Взаимосвязь стиля осознанной саморегуляции и самоактуализации личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 22:18, курсовая работа

Описание работы

Семантический анализ термина «саморегуляция» позволяет выделить в нем две части – «регуляция» (от латинского regulare - приводить в порядок, налаживать) и «само», указывающая, что источник регуляции находится в самой системе. Регуляция и отражение - основные функции психики, сформировавшейся в процессе приспособления организмов к внешней среде. Содержание психического отражения воспроизводит свойства внешней по отношению к нему реальности, имея одновременно возможность оказывать на нее обратное воздействие посредством регуляции активности тела, являющегося носителем психического. Саморегуляция предполагает подчиненность активности живого существа внутренним факторам, придающим ей избирательный, целостно-организующий, упорядочивающий характер [3, с.433].

Файлы: 1 файл

Вз-зь стиля осознанной саморегуляции и самоактуализации личности 2 1.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОЗНАННОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ И ЕЕ СТИЛЕВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

 

 

1.1 Сущность и основные  характеристики осознанной саморегуляции 

 

 

Семантический анализ термина «саморегуляция» позволяет выделить в нем две части – «регуляция» (от латинского regulare - приводить в порядок, налаживать) и «само», указывающая, что источник регуляции находится в самой системе. Регуляция и отражение - основные функции психики, сформировавшейся в процессе приспособления организмов к внешней среде. Содержание психического отражения воспроизводит свойства внешней по отношению к нему реальности, имея одновременно возможность оказывать на нее обратное воздействие посредством регуляции активности тела, являющегося носителем психического. Саморегуляция предполагает подчиненность активности живого существа внутренним факторам, придающим ей избирательный, целостно-организующий, упорядочивающий характер [3, с.433].

В данном параграфе будут  описаны следующие точки зрения на проблему саморегуляции: подход к саморегуляции с позиции физиологии,  теория саморегуляции О.А.Конопкина, теория В.И.Моросановой.

  В физиологии саморегуляция рассматривается как универсальное свойство организма, определяющее его приспособительные и защитные отношения ко всякого рода внешним агентам, основа жизни целостного организма, но уже И.М.Сеченов считал, что у человека саморегуляция опосредствуется механизмами сознательного отражения [23, с.312].

   На нынешнем этапе развития психологической науки понятие саморегуляция (психическая саморегуляция, личностная саморегуляция) широко используется в различных разделах общей психологии -  
психологии мотивации, личности, возрастной, нейро-, патопсихологии и в прикладных отраслях - психологии труда, спортивной психологии.

Саморегуляция это процесс организации личностью своего поведения, который предполагает момент включенности в него результатов самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе. Причем эта включенность актуализирована на всех этапах осуществления поведенческого акта - начиная от его мотивирующих компонентов и кончая собственной оценкой достигнутого эффекта поведения [19, с.126].

  Под осознанной саморегуляцией понимается целенаправленное изменение как отдельных психофизиологических функций, так и в целом нервно-психического состояния, достигаемое путем специально организованной психической активности [2, с.38].

Под осознанной саморегуляцией понимается психическое самовоздействие для целенаправленной регуляции всесторонней деятельности организма, его процессов, реакций и состояний [18, с.50].

     Саморегуляция - это способность человека сознательно и целенаправленно управлять исходно-непроизвольными функциями организма и психики. Эта способность приобретается в процессе выполнения специальных упражнений [1, с.23].

Таким образом, применительно к человеку, носителю высших форм психики, который сам принимает цели своих исполнительских действий и сам же их реализует доступными и приемлемыми для него средствами, которые он также в ряде случаев определяет сам, можно говорить об осознанной саморегуляции.

Общим в определениях понятия «осознанная саморегуляция» является акцент на психическом характере средств, используемых в процессе регуляции. Это могут быть слова и соответствующие образы, субъективные образы или результаты самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе, самоподкрепление.

 Осознанную саморегуляцию можно рассматривать как процесс инициации и управления произвольной активностью. Система осознанной саморегуляции служит для субъекта средством реализации этого процесса, организации психических ресурсов для выдвижения и достижения целей. Системы психической саморегуляции имеют универсальную структуру для разных видов активности человека, и в этой структуре можно выделить основные компоненты, выполняющие различные функции в осознанном произвольном управлении.

 

 

1.2 Теории осознанной  саморегуляции

 

 

Проблема осознанной саморегуляции раскрыта в различных теоретических подходах.

Теория осознанной саморегуляции О.А.Конопкина

Осознанная саморегуляция понимается О.А.Конопкиным как системно-организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижение принимаемых человеком целей [5, с.36].

Анализ иерархии и логической связи главных задач исследования психической саморегуляции приводит О.А.Конопкина к выводу, что основной исходной задачей является изучение закономерностей строения регуляторных процессов и формулирование на этой основе общей концептуальной модели, адекватно отражающей принципиальную внутреннюю структуру процессов осознанной регуляции, общую для различных видов и форм произвольной активности человека [5, с.37].

Анализ реальных способов построения общей концептуальной модели процесса осознанной саморегуляции приводит к выводу, что наиболее адекватным для решения данной задачи является системно-функциональный подход к анализу структуры регуляторных процессов. Это означает, что процесс саморегуляции должен быть отражен как целостная, замкнутая (кольцевая) по структуре, информационно открытая система, реализуемая взаимодействием функциональных звеньев (блоков), основанием для выделения которых (по принципу необходимости и достаточности) являются присущие им специфические (частные, компонентные) регуляторные функции, системное «сотрудничество» которых реализует целостный процесс регуляции, обеспечивающий достижение принятой субъектом цели.

Функциональными звеньями, реализующими структурно полноценный процесс саморегуляции, по мнению О.А.Конопкина являются [5, с.38]:

- Принятая субъектом цель деятельности. Это звено выполняет общую системообразующую функцию, весь процесс саморегуляции формируется для достижения принятой цели в том ее виде, как она осознана субъектом.

- Субъективная модель значимых условий. Она отражает комплекс тех внешних и внутренних условий активности, учет которых сам субъект считает необходимым для успешной исполнительской деятельности. Такая модель несет функцию источника информации, на основании которой человек осуществляет программирование собственно исполнительских действий. Модель включает, естественно, и информацию о динамике условий в процессе деятельности.

- Программа исполнительских действий. Реализуя это звено саморегуляции, субъект осуществляет регуляторную функцию построения, создания конкретной программы исполнительских действий. Такая программа является информационным образованием, определяющим характер, последовательность, способы и другие (в том числе динамические) характеристики действий, направленных на достижение цели в тех условиях, которые выделены самим субъектом в качестве значимых, в качестве основания для принимаемой программы действий.

- Система субъективных критериев достижения цели (критериев успешности) является функциональным звеном, специфическим именно для психической регуляции. Оно несет функцию конкретизации и уточнения исходной формы и содержания цели. Общая формулировка (образ) цели очень часто недостаточна для точного, «остро направленного» регулирования, и субъект преодолевает исходную информационную неопределенность цели, формулируя критерии оценки результата, соответствующего своему субъективному пониманию принятой цели.

- Контроль и оценка реальных результатов. Это регуляторное звено обеспечивает информацию о степени соответствия (или рассогласования) между запрограммированным ходом деятельности, ее этапными и конечными результатами и реальным ходом их достижения.

- Решения о коррекции системы саморегулирования. Специфика реализации этой функции состоит в том, что если конечным (часто видимым) моментом такой коррекции является коррекция собственно исполнительских действий, то первичной причиной этого может служить изменение, внесенное субъектом по ходу деятельности в любое другое звено регуляторного процесса, например, коррекция модели значимых условий, уточнение критериев успешности и др.

Все звенья регуляторного процесса, будучи информационными образованиями, системно взаимосвязаны и получают свою содержательную и функциональную определенность лишь в структуре целостного процесса саморегуляции [5, с.39].

Теория осознанной саморегуляции В.И.Моросановой

Осознанную саморегуляцию В.И.Моросанова понимает вслед за О.А.Конопкиным как системно организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижение принимаемых человеком целей [9, с.56].

В.И.Моросанова отмечает, что процесс саморегуляции способствует выработке гармоничного поведения, на его основе развивается способность управлять собой сообразно реализации поставленной цели, направлять свое поведение в соответствии с требованиями жизни и профессиональными или учебными задачами [10, с.34].

В.И.Моросанова выделила индивидуальные различия в реализации регуляторных психических функций и разделила их на следующие категории:

1) Индивидуальные особенности планирования  целей. Они описывают индивидуальные  различия в выдвижении, принятии, удержании целей.

2) Особенности моделирования, т.е. анализа внешних и внутренних условий деятельности и выделения комплекса условий, значимых для достижения цели.

3) Особенности программирования  предстоящих исполнительских действий, необходимых для достижения поставленной  цели. Устойчивые индивидуальные  особенности программирования во многом будут определяться мерой детализации исполнительских действий, степенью соотнесенности программы с объективными и субъективными предпосылками и условиями успешного осуществления деятельности. Индивидуально своеобразны могут быть и способы достижения цели.

4) Особенности контроля, оценивания  и коррекции своей активности. Индивидуальные различия в осуществлении  контрольно-коррекционных функций  касаются как степени, так и  характера контроля по отношению  к различным деятельностным подсистемам [10, с.45].

Наряду со специфическими особенностями, характерными лишь для какой-то одной частной регуляторной функции, существуют и такие особенности, которые характеризуют функционирование каждого звена регуляции, и, тем самым, процесса регуляции в целом, являясь по сути свойствами личности.

К таким особенностям саморегуляции В.И.Моросанова относит:

- адекватность (условий деятельности  субъективно принимаемой модели  условий, программы, способов контроля, критериев успешности и других  блоков регуляции);

- осознанность (представлений об  условиях и о программе действий, о контролируемых параметрах, о  критериях успешности и т.д. в  соответствии с их соотносительной  значимостью для достижения цели);

- гибкость (процесса регуляции, возможность  внесения коррекций в функционирование различных регуляторных блоков, когда этого требуют условия деятельности);

- надежность и устойчивость (функционирования  регуляторных блоков и их структуры  в условиях психической напряженности) [13, с.68].

Личностно-регуляторные свойства не ограничиваются только оперативными свойствами. Так, к ним можно отнести и такие личностные свойства как уверенность, инициативность, осторожность, критичность, самостоятельность, ответственность.

Важнейшей индивидуальной характеристикой является общий уровень, или степень осознанной саморегуляции. Эта интегральная характеристика индивидуальной саморегуляции отражает актуальные возможности человека осознанно инициировать и управлять произвольной активностью. Исследования В.И.Моросановой показали, что чем выше уровень осознанной саморегуляции, тем выше возможности человека по овладению новыми видами деятельности, и тем шире круг тех деятельностей, которыми человек может овладеть (при наличии специальных способностей и соответствующей мотивации) [13, с.69].

На основании рассмотренных положений можно констатировать, что осознанная саморегуляция представляется  как устоявшееся научное направление в психологии. Основная цель саморегуляции – формирование особого психического состояния, способствующего наиболее полному использованию человеком своего потенциала. Эта задача достигается благодаря специальным центрально-мозговым перестройкам, создающим такую интегративную деятельность организма, которая наиболее рационально направляет возможности человека на решение конкретных задач.

Таким образом, можно отметить, что достаточно часто при определении явлений осознанной саморегуляции используются понятия: самоконтроль, самодетерминация, самоуправление, эмоционально-волевая регуляция.

Объектами саморегуляции могут быть: реакции, состояния, процессы, действия, деятельность (организма, человека, личности); мотивационно-потребностная сфера, жизнедеятельность.

   Единый системный процесс саморегуляции принято условно разделять на несколько взаимосвязанных уровней:

1. Уровень психической саморегуляции, который способствует поддержанию оптимальной психической активности, необходимой для деятельности человека.

2. Операционально-технический уровень  саморегуляции, который обеспечивает  сознательную организацию и коррекцию  действий субъекта.

3. Личностно-мотивационный уровень  саморегуляции, который обеспечивает  осознание мотивов собственной деятельности, управление мотивационно-потребностной сферой, создает возможность быть хозяином, творцом собственной жизни [18, с.33].

Информация о работе Взаимосвязь стиля осознанной саморегуляции и самоактуализации личности