь, что-то упало и т.п.).
  33. В первые школьные месяцы появились расстройства сна.
  34. Если что-то не получается, раздражается, плачет.
  35. Иногда заикается.
  36. Ребенок не знает многое из того, что известно большинству детей его возраста (дни недели, времена года, сказки, домашний адрес и т.п.).
  37. Ребенку трудно понять объяснение, так как не сформированы основные навыки.
  38. Ябедничает, жалуется на сверстников.
  39. Игнорирует замечания взрослых.
  40. Любит быть в центре внимания, проявляет чрезмерный эгоизм.
  41. Проявляет навязчивость по отношению к учителю.
  42. Не любит никаких усилий: если что-то не получается, бросает, ищет оправдания.
  43. Речь инфантильная, напоминает речь 4-5-летнего ребенка.
  44. Застенчив.
  45. Боится допустить ошибку.
  46. После интересной игры, физкультпаузы его трудно настроить на серьезную работу.
  47. Очень долго перестраивается с одной деятельности на другую.
  48. Быстро забывает задание учителя, часто не доводит выполнение до конца.
  49. В первые школьные месяцы расстройства аппетита.
  50. Плохо работает в условиях ограниченного времени. Если же его торопить, может «отключиться» и бросить работу.
  51. Испытывает панический страх по отношению к каким-либо объектам или ситуациям.

Информация о работе Взаимосвязь социально-психологической адаптации младших школьников с типами детско-родительских отношений