Влияния строительства автомобильных дорог на окружающую среду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 12:42, курсовая работа

Описание работы

Цель: дать оценку влияния строительства автомобильных дорог на окружающую среду
Задачи:
Измерение фоновых уровней радиации и поиск радиационных аномалий в зоне строительства
Измерение загрязненности почв нефтепродуктами и тяжелыми металлами в зоне строительных работ
Измерение фоновых уровней шума в жилой зоне
Определение фоновых концентраций загрязняющих веществ в воздухе

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
I.ВЛИЯНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ………………………………………………………4
1.1. Выбор оптимального варианта трассы……………………………………….4
1.2. Загрязнение воздуха выхлопными газами……………………………………5
1.3. Загрязнение почв и водной среды горюче-смазочными материалами…….7
1.4. Предупреждение дорожной эрозии и оврагообразования………………….9
II.ВЛИЯНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИИИ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ……………………………………………………...11
2.1. Загрязнение атмосферного воздуха…………………………………………..11
2.2.Загрязнение водной среды……………………………………………………..12
2.3. Оценка уровней шумового воздействия транспортных потоков…………...13
2.4. Реакция человеческого организма на транспортные загрязнения…………13
III.ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЭКОЛОГИЮ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СНИЖЕНИЮ……………………………15
3.1. Мероприятия по защите от шумовых воздействий………………………….15
3.2.Эффективность снижения экраном концентраций оксида и диоксида азота…………………………………………………………………………………18
3.3. Зеленые защитные насаждения……………………………………………….19
3.4.Концентрации загрязняющих веществ в воздухе после проведения природоохранных мероприятий…………………………………………………..23
3.5. Мероприятия по охране почв…………………………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 109.76 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

I.ВЛИЯНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ………………………………………………………4

1.1. Выбор оптимального варианта трассы……………………………………….4

1.2. Загрязнение воздуха выхлопными газами……………………………………5

1.3. Загрязнение почв и водной среды горюче-смазочными материалами…….7

1.4. Предупреждение дорожной эрозии и оврагообразования………………….9

II.ВЛИЯНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИИИ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ……………………………………………………...11

2.1. Загрязнение атмосферного воздуха…………………………………………..11

2.2.Загрязнение водной среды……………………………………………………..12

2.3. Оценка уровней шумового воздействия транспортных потоков…………...13

2.4. Реакция человеческого организма на транспортные загрязнения…………13

III.ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЭКОЛОГИЮ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СНИЖЕНИЮ……………………………15

3.1. Мероприятия по защите от шумовых воздействий………………………….15

3.2.Эффективность снижения экраном концентраций оксида и диоксида азота…………………………………………………………………………………18

3.3. Зеленые защитные насаждения……………………………………………….19

3.4.Концентрации загрязняющих веществ в воздухе после проведения природоохранных мероприятий…………………………………………………..23

3.5. Мероприятия по охране почв…………………………………………………25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….27

ПРИЛОЖЕНИЕ 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В последние десятилетия  в связи с быстрым развитием  автомобильного транспорта существенно  обострились проблемы воздействия  его на окружающую среду. Транспортно-дорожный комплекс является мощным источником загрязнения природной среды. Из 35 млн.т вредных выбросов 89% приходится на выбросы автомобильного транспорта и предприятий дорожно-строительного комплекса. Существенна роль транспорта в загрязнении водных объектов. Кроме того, транспорт является одним из основных источников шума в городах и вносит значительный вклад в тепловое загрязнение окружающей среды.

Актуальность.В наше время, воздействие транспорта на окружающую среду – самая насущная и актуальная проблема современного общества. Последствия этого воздействия сказываются не только на нашем поколении, но и могут сказаться на будущем поколении, если мы не примем серьезные меры по снижению и устранению последствий воздействия и самого воздействия.

Цель: дать оценку влияния строительства автомобильных дорог на окружающую среду

Задачи:

    • Измерение фоновых уровней радиации и поиск радиационных аномалий в зоне строительства
    • Измерение загрязненности почв нефтепродуктами и тяжелыми металлами в зоне строительных работ
    • Измерение фоновых уровней шума в жилой зоне
    • Определение фоновых концентраций загрязняющих веществ в воздухе

Автомобили сжигают огромное количество нефтепродуктов, нанося одновременно ощутимый вред окружающей среде, главным  образом атмосфере. С каждым годом  количество автотранспорта растет, а, следовательно, растет содержание в  атмосферном воздухе вредных  веществ. Постоянный рост количества автомобилей  оказывает определенное отрицательное  влияние на окружающую среду и  здоровье человека.

 

I.ВЛИЯНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

1.1. Выбор оптимального варианта трассы

Выбор оптимального варианта прохождении трассы – очень важный этап в процессе оценки воздействия трассы на окружающую среду.

Автотрасса должна проходить  так, чтобы наносить минимальный вред окружающей среде. Трасса не может проходить по особо охраняемым природным территориям( ООПТ). Прокладывать трассу следует с наименьшими потерями лесных ресурсов (особенно ценных пород древесины и местах с большой численностью животных). Желательно, что бы трасса содержала минимум переходов через водные объекты.

Экологическое предпочтение тому или иному варианту прохождения  трассы определяется из рассмотрения наиболее важных экологических и  экономических критериев, таких  как:

  • Экологические критерии с точки зрения снижения уровней воздействий
      • на атмосферный воздух (химического характера),
      • на водную среду,
      • на атмосферный воздух (акустического характера),
      • на растительный мир,
      • на животный мир,
      • на почвы.
  • Экономические критерии:
      • минимизация приведенных суммарных затрат,
      • инвестиционная привлекательность придорожных территорий,
      • развитие корреспонденций между объектами хозяйственной деятельности,
      • минимизация изъятия используемых земель и сноса сооружений.

Развитие различных видов  транспорта, особенно автомобильного, прокладка автотрасс привели к многократному увеличению прямого и косвенного воздействия транспорта на людей. Обусловленные функционированием транспорта неблагоприятные экологические факторы (вредные газы, шум, вибрация и др.), ныне воздействуют не только на пассажиров, но и на множество людей, которые находятся вне транспортных средств и коммуникаций.

Характерным обстоятельством  является то, что одновременно с  усилением влияния современного транспорта на природную среду, измененные в результате этого природные  факторы весьма заметно и все в большей степени прямо или косвенно воздействуют, «мешают» функционированию и самого транспорта. При загрязнении воздуха, например, когда резко увеличивается густота туманов, прекращается работа аэропортов, замедляется движение на автотрассах. Даже птицы нередко являются причиной гибели летательных аппаратов.

При всем многообразии форм воздействия транспорта на природную  среду их источники можно объединить в две основные группы:

1) транспортные коммуникации (автодороги, железные дороги, аэродромы, трубопроводы и т. д.); они воздействуют на природную среду прямо, постоянно и длительно;

2) транспортные средства (автомобили, самолеты, суда и т. д.), которые оказывают кратковременное влияние на природную среду; они вызывают экологические последствия, способные со временем исчезнуть, но могут сохраняться и относительно долго.

 

 

1.2. Загрязнение воздуха выхлопными газами

 

Среди всех видов транспорта автомобильный наносит наибольший ущерб окружающей среде.

На сегодняшний день Казахстанское автомобилестроение отстает в техническом отношении от мирового уровня. В серийном производстве находятся автомобили, которые проектировались 20-30 лет назад. Технологический уровень производства не позволяет достичь требуемой точности сборки и обработки деталей. Свой вклад в загрязнение ОС вносит низкое качество топлива: около 70% - этилированного бензина.

Основными источниками загрязнения  воздушной среды автомобилей  являются отработавшие газы ДВС, картерные  газы, топливные испарения.

Двигатель внутреннего сгорания – это тепловой двигатель, в котором  химическая энергия топлива преобразуется  в механическую работу. По виду применяемого топлива ДВС подразделяют на двигатели, работающие на бензине, газе и дизельном  топливе. По способу воспламенения  горючие смеси ДВС бывают с  воспламенением от сжатия (дизели) и  с воспламенением от искровой свечи  зажигания.

Дизельное топливо представляет собой смесь углеводородов нефти  с температурами кипения от 200 до 3500С. Дизельное топливо должно иметь определенную вязкость и самовоспламеняемость, быть химически стабильным, при сгорании иметь минимальную дымность и токсичность. Для улучшения этих свойств в топлива вводят присадки, антидымные или многофункциональные.

Загрязняющие  вещества

Отходящие газы двигателей содержат сложную смесь, из более чем двухсот компонентов, среди которых немало канцерогенов. Основным  параметром, влияющим на интенсивность загрязнения окружающей среды  является тип двигателя автомобиля. В таблице 1 указаны виды выбросов загрязняющих веществ от различных типов двигателей автомобилей.

 

 

Основные виды выбросов загрязняющих веществ от различных  типов двигателей автомобилей.(таблица 1)

Тип двигателя

Топливо

Основные виды загрязнений

Примеры

Четырехтактный двигатель внутреннего сгорания

Бензин

Углеводороды, оксид углерода, оксиды азота

Автомобили, автобусы, самолеты, мотоциклы

Двухтактный двигатель внутреннего сгорания

Бензин (с добавлением масла)

Углеводороды, оксид углерода, оксид азота, твердые вещества

Мотоциклы вспомогательные моторы

Дизель

Лигроин

Оксиды азота, твердые вещества

Автобусы, трактора, машины, поезда


 

Образование токсичных веществ  – продуктов неполного сгорания и окислов азота в цилиндре двигателя в процессе сгорания происходит принципиально различными путями. Первая группа токсичных веществ связана с химическими реакциями окисления топлива, протекающими как в предпламенный период, так и в процессе сгорания – расширения. Вторая группа токсичных веществ образуется при соединении азота и избыточного кислорода в продуктах сгорания. Реакция образования окислов азота носит термический характер и не связана непосредственно с реакциями окисления топлива.

К основным токсичным выбросам автомобиля относятся: отработавшие газы (ОГ), картерные газы и топливные  испарения. Отработавшие газы, выбрасываемые  двигателем, содержат окись углерода (СО), углеводороды (СХHY), окислы азота (NOX), бенз(а)пирен, альдегиды и сажу. Картерные газы – это смесь части отработавших газов, проникшей через неплотности поршневых колец в картер двигателя, с парами моторного масла. Топливные испарения поступают в окружающую среду из системы питания двигателя: стыков, шлангов и т.д. Распределение основных компонентов выбросов у карбюраторного двигателя следующее: отработавшие газы содержат 95% СО, 55% СХHY и 98% NOX, картерные газы по – 5% СХHY, 2% NOX, а топливные испарения – до 40% СХHY. Основными токсичными веществами – продуктами неполного сгорания являются сажа, окись углерода, углеводороды, альдегиды.

Количество загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу, зависит от целого ряда факторов. На выбросы оксида углерода значительное влияние оказывает рельеф дороги и режим движения автомашины. Так, например, при ускорении и торможении в отработавших газах увеличивается  содержание оксида углерода почти в 8 раз. Минимальное количество оксида углерода выделяется при равномерной скорости автомобиля 60 км/ч. Выбросы оксидов азота максимальны при отношении воздух - топливо 16:1.

Таким образом, значения выбросов вредных веществ в отработавших газах автотранспорта зависят от целого ряда факторов: отношения в  смеси воздуха и топлива, режимов  движения автотранспорта, рельефа и  качества дорог, технического состояния  автотранспорта и др. Состав и объёмы выбросов зависят также от типа двигателя. Выбросы основных загрязняющих веществ  значительно ниже в дизельных  двигателях. Поэтому принято считать  их более экологически чистыми. Однако дизельные двигатели отличаются повышенными выбросами сажи, образующейся вследствие перегрузки топлива. Сажа насыщена канцерогенными углеводородами и микроэлементами; их выбросы в атмосферу недопустимы.

 

1.3. Загрязнение почв и водной среды горюче-смазочными материалами

На почву и в поверхностные  водоёмы со сточными водами автотранспортного  комплекса и от ливневой канализации  поступают, в основном, нефтепродукты  и взвешенные вещества. В поверхностных  стоках с проезжей части автомобильных  дорог содержатся, кроме взвешенных частиц и нефтепродуктов, тяжёлые  металлы (свинец, кадмий и др.) и хлориды, которые в зимний период применяются  для борьбы с гололёдом. В среднем  годовой сброс хлоридов за пределы  дорог со стоками и снегом составляет около 500 тыс. т. кроме того, в окружающую среду поступает ежегодно около 35 тыс. т сажевых частиц в результате истирания автомобильных шин на дорогах.

Загрязнение воздуха ухудшает качество среды обитания всего населения  придорожных территорий и контрольные  санитарные и природоохранные органы обоснованно обращают на него первоочередное внимание. Однако распространение вредных  газов имеет все же кратковременный  характер и с уменьшением или  прекращением движения также снижается. Все виды загрязнения воздуха  через сравнительно короткое время переходят в более безопасные формы.

Загрязнение поверхности  земли транспортными и дорожными выбросами накапливается постепенно, в зависимости от числа проходов транспортных средств и сохраняется очень долго даже после ликвидации дороги. Для будущего поколения транспортное загрязнение почвы останется тяжелым наследством прошлого. Не исключено, что при ликвидации построенных нами дорог загрязненную неокислившимися металлами почву придется убирать с поверхности.

Информация о работе Влияния строительства автомобильных дорог на окружающую среду