Визуальное загрязнение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 13:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является принципиальная возможность использования веб-картографического сервиса OpenStreetMap (OSM) для оценки визуальной загрязненности территорий. А так же выявление и описание недостатков и ограничения использования оценки визуальной загрязненности для предварительного районирования территории.

Файлы: 1 файл

ПРАКТИКА.doc

— 6.48 Мб (Скачать файл)

а – «тельняшка», б – «ткань в горошек», в – «прожектор»

Таблица 1.1. Характеристика тестов агрессивных визуальных полей по Филину

Тесты

Линейные размеры

Угловые размеры с расстояния 0,8 м, угл. рад

   

Длина,l

Ширина, h

Размер детали, s

αl

αh

αs

1

«Тельняшка»

210

280

5

15

20

0,36

2

«Ткань в горошек»

210

280

44

15

20

0,29

3

«Прожектор»

300

300

4

21,5

21,5

0,29


Анализ визуальной агрессивности тестов проводился по методам социологических оценок и методе фиксации саккад. Оба этих методах показали близкие результаты. Наиболее негативно влияющим на человека является тест «прожектор», наименее – «ткань в горошек». Представленные тесты являются типичным примером агрессивных полей и соответственно в естественной среде они не встречаются. Однако в искусственной среде, созданной человеком, отдельные элементы этих тестов могут занимать большую часть видимой площади объекта. По сути, повторяющиеся окна домов являются аналогией теста ткани в горошек, а многоэтажный здания в отдаленном рассмотрении, дублируют тест «тельняшка».

Сочетание тех или иных элементов визуально агрессивных объектов являются типичными для современной городской среды, однако механизмы определения насколько то или иное агрессивное поле входит в область поля зрения и насколько это поле негативно влияет на человека, еще не в полной мере стандартизованы и нормированы.

2. АРХИТЕКТУРНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЕ  РАЗВИТИЕ ГОРОДА АБАКАНА

Город Абакан – сегодня столица Республики Хакасия в Российской Федерации. Его историческое формирование и последующее развитие обусловлено занимаемым географическим месторасположением – юго-запад Восточной Сибири и статусом города – столица автономной республики.

Формирование архитектурно-пространственной среды городов – административных центров национальных областей СССР остается недостаточно изученным. А ведь в исторических знаниях о формировании и эволюции поселения заложены решения, которые помогут обеспечить возможность для будущего перспективного развития современного города.

В первые десятилетия ХХ века Сибирь стала важнейшим промышленным комплексом в экономике России и Советского Союза. Первоочередной задачей была организация сети поселений и создание развитого партийно-административного аппарата. К моменту административного образования города Абакана в границах его территории находились отдельные поселения на расстоянии в три-пять километров друг от друга: село Усть-Абаканское, железнодорожная станция Абакан, поселки Верхняя Согра и Нижняя Согра, деревни Абаканец и Красный Абакан, улусы Аткнин и Окунев. Эти населенные пункты в разные годы вошли в состав города Абакана. Первенство в административной и планировочной структуре было отдано селу Усть-Абаканскому и поселку при железнодорожной станции Абакан.

  • 2.1 Проектный план участка городской черты г. Хакасска

Вопрос о преобразовании села Усть-Абаканского в город поднимался с середины 1920-х гг. Официальные документы появились после организационного совещания 27.11.1928 г., на котором был решен вопрос о подготовке материалов «по преобразованию села Усть-Абаканское и поселка Абакан в город». Для города предлагалось несколько названий: Усть-Абаканск, Хакасск, Абаканск, Ахбан, Абакан. В связи с быстрым ростом населения села Усть-Абаканского, окружным значением, ближайшими перспективами промышленного и экономического развития, наличием свободных земель для черты будущего города, на заседании комиссии по предварительной проработке вопросов районирования от 4.10.1929 г. было решено, что преобразование с. Усть-Абаканского и поселка при станции Абакан в город Хакасск следует считать целесообразным. Хакасскому окружному исполкому было поручено составить план села Усть-Абаканского с определением черты будущего города, включающей не менее 4,5-5 тыс. га. Этот проект был подготовлен в 1929 - начале 1930-х гг. с названием «Проектный план участка городской черты г. Хакасска» (рис. 2.1). Проектный план участка городской черты был выполнен местными землеустроителями в масштабе 1:25000, площадью 6000 га.

Рисунок 2.1. Проектный план участка городской среды г. Хакасска,

1929-1930 гг. (Из архива Хакасского  республиканского краеведческого музея им. Л. Р. Кызласова, г. Абакан).

Территория будущего города Хакасска, в соответствии с проектом, включала в числе угодий землепользования Усть-Абаканского земельного общества территорию, занимаемую усадебной застройкой – 47,76 га; территорию, занимаемую пашней, сенокосом, выгоном скота – 5779,81 га; всего пригодной земли для будущей городской черты насчитывалось 6406,57 га. Территории, признанные непригодными, насчитывали 2097,32 га и были затопленными, заняты болотами, оврагами и прочее. В проектном решении на территориях, отмеченных на плане существующими сенокосными угодьями по долинам рек Абакан и Енисей, была запроектирована система парков и бульваров со спортивными площадками. Площади, занятые пашней и выгоном скота, отводились под застройку, организацию городского хозяйства и городских парков и садов, проектирование города-сада. Проектная численность города составляла 5000 усадебных участков (в это число входили существующие усадьбы). Свободная территория внутри городской черты, равная до 2-3 тыс. га, отводилась для выгона скота и строительства промышленных учреждений и предприятий. Дальнейшее развитие города предполагалось за пределами проектного участка в направлении на юго-запад.

Ачинско-Минусинская железная дорога поделила территорию запроектированной городской черты на две части – северную и южную. За основу планировочной структуры был взят поселок при железнодорожной станции Абакан. Также в территорию городской черты включено село Усть-Абаканское (на плане Усть- Абаканск). Вблизи обозначены улусы Аткнин и Окунев (которые позднее вошли в планировочную структуру будущего города). Планировка села Усть-Абаканского, расположенного в юго-восточной части, – компактная; в ней выделена главная площадь, от которой улицы расходятся в различные направления; массив застройки приближен к набережной реки Абакан. К северу от железнодорожной линии расположен поселок станции Абакан. Пристанционный поселок имеет четкую сетку параллельных и пересекающихся под прямыми углами улиц, направленных строго с севера на юг и с запада на восток. Развитие улиц берет начало от железной дороги в северном направлении. Первая улица поселка, расположенная параллельно железнодорожному полотну, – Вокзальная, следующая – Ленинская, далее расположены улицы Комсомольская, Партизанская, Октябрьская, Советская и Енисейская. На плане обозначены перпендикулярные улицы Школьная и Коммунальная. Сформирована главная площадь Советская. Данное проектное предложение определило городскую черту и дало направление развития основной градостроительной идеи будущего города. Что касается названия, то город под именем Хакасск просуществовал недолго, название не закрепилось.

 

  • 2.2 Проектный план города Абакана

Президиум ВЦИК 20 октября 1930 года принял решение о преобразовании Хакасского округа в Хакасскую автономную область, входившую в Западно-Сибирский край. Спустя три месяца постановлением президиума ВЦИК от 20 января (30 апреля) 1931 года село Усть-Абакаское было преобразовано в город Абакан. Первоочередными заботами для нового города было определение городской черты и направлений его пространственного развития. В 1931 – 1932 гг. проведены первые планировочные работы по городу Абакану – вертикальная съемка городских и окрестных (смежных с городом) земель. Новосибирским краевым управлением коммунального хозяйства в 1932 году была составлена схема планировки города в масштабе 1:10000. Проектное бюро Западно-Сибирского краевого управления коммунального хозяйства составило проект «Проектный план г. Абакан» (рис. 2.2).

По проекту основной планировочной структурой города становился поселок при железнодорожной станции Абакан, с максимальным сохранением сложившейся планировочной структуры. В западном и северном направлениях предполагалось развитие города кварталами с увеличенными размерами структурной сетки. В южном направлении, на территории села Усть-Абаканское, был запроектирован крупный жилой район с общественным центром, расположенным вдоль берега реки Абакан. В центральной части города был сформирован общественный центр с площадью, где размещались крупные общественные здания – Дворец труда, почта-банк, библиотека, Дом культуры, госбанк, типография. Большое внимание уделялось культурно-просветительским и образовательным учреждениям – в проекте заложены ВУЗ-городок, музей, Дом колхозника, клуб «Динамо», районные клубы и более десятка школ. Предусматривались учреждения здравоохранения – больница, диспансер, дезостанция, а также здания госучреждений – Дом Советов, горсовет. Промышленность была представлена керамическим заводом, нефтескладом, маслобойней, элеватором, конюшней, леспромхозом, гаражом «Союзтранс», «Союзмясом» (мясокомбинат). Промышленные предприятия размещались в южном направлении ниже железнодорожного полотна. На территории города предполагалось размещение военного городка.

Рисунок 2.2. Проектный план города Абакана. (Источник: ГАКК. Ф. Р- 2224. Оп. 1. Д. 1, л. 15)

Этот проект определил приоритетное направление застройки город Абакана от линии железной дороги к северо-западу. Хотя и не имеется точных архивных материалов об утверждении данного проекта, но благодаря ему город Абакан получил четкую прямолинейную планировочную структуру сетки кварталов, сориентированную в направлениях с севера на юг и с запада на восток. Также в проекте были определены рекреации – озелененные территории, связываемые между собой бульварами, обозначен городской парк культуры.

Система городских парков в городе Абакане начала формироваться с 1930-х годов. До этого на месте современного городского парка культуры было озеро «Игир-оба-коль» (Кривое озеро), где жители близлежащих улусов охотились на дичь. Проектирование парка культуры и отдыха им. Ленина (в настоящее время парк «Орленок») осуществлялось в период 1931-1932 гг. Территории парка в планировочной структуре города было отведено 9 гектаров. По проекту территория парка была ограничена улицами Первой (в настоящий момент ул. Пушкина), Четвертой (проспект им. Ленина), улицами Вяткина и Чекалова. Массив парка пересекал улицы Вторую (сейчас ул. Хакасская) и Третью (ул. Советская). Осушение озера и закладка парка проводились силами жителей города и комсомольцев. Открытие состоялось в 1933 году. В парке располагалась спортивная площадка, танцплощадка, беседки для тихого отдыха, кафе, качели.

  • 2.3 Проектная схема развития города Абакана 

В архивных фондах Хакасского республиканского краеведческого музея им. Л.Р. Кызласова сохранилось проектное предложение развития города Абакана на 1940, 1950 гг. (рис. 2.3). В проектной схеме на 1950 г. проектировщиками сохранялась четкая планировочная структура сети кварталов. Городской центр формировался на привокзальной площади станции Абакан, от него в северном и южном направлениях расходилась мелкоячеистая застройка кварталов с параллельной сетью улиц. Территория, примыкающая к акватории реки Абакан, имела более редкую застройку, с небольшим наклоном в направлении запад-восток. Вся территория города застраивалась по сети одинаковых кварталов; для общественных центров и озелененных территорий кварталы увеличивались, объединялись. Данное проектное предложение не было утверждено официально (проектная организация и авторы проекта на данном этапе исследования не определены), однако, иллюстрирует основные градостроительные идеи в планировочной организации города Абакана – с регулярной застройкой, выявлением общегородского центра и системы озелененных территорий.

Рисунок 2.3. Проектные схемы развития города Абакана на 1940 и 1950 годы (Из архива Хакасского республиканского краеведческого музея им. Л. Р. Кызласова, г. Абакан).

  • 2.4 Проект планировки города Абакана

В 1952 году архитектором Д.М. Пиллером в институте Ленгипрогор составлен проект «Схема расселения района городов Абакана и Черногорска» (общая схема расселения была вызвана близостью расположения городов – 18 км). Наряду с общей схемой расселения был разработан эскизный проект «Проект планировки города Абакана». В 1953 году работы по проектированию планировки города были приостановлены в связи со строительством Красноярской ГЭС – по отдельным вариантам проекта водохранилища территория города Абакана подлежала частичному затоплению. В 1957 году был принят вариант нормального подпорного горизонта Красноярского водохранилища 243 метра, при котором территория города Абакана не затоплялась. После этого институтом Ленгипрогор были возобновлены работы по составлению проекта планировки города Абакана с расчетной численностью 85 тыс. чел., и в 1960 г. данный проект был утвержден Красноярским крайисполкомом. В 1965 году институту Ленгипрогор было поручено произвести корректировку «Проекта планировки города Абакана, 1960 г.», поскольку численность населения приблизилась к расчетным показателям и составила 72 тыс. человек. После проведения дополнительных исследовательских работ по сбору исходных данных и натурного обследования территории города был составлен эскиз проекта планировки Абакана, одобренный местными и краевыми организациями. Согласованная с Госпланом РСФСР расчетная численность населения города на 1980 год 180 тыс. человек была увеличена с учетом указаний Госстроя РСФСР до 230 тыс. человек. В 1965-1966 гг. институтом Ленгипрогор в архитектурно-планировочной мастерской №1 главным архитектором Д.М. Пиллером был разработан «Проект планировки города Абакана» (рис. 2.4.).

Рисунок 2.4. Проект планировки города Абакана, 1965-1966 гг. Публикуется впервые. (Из технического архива Российского государственного научно- исследовательского и проектного института Урбанистики, г. Санкт- Петербург).

По проекту развитие города Абакана предусматривалось на равнинных пойменных территориях рек Енисея и Абакана в пределах защитной дамбы в северном и юго-западном направлениях и за пределами дамбы, на надпойменной террасе в северно-западном направлении, за рекой Ташеба. Согласно проекту, предусматривалась реконструкция городской застройки – укрупнение мелких кварталов, закрытие второстепенных и неблагоустроенных улиц, организация отдельных жилых районов непересеченных городскими магистралями, в состав которых входили укрупненные кварталы и микрорайоны. Застройка кварталов намечалась в северном и юго-западном направлениях от границ существующего города пятиэтажными (и большей этажности) жилыми домами. Приоритетное развитие за расчетным сроком отводилось юго-западному направлению по Аскизскому тракту. Основная архитектурно-планировочная идея проекта заключалась в создании архитектурно- пространственной композиции плана города, обращенного к акватории рек Абакана и Енисея. Данная акватория одновременно являлась территорией массового кратковременного отдыха жителей, удобно связанной городскими магистралями с центральной частью города. Главная в городе улица Ленина – ось, ведущая на восток к парку культуры и отдыха, которая связала ряд площадей, садов, скверов и общественные комплексы. Территорию города пересекала с запада на восток линия железной дороги Новокузнецк-Тайшет, которая делила город на две части: северную и южную. Проект планировки города Абакана был утвержден в 1967 году Исполнительным комитетом Красноярского Краевого Совета депутатов трудящихся. Таким образом, начиная с 1920-х годов, все градостроительные проектные документы характеризуют основную идею планировочной структуры города Абакана – регулярный план с прямоугольной сеткой улиц с преобладающим направлением с севера на юг и с запада на восток. Важной особенностью планировки города, начиная с первого проектного плана и развивая все последующие, стала проектируемая система озеленения. Она включала в себя парки общегородского значения, благоустроенную набережную рек, скверы и сзывающие их бульвары, что было несвойственно для сибирского города. Но явилось особенностью для города Абакана, расположенного на юге Сибири.

Информация о работе Визуальное загрязнение