Водные ресурсы Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 21:21, реферат

Описание работы

Экологизация экономики и сознания общества не является абсолютно новой проблемой. Практическое отображение экологичности тесно связано в первую очередь с государственной регуляцией процессов природопользования. Новым в данной проблеме является эквивалентность обмена между государством, природой и человеком, который базируется на законодательных, организационно-технических решениях. Эта проблема на современном этапе является очень острой. Она была сформирована на протяжении двух веков и в настоящее время приобрела свое критическое значение. Потому существует объективная необходимость вмешательства государства в естественно-экологическую сферу с целью достижения сбалансированного состояния, государство также должно заложить основы глобального эколого-экономического партнерства между субъектами предпринимательства, между иностранными партнерами, на уровне планетарного сотрудничества ради выживания и последующего развития Украины, а также всей цивилизации.

Содержание работы

Введение
Водные ресурсы Украины
Водные ресурсы и экосистемы Украины
Проблемы водных ресурсов Украины
Долгосрочные цели политики рационального использования и воссоздания водных ресурсов и экосистем
Выводы
Литература

Файлы: 1 файл

водные ресурсы Украины.docx

— 468.44 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

Содержание:

  1. Введение
  2. Водные ресурсы Украины
  3. Водные ресурсы и экосистемы Украины
  4. Проблемы водных ресурсов Украины
  5. Долгосрочные цели политики рационального использования и воссоздания водных ресурсов и экосистем
  6. Выводы
  7. Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 1 Введение

   Каждый сознательный человек  должен обязательно иметь общее  представление об особенностях  современного экологического состояния,  а также об основных направлениях  государственной политики в отрасли  охраны окружающей среды, использования  природных ресурсов и обеспечения  экологической безопасности.

   Экологизация экономики  и сознания общества не является  абсолютно новой проблемой. Практическое  отображение экологичности тесно  связано в первую очередь с  государственной регуляцией процессов  природопользования. Новым в данной  проблеме является эквивалентность  обмена между государством, природой  и человеком, который базируется  на законодательных, организационно-технических  решениях. Эта проблема на современном  этапе является очень острой. Она была сформирована на протяжении  двух веков и в настоящее  время приобрела свое критическое  значение. Потому существует объективная  необходимость вмешательства государства  в естественно-экологическую сферу  с целью достижения сбалансированного  состояния, государство также  должно заложить основы глобального  эколого-экономического партнерства  между субъектами предпринимательства,  между иностранными партнерами, на уровне планетарного сотрудничества  ради выживания и последующего  развития Украины, а также всей  цивилизации. 

   Украина должна пытаться  соответствующим образом реагировать  на общественные проблемы и  поддерживать прогрессивные мировые  инициативы и решения: вступать  в разные международные союзы,  общества, подписывать соглашения. Например, такие как подписала  в Рио-де-Жанейро в 1992 году “Повестку  дня на XXI век” и Конвенцию  об охране биологического многообразия. Сегодня, на грани третьего  тысячелетия, Украина пытается  стать государством, надежным партнером  относительно решения глобальных  и региональных проблем в европейском  и мировом содружестве. Богатый  естественно-ресурсный потенциал,  высокообразованное население, развитые  индустрия и инфраструктура создают  все необходимые предпосылки  для внедрения в Украине требований  данной Конвенции. 

   Как свидетельствует опыт, проводить эффективную политику  неизнурительного развития в  государстве достаточно тяжело  даже при условиях процветающей экономики. Тем более сложной выглядит эта проблема в Украине, возобновленном государстве, которое переживает унаследованный глубокий системный кризис и вынужденная одновременно разрешать множество проблем: экономических, социальных, экологических.

   Невзирая на разные проблемы, все же реализация принципов  сбалансированного развития в  Украине началась почти одновременно  с провозглашением независимости.  С 1991 года экономические и экологические  реформы в нашей стране направлены  на достижение сначала компромисса  между производственным и естественным  потенциалом, а впоследствии - на  переход к гармоничному их  сосуществованию в интересах  людей. В основу формирования  новой политики был положен  базовый принцип, согласно с  которым экологическая безопасность  государства становится важным  элементом и составляющей национальной  и глобальной безопасности.

   Исходя из этого в Украине  разработанные “Основные направления  государственной экологической  политики”. Этот документ определяет  не только цель и приоритетные  задания охраны окружающей среды,  но и механизмы их реализации, направления гармонизации и интеграции  экологической политики Украины  в рамках процесса окружающей  ”Среды для Европы” и мировом  экологическом процессе. Именно  на основании этого документу,  что соединяет стратегические  цели с конкретными заданиями,  разрабатываются программы Правительства  в отрасли охраны окружающей  среды и экологической безопасности. После образования целевого Министерства  охраны окружающей естественной  среды и ядерной безопасности  в Украине сформирована целостная  система регуляции и управления  природопользованием и охраной  природы, экологической безопасностью,  которая, за выводами международных  экспертов, отвечает современным  требованиям. В чрезвычайно сжатые  сроки разработано и оформлено  правовые принципы для решения  экологических проблем, внедрено  экономический механизм природопользования, в соответствии с международными требованиями создается национальная система стандартов относительно обеспечения экологической безопасности и природопользования.

   Охрана природы стала  одним из основных приоритетов  молодого государства, поскольку  сохранение биологического и  ландшафтного многообразия является основой, которая обеспечивает возможность любого природопользования и развития общества.

 

                                    2 Водные ресурсы Украины

   «Водные ресурсы, формирующиеся в пределах Украины, чрезвычайно ограничены. Их объем составляет 52 км3/год, в том числе поверхностные — до 39 км3/год, подземные — до 13 км3/год. Величина водопотребления в стране неуклонно приближается к пределу ресурсов и достигает 30-36 км3/год. При этом 88% опорных рек имеют экологическое состояние бассейнов, которое оценивается как "плохое", "очень плохое" и "катастрофическое". В 61% опорных рек Украины вода оценивается как "сильно загрязненная", и только 3% рек имеют воду удовлетворительной чистоты.

   Наиболее распространенными загрязнениями в водных источниках являются нитриты (до 2 ПДК), фенолы (до 16 ПДК) и нефтепродукты (до 10 ПДК), соединения меди (до 11 ПДК), цинка (до 10 ПДК), марганца (до 50 ПДК). Коли-индекс воды десятков малых рек Украины достигает 2-20000 тысяч. Влияние антропогенного фактора на содержание азота в общем содержании минерального азота в поверхностных водах некоторых рек составляет 92%.

   Значительный "взнос" в подобное состояние бассейна поверхностных вод вносят и предприятия нашей. Общий годовой сброс сточных вод в водотоки составляет 15.6 км3/год, в том числе коммунальное хозяйство, качество воды которого имеет свои особенности — 3.8 км3/год, из них без очистки — 0.11 км3/год, недостаточно очищенных — 1.25 км3/год, нормативно чистых без очистки — 0.12 км3/год, нормативно чистых после очистки — 2.32 км3/год. Централизованными системами канализации обеспечено 94% городов, 57% поселков городского типа, 3.1% сел, пропускная способность очистных сооружений составляет 0.015 км3/в сутки.

   Дефицит пропускной способности коммунальных очистных сооружений биологической очистки сточных вод в бассейне Днепра составляет более 442 тыс. м3 /в сутки. Требуют замены около 6370 км аварийных систем канализации при их общей длине 43 911 км.

 

   При этом системами централизованного водоснабжения охвачено 100% городов, 91% поселков городского типа, 19.5% сел. Следует отметить, что технологии очистки питьевой воды, которые сегодня широко применяются в ЖКХ, были разработаны еще в 30-40 годы и не рассчитаны на очистку воды загрязненной продуктами антропогенного и техногенного происхождения. Многие сооружения не выполняют свою барьерную роль. К сожалению почти в 250 населенных пунктах Украины, оборудованных водопроводными системами, качество воды не соответствует требованиям даже действую стандарта. К основным видам загрязнителей воды относятся: сухой остаток, железо, аммиак, хлориды, марганец, мутность, цветность, запах, нитраты. И это только те, которые контролируются на водопроводных станциях. Применение существующих технологий обеззараживания воды зачастую приводит к образованию в воде чрезвычайно вредных для здоровья соединений (хлороформ, диоксин, CHCl3, CHBrCl3 и т.п.)1

   Системы очистки УСВР, от производителя «Золотая Формула» уже сегодня способны решать задачи очистки воды как в бытовых, так и в промышленных целях.

                                                                                       Дата публикации: 15.10.2011»

 

                      3 Водные ресурсы и экосистемы Украины

   Основные источники пресной  воды на территории Украины  - стоки рек Днепра, Днестра, Южного  Буга, Северского Донца, Дуная  с притоками, а также малых  рек северного побережья Черного  и Азовского морей. Нарушение  норм качеств воды достигло  уровней, которые ведут к деградации  водных экосистем, снижения производительности  водоемов. Значительная часть населения  Украины использует для своих  жизненных потребностей недоброкачественную  воду, что угрожает здоровью нации. 

   Суммарная величина стоков  рек Украины без Дуная в  средний за водностью год составляет 87,1 млрд. куб. метров, снижаясь в  маловодный год до 55,9 млрд. куб.  метров. Непосредственно на территории  государства формируется соответственно 52,4 и 29,7 млрд. куб. метров воды, остальные поступают из смежных территорий. Водные ресурсы Дуная составляют в средних 123 млрд. куб. метров воды на год.

   Прогнозные ресурсы подземных вод питьевых качеств распределены на территории Украины крайне неравномерно и составляют 22,5 млрд. куб. метров на год (61,7 млн. куб. метров на сутки), из которых 8,9 млрд. куб. метров (24,4 млн. куб. метров на сутки) гидравлически не связанные с поверхностным стоком и составляют дополнительную составляющую к поверхностному стоку. Водозабор подземных вод в составе прогнозных ресурсов составляет 21 процент, что свидетельствует о возможности более широкого использования их во многих областях.

   С целью обеспечения населения и народного хозяйства необходимым количеством воды в Украине построено 1087 водохранилищ общим объемом свыше 55 млрд. куб. метров, 7 больших каналов длиной около 2000 километров с подачей на них свыше 1000 кубометров воды за секунду, 10 больших водоводов большого диаметра, по которым вода поступает в маловодные регионы Украины.

   Расходы свежей воды в  Украине на единицу выработанной  продукции значительно превышают  такие показатели в развитых  странах Европы: Франции - в 2,5 раза, ФРГ - в 4,3, Великобритании  и Швеции - в 4,2 раза.

   Обеспечение водой населения  Украины в полном объеме осложняется  через неудовлетворительные качества  воды водных объектов. Качества  воды большинства из них по  состоянию химического и бактериального  загрязнения классифицируются как  загрязненная и грязная (IV - V класс  качеств). Острейшее экологическое  состояние наблюдается в бассейнах  рек Днепра, Северского Донца,  реках Приазовья, отдельных притоках  Днестра, Западного Буга, где качество  воды классифицируется как очень  грязная (VI класс). Для экосистем большинства водных объектов Украины свойственные элементы экологического и метаболического регресса.

   К основным загрязняющим  веществам принадлежат нефтепродукты,  фенолы, азот аммонийный и нитратный,  тяжелые металлы и тому подобное.

   Для подавляющего большинства  предприятий промышленности и  коммунального хозяйства сброс  загрязняющих веществ существенно  превышает установленный уровень  предельно допустимого сброса (дальше - ГДС). Это приводит к загрязнению водных объектов, нарушения норм качеств воды.

   Основными причинами загрязнения  поверхностных вод Украины являются:

·       сброс  неочищенных и не достаточно очищенных коммунально-бытовых и промышленных стоковых вод непосредственно в водные объекты и через систему городской канализации;

·       поступление  к водным объектам загрязняющих веществ в процессе поверхностного стока воды из застроенных территорий и сельхозугодий;

·      эрозия почв на водозаборной площади.

   Качественное состояние  подземных вод в результате  хозяйственной деятельности также  постоянно ухудшается. Это связано  с существованием на территории  Украины около 3 тыс. фильтрующих  накопителей стоковых вод, а  также с широким использованием  минеральных удобрений и пестицидов. Наиболее неудовлетворительное  качественное состояние подземных  вод в Донбассе и Кривбассе.  Значительную опасность в эксплуатационных  скважинах Западной Украины составляет  наличие фенолов (до 5 - 10 предельно  допустимых концентраций - дальше  ПДК), а также повышения минерализации  и роста содержания тяжелых  металлов в подземных водах  Крыма. 

   Проблема экологического  состояния водных объектов является  актуальной для всех водных  бассейнов Украины. Что же касается  Днепра, водные ресурсы которого  составляют около 80 процентов  водных ресурсов Украины и  обеспечивают водой 32 млн. населения  и 2/3 хозяйственного потенциала  страны, то это одно из важнейших  заданий экономического и социального  развития и природоохранной политики  государства. Это предопределено  сложной экологической ситуацией  на территории бассейна, поскольку  60 процентов ее распахано, на 35 процентах земля сильно эродирована,  на 80 процентах - трансформирован  первичный естественный ландшафт. Водохранилища на Днепре стали  аккумуляторами загрязняющих веществ.  Значительный вред нанесен северной  части бассейна в результате  катастрофы на Чернобыльской  АЭС; в критическом состоянии  находятся малые реки бассейна, значительная часть которых потеряла  естественную способность к самоочистке.  В катастрофическом состоянии  находятся реки Нижнего Днепра, где ежегодно имеет место осложнение  санитарно-эпидемиологической ситуации, снижается вылов рыбы, беднеет биологическое многообразие.

Информация о работе Водные ресурсы Украины