Архитектура ЭВМ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 14:14, курсовая работа

Описание работы

Цель работы исследовать общие принципы построения современных компьютеров. В основу построения подавляющего большинства компьютеров положены следующие общие принципы, сформулированные в 1945 г. американским ученым Джоном фон Нейманом
1. Принцип программного управления. Из него следует, что программа состоит из набора команд, которые выполняются процессором автоматически друг за другом в определенной последовательности.
2. Принцип однородности памяти. Программы и данные хранятся в одной и той же памяти. Поэтому компьютер не различает, что хранится в данной ячейке памяти число, текст или команда. Над командами можно выполнять такие же действия, как и над данными

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3
Глава1.Происхождение термина «архитектура ЭВМ»…………….......4
Глава 2.Классическая архитектура ЭВМ и принципы фон Неймана.....7
2.2. Совершенствование и развитие внутренней структуры ЭВМ……..9
Глава 3. Основной цикл работы ЭВМ………………………………… 13
3.1. Суперскалярная архитектура
3.2. Суперскулятивная архтектур
3.3. Трассирующая архитектура
3.4. Многопотоковый процессор
3.5. Многоядерная архитектура
3.6. "Плиточная" архитектура
3.7. Многоэтажная архитектура
Глава 4. Архитектура основанная не на кремниевых технологиях….17
4.1. Оптическая(фотонная) архитектура
4.2. Квантовая архитектура
4.3. Нейроархитектура
Заключение……………………………………………………………....21

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_Yagubtseva.docx

— 81.08 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3

Глава1.Происхождение термина «архитектура ЭВМ»…………….......4

Глава 2.Классическая архитектура ЭВМ и принципы фон Неймана.....7

2.2. Совершенствование и развитие внутренней структуры ЭВМ……..9

Глава 3. Основной цикл работы ЭВМ………………………………… 13

       3.1. Суперскалярная архитектура

       3.2. Суперскулятивная архтектур

       3.3. Трассирующая архитектура

       3.4. Многопотоковый процессор

       3.5. Многоядерная архитектура

       3.6. "Плиточная" архитектура

       3.7. Многоэтажная архитектура

 Глава 4. Архитектура основанная не на кремниевых технологиях….17

      4.1. Оптическая(фотонная) архитектура

      4.2. Квантовая архитектура

      4.3. Нейроархитектура

      Заключение……………………………………………………………....21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность. С распространением электронно-вычислительных машин нетрудно предсказать рост в потребности ЭВМ. На сегодняшний день в мире существует более 130 миллионов компьютеров. Вся работа компьютеризирована, все документы в электронном виде, все данные хранятся на ПК и т.д. И каждый человек, работающий с компьютером, должен знать, где и для чего все расположено, поэтому тема «Современная архитектура ЭВМ» актуальна для сегодняшнего общества.

Цель работы исследовать общие принципы построения современных компьютеров. В основу построения подавляющего большинства компьютеров положены следующие общие принципы, сформулированные в 1945 г. американским ученым Джоном фон Нейманом

1. Принцип программного  управления. Из него следует, что  программа состоит из набора  команд, которые выполняются процессором  автоматически друг за другом  в определенной последовательности.

2. Принцип однородности  памяти. Программы и данные хранятся  в одной и той же памяти. Поэтому компьютер не различает,  что хранится в данной ячейке  памяти число, текст или команда.  Над командами можно выполнять  такие же действия, как и над  данными 

3. Принцип адресуемости. Структурно основная память состоит  из перенумерованных ячеек; процессору  в произвольный момент времени  доступна любая ячейка. Отсюда  следует возможность давать имена  областям памяти, так, чтобы к  запомненным в них значениям можно было впоследствии обращаться или менять их в процессе выполнения программ с использованием присвоенных имен. Компьютеры, построенные на этих принципах, относятся к типу фон-неймановских.

Задачи: Разобраться, в чём же особенности современной архитектуры ЭВМ, и что она из себя представляет.

Структура работы: работа состоит из введения, 4 глав, заключения и литературы.

Глава1. Происхождение термина «Архитектура»

 Термин “архитектура” используется в популярной литературе по вычислительной технике достаточно часто, однако определение этого понятия и его содержание могут у разных авторов достаточно различаться. Разберемся в этом вопросе более тщательно.

           Начать целесообразно с происхождения  термина. Слово “архитектура”  в изначальном своем смысле  используется в градостроении.  Будучи достаточно сложной структурой, современный город состоит из  районов, площадей, улиц, домов и  т.п., расположенных определенным  образом. Жителей города обычно  мало интересует, как выглядит  конкретный дом и из каких  материалов он построен. Зато  очень важно знать район, где  этот дом расположен, улицы, ведущие  к нему, и транспорт, пользуясь  которым можно сократить время  в пути.

            Для того чтобы ориентироваться в хитросплетении улиц и площадей, в любом городе существует исторически сложившаяся система названий, а также определенная нумерация домов. Наличие общепринятой адресации позволяет однозначно определить положение любого строения и в случае необходимости быстро отыскать его. Помимо чисто практической, архитектура города может иметь еще и художественную ценность (что обычно больше интересует приезжих). Но этот аспект понятия “архитектура” вряд ли переносим на вычислительную технику.

Используя аналогию с градостроительством, естественно понимать под архитектурой ЭВМ ту совокупность их характеристик, которая необходима пользователю. Это, прежде всего, основные устройства и  блоки ЭВМ, а также структура  связей между ними. И действительно, если заглянуть, например, в “Толковый  словарь по вычислительным системам”, мы прочтем там, что термин “архитектура ЭВМ используется для описания принципа действия, конфигурации и взаимного  соединения основных логических узлов  ЭВМ (вследствие чего термин “архитектура”  оказывается ближе к обыденному значению этого слова)”.

Однако описание внутренней структуры ЭВМ вовсе не является самоцелью: с точки зрения архитектуры  представляют интерес лишь те связи  и принципы, которые являются наиболее общими, присущими многим конкретным реализациям вычислительных машин. Часто говорят даже о семействах ЭВМ. т.е. группах моделей, совместимых  между собой. В пределах одного семейства  основные принципы устройства и функционирования машин одинаковы, хотя отдельные  модели могут существенно различаться  по производительности, стоимости и  другим параметрам. Ярким примером могут служить различные модификации  компьютеров PDP фирмы DEC (более известные  нашим пользователям по отечественным  аналогам – серии ДВК), семейство MSX-машин, к которому принадлежит широко распространенная YAMAHA, а также заполонившие мир IBM-совместимые персональные компьютеры.

Именно то общее, что есть в строении ЭВМ, и относят к  понятию архитектуры. Важно отметить, что целью такой общности, в конечном счете, служит вполне понятное стремление: все машины одного семейства, независимо от их конкретного устройства и фирмы-производителя, должны быть способны выполнять одну и ту же программу (на практике из-за постоянного роста вычислительной мощности техники чаще используется менее жесткий принцип совместимости снизу вверх: все программы данной модели выполнимы на более старших). Отсюда неизбежно следует вывод, что с точки зрения архитектуры важны не все сведения о построении ЭВМ, а только те, которые могут как-то использоваться при программировании и “пользовательской” работе с ЭВМ. Равно как максимально подробная архитектура города не нуждается в описании марок кирпичей, из которых построены дома, и растворов, которыми эти кирпичи скреплены, так и архитектура ЭВМ не содержит описания электронных схем, других деталей реализации, “невидимых” для пользователя (например, внутреннего ускорителя доступа к памяти).

Ниже приводится перечень тех наиболее общих принципов  построения ЭВМ, которые относятся  к архитектуре:

• структура памяти ЭВМ;

• способы доступа к  памяти и внешним устройствам;

• возможность изменения  конфигурации компьютера;

• система команд;

• форматы данных;

• организация интерфейса.

Суммируя все вышеизложенное, получаем следующее определение  архитектуры:

“Архитектура – это  наиболее общие принципы построения ЭВМ, реализующие программное управление работой и взаимодействием основных ее функциональных узлов”.

 

   

 

 

 

 

 

 

 

               

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Классическая архитектура ЭВМ и принципы фон Неймана

       Основы учения об архитектуре вычислительных машин заложил выдающийся американский математик Джон фон Нейман. Он подключился к созданию первой в мире ламповой ЭВМ ENIAC в 1944 г., когда ее конструкция была уже выбрана. В процессе работы во время многочисленных дискуссий со своими коллегами Г. Голдстайном и А. Берксом фон Нейман высказал идею принципиально новой ЭВМ. В 1946 г. ученые изложили свои принципы построения вычислительных машин в ставшей классической статье “Предварительное рассмотрение логической конструкции электронно-вычислительного устройства”. С тех пор прошло полвека, но выдвинутые в ней положения сохраняют актуальность и сегодня.

В статье убедительно обосновывается использование двоичной системы  для представления чисел (нелишне  напомнить, что ранее все вычислительные машины хранили обрабатываемые числа  в десятичном виде). Авторы убедительно  продемонстрировали преимущества двоичной системы для технической реализации, удобство и простоту выполнения в  ней арифметических и логических операций. В дальнейшем ЭВМ стали  обрабатывать и нечисловые виды информации – текстовую, графическую, звуковую и другие, но двоичное кодирование  данных по-прежнему составляет информационную основу любого современного компьютера.


 

 

 

 

 

 

        Архитектура ЭВМ, построенной на принципах фон Неймана. Сплошные линии со стрелками указывают направление потоков информации, пунктирные – управляющих сигналов от процессора к остальными узлам ЭВМ

 

Еще одной поистине революционной  идеей, значение которой трудно переоценить, является предложенный Нейманом принцип  “хранимой программы”. Первоначально  программа задавалась путем установки  перемычек на специальной коммутационной панели. Нейман первым догадался, что  программа может также храниться  в виде набора нулей и единиц, причем в той же самой памяти, что и обрабатываемые ею числа.

Разработанные фон Нейманом основы архитектуры вычислительных устройств оказались настолько  фундаментальными, что получили в  литературе название “фон-неймановской архитектуры”. Подавляющее большинство  вычислительных машин на сегодняшний  день – фон-неймановские машины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Совершенствование и развитие внутренней структуры ЭВМ

В предыдущем разделе была описана классическая структура  ЭВМ, соответствующая вычислительным машинам первого и второго  поколений. Естественно, что в результате бурного развития технологии производства средств вычислительной техники  такая структура не могла не претерпеть определенных прогрессивных изменений.

Как отмечалось выше, появление  третьего поколения ЭВМ было обусловлено  переходом от транзисторов к интегральным микросхемам. Значительные успехи в  миниатюризации электронных схем не просто способствовали уменьшению размеров базовых функциональных узлов ЭВМ, но и создали предпосылки для  существенного роста быстродействия процессора. Возникло существенное противоречие между высокой скоростью обработки  информации внутри машины и медленной  работой устройств  ввода-вывода, в большинстве своем содержащих механически движущиеся части. Процессор, руководивший работой внешних устройств, значительную часть времени был бы вынужден простаивать в ожидании информации “из внешнего мира”, что существенно снижало бы эффективность работы всей ЭВМ в целом. Для решения этой проблемы возникла тенденция к освобождению центрального процессора от функций обмена и к передаче их специальным электронным схемам управления работой внешних устройств. Такие схемы имели различные названия: каналы обмена, процессоры ввода-вывода, периферийные процессоры. Последнее время все чаще используется термин “контроллер внешнего устройства” (или просто контроллер).

Таким образом, наличие интеллектуальных внешних устройств может существенно  изменять идеологию обмена. Центральный  процессор при необходимости  произвести обмен выдает задание  на его осуществление контроллеру. Дальнейший обмен информацией может  протекать под руководством контроллера  без участия центрального процессора. Последний получает возможность “заниматься своим делом”, т.е. выполнять программу дальше (если по данной задаче до завершения обмена ничего сделать нельзя, то можно в это время решать другую).

Перейдем теперь к обсуждению вопроса о внутренней структуре  ЭВМ, содержащей интеллектуальные контроллеры, изображенной на рис. 2. Из рисунка видно, что для связи между отдельными функциональными узлами ЭВМ используется общая шина (часто ее называют магистралью). Шина состоит из трех частей:

• шина данных, по которой  передается информация;

• шина адреса, определяющая, куда передаются данные;

• шина управления, регулирующая процесс обмена информацией.

Отметим, что существуют модели компьютеров, у которых шины данных и адреса для экономии объединены. У таких машин сначала на шину выставляется адрес, а затем через  некоторое время данные; для какой  именно цели используется шина в данный момент, определяется сигналами на шине управления.

Описанную схему легко  пополнять новыми устройствами –  это свойство называют открытостью  архитектуры. Для пользователя открытая архитектура означает возможность  свободно выбирать состав внешних устройств для своего компьютера, т.е. конфигурировать его в зависимости от круга решаемых задач.

На рис. 2 представлен новый  по сравнению с рис. 1 вид памяти – видео-ОЗУ (видеопамять). Его появление  связано с разработкой особого  устройства вывода – дисплея. Основной частью дисплея служит электронно-лучевая  трубка, которая отображает информацию примерно так же, как это происходит в телевизоре (к некоторым дешевым  домашним моделям компьютеров просто подключается обычный телевизор). Очевидно, что дисплей, не имея механически  движущихся частей, является “очень быстрым” устройством отображения информации. Поэтому для ЭВМ третьего и  четвертого поколений он является неотъемлемой частью (хотя впервые дисплей был реализован на некоторых ЭВМ второго поколения.

                               Рис. 2. Шинная архитектура ЭВМ

 

Для получения на экране монитора стабильной картинки ее надо где-то хранить. Для этого и существует видеопамять. Сначала содержимое видеопамяти  формируется компьютером, а затем  контроллер дисплея выводит изображение  на экран. Объем видеопамяти существенно  зависит от характера информации (текстовая или графическая) и  от числа цветов изображения. Конструктивно  она может быть выполнена как  обычное ОЗУ или содержаться  непосредственно в контроллере  дисплея (именно поэтому на рис. 2 она  показана пунктиром).

Информация о работе Архитектура ЭВМ