Влияние информатизации на сферу образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 16:39, реферат

Описание работы

Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), характерное для 80-90-х гг. XX в. привело к значительной перестройке информационной среды современного общества, открывая новые возможности общественного прогресса и в сфере образования.
В условиях развивающегося информационного общества в российской системе образования осуществляется пересмотр его основных содержательных позиций, формируется новая образовательная парадигма «информационного образования», трансформируется образовательное пространство в целом, в котором усиливается влияние информационных технологий, а информация выступает в качестве основного компонента обучения и самообразования личности.

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

 высшего профессионального  образования 

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» в г. Таре

филиал ОмГПУ в г.Таре 

 
 

 

 
  
 

Реферат на тему «Влияние информатизации на сферу образования»                            

   
  
  
  
  
     

 Выполнил: студент 31 группы

Махмутов Рамиль

Проверил: к.п.н., доцент

Федосеева Анна Петровна  
  
  
                                                                                        

 

 

 

 

 

 

Тара-2015

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), характерное для 80-90-х гг. XX в. привело к значительной перестройке информационной среды современного общества, открывая новые возможности общественного прогресса и в сфере образования.      

В условиях развивающегося информационного общества в российской системе образования осуществляется пересмотр его основных содержательных позиций, формируется новая образовательная парадигма «информационного образования», трансформируется образовательное пространство в целом, в котором усиливается влияние информационных технологий, а информация выступает в качестве основного компонента обучения и самообразования личности. Информатизация образования способствует подготовке граждан к жизни и профессиональной деятельности в новых общественных условиях, интеграции российского образования в глобальную образовательную систему.     

Отношение к информатизации образования в российской образовательной среде парадоксально. Большинство авторов образования осознает и одобряет позитивное влияние информатизации на развитие образования, повышение навыков жизненного и профессионального самоопределения, прежде всего, учащейся молодежи. Информатизация образования способствует созданию системы социокультурных инноваций, внедрения разнообразных модульных образовательных программ, перевода отношений «учитель - ученик» от субординации к диалогу. От уровня овладения информационными технологиями зависит, и формирование потребности личности учиться всю жизнь.     

В то же время информатизация образования породила немало противников данного процесса, которые выявляют негативные последствия информатизации, приводящие к дегуманизации образования, возникновению функциональной неграмотности, т.е. неспособности работника эффективно выполнять свои профессиональные обязанности, несмотря на полученное образование. Функциональная неграмотность стала следствием не только бума информатизации, но и резко возросшей социальной динамики, развития и смены технологий в промышленности, обострила проблему качества образования и усложнила ее решение.

Информатизация охватывает различные виды образовательной деятельности: организацию и планирование учебного процесса, выбор образовательных программ и технологий, проведение постоянного контроля в различных формах за качество знаний. Информатизация выступает источником обновления интеллектуального и кадрового потенциала российского образования, но не меньшее значение имеет и как фактор, детерминирующий появление системы социокультурных инноваций, новых норм и правил в сфере образования, перемен в образовательных практиках, мотивациях и коммуникациях их авторов. Выше сказанное обусловливает актуальность данного исследования.     

Объектом исследования является сфера образования, предметом влияние информатизации на сферу образования.     

Цель: выявить степень влияния информатизации на сферу образования. Отсюда вытекают следующие задачи:

  • На основе имеющейся литературы раскрыть сущность понятия «информатизация»;
  • Определить степень влияния информатизации на сферу образования.

 

    При написании данного реферата использовался аналитический метод, т.е.  теоретический анализ методической литературы.     

Структура работы соответствует поставленным целям и задачам. Состоит из введения, двух параграфов, заключения, списка использованной литературы.   

 

§1 Сущность понятия «информатизация»

Информационное общество, основными ресурсами которого выступают интеллектуальные информационные ресурсы – значение и информация, создается и развивается путем информатизации разных сторон и сфер жизнедеятельности на базе информационных и компьютерно-телекомуникационных технологий. Информационные и компьютерно-телекомуникационные технологии, в настоящее время полноправно вошли в нашу жизнь. Их революционное влияние касается образа жизни людей, взаимодействия правительства и гражданского общества, а также невиданный рост эффективности научных исследований, изменений в сфере образования и науки. Широкомасштабное применение современных информационных систем в сфере науки и образования обеспечивают принципиально новый уровень получения и обобщение знаний, их распространение и использование.     

Необходимо раскрыть сущность понятия «информатизация». Итак, по определению Федерального Закона «Об информации, информатизации и защите информации» от 25 января 1995 г. информатизация - это организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов [9].

В экономическом словаре информатизацию трактуют как глобальный процесс активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов. В процессе информатизации происходит преобразование традиционного технологического способа производства и образа жизни в новый, постиндустриальный на основе использования кибернетических методов и средств (универсальных или управляемых ЭВМ, персональных ЭВМ, микропроцессорных блоков, программируемых контроллеров). Информатизация в индустриально развитых странах становится стержневым звеном, объединяющим все стороны качественных преобразований в обществе [7].

Фундаментом процесса информатизации является радиоэлектронное производство. Большие достижения в области информатизации достигнуты в США, Японии, Англии, Франции, ФРГ, в ряде малых стран Европы и Азии; наращивает потенциал информатизации Латинская Америка. Основными звеньями общенациональных систем эксплуатации информационных ресурсов являются: сети ЭВМ, базы данных, экспертные системы, суперкомпьютеры, волоконно-оптические линии связи, персональные ЭВМ. Главными направлениями развития информатизации становятся: создание более прогрессивных и гибких средств обработки информации, снижение стоимости ее обработки, улучшение технических характеристик оборудования, расширение масштабов стандартизации устройств сопряжения, качественное улучшение подготовки кадров; разработка защитных мер против несанкционированного доступа к информации и др.

Информатизация образования – это процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационно – коммуникационных технологий, ориентированных на реализацию психолого – педагогических целей обучения и воспитания и используемых в комфортных и здоровье сберегающих условиях [8]. Этот процесс определяет:

1. совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;

2. совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества;

3. создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации [5].

Исследования проблем информатизации образования предполагает использование определенного понятийного аппарата, который в основном можно считать устоявшимся. Остановимся на понятиях, наиболее часто употребляемых в связи с информатизацией. Под средствами информации и коммуникации образовательного назначения понимают средства информационных и коммуникационных технологий совместно с учебно – методическими, нормативно – техническими и организационно – инструктивными материалами, обеспечивающими реализацию оптимальной технологии их психолого – педагогически значимого использования.    

Учителя стоят перед необходимостью освоения новейших технологий обучения, таких, как телеконференции, электронная почта, видеокниги на лазерных дисках, электронные книги для микрокомпьютеров, система мультимедиа. Неизбежен пересмотр организационных норм учебного процесса путём увеличения доли самостоятельной, индивидуальной и коллективной работы учащихся, объема практических и лабораторных работ поискового и исследовательского характера, более широкого проведения внеаудиторных занятий. Эти тенденции еще раз подтверждают необходимость изменений в образовании. Учащиеся должны перестать пассивно воспринимать готовые факты, законы, понятия, суждения, они все чаще будут ставиться в ситуации самостоятельного решения проблемных задач. Таким образом, начнет осуществляться переход на конструктивистский и коннективистский подходы к обучению. Первый предполагает значительное расширение самостоятельной поисковой деятельности учащихся, а второй -поиск обучаемыми связей между понятиями и явлениями, представляющимися на первый взгляд разрозненными и несвязанными между собой. Внедрение НИТ в учебно-воспитательный процесс приводит к коренному изменению функций педагога, который вместе с обучаемыми все более становится исследователем, программистом, организатором, консультантом [3].

При этом важно понимать, что информатизация образования обеспечивает достижение двух стратегических целей. Первая из них заключается в повышений эффективности всех видов образовательной деятельности на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий. Вторая – в повышений качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующим требованиям информационного общества.

Можно утверждать, что внедрение НИТО способствует:

  • индивидуализации учебно-воспитательного процесса с учетом уровня подготовленности, способностей, индивидуально-типологических особенностей усвоения материала, интересов и потребностей обучаемых;
  • изменению характера познавательной деятельности учащихся в сторону ее большей самостоятельности и поискового характера;
  • стимулированию стремления учащихся к постоянному самосовершенствованию и готовности к самостоятельному переобучению;
  • усилению междисциплинарных связей в обучении, комплексному изучению явлений и событий;
  • повышению гибкости, мобильности учебного процесса, его постоянному и динамичному обновлению;
  • изменению форм и методов организации вне учебной жизнедеятельности воспитанников и организации их досуга.

В настоящее время в Российской федерации реализуются следующие программы в сфере информатизации образования:

1. Информатизация сельских школ;

2. Информационная система учебного  книгоиздания;

3. Развитие единой образовательной  информационной среды;

4. Федерация Интернет Образования;

5. Программа Intel «Обучение для будущего».

В последние годы в России, а также во многих других странах мирового сообщества все большее внимание уделяется проблеме информатизации образования, которая начинает рассматриваться как одна из наиболее важных стратегических проблем развития цивилизации. Ярким свидетельством этого является позиция России в области государственной политики в сфере образования, изложенная в национальном докладе России II-му Международному конгрессу ЮНЕСКО “Образование и информатика”. Этот конгресс состоялся в 1996 году в Москве и был практически полностью посвящен обсуждению проблем информатизации сферы образования.

И, тем не менее, квалификация проблемы информатизации образования как фундаментальной и причисление этой проблемы к важнейшим глобальным проблемам ХХI-го века все же требует, на наш взгляд, некоторой дополнительной аргументации.

Таким образом, можно сделать вывод, что информатизация – это процесс формирования и использования информационных ресурсов, а также обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой     разработки и использования современных технологий. Также необходимо учесть, что при переходе на информатизацию, как учителям, так и учащимся необходимо освоить ряд новейших технологий обучений, таких как телеконференции, электронная почта, видеокниги на лазерных дисках, электронные книги для микрокомпьютеров, системы мультимедиа.

Информация о работе Влияние информатизации на сферу образования