Варианты программ мероприятий по достижению целевого состояния речного бассейна р.Нева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 05:43, реферат

Описание работы

В соответствии с «Методическими указаниями по разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов» комплекс мероприятий по достижению целевого состояния речного бассейна структурирован по следующим основным направлениям:
· фундаментальные (базисные) мероприятия;
· институциональные мероприятия;
· мероприятия по улучшению оперативного управления

Файлы: 1 файл

Varianty_programm_meropriaty_po_dostizheniyu_tsel.docx

— 19.96 Кб (Скачать файл)

 

 

Варианты программ мероприятий по достижению целевого состояния речного бассейна р.Нева

В соответствии с «Методическими указаниями по разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов»  комплекс мероприятий по достижению целевого состояния речного бассейна структурирован по следующим основным направлениям:

·         фундаментальные (базисные) мероприятия;

·         институциональные мероприятия;

·         мероприятия по улучшению оперативного управления;

·         структурные мероприятия (по строительству и реконструкции сооружений).

Необходимо отметить, что  перечисленные выше мероприятия  являются  взаимно пересекающимися, так что указанная структуризация направлений довольно условна. 

 

1. Фундаментальные  (базисные) мероприятия

К приоритетным фундаментальным  мероприятиям применительно к рассматриваемому региону следует отнести следующие, наиболее актуальные:

·         восстановление и развитие наблюдательной сети за состоянием водных объектов и водохозяйственных систем, восстановление закрытых и открытие новых постов с учетом гидрологических факторов, водохозяйственного использования водных объектов, существующей и перспективной антропогенной нагрузки;

·         идентификация территорий, подверженных затоплению;

·         улучшение учета водных ресурсов и их использования, представляющее собой неразрывное целое в рамках рационального ведения водного хозяйства;

·          разработка и развитие бассейновых геоинформационных систем, как инструмента справочно-аналитического обслуживания, сочетающего функции ввода, хранения, обработки, передачи и анализа информации о состоянии и использовании водных объектов, ее учета при оптимизации существующего и перспективного ведения водного хозяйства совместно с поддержкой принятия решений по управлению водными ресурсами;

·         переход предприятий на систему наилучших существующих технологий – НДТ;

·         оценка ущерба, наносимого  водным объектам бассейна р. Нева, в результате сброса загрязненных сточных вод.

2. Институциональные  мероприятия

В качестве наиболее важных институциональных мероприятий  для рассматриваемого региона могут  быть следующие виды мероприятий:

·         разработка правил, программ, планов действий в случаях экстремального маловодья и экстремально высокой водности (включая своевременные гидрологические прогнозы, регламентацию процедур распределения воды и использования резервных источников водоснабжения, повышение надежности и эффективности систем водоснабжения, определение альтернативных или дополнительных источников водоснабжения, др.);

·         регулирование использования (резервирование) территорий, потенциально подверженных затоплению;

·         регулирование землепользования в водоохранных зонах водных объектов (включая их обустройство и благоустройство) и на водосборах с целью предотвращения загрязнения и истощения водных объектов;

·         подготовка обоснований установления ставок платы за пользование водными объектами, стимулирующих эффективное и неистощительное использование водных объектов;

·         регламентирование объемов и порядка осуществления контрольно-надзорных мероприятий, направленных на защиту водных объектов от загрязнения и истощения, а также на обеспечение безопасности водохозяйственной инфраструктуры;

·         развитие систем страхования рисков, связанных с негативным воздействием вод.

 

3. Мероприятия  по улучшению оперативного управления

В качестве основных мер  по улучшению оперативного управления использованием и охраной водных объектов в регионе могут рассматриваться  следующие виды мероприятий:

·         комплексное развитие системы государственного мониторинга водных объектов в речном бассейне, включая совершенствование лабораторно-аналитической базы, повышение ее оперативности;

·         обеспечение развития и ведения государственного водного реестра в части сведений, относящихся к рассматриваемому речному бассейну;

·         проведение оперативных мероприятий по борьбе с заторами и зажорами;

·         работы по ремонту и восстановлению проектных характеристик существующих водохозяйственных сооружений, оснащению их современной контрольно-измерительной аппаратурой.

 

 

 

4. Структурные  мероприятия (по строительству  и реконструкции сооружений)

Применительно к рассматриваемому региону в качестве структурных  в первую очередь должны разрабатываться  следующие виды мероприятий:

·         строительство и реконструкция водохозяйственных систем, включая строительство гидротехнических сооружений в целях гарантированного водоснабжения населения и экономики;

·         строительство систем водоотведения и реконструкция очистных сооружений;

·         мероприятия по улучшению показателей качества воды;

·         строительство и реконструкция противопаводковых и иных гидротехнических сооружений, предназначенных для предотвращения негативного воздействия вод. 

 

5. Финансовые затраты  на реализацию мероприятий по  достижению целевых показателей  

Относительно объективная  оценка финансовых затрат на реализацию указанных выше мероприятий по достижению целевых показателей может быть произведена только в рамках утвержденных и реализуемых программ (структурные  мероприятия). К таким программам в бассейне р. Невы могут быть отнесены:

·         Генеральная схема водоснабжения г.Санкт-Петербурга на период до 2015 года с учетом перспективы до 2025 года, и Генеральная схема водоотведения (канализации) г.Санкт-Петербурга на период до 2015 года с учетом перспективы до 2025 года, утвержденные Постановлением Правительства СПб от 11 декабря 2007 г. N 1587.

·         По другим мероприятиям выполнена только экспертная оценка. В качестве основных ориентиров стоимостных показателей затрат использованы размеры  запрашиваемых средств из различных уровней бюджетов, приведенных в концепции федеральной целевой программы  «Национальная программа мер по оздоровлению и  реабилитации экосистемы Балтийского моря», а также уровень цен на приборы и строительство и оборудование специализированных объектов (гидрологические и гидрохимические посты). 

 

6.   Общая оценка вероятных воздействий реализации мероприятий Схемы на окружающую среду

Реализация мероприятий  Схемы будет способствовать сбалансированному  социально-экономическому развитию субъектов  Российской Федерации, расположенных  в бассейне р. Нева. Мероприятия по снижению антропогенного воздействия  на водные объекты позволят достичь  высоких экологических стандартов жизни населения, сохранения здоровья граждан, улучшить состояние водной экосистемы бассейна. Реализация мероприятий, направленных на рационализацию и комплексное  использование водных ресурсов, позволит добиться снижения водоемкости экономики, гарантировать питьевое и хозяйственно-бытовое  водоснабжение населения и создать  надежные условия развития промышленности, энергетики, водного транспорта и  сельского хозяйства за счет эффективного использования водоресурсного потенциала рек бассейна р.Нева.

Мероприятия по снижению негативного  воздействия вод и обеспечению  эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений, в первую очередь завершение  строительства Комплекса защитных сооружений от Невских наводнений, обеспечат защищенность населения, проживающего на территориях, подверженных воздействию опасных гидрологических явлений, и устойчивое функционирование соответствующих объектов экономики.

Вероятное воздействие реализации основных мероприятий Схемы можно  оценить следующими главными показателями  социально-экологической и экономической эффективности мероприятий:

-        снижение антропогенного воздействия  на экосистему бассейна р. Нева и улучшение экологической обстановки;

-        увеличение доли населения, имеющего доступ к централизованному водоотведению, до 90%;

-        увеличение  к 2020 году в сравнении с 2009 годом  доли сбросов очищенных сточных вод в суммарном сбросе в водные объекты р.Нева на 2 448 612 м3/сутки;

-        создание аналитической базы для мониторинга вредных веществ, обеспечивающего принятие управленческих решений;

-        повышение качественного состояния водных объектов на водосборном бассейне р. Нева;

-        предотвращение прямого и косвенного ущерба водным объектам;

-        модернизация государственной системы мониторинга водных объектов, обеспечивающая объективную оценку состояния водных объектов и расчетов общей нагрузки на бассейн р. Нева;

-        внедрение автоматизированной системы мониторинга водных объектов;

-        проведение комплекса научно-исследовательских работ, обеспечивающих научно-методическую поддержку реализации задач в рамках задач СКИВО бассейна р. Нева;

-        разработка нормативно-правовой базы, обеспечивающей выполнение мероприятий в рамках задач СКИВО бассейна р. Нева;

-        повышение качества вод рек бассейна р.Нева.

Основным результатом  реализации СКИВО бассейна р. Нева  будет  достижение  европейского уровня экологического состояния рек бассейна р. Нева.

 

 

Список используемой литературы:

 

  1. «Методическими указаниями по разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов»
  2. Ru.wikipedia.org
  3. Greenpeace.org

Информация о работе Варианты программ мероприятий по достижению целевого состояния речного бассейна р.Нева