Васпитательное значение участка детского сада в развитии детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 07:10, контрольная работа

Описание работы

Убеждения человека формируются с детства. Одна из главных нравственных задач, стоящих перед педагогами, — воспитать любовь к родине, а значит, и бережное отношение к родной природе.Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребенка с ее тайнами, показывать интересное в жизни растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, красотой цветка, пейзажами родных мест.Восприятие природы помогает развить такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Содержание работы

Введение………………………………………………….……………………….2
Значение участка и его организация…………………….………………………3
Организация участка на территории детского сада…………………………….3
Традиционный огород и фруктовый сад………….……………………………..5
Озеленение участка детского сада……………………………………………….6
Площадка природы………………………………………………………………..8
Экологическая тропа……………………………….……………………………..8
Уголок нетронутой природы……………………………………………………12
Альпийская горка………………………………………………………………..13
Заключение……………………………………………………………………….17
Список литературы…………………………

Файлы: 1 файл

кйЛ жйЁГЕйоНЁ Л Е нйГ  юй бжйойЬ∙∙.docx

— 35.80 Кб (Скачать файл)

Оглавление.

Введение………………………………………………….……………………….2

Значение участка и  его организация…………………….………………………3

Организация участка на территории детского сада…………………………….3

Традиционный огород и  фруктовый сад………….……………………………..5

Озеленение участка детского сада……………………………………………….6

Площадка природы………………………………………………………………..8

Экологическая тропа……………………………….……………………………..8

Уголок нетронутой природы……………………………………………………12

Альпийская горка………………………………………………………………..13

Заключение……………………………………………………………………….17

Список литературы…………………………………..…………………………..18

Приложения……………………………………………………………………...19

 

 

 

 

 

 

 

 

Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к  будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И оттого, как прошло детство, кто вел ребенка  за руку в детские годы, что вошло  в его разум и сердце из окружающего  мира – от этого в решающей степени  зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. (В.А. Сухомлинский.)

 

Введение.

Убеждения человека формируются  с детства. Одна из главных нравственных задач, стоящих перед педагогами, — воспитать любовь к родине, а значит, и бережное отношение  к родной природе.Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребенка с ее тайнами, показывать интересное в жизни растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, красотой цветка, пейзажами родных мест.Восприятие природы помогает развить такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Всю эту работу с дошкольниками  проводят воспитатели. В связи с  этим повышаются требования и к работе педагогов, в том числе по ознакомлению детей с природой. Кроме идейной  убежденности, культуры и педагогического  мастерства, воспитатель должен иметь  элементарные знания в области биологии, физиологии животных, а также уметь  показывать детям, как правильно  сажать растения, ухаживать за животными, птицами, рыбами в уголке природы, как  работать в цветнике и огороде. Все  эти знания и навыки необходимы также  для подготовки детей к школе. Усвоив их, они легче будут понимать и изучать такие науки, как природоведение, физика, география и др. Основное средство познания природы — наблюдение. У ребенка восприятие природы острее, чем у взрослого, так как он соприкасается с ней впервые. Поддерживая и развивая этот интерес, педагог может воспитать у детей многие положительные качества личности, познакомить с природными явлениями, объяснить их причины и взаимосвязь.

Природа способствует умственному  развитию детей, их логическому мышлению и речи. Если воспитатель приучит  детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, просторами полей, замысловатой формой снежинок, полетом ласточки, у ребенка разовьется художественный вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками.Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, и воспитателю следует учить детей искать и находить новое в уже известном, виденном, и только тогда природа предстанет перед человечеством доброй, щедрой, дающей людям свои богатства и радость общения с ней.

Значение участка  и его организация.

2.1. Организация участка  на территории детского сада.

 Земельный участок  детского сада, особенно в городских  условиях, — это место игр,  прогулок и занятий. Осенью, зимой  и весной дети проводят на  участке большую часть дня,  а летом — весь день. Здесь  во время игр обогащается чувственный  опыт детей. И от его оборудования  зависит, какое воспитательное  воздействие окажет он на ребенка.

 Работая в цветнике, на огороде, в саду, дети приучаются  коллективно трудиться, приобретают  некоторые трудовые навыки, у  них воспитывается любовь и  уважение к труду, ответственность  за порученное дело. На участке  детей знакомят с сезонными  явлениями в природе, организуют  длительные наблюдения за ростом  растений и повадками животных. Все это значительно расширяет  кругозор детей, обогащает их  знаниями об окружающем мире, воспитывает у них бережное  отношение к природе и умение  видеть в ней красивое.

Правильно организованный и  хорошо озелененный участок - необходимая  база для осуществления воспитательно-образовательных  задач детского сада. Основное познание природы – наблюдение. На участке  детского сада воспитатель приучает детей любоваться яркими красками неба, замысловатой формой снежок, полетом  ласточки, дети познают окружающий мир.

Земельный участок должен быть озеленен и так организован, чтобы дети могли повседневно  участвовать в выращивании растений и наблюдениях за ними. Поэтому  на площадке каждой возрастной группы надо иметь цветочные, декоративные, фруктовые, ягодные и овощные  растения, а также траву, на которой  дети могли бы играть. В тех случаях, когда детский сад располагает  достаточной земельной площадью, для детей средней и старших  групп организуют цветник, огород и  сад.Прежде чем приступить к озеленению, участок надо очистить от мусора и камней, измерить его и составить план размещения на нем растений для всех групп детского сада. Участок обычно огораживают забором. Хорошо сделать живую изгородь, посадив деревья со смыкающимися кронами или кустарники в 1—3 ряда. Это украсит участок и будет защищать его от ветра, пыли и копоти. Посадками деревьев и кустарников можно отделить участки разных возрастных групп .Для выращивания деревьев и кустарников требуется несколько лет. Хороший травостой также создается в течение не одного сезона. Удалять деревья и кустарники с участка можно только в том случае, если они затеняют здание детского сада, создают сырость или заражены какой-либо болезнью. Около беседок, теневых навесов и других построек сеют вьющиеся растения. Место для огородных культур лучше выбирать открытое, защищенное с северной стороны постройками, забором или живой изгородью.

Фруктовые деревья и ягодные  кусты сажают на пологом склоне или  ровном месте, где не скапливается вода.

Дорожки на участке должны быть широкими (1—2 м), чтобы дети не затаптывали растений. Пространство между клумбами в цветнике и грядками на огороде делают шириной 50—60 см.

На земельном участке  должны быть помещения для содержания мелких домашних животных (кроликов, кур), скворечники и площадки с кормушками для наблюдения над прилетающими птицами.

 

Традиционный  огород и фруктовый сад.

Традиционный огород и  фруктовый сад в настоящее  время можно создавать лишь в  сельской местности, где экологическое  загрязнение почвы, грунтовых вод  и воздуха меньше, чем в городе. В большом городе плоды, выращенные на огороде и в саду, не пригодны для употребления в пищу детям, но они могут быть использованы как  корм для животных — обитателей зеленой зоны ДОУ. На огороде городского детского сада можно выращивать кормовые корнеплоды, кукурузу, злаковые культуры (особенно овес), Огород следует рассматривать, прежде всего, как условие содержания животных, как их кормовую базу. При  этом, к традиционному педагогическому назначению огорода (месту, где дети обучаются трудовым операциям по выращиванию овощных культур) добавляется экологический фактор — заготовка кормов для обитателей уголка природы.

Фруктовый сад приобретает  и настоящее время больше эстетическое, познавательное и природоохранное  значение: дети могут любоваться плодовыми  деревьями в разное время года, сравнивать их с другими

посадками, наблюдать, как  кормятся на них птицы, использовать плоды для кормления животных.

Территория участка детского сада должна быть хорошо озеленена. По всему периметру забора (внутри и  снаружи) целесообразно посадить высокие  деревья и кустарники, которые создадут зеленый щит, защищающий внутреннее пространство от пыли, шума, сильного ветра, выхлопных газов автомобилей. Иначе говоря, зеленый щит из деревьев и кустарников позволит создать территорию с особым — улучшенным микроклиматом, т.е. хорошую среду для пребывания детей.

 

Озеленение участка  детского сада.

Озеленение участка детского сада должно быть разнообразным и  красивым, что создает благоприятную  визуальную среду. На нем должны расти  не только береза и тополь, но и такие  замечательные деревья, кик липа, рябина, ива, каштан, дуб, ясень. Если территория большая, то на каком либо отдаленном участке может быть заложен небольшой хвойный лесок: посадки ели, сосны, лиственницы интересны в познавательном отношении и полезны в оздоровительном плане. Все эти деревья выделяют фитонциды, которые подавляют болезнетворные микробы. Гуляя в таком бору, легко проводить разные мероприятия: наблюдения за елью, сравнение ее с другими деревьями, праздник вокруг живой елки, входящий в акцию «Зеленая елочка — живая иголочка».

На участке ДОУ может  быть много цветов — детский сад  должен стать действительно цветущим садом. Цветущие растения создают прекрасную визуальную среду: развивают восприятие, благотворно действуют на психику, улучшают настроение, вызывают положительные  эмоции. Цветы — это удивительно  разнообразные по форме, цвету, ароматам растения. Каждый из них хорош по-своему. Цветы вызывают радость и умиротворение  — их должно быть много в детском  учреждении: на центральном входе, у  всех подъездов, вдоль основных дорожек. Не мешая играм детей, они должны вписываться в каждый групповой  участок. Ноготки могут обрамлять  огород — они улучшают почву, а  настурция хороша на приствольных кругах плодовых деревьев. У заборов, создавая высокую зелено-цветущую стену, хорошо себя чувствуют золотые шары и топинамбуры (земляная груша), плоды которых могут идти на корм животным.

 В разных местах  участка могут расти и многолетники, и однолетники. У центрального  входа, подъездов, вдоль основных  дорожек лучше посадить легко  растущие многолетники — ирисы,  лилии, пионы, флоксы. Однолетники  целесообразнее сажать на групповых участках — воспитатель с детьми будет выращивать рассаду, высаживать ее в фунт, а затем вместе прослеживать развитие растений до созревания и сбора семян. Растения должны быть простыми в уходе, долго-цветущими: ноготки, бархатцы, космея. Окружающее население привыкнет к «цветущему оазису» детского сада и не будет топтать газоны и рвать цветы.

Не следует забывать про  вертикальное озеленение: прекрасно  выглядят стены и заборы, увитые диким виноградом, хмелем, а беседки  на игровых площадках — душистым горошком, декоративной фасолью.

 При наличии хорошего  участка детский сад может  создать «экологические пространства»  нового типа.

Площадка природы по своему функциональному значению противоположна физкультурной площадке детского сада: дети могут приходить небольшими группами, по одному, по двое, чтобы  в тишине и покое пообщаться с  подопечными животными, понаблюдать  за насекомыми, насладиться красотой растений.

 

 На территории детского  сада для площадки природы  выбирают спокойное место, вдали  от групповых участков. В центре  площадки можно установить птичий  столб, который круглый год  будет привлекать пернатых: зимой  в его кормушки дети положат  корм, летом в водопойный желобок  нальют воды. В любое время  года птицы могут воспользоваться  домиком, установленным на его верхушке. Вокруг столба следует утрамбовать площадку, и в солнечные дни по тени столба дети смогут фиксировать перемещение солнца, его высоту.

Площадка природы.

На площадке природы в  разных ее углах могут быть устроены ручеек, цветник, озелененная беседка  для отдыха, красивый домик-сарай  для инвентаря, вольера с выгулом  для какого-либо животного, песочный дворик. На площадке во всех местах должны быть привлекательного вида лавочки, бревна, пеньки, на которых приходящие сюда дети могут спокойно посидеть, понаблюдать  за цветами, животными, водой (если сделан фонтанчик или небольшой водопад). Здесь они будут учиться созерцать  природу, сосредоточиваться на ее красоте, самостоятельно всматриваться в  ее жизнь. Площадка также может служить  местом для приобщения дошкольников к труду по уходу за растениями и животными.

На площадке природы может  быть что-то особенно красивое — сад  непрерывного цветения, розарий, экзотические растения (не характерные для данной местности). Красота новизна, необычность  не оставят детей равнодушными к  природе, особенно если воспитатель  сумеет использовать это место для  приобщения детей к познавательной или практической деятельности.

Экологическая тропа.

Новая и интересная форма  работы no экологическому воспитанию открывается с организацией экологической тропы — учебного специально оборудованного маршрута на природе. Значение тропы разнообразно: проведение воспитательно-образовательной работы с детьми 4-7 лет, просветительской работы с сотрудниками дошкольных учреждений и родителями детей.

Экологическую тропу можно  организовать за пределами детского сада, если есть разрешение местных  властей и имеются соучредители (школа, станции юных натуралистов, дом пионеров и т.н.). При этом следует  иметь в виду, что создание тропы  и поддержание ее в нормальном состоянии требует значительных материальных затрат и организационных  усилий. Проще создать тропу на территории детскою сада, если его  участок достаточно большой и  на нем имеются природное разнообразие и интересные объекты. Специфика  такой тропы в том, что общая  протяженность ее небольшая, и основная часть объектов создастся специально, что позволяет учесть возрастные возможности детей дошкольного  возраста. Здесь обсуждается именно этот парная г оборудования тропы.

Создание тропы начинается с разработки маршрута на бумаге и  планирования экологических объектов. В этой работе у педколлектива должны быть консультанты (преподаватели биологии, географии. сотрудники BOOП. краеведческого музея, СЮН). На большом ватмане рисуется подробный план территории детского сада, где нанесены все постройки. На плане отмечаются те места, которые содержат интересные природные объекты. Ими могут быть: небольшая лужайка, участок лесопосадки, старые разросшиеся деревья, аллея, деревья с кормушками, птичьими гнездами, культурные посадки (сад, розарий, клумба) и т.д. Затем выявляются места свободной территории, которые можно использовать для оборудования новых экологических объектов тропы. Их обмеряют, обозначают на плане. От объекта к объекту прокладывают дорожку. Таким образом создается картосхема экологической тропы, на которой все объекты обозначены схематизированными цветными рисунками (значками) и

Информация о работе Васпитательное значение участка детского сада в развитии детей