Восстановление лесных ресурсов в РФ в 2011-2012 годах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 13:11, реферат

Описание работы

Леса покрывают свыше 30% суши Земли. В Российской Федерации земли, покрытые лесной растительностью, занимают около 800 млн. га. Вопросами охраны растительного мира занимается не только внутригосударственное законодательство, но и международное. Леса обладают "средообразующими, водоохранными, защитными, санитарно-гигиеническими, оздоровительными и иными полезными природными свойствами. Так, леса создают почву, смягчают климат, предотвращают наводнения, сохраняют влагу, противодействуя засухам, уменьшают эрозионное воздействие дождей, удерживают почву на склонах и предохраняют реки и морские побережья от заиления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….2
1.Рациональное использование лесных ресурсов……………………….3
2.Проблемы обезлесения…………………………………………………….7
3.Охрана лесных ресурсов…………………………………………………..9
4.Восстановление лесных ресурсов в РФ в 2011-2012 годах……………..19
Заключение…………………………………………………………………..22
Список используемой литературы …………………………………………24

Файлы: 1 файл

реферат экология.docx

— 40.32 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение…………………………………………………………………….2

1.Рациональное использование лесных  ресурсов……………………….3

2.Проблемы  обезлесения…………………………………………………….7

3.Охрана  лесных ресурсов…………………………………………………..9

4.Восстановление  лесных ресурсов в РФ в 2011-2012 годах……………..19

Заключение…………………………………………………………………..22

Список используемой литературы …………………………………………24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Леса покрывают свыше 30% суши Земли. В Российской Федерации земли, покрытые лесной растительностью, занимают около 800 млн. га. Вопросами охраны растительного мира занимается не только внутригосударственное законодательство, но и международное. Леса обладают "средообразующими, водоохранными, защитными, санитарно-гигиеническими, оздоровительными и иными полезными природными свойствами. Так, леса создают почву, смягчают климат, предотвращают наводнения, сохраняют влагу, противодействуя засухам, уменьшают эрозионное воздействие дождей, удерживают почву на склонах и предохраняют реки и морские побережья от заиления. Кроме того, особо следует подчеркнуть экономическое значение леса и иной растительности для удовлетворения потребностей человека. По официальным данным, за последние 50 лет планета Земля уже потеряла более половины своего лесного массива. Но одних норм законодательства для сохранения "легких планеты" недостаточно. Следует активно развивать экологическое воспитание и образование населения. А приоритеты хозяйственной деятельности и охраны окружающей среды должны быть соотнесены без ущерба богатству народного достояния и доведены до сознания каждого, и в первую очередь лиц, осуществляющих эксплуатацию природных ресурсов в любых формах и для любых целей. На сегодня именно "осознанное знание неправоверности собственных действий" без желания их прекращения, сопровождающееся превышением собственных потребностей, является причиной экологического бедствия. Цель данного реферата – показать состояние лесных ресурсов в России, их роль в народнохозяйственном комплексе, предложить свои идеи их рационального использования, а также проанализировать те факторы, которые, на мой взгляд, могут влиять на дальнейшее развитие лесной промышленности

 

 

 

1.Рациональное использование лесных  ресурсов.

 
 
Лесные ресурсы — это один из важнейших видов биологических ресурсов. Он включает: стволовые запасы леса (источник получения древесины), технические ресурсы (например, пробку), кормовые, охотничье-промысловые, пищевые (ягоды), лекарственные растения. 
Россия богата лесными ресурсами, они занимают 45% ее территории. Лесная полоса протягивается по всей территории страны с запада на восток. Леса разнообразны по видовому составу, особенно леса Дальнего Востока. Преобладают хвойные леса, их древесина — ценное сырье. Еловая древесина идет на изготовление бумаги. Древесина широколиственных деревьев используется для производства мебели, паркета. Леса России богаты животными, дичью. Большинство лесных ресурсов сосредоточено в районах Севера, Сибири, Дальнего Востока. Видовой состав лесов изменяется вместе с климатом. В настоящее время районы лесозаготовок в азиатской части страны сосредоточены на юге. Крупные лесопромышленные комплексы работают в Архангельске, Сыктывкаре, Усть-Илимске, Красноярске. 
 
1)Леса играют существенную роль в глобальных круговоротах углерода и кислорода, во многом «отвечая» за состав атмосферы. 
2) Леса ассимилируют экологически вредные выбросы, поддерживая чистоту окружающей, прежде всего, воздушной среды, а также уменьшают шумовое загрязнение. 
3) Леса обеспечивают микроклиматические эффекты, а в планетарном масштабе формируют глобальный климат. 
4) Леса оказывают большое влияние на водообмен и состояние водных экосистем. 
5) Леса предотвращают эрозию почвы, препятствуют образованию оврагов и оползней, а также сохраняют ландшафты и плодородие почв. 
6) Леса являются местом обитания для большинства видов растений и животных, то есть служат естественным и обязательным условием сохранения биорзнообразия на планете. 
7) Леса выполняют рекреационные и эстетические функции. 
8) Леса, в определенной степени, обеспечивают эколого-экономическую безопасность страны. 
9) Леса активно используются для хозяйственных целей, являясь сырьем для многих отраслей экономики. 
 
Для рационального использования лесных ресурсов необходимо комплексно перерабатывать лес, не вырубать его в объеме, превышающем прирост, восстанавливать леса. 
Северо-Западный Федеральный округ состоит из 11 административный единиц.  
Население 14,4 млн. (9,9% населения Российской Федерации).  
Общая площадь 1 687 000 кв.м. (9,9% территории Российской Федерации).  
Северо-запад России основной традиционный центр торговли между Россией и Европой. 
 
Северо-запад России наиболее развитый лесной и лесопромышленный регион. 
СЗФО – один из наиболее развитых лесопромышленных регионов страны, а лесопромышленный сектор – один из ключевых в экономике региона. Здесь произрастает порядка 60% лесов Европейской части Российской Федерации или 12% лесов России. Породный состав в основном представлен хвойными древостоями: сосна, ель и лиственными: береза, осина, ольха, небольшим количеством дуба и других пород. 
 
Протяженность лесохозяйственных и лесовозных дорог СЗФО – 234672 км.  
 
Есть проблемы с нелегальной заготовкой древесины и незаконным экспортом круглого леса.  
 
В течение последних лет объемы вывоза древесины значительно опережали рост объемов выпуска продукции из нее. Расчетная лесосека использовалась полностью и зачастую наблюдался переруб древесины. Лесозаготовительные и деревообрабатывающие мощности размещены неравномерно, существуют логистические проблемы. Из-за этого здесь скапливается большое количество древесных отходов, которые не утилизируются. Значительная часть лиственной древесины остается вообще без применения. 
 
Из-за большого количества девственных лесов происходит ухудшение качества древостоев, растет количество дровяной древесины при уменьшении делового леса. В связи с этим одним из актуальных вопросов становится проблема утилизации образующихся отходов и низкокачественной древесины. Правильно переработанные древесные отходы способны обеспечить теплоэлектроэнергией значительное количество областей. 5 т древесных отходов, которые напрямую сжигаются в топках, позволяют сберечь 1 т мазута или 1000 куб. м газа. 
 
Часть отходов используется в целлюлозно-бумажной промышленности в виде технологической щепы, часть идет на производство плит. Однако значительное количество древесных отходов просто выкидываются или остаются на делянке.  
 
В целом использование лесных ресурсов Северо-запада можно признать удовлетворительным и позитивно отражающимся на инвестиционной привлекательности региона и росте экономики страны в целом.  
 
Конфедерация лесопромышленного комплекса Северо-запада при поддержке Полномочного Представительства Президента РФ в СЗФО разрабатывает в настоящий момент государственную программу развития биоэнергетики на Северо-западе, направленную на решение социальных, экологических и экономических проблем региона.  
 
Представители лесопромышленного комплекса ожидают принятия нового Лесного Кодекса, который позволит им эффективно распоряжаться лесными ресурсами на долгосрочной основе. Принятие Лесного Кодекса позволит России более эффективно включиться в процесс глобальной борьбы с нелегальными лесными рубками.  
 
Среди основных проблем, препятствующих развитию лесопромышленного комплекса России, можно отметить низкую конкурентоспособность продукции, техническую и технологическую отсталость. Значительная часть отечественной продукции не в состоянии на равных конкурировать с аналогичной зарубежной из-за ее низкого качества, экологических показателей, точности обработки, товарного вида, упаковки. 
 
Лесные ресурсы (леса) называют «легкими» планеты, они играют огромную роль в жизни всего человечества. Они восстанавливают кислород в атмосфере, сохраняют грунтовые воды, предотвращают разрушение почвы. Сведение тропических лесов Амазонии приводит к нарушению «легких» планеты. Сохранение лесов необходимо, в том числе и для здоровья человечества.

 

 

2.Проблемы обезлесения. 

Несмотря на выгоды леса в защите почвенных и водных ресурсов общее отношение населения к лесам безответственное. Увеличивающееся человеческое давление, бесконтрольный выпас, эксплуатация лесных земель для культивационных целей, использование лесоматериалов и дров, ускоряет деградацию лесов. 
Сверхиспользование лесоматериалов привело к угрозе деградации и исчезновения ореховых лесов, так как древесина и особенно корневые наплывы ореховых деревьев очень ценны для художественной резьбы. Вдобавок, сбор дров окружающим населением и перевыпас препятствуют естественному восстановлению, полностью прекратившемуся в последние 10 лет, кроме отдельных защищаемых площадей (Сары-Челек). Даже запрет рубки лесов не выправил угрожающего обезлесения. У населения минимальный интерес к сохранению лесных ресурсов, нет посадок для индустриальных целей, недостаточная культивация саженцев, плохой сбор и переработка, не развит маркетинг лесных ягод и орехов. Все это сделало лесное хозяйство неприбыльным и вызвало деградацию лесных ресурсов. 
Чрезмерный выпас домашнего скота тормозит естественное восстановление лесов. Права на выпас в лесных районах недостаточно регулируются. Недостаточность лесокультурно-технических мероприятий сдерживают естественное возобновление. Запрет вырубки лесов ограничивает возможности санитарного обновления и вырубки старых и больных деревьев. В результате возрастная структура леса неоптимальная и для сохранения биологического разнообразия и для экономической деятельности. Комбинация неконтролируемой вырубки леса, сухого климата и антропогенного давления уменьшает возможности естественного восстановления площади лесов. Вдобавок, экологическое взаимоотношение лесов и лесных вредителей не сбалансировано, а осложняется неправильным использованием пестицидов. Это повлияло на качество и количество производимых лесоматериалов. Бесконтрольный сбор древесины для топлива увеличился с ростом бедности горного населения, и уменьшающейся надежностью снабжения электроэнергией, что приводит к потере лесов, к снижению защиты почв и вод. Высокие рыночные цены на высококачественные лесоматериалы из ореховых, еловых и арчовых деревьев приводят к нелегальной вырубке. Неэффективное административное управление и несовершенное законодательство способствуют гибели лесов. 
Многие из упомянутых проблем связаны с недостаточным вовлечением местных сообществ в управление лесными ресурсами. В советское время лесные ресурсы управлялись из центра, и сёла вокруг лесных ресурсов также управлялись централизованно. И в настоящее время мотивация у местных жителей быть вовлечёнными в лесное управление малая. У людей нет определённых долгосрочных прав на собственность лесных угодий и почти нет экономических стимулов. Государственное лесное агентство функционирует неэффективно при новых рыночных условиях. Управление нацелено вниз при недостаточной ответственности низов. Всё это приводит к неэффективному управлению лесными ресурсами. 
Недостает как государственных, так и частных мелких местных предприятий по переработке леса и лесной продукции. В настоящее время, отсутствует действующее законодательство, поддерживающее частные или государственные учреждения, перерабатывающие лесную продукцию.

 

 

 

 

 

 

 

3.Охрана лесных ресурсов.

Федеральный закон "Об охране окружающей среды" установил, что лес и иная растительность являются объектами охраны окружающей среды (ст. 4). Правовой режим и регулирование вопросов леса и иной растительности имеют различия. Но независимо в целом от правового статуса, любые насаждения играют существенную роль в обеспечении климата, среды обитания живых организмов, поддержании правильного кислородного баланса и т.д.Исходя из экологической, экономической, духовной и иной значимости лесов и растительного мира вне лесов, а также сохранения биологического разнообразия, законодательство исходит из принципа, согласно которому правовой охране подлежат все виды диких растений, независимо от того, являются ли они полезными или вредными" (Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2003. С. 422).

В соответствии с преамбулой Лесного кодекса РФ (ЛК РФ) регулирование лесных отношений осуществляется с учетом представлений о лесе как совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение. В научной литературе встречается также следующее определение леса - это основной тип растительности, господствующий ярус которого образован деревьями одного или нескольких видов, с сомкнутыми кронами.

Следует также подчеркнуть, что лес, в соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, является самостоятельным объектом гражданских правоотношений и является недвижимостью.

Согласно подп. "к" п. 1 ст. 72 Конституции РФ лесное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Согласно ст. 48 ЛК РФ полномочия органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов устанавливаются Лесным кодексом РФ, а также заключенными в соответствии с Конституцией РФ договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Исключительные полномочия РФ в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов регламентированы ст. 46 ЛК РФ, а субъектов РФ - ст. 47 ЛК РФ.

Особая взаимосвязь существует между лесным и земельным законодательством. Лес произрастает на участках лесного фонда. Земли лесного фонда - это категория земель, а сам лес - совокупность земли, растительности и других компонентов.

К отношениям по использованию и охране лесов применяются лесное законодательство, специальные федеральные законы. К земельным отношениям нормы лесного законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Отношения в области использования и охраны земель лесного фонда регулируются лесным и земельным законодательством.

"Размежевание земельного, лесного  и других отраслей права имеет  немаловажное значение. При этом  согласно Лесному кодексу:

§   лесное законодательство регулирует лесные отношения, т.е. распространяется на леса, входящие и не входящие в лесной фонд, и на земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью;

§   лесное и земельное законодательство регулирует отношения в области использования и охраны земель лесного фонда;

§   гражданское, земельное, водное законодательство, законодательство о растительном мире, соответствующие статьи Лесного кодекса РФ регулируют отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства древесно-кустарниковой растительности (ст. 5 ЛК РФ);

§   гражданское и иное законодательство РФ регулирует отношения по использованию различных видов лесной продукции" (Комментарий к Земельному кодексу/Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Проспект, 2001. С. 386).

При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.

Объектами лесных отношений являются:

§   лесной фонд Российской Федерации;

§   участки лесного фонда;

§   права пользования участками лесного фонда;

§   леса, не входящие в лесной фонд;

§   участки лесов, не входящих в лесной фонд;

§   права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд;

§   древесно-кустарниковая растительность.

Понятие участка лесного фонда введено для того, чтобы подчеркнуть единство в правовом регулировании как земель лесного фонда, так и лесов, на них произрастающих. Так, согласно ст. 9 Лесного кодекса РФ к участкам лесного фонда относятся участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью, и участки нелесных земель. Обратим внимание на то, что согласно ст. 31 Лесного кодекса РФ по договору аренды участка лесного фонда лесопользователю (арендатору) предоставляется именно участок лесного фонда.

"...Развитие российского законодательства  о растительном мире велось  лишь в одном направлении - направлении  охраны лесов. Безусловно, именно  леса составляют основное растительное  богатство нашей страны, но и  кроме них существуют значительные  площади насаждений, правовой режим  которых фактически ничем не  определен. Нет в нормативных актов единого подхода даже к терминологии" (Шуплецова Ю.И. Правовая охрана зеленых насаждений в городах/Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. М., 2003. С. 16).

Правовое регулирование объектов лесных отношений и иной растительностью тесно переплетается с земельным законодательством, его основными понятиями.

Лесной фонд составляют все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли). Таким образом, лесной фонд представляет собой совокупность самой лесной растительности (леса) и земель в границах лесного фонда как занятых таковой растительностью, так и не занятых ею.

Леса, расположенные на землях обороны и землях городских поселений - городские леса, в лесной фонд не входят.

В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ 2001 г. земли в РФ по целевому назначению подразделяются на семь категорий. Земли лесного фонда являются самостоятельной категорией земель.

Согласно земельному и лесному законодательству к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и др.) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и др.). Главное обстоятельство состоит в том, что нелесные земли, как и лесные земли расположены только в границах лесного фонда.

В статье 7 Лесного кодекса РФ и в ст. 101 Земельного кодекса РФ подчеркивается, что границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Причем это отграничение должно заноситься в данные государственного земельного кадастра. Таким образом, осуществляется соотношение двух материалов по учету земель соответствующих категорий. Государственный земельный кадастр - этот систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов. Лесоустройство в соответствии со ст. 72 Лесного кодекса РФ включает в себя систему мероприятий по обеспечению рационального использования лесного фонда, повышению эффективности ведения лесного хозяйства и осуществлению единой научно-технической политики в лесном хозяйстве. При лесоустройстве осуществляются в том числе определение в установленном порядке границ участков лесного фонда и внутрихозяйственная организация территорий лесного фонда, выполнение топографо-геодезических работ и специальное картографирование лесного фонда. Лесное законодательство предусматривает также ведение государственного лесного кадастра.

Информация о работе Восстановление лесных ресурсов в РФ в 2011-2012 годах