Понятие экологического права, история его развития и становления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 15:37, доклад

Описание работы

Экологическое право является одной из отраслей российского права. Оно регулирует общественные отношения в сфере взаимодействия природы и общества в интересах человечества. Таким образом, под экологическим правом понимается совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения и рационального использования окружающей среды для настоящих и будущих поколений людей (экологические отношения).

Файлы: 1 файл

экология.docx

— 35.23 Кб (Скачать файл)

 

   Основаниями прекращения экологического правоотношения или его изменения являются:

 

   1) решение органа, выполняющего функции государственного экологического контроля над охраной природной среды;

 

   2) решение суда, арбитражного суда;

 

   3) представление органов санитарного, горного надзора и других специально уполномоченных органов;

 

   4) представление или протест органов прокуратуры в связи с нарушением действующего законодательства о порядке использования и охраны окружающей среды.

 

   В случае несогласия компетентного органа выполнять предписания органов прокуратуры прокурор имеет право обратиться с иском в арбитражный суд по существу состоявшегося нарушения. Решение арбитражного суда является окончательным.

Субъекты и объекты экологических правоотношений

 

   Субъекты экологического права – это лица, которые обладают правами и обязанностями, предусмотренными экологическим законодательством.

 

   Конституцией РФ предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов. Государство гарантирует защиту экологических прав человека и гражданина. Из этого следует, что государство как субъект в лице своего компетентного органа является участником экологических правоотношений. Государство является субъектом экологических правоотношений и в том случае, если природные ресурсы на законных основаниях переходят в собственность юридических или физических лиц или передаются им во владение, постоянное или временное пользование (аренду).

 

   Юридическое или физическое лицо, которое воздействует на природную среду с целью ее использования, воспроизводства или охраны также выступает в качестве субъекта экологических отношений. К таким субъектам относятся также граждане, иностранные и хозяйствующие субъекты.

 

   Хозяйствующие субъекты – предприятия, учреждения, организации, которые воздействуют на природную среду, в том числе граждане, которые занимаются предпринимательской деятельностью, а также граждане, которые осуществляют общее или специальное природопользование.

 

   Носителями полномочий по управлению и контролю в области охраны окружающей природной среды являются государственные органы.

 

   Объекты экологических правоотношений – природные объекты. В их качестве могут выступать как отдельные природные объекты, так и естественная среда обитания в целом.

 

   Законом предусмотрено, что в определенных условиях объектами экологических правоотношений могут быть природные комплексы – заповедники, заказники, памятники природы, лечебно—оздоровительные районы и т. д.

 

   Особенности содержания экологических правоотношений находятся в зависимости от природного объекта, в отношении которого они возникают. Исходя из того различают права и обязанности в земельном, водном, лесном и недренном правоотношениях, которые связаны с использованием и охраной земель, вод, лесов, недр. При этом особо выделены отраслевые права и обязанности, которые направлены на защиту отдельных природных объектов. Однако наряду с отраслевыми существуют и комплексные полномочия. Они устанавливают права и обязанности относительно охраны всей природной среды. Такими полномочиями наделены специальные органы государства по охране природной среды и хозяйствующие субъекты – природопользователи, которые используют природу для выполнения своих практических задач.

Экологическая экспертиза: понятие и виды

 

   Экологическая экспертиза – установление соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности экономическим требованиям и определение допустимости реализации объектов экологической экспертизы.

 

   Цели проведения экологической экспертизы:

 

   1) проверка соответствия хозяйственной и иной деятельности экологической безопасности общества;

 

   2) предупреждение возможных неблагоприятных воздействий хозяйственной деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы;

 

   3) определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы.

 

   Законодательство РФ об экологической экспертизе:

 

   1) Конституция РФ;

 

   2) Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 1 74–ФЗ «Об экологической экспертизе»;

 

   3) Федеральный закон «Об охране окружающей среды».

 

   Выделяют два вида экологической экспертизы: государственная экспертиза, организуемая и проводимая исключительно федеральным органом исполнительной власти сроком не более 6 месяцев, и общественная.

 

   Принципы проведения экологической экспертизы:

 

   1) обязательность проведения до принятия решения о реализации объекта;

 

   2) презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности и комплексность оценки ее воздействия и последствий на окружающую природную среду;

 

   3) обязательность учета требований экологической безопасности при проведении;

 

   4) достоверность и полнота предоставляемой информации;

 

   5) независимость экспертов;

 

   6) гласность, участие общественных организаций, учет общественного мнения;

 

   7) ответственность участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

 

   Обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежат:

 

   1) договоры, предусматривающие использование природных ресурсов и отходов производства;

 

   2) проекты международных договоров и правовых актов РФ;

 

   3) проекты технической документации на новые технику, технологию, материалы, вещества, сертифицируемые товары;

 

   4) проекты схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов РФ;

 

   5) технико—экономические обоснования строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения и др.;

 

   6) документация на изменение функционального статуса, вида и характера использования территорий федерального значения, в том числе материалы, обосновывающие перевод лесных земель в нелесные;

 

   7) материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую природную среду.

Земля как объект правовой охраны

 

   В соответствии с Земельным кодексом РФ от 25 октября 2001 г. № 136–ФЗ (ЗК РФ) объектами земельных отношений являются:

 

   1) земля как природный объект и природный ресурс;

 

   2) земельные участки;

 

   3) части земельных участков.

 

   Статья 9 Конституции РФ предусматривает, что земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иной форме собственности. Причем частная собственность стоит на первом месте, что подчеркивает ее ведущее значение.

 

   Частная форма собственности может быть двух видов: индивидуальной и коллективной. Земельным законодательством предусмотрено 8 оснований, в соответствии с которыми индивидуальная собственность граждан признается государством:

 

   1) крестьянское (фермерское) хозяйство;

 

   2) личное подсобное хозяйство;

 

   3) садоводство;

 

   4) животноводство;

 

   5) индивидуальное жилищное строительство;

 

   6) гаражное строительство;

 

   7) предпринимательская деятельность;

 

   8) дачное строительство.

 

   Виды коллективной формы частной собственности на землю: долевая; совместная.

 

   Виды государственной собственности на землю:

 

   1) федеральная собственность РФ в целом;

 

   2) собственность субъектов РФ – республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов.

 

   Конституция РФ относит разграничение государственной собственности на федеральную и собственность субъектов РФ к совместному ведению РФ и субъектов РФ.

 

   Муниципальная форма земельной собственности представляет собой относительно новую форму для российского законодательства. Она рассматривается как разновидность государственной собственности. Однако закон не относит ее и к видам частной собственности. На правах муниципальной собственности земля принадлежит: административно—территориальным районам, городам, сельским и другим населенным пунктам.

 

   Вследствие приватизации государственных земель в РФ сложились в формы использования земли гражданами и их коллективами.

 

   Эти формы использования осуществляются на следующих основах:

 

   1) предоставления (приобретения) права частной, долевой или общей совместной собственности на землю;

 

   2) предоставления земли в пользование;

 

   3) передачи земли в аренду. Условия использования земельного участка, который предоставляется на основании аренды, определяются соглашением сторон, а затем оформляются договором аренды. На арендных условиях земельные участки могут предоставляться любым физическим и юридическим лицам, в том числе иностранным гражданам, лицам без гражданства, международным объединениям и организациям, иностранным государствам, иностранным юридическим лицам.

 

   Арендодатель – собственник земли.

Объекты и субъекты права пользования недрами

 

   Недра – это часть земной коры, которая расположена ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

 

   Пользователи недр:

 

   1) субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества;

 

   2) иностранные граждане;

 

   3) юридические лица, если федеральными законами не установлены ограничения предоставления права пользования недрами;

 

   4) объединения юридических лиц, не имеющие статуса юридического лица, при условии, что участники таких объединений несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из соглашений о разделе продукции.

 

   Права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр или с момента вступления в силу соглашения о разделе продукции при предоставлении права пользования недрами на таких условиях.

 

   Пользователь недр вправе:

 

   1) использовать участок недр для любой формы деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии или в соглашении о разделе продукции;

 

   2) самостоятельно выбирать формы этой деятельности;

 

   3) использовать результаты своей деятельности;

 

   4) использовать отходы своего горнодобывающего производства и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговорено в лицензии или в соглашении о разделе продукции;

 

   5) ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых в границах предоставленного ему горного отвода;

 

   6) проводить без дополнительных разрешений геологическое изучение недр за счет собственных средств в границах предоставленного горного отвода;

 

   7) обращаться в соответствующие органы по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.

 

   Пользователь недр обязан обеспечить:

 

   1) соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ;

 

   2) ведение геологической, маркшейдерской и иной документации;

 

   3) представление геологической информации в фонды геологической информации;

 

   4) безопасное ведение работ;

 

   5) соблюдение утвержденных стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ;

 

   6) приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования;

 

   7) выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами и др.

 

 Право пользования недрами и его виды

 

   Виды пользования недрами:

 

   1) региональное геологическое изучение, иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

 

   2) геологическое изучение, включающее поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

 

   3) разведка и добыча полезных ископаемых, в том числе использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

 

   4) строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

 

   5) образование особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно—оздоровительное и иное значение (научных и учебных полигонов, геологических заповедников, заказников, памятников природы, пещер и других подземных полостей);

 

   6) сбор минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

 

   Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения (поиска, разведки) и добычи полезных ископаемых.

 

   Участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода – геометризованного блока недр. Ограничение или запрещение пользования отдельными участками недр возможно в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей природной среды.

 

   Основания возникновения права пользования участками недр:

 

   1) решение Правительства РФ;

Информация о работе Понятие экологического права, история его развития и становления