Зависимость характеристик супружеской семьи от родительской

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 21:26, реферат

Описание работы

Работа посвящена рассмотрению роли родительской семьи в достижении детьми психологической зрелости и уровня адаптивности, позволяющего вести семейный образ жизни. В контексте современной социальной ситуации в России анализируются последствия массовых нарушений равновесия семейных систем и психологическая обусловленность воспроизводства структурносодержательных особенностей родительских семей в супружеских семьях (в семьях детей)

Файлы: 1 файл

Работа посвящена рассмотрению роли родительской семьи в достижении детьми психологической зрелости и уровня адаптивности.docx

— 33.58 Кб (Скачать файл)

Работа посвящена рассмотрению роли родительской семьи в достижении детьми психологической зрелости и  уровня адаптивности, позволяющего вести  семейный образ жизни. В контексте  современной социальной ситуации в  России анализируются последствия  массовых нарушений равновесия семейных систем и психологическая обусловленность  воспроизводства структурносодержательных особенностей родительских семей в супружеских семьях (в семьях детей).

Проблемы, вызываемые нестабильностью  и неблагополучием семей, являются сейчас для нашего общества актуальными  и насущными, как никогда. По данным Демографического ежегодника 1994 г., количество разводов неуклонно растет, в результате чего в неполных семьях ежегодно остается более полумиллиона детей; более трети разводов по продолжительности расторгаемых браков совершается фактически в фазе адаптации; количество разводов среди городского населения вдвое превышает количество разводов среди сельского (при этом городское население в стране составляет 73%). Ежегодно более 18% детей (от общего числа появившихся на свет) рождается у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке. Последние несколько лет в нашей стране смертность среди населения превышает рождаемость.

Последствия этих тенденций  и явлений представляют собой  потенциальную угрозу обществу как  социальнодемографического и экономического, так и этикопсихологического плана.

Необходима интенсификация мер государственного уровня, способных  в той или иной степени восполнить недостаток соответствующего семейного  влияния на формирование адекватных брачных установок и репродуктивного  поведения молодых людей, особенно вышедших из неполных, конфликтных  либо неблагополучных семей или  же выросших вне семьи. Это особенно актуально для городского населения.

В отечественной практике работа с семьями опиралась на рациональный подход, который не всегда позволял выявить причинную обусловленность  многих иррациональных, неадекватных, дезадаптивных особенностей поведения человека, его взаимодействия с окружающими, в том числе в кругу семьи. Так, обстоятельства, послужившие лишь поводом, предлогом для развода, могли приниматься за первопричину, а действительные мотивы разрушения семьи, обусловленные глубинными неосознаваемыми факторами, оставались без внимания.

Сегодня отечественная психология открыта для конструктивного  восприятия и использования теоретических  и эмпирических данных, накопленных  различными направлениями мировой  психологии, и в частности психоаналитическими, исследующими бессознательную мотивацию  поведения человека: психоанализа детского возраста (А. Фрейд, М. Кляйн), индивидуальной (А. Адлер) и аналитической (К. Юнг) психологии, социокультурного психоанализа (К. Хорни), неофрейдизма (Э. Фромм), транзактного анализа (Э. Берн, Т. Харрис).

Это дает возможность содействовать  повышению адаптивных способностей супругов через усиление самосознания: переструктурирование иерархии установок и ценностных ориентаций, осознание дезадаптивных и стрессогенных форм поведения, психологических защит, мотивов брачного выбора и степени ответственности за принимаемое решение; осознанноволевое предупреждение эмоционального вовлечения в ситуации, провоцирующие активизацию бессознательного психического и последующее развитие деструктивных форм взаимодействия.

Такое осознание необходимо потому, что адекватные установки  и специфические регуляторы семейных отношений, которыми являлись моральные  нормы, традиции, обычаи, нравы, религиозные  ориентации, а главное, полная нормально  функционирующая семья, сейчас в  очень большой мере утрачены. А  поскольку семья представляет собой  самовоспроизводящуюся функциональную систему, то мы можем предположить, что однажды разрушенная семья  воспроизведется в последующих  поколениях в том аномальном виде, который приобрела вследствие разрушения.

Построение исследования определялось следующей гипотезой: структура и дисфункции родительской семьи воспроизводятся в супружеской  семье; наиболее дезадаптивны в семейных отношениях супруги из аномальных (дисфункциональных и неполных) семей и единственные дети.

Исследование опиралось  на изложенные ниже теоретические положения.

Семья как первичное и  необходимое условие воспитания жизнеспособного потомства представляет собой эволюционно сформированную саморегулирующуюся и самовоспроизводящуюся  функциональную систему образ жизни, позволяющий оптимально удовлетворять  витальные базовые потребности  человека; функциональные возможности  семьи определяются ее структурой.

Практически у всех народов  на определенном уровне социальноэкономического развития возникает парная семья, характеризующаяся комплементарностью социальных ролей мужчины и женщины; дети усваивают и воспроизводят модели полоролевого поведения родителей, благодаря свойству человеческой психики подражанию, активно проявляющемуся в процессе эмоциональнодейственного контакта родителей с детьми.

В периоды социальных кризисов, при смене общественных систем, сопровождающихся массовыми разрушениями семей, наблюдаются  явления инволюции человека: дезадаптивность, деструктивность, замещение творческих установок потребительскими, дезориентация в нравственноэтических и эстетических ценностях. Эти явления сопутствуют ослаблению авторитета традиционной семьи, массовым разводам, подмене семейного воспитания общественным. При этом отцовские качества, социальные по природе, утрачиваются быстрее, нежели материнские, обусловленные биологически.

Накопленные на сегодняшний  день исследования свидетельствуют  о том, что семья является первичным  и необходимым условием формирования эмоционально стабильной жизнеспособной творчески ориентированной личности, поскольку базовые структуры  психики человека формируются преимущественно  на довербальном этапе в пренатальный и постнатальный периоды, когда ребенок находится в полной зависимости от родителей и требует условий, соответствующих его базовым потребностям.

Ребенок в условиях адекватно  функционирующей семьи оптимально удовлетворяет витальные потребности: у него развиваются природные  способности, потенции, независимость, формируются положительные эмоциональные  установки к окружению, доверие, которые мотивируют стремление к  кооперации, сотрудничеству, творчеству; он высокоадаптивен, имеет комплементарные образы отца и матери, позволяющие сделать правильный брачный выбор и воспроизвести адекватные родительские отношения в своей семье.

Дети в неполных семьях не имеют для идентификации полноты  взаимодополняющих родительских образов, вследствие чего у них не развиваются  необходимые для семейной жизни  свойства личности.

Нарушение условий развития ребенка, эмоциональная депривация и фрустрация потребностей приводят к задержке развития, а в особо  тяжелых случаях к формированию отрицательных эмоциональных установок  и разрушительных тенденций, которые  начинают доминировать и мотивируют дезадаптивные, деструктивные формы поведения. В дальнейшем асоциальные, невротические формы поведения, неспособность адаптироваться к требованиям окружения приводят к дезадаптации и в семейной жизни. Поведение носит неадекватный реальности характер, поскольку мотивируется бессознательной потребностью завершить блокированное несоответствующими условиями развитие. У человека могут проявляться особенности поведения, свойственные той возрастной стадии, на которой произошла задержка развития. Это мешает человеку адаптироваться к наличным условиям, поскольку субъективная реальность его жизни доминирует в силу того, что бессознательное направляет жизненную энергию на то, чтобы привлечь внимание к комплексам человека, требующим своей разрядки.

Подтверждение этого мы находим  в работах известных западных психологов: А. Адлер считал, что семейные установки, ценности и взаимоотношения являются первым фактором в развитии личности; К. Юнг указывал на то, что поступательное развитие индивида предопределяют как индивидуальное подсознательное человека, так и коллективное бессознательное, которое в совокупности архетипов содержит опыт предшествующих поколений; К. Хорни подчеркивала влияние социальной ситуации на формирование невротических форм поведения личности. Ее работы позволяют понять причины отрицания женщинами их женской роли и идиосинкразического отношения к мужчинам.

Э. Фромм выявлял социальный контекст, провоцирующий невротические ориентации личности, исследовал разрушающее влияние цивилизации на личность человека, в частности замещение способности любить и созидать деструктивностью, вследствие глубокой фрустрации базовых потребностей в детстве.

ХОД РАБОТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Задачей исследования было выяснить, отражается ли структурный дисбаланс  в семье на структуре семей  последующих поколений, на стабильности браков, на стиле межличностного взаимодействия и адаптивных возможностях.

Решение этих задач позволило  бы прогнозировать развитие отношений  в супружеских семьях, родительские семьи которых и предыдущие поколения  имели те или иные нарушения в  своей структуре, и осуществлять профилактические меры по предотвращению воспроизведения аномальных особенностей семей в последующих поколениях.

Было сделано следующее: 1) корреляционное исследование российских семей в четырех поколениях для  сопоставления и выявления диагностируемых  отличий семейных ситуаций разведенных  супругов и супругов в стабильном браке; 2) проанализированы структурные  особенности: а) родительских семей  разведенных супругов, б) родительских семей супругов в стабильном браке, в) родительских семей женихов и  невест; 3) выявлена специфика межличностного взаимодействия в родительских и  супружеских семьях с точки зрения проблемы адаптациидезадаптации; 4) сопоставлены статусы супругов в зависимости от порядка их рождения в семье и стабильность браков.

Для исследования была взята  сплошная выборка 800 родительских семей  исследуемых студентов педагогического  вуза; составлены схемы семейных ситуаций (модель М. Боуэна), которые содержат известную исследуемым информацию о четырех предшествующих поколениях как по женской, так и по мужской линии.

Исследуемые представляют собой  группу, однородную по образовательному уровню и возрасту: это 18 - 24летние девушки  и юноши, рожденные в конце 60-х  начале 70-х гг. В схемах они представляют первое поколение. Второе поколение  их родители преимущественно дети военных  и послевоенных лет. Третье поколение  дедушки и бабушки дети годов  индустриализации и репрессий. Четвертое  поколение прадеды и прабабушки дети конца прошлого столетия, брачный  возраст которых совпал с периодом революционных преобразований.

Проведен ретроспективный  анализ влияния структурных, чаще насильственных (репрессии, ВОВ), изменений в семье  на последующую семейную ситуацию в  трехчетырех поколениях (в контексте социальной ситуации в России XX в. ).

Весь анализируемый массив разделен на три группы, исходя из семейного  положения исследуемых: I 391 стабильная супружеская пара со стажем семейной жизни в подавляющем большинстве  от года до трех лет; II 107 разведенных  супружеских пар с аналогичным  стажем; III 302 предбрачные пары женихов и невест.

Сопоставительный анализ структуры семейных ситуаций супругов со стабильным браком, разведенных  супругов, женихов и невест

Анализ семейных ситуаций I группы. Информация о своей семейной ситуации сама по себе дает определенный психотерапевтический эффект, влияние  которого было утрачено вследствие постреволюционных  и сталинских репрессий, сформировавших установку на умалчивание о своем  происхождении и изоляцию от своих  корней у человека.

В семьях третьегочетвертого поколений структурные изменения, обусловленные социальными катаклизмами, воспроизвелись во втором и первом поколении, вероятно, уже как следствие психологической установки. Например, почти у половины единственных детей один из родителей или оба тоже единственные дети, хотя уровень жизни по сравнению с послевоенными годами значительно возрос.

Семьи третьего поколения  данной группы относительно мало пострадали от социальных катаклизмов и в большинстве своем сохранились структурно, среди супругов мало вдовых. Для четвертого поколения характерна сословная однородность.

Анализ семейных ситуаций II группы. Для сравнения рассмотрим по тем же показателям (см. табл. 1) семьи  супругов, которые, имея такой же стаж семейной жизни, уже развелись. Для  данной группы характерен развод родителей  обоих супругов; если развелись родители одного из супругов, у второго супруга  в родительской семье наблюдались  структурные нарушения другого  порядка: вдовство, внебрачный ребенок и т. п. Обнаружено только 20% полных родительских семей. В других случаях в семьях второго и третьего поколения распространены такие факты и явления, как незарегистрированные браки (сожительство), внебрачные дети, конкубинаты (мужчина, состоящий в браке и имеющий детей, сожительствует с другой женщиной и имеет от нее детей), повторные браки и т. п. В 6% случаев сведения о родительской семье одного из супругов не восстановлены. Это говорит о том, что люди женятся и разводятся, так ничего и не узнав о семье супруга, о его корнях, а также о том, что брак для них не ассоциируется с ответственностью перед предшествующими поколениями за то, как им удастся передать "эстафету жизни " последующим поколениям. Многие не знали не только о корнях бывшего супруга, но и о своих собственных. Так, среди разведенных только 1/4 часть имела относительно полные сведения о своих дедушках и бабушках, а о четвертом поколении менее 1/10 опрошенных имели лишь частичные сведения.

Таблица 1

Структурное состояние родительских и супружеских семей, %

Состояние родительской семьи

Группа

I

II

Полные семьи

72

20

Разведены родители одного из супругов

24

54

Разведены родители обоих  супругов

Информация о работе Зависимость характеристик супружеской семьи от родительской