Антропогенное воздействие на биосферу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 00:13, реферат

Описание работы

При современном состоянии технической вооруженности человечества, уровне развития производственных отношений и производительных сил в мировом сообществе, росте численности населения Земли, нарастающей урбанизации, распространении стереотипа общества потребления – масштабы изъятия природных ресурсов, степень воздействия и загрязнения окружающего мира стали опасны для самого человечества. Происходит изменение исторически сложившейся среды обитания, к которой за долгие годы эволюции человек генетически адаптирован.

Содержание работы

Введение
1. Человечество и окружающая среда
1.1. Антропогенные воздействия на биосферу
1.2. Особенности антропогенных систем
2. Продуктивность экосистем
3. Разрушение экосистем
Заключение

Файлы: 1 файл

антрпогенное воздействие на биосферу.doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)

Потребовались большие  усилия для того, чтобы остановить этот процесс лесоразведением, травосеянием, химическими покрытиями и т.п. Возвращение таких земель в интенсивное использование (пастбищный фонд) потребует очень длительного времени.

Опустынивание по описанному выше типу происходит и в настоящее  время. Разрушаются ценнейшие черные земли Калмыкии. Географ А.А.Григорьев отмечает, что при норме выпаса на этих землях не более 750 тыс.голов овец, здесь постоянно выпасалось 1млн.650 тыс.голов. Кроме этого, здесь обитали свыше 200 тыс. сайгаков. Пастбища оказались перегруженными в2,5-3 раза. В результате из 3 млн. га пастбищ 650 тыс. га превращены в подвижные пески, а на остальных площадях крайне обеднен растительный покров и начались эрозийные процессы. В целом, по определению Григорьева, Калмыцкая степь превращается в бесплодную пустыню, что можно рассматривать как высшую степень опустынивания.

Катастрофические масштабы приобрело опустынивание на северной окраине Сахары, которая носит  название Сахеля (переходная полоса между  пустыней и саванной). Здесь опустынивание  также обусловлено высокими нагрузками на экосистемы, усугубившимися длительными засухами 60-70 годов прошлого столетия. Есть сведения, что опустыниванию способствовала успешная борьба с мухой цеце. Это позволило резко увеличить поголовье скота, за чем последовал перевыпась, оскудение пастбищ и разрушение экосистем. Стали интенсивно пересыхать колодцы, приходить в движение пески. Скорость их наступления на прилежащие земли и селения достигает 10 км/год. Под угрозой погребения песками оказалась столица Мавритании – г.Нуакшот.

Конечный результат такого явления – массовая гибель скота, голод, высокая смертность населения. Опустынивание, таким образом, превратилось в крупную эколого-социальную катастрофу.

Большие масштабы опустынивание  земель имеет и в других засушливых районах. Так, по данным космических съемок процессами опустынивания в той или иной степени затронуто около 53% территории Африки и 34% территории Азии. В странах СНГ опустыниванием охвачены обширные территории Казахстана и Средней Азии, особенно в Приаралье, включая районы прокладки Каракумского канала, долины рек Сырдарьи и Амударьи.

В целом в мире ежегодно около 20 млн. га земель превращаются в  пустыню.

 

Заключение

 

Научно-техническая революция  создала огромные возможности для  покорения сил природы, а вместе с тем для ее загрязнения и разрушения. Промышленный процесс сопровождается поступлением в биосферу огромного количества загрязнений, которые могут нарушить природное равновесие и угрожать здоровью людей.

Реальные  экологические опасности – опасности, которые уже произошли или существуют, а потенциальные экологические опасности – опасности, которые могут случиться.

Проблемы экологической  опасности не безразличны для  населения России. Повсеместно создаются  общественные организации и объединения, деятельность которых направлена на выявление проблем экологической безопасности, охраны среды и здоровья людей; на распространение достоверной информации о состоянии природной среды и здоровья населения РФ; на проведение общественной экологической экспертизы и оценку экологического риска; защиту прав и интересов граждан, общественный контроль за соблюдением законодательства в области природопользования. От правительства требуется принятие решений для оптимального природопользования. Эти организации имеют свои печатные издания, газеты («Спасение», «Зеленый мир», «Беренгия» и др.), связи с международными организациями, фондами, которые работают в области защиты окружающей среды.

Однако основным и  наиболее комплексным универсальным  инструментом призвано быть государство, которое должно стать во главе гражданских и общественных организаций в деле защиты каждого индивидуума, всех социальных групп, всего общества в целом. Это его основные функции и предназначение (с которым оно часто не справляется).

Государство призвано быть средством и механизмом реализации заботы в обществе, которое его создает, о жизнеобеспечении и развитии. Оно обслуживает общество, выполняя организующую роль, вырабатывая и реализуя технологию выживания и развития, безопасного существования.

При разработке Концепции  и обсуждении важнейших вопросов на Совете безопасности РФ определено, что компонент «экологическая безопасность» входит в структуру национальной безопасности государства, общества и отдельной личности человека.

В октябре 2007 года в Санкт-Петербурге в рамках слушаний Общественной палаты РФ «О состоянии и перспективах экологического образования и просвещения в России» проходила Всероссийская конференция «Экологическая культура как один из определяющих факторов в решении социально-значимых задач». Конференция проведена с целью анализа состояния и перспектив развития экологического образования в России.

Признавая важность и  значимость формирования экологической  культуры, необходимость осуществления  деятельности по непрерывному экологическому образованию населения, участники конференции обсудили ряд социальных проблем, решение которых связано с обобщением широкого мировоззренческого опыта, оригинальных идей, глубоких знаний и практического опыта в сфере экологических отношений.

На заключительном Пленарном  заседании была принята резолюция, в которой говорится что участники конференции считают целесообразным:

- подтвердить, что  создание условий для сохранения  среды обитания и развития  сферы образования является одним  из основных направлений обеспечения  национальной безопасности Российской Федерации;

- уделить внимание  повышению уровня экологической  компетентности при подготовке  профессиональных кадров;

- экологизировать воспитательный  процесс, возрождать духовные  ценности, формировать экологическое  сознание общества и личности, природосообразные стереотипы поведения;

- рассматривать в качестве  одной из основных сфер интересов  экологического образования адаптацию  и социализацию детей и молодежи, преемственность поколений;

- содействовать возрождению и  сохранению экологических традиций народов России, развитию экоэтнопедагогики;

- воспитывать у каждого нового  поколения жителей России национальное самосознание, открытое для восприятия этнического своеобразия культур других народов;

- отметить возрастающую роль  учреждений дополнительного образования в формировании экологической культуры;

- консолидировать усилия различных  ведомств по решению вопросов, касающихся проблем экологического  образования и воспитания;

- обеспечить подготовку и выпуск  экологически компетентных специалистов, способных к ответственному участию в социально-значимых проектах;

- содействовать финансовому обеспечению  образовательных учреждений разного  уровня с целью реализации  программ по формированию экологической  культуры;

- выработать механизмы, способствующие широкому освещению в СМИ необходимости формирования экологической культуры;

- обеспечивать контроль за недопущением  реализации обществом саморазрушительных, экологически необоснованных проектов, затрагивающих социоприродные интересы  страны в целом.

Таким образом, сделан еще один значимый шаг на пути к успешному решению социально-значимых задач, стоящих перед современным российским обществом.

 

Список использованной литературы

 

  1. Экология. Учеб.пособие под редакцией профессора С.А.Боголюбова – Москва, издательство «Знание», 1999г.
  2. Гальперин М.В. Общая экология. Учебник – Москва, «ФОРУМ-ИНФА-М», 2006г.
  3. Потапов А.Д. Экология. Учебник 2-е издание, исправленное и дополненное. Москва, «Высшая школа», 2004г.
  4. Н.М.Чернова, А.М.Былова. Экология. Москва, «Просвещение»,1981г.
  5. «Вестник экологического образования в России» №1 (№47) 2008, Москва.

Информация о работе Антропогенное воздействие на биосферу