Игровые приемы в воспитании эстетического отношения старших дошкольников к окружающему миру Дошкольник

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 22:59, реферат

Описание работы

Наверняка не вызовет сомнений, что дошкольник воспринимает мир несколько иначе, чем взрослый или даже старший ребенок. Иной взрослый замечает куда меньше удивительных «чудес» в привычном взгляду окружении, чем дошкольник, вступающий в «художественную игру» (понятие, введенное детским психологом Конрадом фон Ланге, подразумевающее активную работу фантазии) с даже малопривлекательными объектами. Для того чтобы уметь показать ребенка красоту действительности, педагог в первую очередь должен уметь взглянуть на действительность глазами своего воспитанника: дошкольник всегда заведомо художник.

Файлы: 1 файл

Игровые приемы в воспитании эстетического отношения старших дошкольников к окружающему миру Дошкольник.docx

— 21.82 Кб (Скачать файл)

Игровые приемы в воспитании эстетического отношения старших  дошкольников к окружающему миру Дошкольник (Ребенок от 3 до 7 лет) - Эстетическое воспитание

 

 

А. Г. Рындина

 

Воспитание красотой, по мнению В. А. Сухомлинского, является началом  сложного духовного взаимодействия воспитателя и ребенка. Врожденная способность воспринимать красоту  должна вследствие работы педагога стать  потребностью воспринимать красоту. Научить  ребенка чувствовать красоту, а  в красоте видеть добро, сердечность  — значит помочь ребенку утвердить  прекрасное в самом себе, в других людях!

Наверняка не вызовет сомнений, что дошкольник воспринимает мир  несколько иначе, чем взрослый или  даже старший ребенок. Иной взрослый замечает куда меньше удивительных «чудес»  в привычном взгляду окружении, чем дошкольник, вступающий в «художественную  игру» (понятие, введенное детским  психологом Конрадом фон Ланге, подразумевающее  активную работу фантазии) с даже малопривлекательными объектами. Для того чтобы уметь  показать ребенка красоту действительности, педагог в первую очередь должен уметь взглянуть на действительность глазами своего воспитанника: дошкольник всегда заведомо художник. Эстетическое отношение выражается в том, что  чувственный облик предметов  и явлений мира выступает для  человека как непосредственное выражение  некоторой родственной ему жизни, настроения, характера (А. А. Мелик-Пашаев, 3. Н. Новлянская).

 

Как помочь ребенку обратить внимание на красоту привычных предметов, как включиться в «художественную  игру» самому взрослому? Об этом расскажет  наш опыт. Но прежде хотелось бы обратить внимание воспитателей и родителей  на особенности эстетического отношения  детей 5—7 лет к действительности.

Восприятие красоты действительности старшим дошкольником носит ярко выраженный действенный характер. ребенок  стремится дотронуться, погладить, повернуть, даже подбросить привлекший внимание предмет. Восприятие ребенка  — это эмоция-действие, то есть эстетическая эмоция оказывает не только отсроченное  влияние на поведенческую установку, но и выражается в мимике, жесте, действии мгновенно.

Еще одной характерной  чертой эстетического отношения  старших дошкольников является высокая  эмоциональность восприятия, восприимчивость  к чувственны.м свойствам действительности (А. А. Адаскина). По мнению ряда исследователей (А. А. Мелик-Пашаев и 3. Н. Новлянская, А. А. Ада-скина, Н. Ф. Чубук), ребенок старшего дошкольного возраста — заведомо художник: «свежесть восприятия», «острота взгляда», «непредвзятость», «яркость впечатлений» — вот те присущие детской природе особенности, определяющие эстетическое отношение дошкольника  в первую очередь как высокую  эмоциональную отзывчивость на чувственные  характеристики действительности.

Данные психологии позволяют  установить, что наглядное, предметное, яркое, воспринимается ребенком прежде всего как прекрасное, вызывает у  ребенка интерес, он испытывает радость  и удовольствие при взаимодействии с

ним (Н. А. Ветлугина). Наиболее привлекательными современные дошкольники  считают игрушки, объекты и явления  природы. Представляется очевидным, что  эстетическое удовольствие ребенок  получает за счет подключения фантазии (легко увидеть в растении, в  кукле одухотворенное существо, обладающее судьбой, настроением, особым характером). Отметим, что игрушка никогда  не остается для ребенка просто вещью, близким предметом, она становится символом детских мечтаний и фантазий.

Эстетическая эмоция требует  мгновенного выхода — как в  действии (мы говорили об этом выше), так  и в суждении. С одной стороны, это обусловливает необходимость  постоянной эмоциональной включенности взрослого, его готовности к контактам, с другой — объясняет появление  в речи детей слов-меток, описывающих  сиюминутные переживания, ощущения. Дети дошкольного возраста внимательны  к внешним характеристикам предмета, явления, опора на них дает возможность  создавать образы. Дошкольники склонны  к тому, чтобы одушевлять тот или  иной предмет, наделять его знакомыми  чертами характера, поступками, приключениями. Примечательно то, что дети готовы фантазировать о многом: и о  карандашах, и об опавших листьях, о распускающихся почках, об игрушках, предметах одежды.

Представленные особенности  эстетического отношения старших  дошкольников к миру позволили разработать  и применить на практике приемы- привлечения внимания детей к  красоте окружающей действительности и развития эстетического отношения  к миру у детей 5—7 лет (разработка приемов, их апробация производились  в процессе работы с детьми старших  групп ДОУ № 61 Колпинского района Санкт-Петербурга).

Прежде чем перейти  к описанию игровых приемов, необходимо сформулировать несколько правил, следование которым обеспечит радостный  совместный поиск красивого, позволит увидеть и взрослому, и ребенку  за привычными объектами действительности удивительное, прекрасное и доброе.

1. Поскольку обмен эстетическими  оценками происходит в процессе  общения, следует уделить внимание  установлению или развитию дружеского  контакта с воспитанниками, думается, что рождение суждений происходит  в диалоге (напомним, что диалог  возможен при условии равноправности  и равнозначности партнеров общения),

2. Важно снять барьер  «Так не говорят, так нельзя...»,  радоваться пусть и «новому», но точно передающему отношение,  эмоцию слову.

3. Лучше, если эмоциональная  реакция взрослого будет опережающей:  «Какие красивые цветы!»

4. Не нужно бояться задействовать  фантазию детей.

5. Необходимы активные  действия ребенка с объектом  окружающего мира. Самой природе  детства свойственно проявление  эмоции через действие, поэтому  так важно предоставить ребенку  возможность потрогать, погладить,  даже побегать вокруг того  или иного объекта. Если привлекшие  внимание предмет, явление труднодосягаемы  или же тактильное взаимодействие  с объектом нежелательно (например, ребенка привлекла красота крыльев  бабочки), всегда остается возможность  обыграть ситуацию, используя стихи,  песни, подражая движениям.

Игровой прием «Мои сокровища»

Цель — помочь детям  старшего дошкольного возраста увидеть  и оценить красоту окружающего  мира.

Воспитатель предлагает детям  начать «коллекционировать красоту» —  различные предметы, являющиеся, по мнению детей, красивыми,

Для этого заготавливаются  небольшие яркие коробки по числу  детей (оформить их, превратив в «сказочные сундучки», можно вместе с детьми). Начать коллекционирование можно вместе. Воспитатель предлагает ребятам  различные предметы: ленточки, перышки, кусочки бархатной бумаги, необычные  камешки, открытки и т.д.

Назначить время, в которое  будет происходить просматривание коллекций, нужно вместе с детьми (2—3 разг в неделю). Обсуждать появляющиеся «сокровища» можно группой 5—6 человек  или с каждым ребенком отдельно. Узнав о направленности эстетического  отношения ребенка, воспитата"ъ  может помогать обогащать коллекцию.

При обсуждении коллекции  важнс спросить у ребенка, почему он считает тот или иной предмет  красивым почему он ему нравится.

Данный прием является очень интересным для ребят: в  самой субкультуре детства существуют игры в «тайники», в которых прячутся интересные привлекательные для  ребенка вещи.

Игровой прием «Съемки  передачи» («Красивое вокруг нас»)

Цель — помочь детям  старшего дошкольного возраста увидеть  и оценить красоту окружающего  мира.

Реализация данного приема возможна в свободное время (вторая половина дня) с небольшой группой  детей.

Предварительная работа: беседа с детьми на тему «Телевидение». В  ходе беседы взрослый, обращаясь к  опыту просмотра телепередач  каждого ребенка, демонстрирует  фрагмент^ передачи «Новости», рассказывает с профессиях диктора, репортера, оператора. Ребятам предлагается устроить свою студию «Новостей», снимать передачу «Красивое вокруг нас». Важно, чтобы  был достигнут результат работы (получившаяся передача). Если детя>/ понравится участвовать в съемках, возможно создание нескольких «выпусков» а значит, каждый сможет попробовать  себя в желанной роли.

Материалы: камера (фотоаппарат  с встроенной камерой), компьютера для  обработки видеофайлов (программа Windows Movie Maker), небольшое пространство, которое  можно совместно с детьми оформить как телевизионную студию (стол, стульчики, «логотип» передачи —  рисунок или аппл/-кация, созданные  ребятами и размещенные на стене), несколько игрушечных микрофонов, значки — определители «профессии» участника  съемки:

Ведущий «Новостей»,

Оператор,

Репортер,

Гость передачи.

День первый — подготовка студии. Воспитатель собирает ребят, желающих участвовать в игре, и  вместе с ними оформляет «студию»: придумывают символ передачи, изображают его на листе ватмана и помещают на стене; расставляют мебель: стол и два стула для ведущих.

Затем взрослый и дети распределяют роли (важно заранее оговорить  возможность выполнения нескольких ролей). Воспитатель выполняет роль оператора: ему предстоит работать с техникой — снимать передачу. Договариваясь о распределении  ролей ведущих (2 человека), репортеров (5—6 играющих) и гостей, следует раздать  значки и отметить, что:

ведущие приветствуют зрителей (взрослый подсказывает фразы: «Добрый  день! В эфире передача "Красивое вокруг нас"»);

репортеры находят красивые объекты в группе или на участке  детского сада, берут интервью у  гостей (им понадобятся игрушечные микрофоны); фраза для репортеров: «Здравствуйте, я веду репортаж из...»;

гости, которые будут давать интервью, должны будут подготовиться  заранее.

Поскольку этап подготовки к  игре довольно продолжителен, «съемку  передачи» начинают на следующий  день. Задание для всех ребят (особенно для будущих гостей передачи): по пути домой, а наутро — по пути в  детский сад постараться заметить что-либо красивое и запомнить.

Взрослый и ребята прощаются, значки дети могут забрать домой  — рассказать об игре родителям, обдумать свои роли.

День второй — съемки. В свободное время воспитатель  напоминает о том, что сегодня  состоятся съемки передачи. Участвующие  в игре собираются у «студии».

Первыми в «съемках» участвуют  ведущие «Новостей» — ребята усаживаются  за стол и начинают «эфир». Взрослый подсказывает нужные слова, но не ограничивает и самостоятельные высказывания детей: «Здравствуйте. В эфире передача "Красивое вокруг нас". В студии... (ведущие называют свои имена). Сегодня  мы расскажем о том, что вокруг много красивого. Что же это?»

Далее в съемках участвуют  репортеры (каждый снимается отдельно) — ребята берут интервью у гостей передачи: «Здравствуйте. Как вас  зовут? Скажите, вы видели что-нибудь красивое за последнее время? Расскажите поподробнее. Спасибо. Интервью брал...»

По желанию ребят можно  устроить экскурсию по группе, сопровождающуюся рассказом о красивых предметах.

«Съемки» завершаются  на «студии» с участием ведущих. Их задача — попрощаться со зрителями, по желанию — высказать свое мнение об увиденном.

День третий — просмотр передачи Взрослый подготавливает отснятый материал, стараясь оформить его по аналогии с передачей «Новости»  и включить в передачу все выступления  ребят.

Просмотр передачи следует  осуществлять вместе со всеми ребятами, похвалить их за хорошую работу. Дети будут рады увидеть себя и  своих товарищей на экране.

 

По окончании просмотра  воспитатель обсуждает с ребятами созданный проект: что им понравилось, что нет, понравилось ли выполнять  выбранные роли, что было бы лучше  изменить, есть ли желание сделать  второй выпуск передачи.

Скорее всего, ребята с  энтузиазмом согласятся на повторные  съемки. Следует перераспределить игровые  роли, а также разнести первый и  второй опыты съемки передачи во времени: помимо того что данный прием является интересным и содержательным наполнением  досуга ребята в детском саду, он также может выступать в роли диагностики направленности эстетического  отношения к действительности старших  дошкольников, развития их эстетических суждений.

Игровой прием «Я — волшебник»

Цель — способствовать становлению эстетического отношения  детей старшего дошкольного возраста к окружающему миру, помочь увидеть  за чувственным обликом предметов  и явлений действительности настроение, характер.

Особенностью данного  приема является возможность совместного  с ребятами фантазирования. Самое  подходящее время — это конец  дня, когда нет занятий. Воспитатель  и ребята выбирают объект для игры. Лучше, если это недавно принесенный  в среду группы предмет.

Рассмотрим ход проведения игрового приема на примере.

«Воздушный шарик»

Любой ребенок любит играть с воздушными шарами. Принесем в  группу большой, хорошо надутый воздушный  шарик, сядем вместе с ребятами в  круг.

Воспитатель говорит: «Ребята, посмотрите, какой красивый воздушный  шар. Давайте поиграем в волшебников, заставим заговорить шарик! Пусть он нам расскажет, какой он!»

Воспитателю предстоит «стать волшебником» первым — выглядывая из-за шара, меняя голос, педагог  дает характеристику, «оживляющую» предмет: «Здравствуйте, я воздушный шар! Я добрый и веселый».

Затем шар передается от одного ребенка другому. Вот каким может  оказаться большой воздушный  шар: «приветливым», «боится щекотки», «любит, когда вокруг смеются», «мечтает найти друга», «мечтает увидеть облако близко-близко».

Информация о работе Игровые приемы в воспитании эстетического отношения старших дошкольников к окружающему миру Дошкольник