Средневековая архитектура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 01:15, реферат

Описание работы

Средние века оставили после себя много грандиозных памятников архитектурного искусства. Беспомощность строительной техники, отличающая первые столетия средневековья (приблизительно до Карла Великого), сменилась большим подъемом строительного искусства в следующие столетия.
За время IX—XII веков в Европе сменились два основных архитектурных стиля — романский и готический. В соответствии с идеологией эпохи наибольшее количество памятников германской готической архитектуры представлено соборными церквами различных европейских стран.

Файлы: 1 файл

Средние века .docx

— 223.38 Кб (Скачать файл)

Средние века оставили после себя много грандиозных  памятников архитектурного искусства. Беспомощность строительной техники, отличающая первые столетия средневековья (приблизительно до Карла Великого), сменилась большим подъемом строительного  искусства в следующие столетия.  
 
За время IX—XII веков в Европе сменились два основных архитектурных стиля — романский и готический. В соответствии с идеологией эпохи наибольшее количество памятников германской готической архитектуры представлено соборными церквами различных европейских стран. Первый стиль, начавший развиваться при Каролингах, получил свое название оттого, что он являлся подражанием древним римским постройкам. В действительности романский архитектурный стиль был гораздо грубее и несовершеннее, тяжеловеснее, чем античный римский. Толстые стены, сравнительно невысокий купол, толстые и приземистые колонны, узкие и небольшие окна романских соборов явно отражают и слабую еще в этот период (IX— XI вв.) строительную технику и самую политическую обстановку постоянных феодальных войн, когда те же церкви легко превращались в крепости, где отсиживалось от набегов рыцарей местное население.  
 
Гораздо интереснее и совершеннее в техническом отношении архитектура готическая. Ее характерной чертой является стремление архитектора построить здание как можно выше. Место полукруглой сводчатой арки заняла стрельчатая арка. Готические соборы имели внутри много высоких и изящных колонн. Их окна были большие, с множеством цветных, разрисованных стекол. Обильные выпуклые украшения — статуи, барельефы, висячие арки, причудливая каменная резьба — богато украшали здания изнутри и снаружи. Одна или несколько высоких башен и величественные порталы (двери) придавали готическим соборам особую торжественность.  
 
Из памятников романской архитектуры наибольшую известность получили соборы в Пуатье и Арле во Франции, Шлейере, Вормсе, Майнце, Аахене в Германии. Лучшими памятниками готического искусства являются собор Богоматери в Париже, Руанский, Реймский и Шартрский соборы во Франции, Линкольинский собор в Англии, Миланский собор в Италии, Пражский в Чехии и другие.  
 
Из гражданских зданий готической архитектуры наиболее известны городская ратуша в Брюсселе, дом известного французского финансиста XV века Жака Кера в Бурже, королевский замок в Амбуазе (во Франции) и другие.  
 
Кроме романского и готического стилей, средневековая архитектура широко пользовалась еще двумя стилями: византийским в Италии (в Венеции — собор св. Марка, отчасти Дворец дожей и др.) и арабским (мавританским) в Испании (наиболее известный памятник — собор в Севилье, переделанный из арабской мечети).

Реймский собор, Франция, 1211-1481   Собор в Кельне, Германия, начат в 1248 г., завершен в XIX в.

 

 

 

 

Эстетика Возрождения  выросла из эстетики и искусства  средневековья. Средневековая эстетика глубоко теологична, все основные эстетические понятия находят свое завершение в Боге. Для эстетики раннего средневековья характерно влияние Аврелия Августина (354-430). Он прекрасно чувствовал красоту  земного, чувственного мира, но в то же время, уже, будучи христианином, отдавал себе отчет в том, что зримая красота совершенно иное качество, нежели красота божественная. Августин обратил внимание на соотношение прекрасного и безобразного. Красота для него всегда отождествлялась с формой. Формой всякой красоты у Августина выступало единство. Понятие о единстве, пришедшее к нему от неоплатонизма, на смену его увлечению манихейством, стало основой его эстетики. Помимо единства Августин связывал с понятием красоты соразмерность и порядок. Августин обратил внимание на такую собственно эстетическую проблему, как различение визуального и аудиовизуального искусств (сочинение «О музыке»). Ему принадлежит интереснейшее учение о ритме — одной из важных эстетических категорий.     

Интересовала Августина  и такая проблема, как эстетическое восприятие, в частности восприятие человеком прекрасного. Здесь он обращал внимание на чувственное  и интеллектуальное восприятие. Помимо Августина в эпоху средневековья эстетической тематики в той или иной мере касались Боэций Аниций Манлий Торкват Северин (480-524), Иоанн Скот Эриугена (ок. 810-ок. 877), Гуго Сен-Викторский (ок. 1096-1141), Бернар Клервосский (1091-1153), основатель схоластического метода Пьер Абеляр (1079-1142). В целом мысль раннего средневековья имела неоплатоническую ориентацию, в этом плане осмысливались и основные эстетические категории. Искусство раннего средневековья в целом отвечало теологическому духу эпохи и эстетическим взглядам, высказанным отцами церкви. Искусство Х-ХИ вв. (VI-XII вв.) называют романским. Это первый общеевропейский (несмотря на ряд не столь принципиальных национальных различий) художественный стиль. До него говорится об искусстве варварских королевств, искусстве Империи Каролингов, искусстве оттоновской империи (некоторые исследователи относят эти периоды также к романскому искусству, тогда время романского стиля датируется VI-XII вв.). В начале XIX в. термин «романский стиль» («романское искусство») был введен французскими археологами. Изучая здания, обнаруженные по раскопкам, они пришли к выводу, что эти сооружения напоминают постройки Древнего Рима. Именно отсюда происходит термин «романский» — римский. Это же название распространилось и на языки некоторых европейских народов, которые произошли от латинского языка.     

В романском стиле доминирующую (определяющую) роль играла архитектура. Как бы отвечая взглядам отцов церкви — противникам роскоши, сооружения этого стиля (замки и храмы) были строги и лишены каких-либо излишеств. Все было подчинено суровой действительности. Каменные здания в период междоусобиц играли роль крепостей. Эти сооружения имели массивные стены, узкие окна, высокие башни (для наблюдений за приближающимся врагом). Основными типами зданий являлись рыцарский замок, монастырский ансамбль, храм. Замки строились на высоких холмах, откосах рек, обносились стеной и рвом. С ними контрастировали непритязательные жилища крестьян. Замки всегда строились в таких местах, которые были удобны для защиты. Поскольку главной заботой были крепость и солидность здания, архитектура их не отличалась особым изяществом и вкусом. Обычно замки состояли из широких круглых башен с зубчатыми платформами; иногда башни делались четырехугольными и к ним приставлялись огромные камни, которые служили для бельведеров (бельведер — вышка, с которой открывается вид на окрестности, или название некоторых дворцовых построек). Башни составляли неотъемлемую принадлежность всякого замка и были особым знаком дворянства. Ж. Ж. Руа в своей «Истории рыцарства» отмечает, что когда хотели подчеркнуть величие какого-либо дворянина, то говорили: «У него есть башня».     

Зубчатые галереи соединяли  башни замка между собой; они  были с разнообразными окнами. По их амбразурам можно было судить о толщине  стен и парапета. Окна были не только круглые и четырехугольные, но и  принимавшие форму глаз, ушей или  трилистника. Ставни же делались из холста. Вход в замок защищался палисадами, рвами, бойницами и амбразурами  в стенах. В замках все внушало  страх. Не случайно о них сложилось  множество легенд. Руа отмечает, что замки наводят на мысль, что  людям этой поры нравилось все  массивное и громадное; что у  них не было ни малейшего вкуса  к изящному. Монастырский собор наряду с замком представлял романскую  архитектуру. Романские соборы также  были весьма массивны. Монастырь в  эти века был средоточием жизни. Здесь работали мастера-ремесленники, сюда стекались многочисленные паломники. Поэтому одной из главных задач зодчего романского стиля была задача создать вместилище молящихся, а не обитель Божества, что было важно в античности. Конструкция храма восходит к раннехристианским храмам (византийская базилика): 1. Центральный неф и два по бокам. 2. Поперечный неф — трансепт. 3. На пересечении центрального нефа и трансепта ставилась башня, а не купол. 4. Западный фасад украшался фронкирующими башнями. 5. Восточная часть — апсида (украшение).     

Романские храмы поражают мощью. В них нет ничего неясного. Во всем ощущается предельная простота и мера. Проглядывает трезвый взгляд на мир. Храмы, безусловно, создают ощущение возвышенного, но тяжелого, подавляющего. Первоначально соборы строили с  плоскими потолками, позднее перекрывали  внутренние помещения каменными  полукруглыми сводами. Чтобы своды  не обрушились, и строили массивные, тяжелые стены. Изнутри храмы  украшались фресками, снаружи рельефами, часто раскрашенными. Стены храмов и замков украшались ткаными коврами  с изображениями сцен нерелигиозного содержания. Например, ковер из собора в Байе (XI в). Он изображает завоевание Англии норманнами. 70 м длиной и 50 см шириной, этот ковер служит своеобразной энциклопедией.     

Центральный неф отличался  большими размерами. Храм был очень  светлым (источник света — окна). Боковые нефы также хорошо освещались. Интерьер подчеркивал значимость центрального нефа. Части собора заполнялись согласно иерархии: за трансептом — духовенство, далее — привилегированная часть общества, остальные — в боковых нефах.     

К известным памятникам романского зодчества во Франции относят  церковь Святого Петра и Святого  Павла в монастыре Клюни (1088-1131), церковь Сен-Лазар в Отене (1112-1132) -по преданию, в этой бургундской  церкви хранились останки воскрешенного  Христом Лазаря, церковь Сен-Мадлен в Везде (1120-1150) — в ней, по преданию, хранились реликвии Святой Марии  Магдалины; в Германии — собор  в Борисе (1181-1234), собор в Шпейере (1030-1092-1106). Скульптура была связана  с архитектурой. Самостоятельности  она не имела. Ее назначение было украшать, просвещать, поражать, воспитывать (внушать  религиозные идеи). Центральной идеей  скульптуры являлась идея Бога. Бог  выступал как грозный судия, вызывающий трепет. Картины Апокалипсиса (одной  из самых популярных тем романского искусства) также прежде всего внушают  страх и трепет. Как, например, картина  Страшного суда в соборе Сен-Лазар (1130—1140) в Отене. Это рельеф, разделенный  на несколько ярусов. Вверху расположены  ангелы с праведниками, внизу —  черти, влекущие грешников. В нижнем ярусе показаны души, ждущие Суда. Запоминается картина взвешивания дурных и  праведных поступков.     

Романская скульптура передавала волнение, смятение образов, трагичность  чувств, отрешенность от всего земного. Дух безоговорочно подавлял здесь  телесность. Он находится в вечной борьбе сам с собой. В эпоху  романского искусства развивались  и разнообразные виды живописи: миниатюра, монументальная живопись; начинал развиваться  витраж. В искусстве миниатюры  главным образом была представлена в этот период книжная миниатюра  — книга не мыслилась без иллюстраций. Получила развитие и монументальная живопись. К сожалению, она почти  не сохранилась. Она носила главным  образом назидательный характер и была теснейшим образом связана  с зодчеством: играла важную роль в  организации интерьера собора. Сюжеты романской монументальной живописи были библейские.

 

Готический стиль (от итал. gotico, букв. - готский, от названия германского племени готов), художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой XII и XV-XVI вв.). Термин "готика" введён в эпоху Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося "варварским". С начала XIX в., когда для искусства X - XII вв. был принят термин «романский стиль», были ограничены хронологические рамки готики, в ней выделили раннюю, зрелую (высокую) и позднюю фазы. Готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь, и под её эгидой феодально-церковные основы сохранялись в идеологии и культуре эпохи готики. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с "высшими" иррациональными силами. Для готики, характерны символико-аллегоричный тип мышления и условность художественного языка. От романского стиля готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы зданий. Особое место в искусстве готики занимал собор - высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (преим. витражей). Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры динамичным архитектурным ритмам, многоцветное сияние витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих. 

Развитие искусства готики отражало и кардинальные изменения  в структуре средневекового общества: начало формирования централизованных государств, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил - городских, торговых и ремесленных, а также придворно-рыцарских  кругов. По мере развития общественного  сознания, ремесла и техники ослабевали устои средневекового религиозно-догматического мировоззрения, расширялись возможности  познания и эстетического осмысления реального мира; складывались новые  архитектурные типы и тектонические  системы. Интенсивно развивались градостроительство и гражданская архитектура. Городские  архитектурные ансамбли включали культовые  и светские здания, укрепления, мосты, колодцы. Главная городская площадь  часто обстраивалась домами с  аркадами, торговыми и складскими помещениями в нижних этажах. От площади расходились главные  улицы; узкие фасады 2- реже 3-этажных домов с высокими, фронтонами выстраивались вдоль улиц и набережных. Города окружались мощными стенами с богато украшенными проездными башнями. Замки королей и феодалов постепенно превращались в сложные комплексы крепостных, дворцовых и культовых сооружений. Обычно в центре города, господствуя над его застройкой, находился замок или собор, становившийся средоточием городской жизни. В нём наряду с богослужением устраивались богословские диспуты, разыгрывались мистерии, происходили собрания горожан. Собор мыслился своего рода сводом знания, символом Вселенной, а его художественный строй, сочетавший торжественное величие со страстной динамикой, изобилие пластических мотивов со строгой иерархичной системой их соподчинения, выражал не только идеи средневековой общественной иерархии и власти божественных сил над человеком, но и растущее самосознание горожан, творческое величие усилий человеческого коллектива.

Информация о работе Средневековая архитектура