Разработке информационно-справочной подсистемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 09:33, курсовая работа

Описание работы

Данный курсовой проект посвящен разработке информационно-справочной подсистемы.
Информационная система (ИС) в целом - автоматизированная система, предназначенная для организации, хранения, пополнения, поддержки и представления пользователям информации в соответствии с их запросами. Информация, выдаваемая информационной системой потребителю, является одним из ресурсов, позволяющих повысить производительность труда и эффективность его деятельности.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 47.54 Кб (Скачать файл)

- осуществляет регистрацию (согласование на размещение) филиала  в установленном законодательством  порядке;

- открывает текущие (лицевые) счета филиала в банковских  учреждениях (органах федерального  казначейства) и распоряжается ими  в соответствии с утвержденными  сметами и графиками платежей;

- осуществляет прием и  увольнение работников и заключает  с ними трудовые договоры в  соответствии со штатным расписанием;

- заключает от имени  университета договоры на обучение  студентов;

- заключает и расторгает  гражданско-правовые договоры с  физическими и юридическими лицами (в том числе договоры аренды) в рамках деятельности филиала;

- утверждает правила внутреннего  распорядка и должностные инструкции  работников филиала, другие локальные  акты;

- издает распоряжения, обязательные  для исполнения всеми работниками  филиала;

- представляет интересы  техникума в суде в качестве  истца или ответчика по спорам, связанным с деятельностью филиала.

 

Директор персонально отвечает за организацию учебного процесса, за расходование денежных средств в соответствии со сметой, за учет результатов финансово-хозяйственной деятельности, за полное и своевременное представление финансовой и бухгалтерской отчетности, перечисление налогов и платежей, обеспечение сохранности учебных, финансовых, кадровых и иных документов, связанных с деятельностью СКТ.

 

1.3 Концептуальная модель предметной области

 

Концептуальная модель предметной области - это наши знания о предметной области в виде понятий (концептов). Знания могут быть как в виде неформальных знаний в мозгу эксперта, так и выражены формально при помощи каких-либо средств. В качестве таких средств могут выступать текстовые описания предметной области, наборы должностных инструкций, правила ведения дел в компании и т.п. Опыт показывает, что текстовый способ представления модели предметной области крайне неэффективен. Гораздо более информативными и полезными при разработке баз данных являются описания предметной области, выполненные при помощи специализированных графических нотаций. Имеется большое количество методик описания предметной области. Концептуальная модель БД - отражает информационное содержание данных, как основных понятий и отношений между ними. Концептуальная модель не затрагивает физического состояния данных, в том числе архитектуры данных, методов доступа, форматов физических данных.

 

Из наиболее известных методик исследования предметных областей и построения концептуальных моделей можно назвать системный анализ. Также существует целый ряд методик, учитывающих принципы системного анализа, - методика структурного анализа SADT и основанная на нем IDEF0, диаграммы потоков данных Гейна-Сарсона, методика объектно-ориентированного анализа UML, и др. Концептуальная модель предметной области описывает скорее процессы, происходящие в предметной области и данные, используемые этими процессами. От того, насколько правильно смоделирована предметная область, зависит успех дальнейшей разработки приложений.

Модель данных - инструментарий для отображения предметной области, определяется:     

- допустимой организацией данных;      

- ограничениями целостности (семантикой);      

- множеством операций, допустимых  над объектами модели данных.

 

На следующем, более низком уровне находится логическая модель данных предметной области.

Логическая модель описывает понятия предметной области, их взаимосвязь, а также ограничения на данные, налагаемые предметной областью. Примеры понятий - "сотрудник", "отдел", "проект", "зарплата". Примеры взаимосвязей между понятиями - "сотрудник числится ровно в одном отделе", "сотрудник может выполнять несколько проектов", "над одним проектом может работать несколько сотрудников". Примеры ограничений - "возраст сотрудника не менее 16 и не более 60 лет".

Можно выделить три основные вида логических моделей:     

- иерархическую модель;     

- сетевую модель;          

- реляционную модель.   

Логическая модель данных является начальным прототипом будущей базы данных. Логическая модель строится в терминах информационных единиц, но без привязки к конкретной СУБД. Предварительным средством разработки логической модели данных в настоящий момент являются различные варианты инфологических (информационно-логических) моделей - ER-диаграмма (Entity-Relationship, диаграммы сущность-связь). Одну и ту же ER-модель можно преобразовать как в реляционную модель данных, так и в модель данных для иерархических и сетевых СУБД, или в постреляционную модель данных.

Решения, принятые на предыдущем уровне, при разработке инфологической модели предметной области, определяют некоторые границы, в пределах которых можно развивать логическую модель данных, в пределах же этих границ можно принимать различные решения.

Для логической модели данных характерно то, что выполняя все основные требования, предъявляемые СУБД, не поддерживается ориентация на конкретную СУБД, что реализуется в физической модели данных.

 

 

 Физическая модель данных описывает данные средствами конкретной СУБД. Ограничения, имеющиеся в логической модели данных, реализуются различными средствами СУБД, например, при помощи индексов, декларативных ограничений целостности, триггеров, хранимых процедур. При этом опять-таки решения, принятые на уровне логического моделирования определяют некоторые границы, в пределах которых можно развивать физическую модель данных. Точно также, в пределах этих границ можно принимать различные решения. Например, отношения, содержащиеся в логической модели данных, должны быть преобразованы в таблицы, но для каждой таблицы можно дополнительно объявить различные индексы, повышающие скорость обращения к данным. Многое тут зависит от конкретной СУБД.

Если физическая модель данных реализована средствами реляционной СУБД, то отношения, разработанные на стадии формирования логической модели данных, преобразуются в таблицы, атрибуты становятся столбцами таблиц, для ключевых атрибутов создаются уникальные индексы, домены преображаются в типы данных, принятые в конкретной СУБД.

Собственно база данных и информационная система. И, наконец, как результат предыдущих этапов появляется собственно сама база данных. База данных реализована на конкретной программно-аппаратной основе, и выбор этой основы позволяет существенно повысить скорость работы с базой данных. Например, можно выбирать различные типы компьютеров, менять количество процессоров, объем оперативной памяти, дисковые подсистемы и т.п. Очень большое значение имеет также настройка СУБД в пределах выбранной программно-аппаратной платформы.

Но опять решения, принятые на предыдущем уровне - уровне физического проектирования, определяют границы, в пределах которых можно принимать решения по выбору программно-аппаратной платформы и настройки СУБД. Таким образом, ясно, что решения, принятые на каждом этапе моделирования и разработки базы данных, будут сказываться на дальнейших этапах. Поэтому особую роль играет принятие правильных решений на ранних этапах моделирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 СТРУКТУРА СКТ

 

2.1 Структура работы  СКТ

В структуре техникума работают такие общие административные подразделения, как дирекция, учебно-методический отдел, отдел бухгалтерского учета и финансового контроля, отдел кадров, канцелярия, библиотека, отдел по работе со студентами, хозяйственный отдел.

Ключевое место в ней занимают кафедры, которыми непосредственно руководят заведующие кафедрами, выбираемые Ученым советом СКТ и утверждаемые ректором из числа специалистов соответствующего профиля, имеющих ученую степень и звание.

 

Взаимодействие структурных подразделений филиала обеспечивается соответствующими локальными актами и средствами оперативного управления. Контроль за выполнением планов осуществляется в течение учебного года. Помимо плановых мероприятий в филиале осуществляется оперативное управление через совещания при директоре. Обязательным является их проведение в начале каждого месяца. Внеплановые совещания созываются по мере необходимости.

 

Для оперативного руководства и координации деятельности подразделений филиала издаются приказы директора. В целях рационализации управления в филиале имеются междугородние и международные телекоммуникации (факсимильная связь и электронная почта), выход в сеть Интернет.

 

 

2.2 Обоснование выбора и системный анализ с применением CASE-средств

 

Как видно из структуры СКТ состоит из множества подразделений, основные процессы которых могут быть автоматизированы.

Существует два подхода разработки программного обеспечения информационных систем один из них - это структурный подход.

 

В его основе лежит идея декомпозиции. Вся структура описывается функциональными блоками, между которыми протекают определенные процессы.

Второй подход разработки программного обеспечения ИС заключается в объектной декомпозиции. Структура описывается в терминах объектов и связей между ними, а поведение системы описывается в терминах обмена сообщениями между объектами. Каждый объект системы обладает своим собственным поведением, моделирующим поведение объекта реального мира.

Система управления учебным процессом состоит из двух аспектов - оперативной обработки данных и анализа полученной информации. Говоря о процессе получения новых данных мы имеем ввиду систему оперативной обработки данных, а формируя сложные отчеты и выборки, имеем дело с системой аналитической обработки данных.

 

В реализации информационной системы эти два аспекта тесно переплетены между собой. Таким образом, создание единой информационной системы помогает:

1. Автоматизировать и  оптимизировать деятельность управления  процессами управления.

2. Формирует полную и  достоверную информацию необходимую  для принятия управленческих  решений.

Для решения данной задачи выделим ряд функций и задач методистов учебного отдела, на которые он затрачивает большую часть времени.

Такими задачами являются:

- заполнение и изменение  личных карточек студентов;

- первоначальная сортировка  и распределение вновь поступивших  студентов по группам;

- формирование аттестационных  ведомостей по группам;

- формирование индивидуальных  ведомостей;

- формирование сводных  ведомостей по итогам сессии.

Результат и повышение эффективности будет замечено на оптимизации и сокращении времени потраченного на сбор и каталогизацию информации.

Уменьшенное количество документов в бумажном виде и их оцифровка приведет к существенному уменьшении времени на поиск необходимой информации, что, в конечном счете, приведет к ускорению документооборота в целом. Ускорение документооборота уменьшит задержки на получение необходимой информации для принятия необходимых решений. Компьютерная обработка полностью исключает проведение однотипных операций и их дублирования.

Перед проектируемой информационной системой стоит важное условие: система должна быть легко модифицируемой и расширяемой. Система должна отражать все происходящие изменения во всех документах и отчетах.

К разрабатываемой системе предъявляются следующие требования.

Система должна обеспечить:

- автоматизацию ввода  информации;

- автоматизацию изменения  информации;

- автоматизацию поиска  необходимых данных;

- быть легко масштабируемой  и расширяемой;

- взаимодействовать по  локальной сети с клиентскими  машинами техникума.

Информационная система должна содержать в себе:

- информацию на каждого  студента;

- текущую успеваемость  студентов;

- информацию на каждого  преподавателя;

- список кафедр техникума;

- перечень предметов.

Система должна быть способной указать, какой предмет может вести преподаватель и какую успеваемость имеет каждый студент по этому предмету. Дополнительно ИС должна формировать учебные ведомости по экзаменам, зачетам проводимым преподавателями в учебных группах.

 

Проектирование информационной системы поделим на несколько этапов:

- выбор необходимой информации  для ИС;

- проектирование и анализ  структуры информационной системы;

- проектирование и анализ  системы навигации;

- UML моделирование;

- проектирование базы  данных;

- описание функциональности  информационной системы.

 

Информационная система будет содержать:

- Информацию о каждом  студенте.

- Информацию о каждом  преподавателе.

- Информацию по каждой  кафедре.

- Информацию по преподаваемым  предметам.

- Информацию по специальностям.

- Информацию по успеваемости  студентов (ведомости).

 

Наличие выбранной информации в ИС обеспечит в полной мере спроектировать процесс автоматизации заполнения и изменения личных карточек студентов. Наличие информации о предметах и преподавателях поможет в составлении индивидуальных и сводных ведомостей после зачетов и экзаменов.

 

 

2.3 Проектирование и анализ структуры информационной системы

 

Структура информационной системы представляет собой взаиморасположение и связи между отдельными ее частями - подсистемами. Подсистема - это часть системы, выделенная по какому-либо признаку.

В основе линейной структуры предполагается, что все подсистемы будут располагаться одна за другой. Использовать данную структуру удобно при проектировании небольших информационных систем, которые в дальнейшем не планируется расширять.

Оптимальная и логичная структура информационной системы состоит из логически сгруппированных подсистем и функциональных блоков.

 

2.4 Программная реализация информационной системы управления учебным процессом

 

Для разработки информационной были выбраны следующие инструментальные средства:

1. NetBeans 6.9 - NetBeans IDE является интегрированной средой разработки для Linux, Mac, Windows и Solaris. NetBeans является open-source IDE и позволяет разработчикам быстро создавать веб-приложения для мобильных и настольных приложений с помощью Java, JavaFX, PHP, JavaScript и Ajax, Ruby и Ruby On Rails, Groovy и Grails, и C / C + +.

Информация о работе Разработке информационно-справочной подсистемы