Антропогенная нагрузка на окружающую среду и принципы экологического нормирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 15:22, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время масштабы хозяйственной деятельности человека стали соиз¬меримы с масштабами природных процессов. Совершенно очевидно, что человечество не может бесконтрольно продолжать загрязнять окружающую среду, но оно не может и прекратить или хотя бы снизить темпы хозяйственной деятельности. Единственно приемлемый путь выхода из сложившейся ситуации — установление рациональных взаимоотношений с окружающей природой. Рациональные взаимоотношения — это использование природных ресурсов без ущерба, обеспечение их возобновления. Таким образом, эпоха, в которую мы живем — это эпоха регламентированных взаимоотношений с природой, когда стали необходимыми количественные оценки ее состояния и регулирование величины антропогенной нагрузки.
Антропогенная нагрузка регулируется несколькими способами: юридическими, экономическими, техническими.

Файлы: 1 файл

_skachat_monitoring_i_ohrana_gorodskoj_sredy-ekologicheskoe_normirovanie.doc

— 1.02 Мб (Скачать файл)

 

 

Антропогенная нагрузка на окружающую среду

и принципы экологического нормирования.

Понятие о нормировании

В настоящее время масштабы хозяйственной деятельности человека стали соизмеримы с масштабами природных процессов. Совершенно очевидно, что человечество не может бесконтрольно продолжать загрязнять окружающую среду, но оно не может и прекратить или хотя бы снизить темпы хозяйственной деятельности. Единственно приемлемый путь выхода из сложившейся ситуации — установление рациональных взаимоотношений с окружающей природой. Рациональные взаимоотношения — это использование природных ресурсов без ущерба, обеспечение их возобновления. Таким образом, эпоха, в которую мы живем — это эпоха регламентированных взаимоотношений с природой, когда стали необходимыми количественные оценки ее состояния и регулирование величины антропогенной нагрузки.                           Антропогенная нагрузка регулируется несколькими  способами: юридическими, экономическими, техническими.

Юридический способ –  это  принятие законов, постановлений и др. документов, описывающих  разрешенные и запрещенные взаимодействия с окружающей природной средой.

В главном Законе страны – Конституции -..

В Законе Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» вопросам нормирования качества посвящен самостоятельный раздел, включающий десять статей (25-34).

В настоящее время используются разные нормативы качества  окружающей природной среды, и функции их  различны. Одни дают оценку среды обитания человека, другие – лимитируют вредные  воздействия на природу.

Под качеством  природной среды понимают  такое  состояние ее экологических систем, при котором постоянно обеспечиваются  обменные процессы энергии и веществ  между природой и человеком на уровне, обеспечивающем  воспроизводство  жизни на Земле. 

Качество среды до активного  вмешательства человека  обеспечивалось самой природой  путем саморегуляции, самоочищения от загрязнений. В природе  конечный продукт одного процесса  служит сырьем для следующего природного цикла. Например, анаэробные процессы  в почве, способствующие гниению органических остатков, минерализации твердых веществ или растворению минералов, являются условием обеспечения ее плодородия. В следующем цикле, при наличии влаги, определенного газового состава атмосферы создаются условия для интенсивного роста растений, которые поедаются в дальнейшем животными.  Остатки растений и животных, попадая в почву,  снова перегнивают и являются источником накопления  углерода и органических соединений в почве, способствующих  повышению ее плодородия.

 

Методологии экологического  нормирования. Существует несколько точек зрения на  подходы и методологию нормирования качества окружающей природной среды.  Основные подходы к  разработке стандартов качества природных сред сводятся к следующим:

1. Любое изменение  природной среды следует рассматривать  как недопустимое - «нулевая» стратегия.

2. Нормативы должны  устанавливаться в соответствии  с технологическими возможностями снижения уровня загрязнений и контроля за их содержанием в окружающей среде.

3. Допустимый уровень  загрязнения следует устанавливать  таким, чтобы затраты на его  достижение были не больше  стоимости ущерба при неконтролируемом  загрязнении. 

4. Стандарты должны  устанавливаться такие, при которых  не будет никаких прямых или  косвенных вредных воздействий на людей. При этом любое измеримое повышение концентрации или другого воздействия рассматривается как потенциально вредное.

Первый подход излишне  жесткий, так как не все изменения  в природной среде приводят к  негативным последствиям. В то же время нетронутая природная среда не всегда соответствует тем или иным требованиям людей. Например, даже незагрязненная морская вода не может быть использована для питьевых целей. Необходимо учитывать, что эволюция биосферы и развитие цивилизации неизбежно приводят к качественным скачкам в потоках веществ и энергии. Поэтому было бы неразумно придерживаться «нулевой» стратегии, которая подразумевает активное противодействие любым изменениям. Утопично пытаться нормативными предписаниями законсервировать современное состояние биосферы. Хотя, конечно, следует выделять компоненты и параметры окружающей среды, которые должны сохраняться без существенных изменений. В каждом конкретном случае необходимо тщательно оценивать, какие изменения в экосистемах являются угрожающими. Стрессовые состояния, связанные с преувеличением опасности, также могут иметь негативные последствия и создавать новые психологические, социальные, экономические и даже экологические проблемы.

Второй подход широко применяется в некоторых странах (США, Германия, Скандинавские страны), где нет единого принципа нормирования содержания вредных и ядовитых веществ в природной среде. Так, нормы сброса многих загрязняющих веществ в воду устанавливаются по принципу снижения загрязнения до возможного минимума, который обеспечивают наилучшие технологии. Например, Международная Хельсинкская комиссия (Хелком) установила единую норму сброса фосфора со сточными водами (1,5 мг/л) для стран Балтийского моря с учетом существующих технологий очистки воды.

Иногда будущие стандарты  устанавливают ниже технически достижимых уровней, чтобы стимулировать разработку необходимой технологии: пример - нормы для выхлопных газов автомобилей в США. Конечно, стандарты, установленные по такому принципу, не исключают тяжелых последствий и для людей, и для природных экосистем. Эти нормы могут быть либо недостаточно, либо излишне строгими, так как не всегда требуется столь глубокая очистка, которая достигается дорогостоящими технологиями.

Третий принцип кажется  излишне меркантильным. Отказ от борьбы с загрязнением в том случае, если стоимость природоохранных мер больше стоимости наносимого ущерба, по существу, подвергает опасности жизнь, здоровье и благополучие человека. Кроме того, при таких расчетах часто не учитывают отдаленных последствий. Например, в городе Тайлер (штат Техас) с 1954 по 1972 г. на асбестовом заводе руководство не устанавливало необходимое защитное оборудование, и рабочие длительное время подвергались воздействию асбестовой пыли. В течение этих лет сорок человек из 900 умерли. Рабочие подали в суд на владельцев и правительство. Компенсация составила 200 млн. долларов. Общее число исков от рабочих асбестовых заводов и вдов умерших рабочих в США возрастало с каждым годом и составило 10-12 тыс. дел. Ответственность за вызванные асбестом смерти оценивалась уже в 38 млрд. долларов, что, несомненно, превышало затраты на очистные сооружения. Одна из крупных компаний, получив миллиардные иски, объявила о банкротстве. Но страшно то, что многие рабочие умирали, не дождавшись решения своих дел.

     Принцип,  ориентированный на здоровье  людей, считают единственно правильным в России и странах бывшего Союза. При этом экспериментальные методы медицинской токсикологии, оправданные при разработке ГОСТов на питьевую воду и продукты питания, механически переносятся на природные экосистемы, где действуют гомеостаз и саморегуляция. Но при всей внешней привлекательности эти нормативы практически недостижимы, что провоцирует их несоблюдение. Поэтому фактически исполнительные власти вынуждены принимать решения о той или иной степени отступления от норм на местном уровне. Все это приводит не столько к защите окружающей природной среды, сколько к разорению предприятий, если нормативы научно не обоснованы и фактически не могут быть выполнены.

Следовательно, необходима разработка таких нормативов, которые позволят обеспечить сбалансированное решение экологических и экономических задач.

Основа конфликта между  обществом и природой, как отмечалось ранее, в том, что биосфера уже не может обеспечивать растущие потребности человечества. Мы помним, что природная среда - это не только ресурс потребления, который не должен истощаться и загрязняться, но и регулятор условий жизни планеты.

Компромисс между природой и человеком будет найден тогда, когда антропогенные нагрузки не будут превышать компенсационные возможности экосистем и биосферы. Поэтому защита окружающей среды не должна сводиться только к поиску технологий минимизации ее загрязнения.

 Оценка экологической  емкости региональных экосистем и биосферы в целом, т. е. соизмерение хозяйственной деятельности с возможностями природы справляться с антропогенными нагрузками - основная задача природопользования сегодня.

Это уже прозвучало в  Законе ООПС (ст. 33), где записано, что  должны устанавливаться «предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду с учетом ее потенциальных возможностей».

Улучшить качество жизни  людей и сохранить природные  экосистемы можно лишь в том случае, если будут найдены методы оценки и механизмы контроля нагрузок в рамках емкости биосферы.

Действующая во многих странах  система ПДК загрязняющих веществ  создает лишь иллюзию защиты природных  систем и интересов природопользователей. Так, например, даже строгое соблюдение ПДК не дает никаких гарантий сохранения качества поверхностных вод и благополучного состояния водных экосистем. Например, некоторые  тяжелые металлы при концентрациях, не превышающих ПДК, подавляют самоочищение  водоема. В др. случаях, наоборот,  природные системы способны скомпенсировать большие нагрузки, чем того требуют гигиенические предписания. Все это относится и к воздействию загрязняющих веществ  на наземные экосистемы, в частности, на растения. ПДК для растений отличаются от ПДК для человека.

Хотя для некоторых  веществ пороговые концентрации и установлены, государственной системы нормативно-правовой деятельности  по разработке и утверждению  экологических норм, правил и регламентов не существует. Складывается парадоксальная ситуация: нормы ужесточаются, платежи и затраты  возрастают, а состояние природных объектов ухудшается.

Следовательно, нужны  иные нормативы, защищающие интересы экосистем, а значит, и здоровье людей. Таким  целям отвечают экологические нормативы, принципиально отличающиеся от санитарно-гигиенических ПДК. Разрабатываются также концепции риска Харченко С.Г., Ананьева Р.В. Для окружающей среды научно-производственных комплексов // Экология и промышленность России, апрель 2009, с. 56-59

.

Цель санитарных норм и регламентов - охрана здоровья населения  и отдельных популяций живых организмов. Задача же экологического нормирования - обеспечение благополучия экосистем в целом, в т.ч. и здоровья человека, т.е. сохранение установившегося в природе равновесия в пределах возможной саморегуляции.

Экологической нагрузкой называется любая нагрузка в экосистеме, возникающая в результате какого-либо воздействия и способная вывести её из среднего естественного (нормального) состояния.

Под допустимой антропогенной нагрузкой  на ОС понимают нагрузку, складывающуюся из отдельных однородных и разнородных воздействий, которая не меняет качество окружающей природной среды (ОПС), или изменяет природную среду в допустимых пределах, при которых не нарушается существующая экосистема и не возникает неблагоприятных экологических последствий в важнейших популяциях, прежде всего в человеческой.

При определении допустимых нагрузок необходимо соблюдать следующие  требования:

  1. Сохранение высокого и приемлемого качества ОС или его небольшие допустимые изменения.
  2. Нормальное функционирование систем и отдельных популяций

Экологическими критериями высокого качества ОС являются высокая для  данных климатических условий биологическая  продуктивность, оптимальное соотношение  видов и биомасс популяций, находящихся  на разных трофических уровнях.

 При определении допустимых воздействий и нагрузки на Э.С. и О.С.  нужно учитывать особенности различных Э.С.

Все Э.С. можно условно разделить  на 3 группы:

1). Уникальные или заповедные - в которых полностью исключается выпадение (гибель) любого экологического вида.

2). Естественные Э.С. – для них должны соблюдаться основные требования сохранения экосистем и высокого качества ОС, но считаются возможными некоторые частичные изменения.

3). Зоны с сильно преобразованными или искусственными экосистемами – в таких ОС в дальнейшем возможны любые возможные антропогенные изменения с любыми, намечаемыми человеком целями (каналы, реки, города и т.п.).

Для обеспечения достаточно высокого качества ОС предельно допустимая экологическая  нагрузка (ПДЭН) – не должна вызывать нарушения нормального функционирования данной экосистемы.

  • для количественного определения ПДЭН нужно знать, в каком состоянии находилась система до начала воздействия и какие факторы комбинированного и комплексного воздействия оказывали влияние на экосистему.

За первоначальное состояние экосистемы принимается  усреднённое фоновое состояние до начала антропогенного воздействия при средних (нормальных) гидрометеорологических условиях.

Следовательно, экологические  нормативы должны разрабатываться  на локальном  и региональном уровнях, обеспечивая тем самым  экологическое равновесие в глобальном масштабе.

Информация о работе Антропогенная нагрузка на окружающую среду и принципы экологического нормирования