Введение в экспертные системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 21:25, реферат

Описание работы

В начале восьмидесятых годов в исследованиях по искусственному интеллекту сформировалось самостоятельное направление, получившее название "экспертные системы". Цель исследований по экспертных систем состоит в разработке программ, которые при решении задач, трудных для эксперта-человека, получают результаты, не уступающие по качеству и эффективности решениям, получаемым экспертом. Исследователи в области экспертных систем для названия своей дисциплины часто используют также термин "инженерия знаний", введенный Е. Фейгенбаумом как "привнесение принципов и инструментария исследований из области искусственного интеллекта в решение трудных прикладных проблем, требующих знаний экспертов".

Файлы: 1 файл

ЛЕКЦИИ!!Введение в экспертные системы лекция.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

№1 Введение в экспертные системы

 

В начале восьмидесятых  годов в исследованиях по искусственному интеллекту сформировалось самостоятельное  направление, получившее название "экспертные системы". Цель исследований по экспертных систем состоит в разработке программ, которые при решении задач, трудных для эксперта-человека, получают результаты, не уступающие по качеству и эффективности решениям, получаемым экспертом. Исследователи в области экспертных систем для названия своей дисциплины часто используют также термин "инженерия знаний", введенный Е. Фейгенбаумом как "привнесение принципов и инструментария исследований из области искусственного интеллекта в решение трудных прикладных проблем, требующих знаний экспертов".

Программные средства, базирующиеся на технологии экспертных систем, или инженерии знаний (в дальнейшем будем использовать их как синонимы), получили значительное распространение в мире. Важность экспертных систем состоит в следующем:

  1. технология экспертных систем существенно расширяет круг практически значимых задач, решаемых на компьютерах, решение которых приносит значительный экономический эффект;
  2. технология экспертных систем является важнейшим средством в решении глобальных проблем традиционного программирования: длительность и, следовательно, высокая стоимость разработки сложных приложений; высокая стоимость сопровождения сложных систем, которая часто в несколько раз превосходит стоимость их разработки; низкий уровень повторной используемости программ и т.п.;
  3. объединение технологии экспертных систем с технологией традиционного программирования добавляет новые качества к программным продуктам за счет обеспечения динамичной модификации приложений пользователем, а не программистом; большей "прозрачности" приложения (например, знания хранятся на ограниченном естественном языке (ЕЯ), что не требует комментариев к знаниям, упрощает обучение и сопровождение); лучшей графики; интерфейса и взаимодействия.

По мнению ведущих  специалистов, в недалекой перспективе  экспертные системы найдут следующее  применение:

  1. будут играть ведущую роль во всех фазах проектирования, разработки, производства, распределения, продажи, поддержки и оказания услуг;
  2. технология экспертных систем, получившая коммерческое распространение, обеспечит революционный прорыв в интеграции приложений из готовых интеллектуально- взаимодействующих модулей.

Экспертные  системы предназначены для так  называемых неформализованных задач, т.е. не отвергают и не заменяют традиционного  подхода к разработке программ, ориентированного на решение формализованных задач, которые обладают одной или несколькими из следующих характеристик:

  1. задачи не могут быть заданы в числовой форме;
  2. цели не могут быть выражены в терминах точно определенной целевой функции;
  3. не существует алгоритмического решения задач;
  4. Неформализованные задачи обычно обладают:
  5. ошибочностью, неоднозначностью, неполнотой и противоречивостью исходных данных;
  6. ошибочностью, неоднозначностью, неполнотой и противоречивостью знаний о проблемной области и решаемой задаче;
  7. большой размерностью пространства решения, т.е. перебор при поиске решения весьма велик;
  8. динамически изменяющимися данными и знаниями.

Следует подчеркнуть, что неформализованные задачи представляют большой и очень важный класс  задач.  
Экспертные системы и системы искусственного интеллекта отличаются от систем обработки данных тем, что в них в основном используются символьный (а не числовой) способ представления, символьный вывод и эвристический поиск решения (а не исполнение известного алгоритма).

По качеству и эффективности  решения экспертные системы не уступают решениям эксперта-человека. Решения экспертных систем обладают "прозрачностью", т.е. могут быть объяснены пользователю на качественном уровне. Это качество экспертных систем обеспечивается их способностью рассуждать о своих знаниях и умозаключениях. Экспертные системы способны пополнять свои знания в ходе взаимодействия с экспертом.

Технология экспертных систем используется для решения различных  типов задач: интерпретация, предсказание, диагностика, планирование, конструирование, контроль, отладка, инструктаж, управление. Применяется в самых разнообразных проблемных областях, таких, как финансы, нефтяная и газовая промышленность, энергетика, транспорт, фармацевтическое производство, космос, металлургия, горное дело, химия, образование, целлюлозно-бумажная промышленность, телекоммуникации и связь и др.

Коммерческие успехи к  фирмам-разработчикам систем искусственного интеллекта (СИИ) пришли не сразу. На протяжении 1960 - 1985 гг. успехи ИИ касались в основном исследовательских разработок, которые демонстрировали пригодность СИИ для практического использования. Начиная примерно с 1985 г. (в массовом масштабе с 1988 - 1990 гг.), в первую очередь экспертные системы, а в последние годы системы, воспринимающие естественный язык (ЕЯ-системы), и нейронные сети стали активно использоваться в коммерческих приложениях.

Рисунок 1.1 отражает различные аспекты состояния рынка искусственного интелекта: инвестиции в разработку в области искусственного интелекта (США, Европа, Япония) (Рисунок 1.1, а); доля систем в информатике (программном обеспечении) (Рисунок 1.1, б); доходы от продаж традиционных языков программирования (Рисунок 1.1, в); инвестиции только в программное обеспечение (США) (Рисунок 1.1, г).

Надо отметить, что на заре появления экспертных систем специфика используемых в  них языков, технологии разработки приложений и используемого специального оборудования (например, Lisp-машины) давала основания предполагать, что введение экспертных систем с традиционными, программными системами является сложной и, возможно, невыполнимой задачей при ограничениях, накладываемых реальными приложениями.

Рисунок 1.1 . Состояние и перспективы рынка искусственного интеллекта 

 

Однако в  настоящее время коммерческие инструментальные средства инструментальные средства для  создания экспертных систем разрабатываются  в полном соответствии с современными технологическими тенденциями традиционного программирования, что снимает проблемы, возникающие при создании интегрированных приложений.

Причины, приведшие  СИИ к коммерческому успеху, следующие.

Интегрированность. Разработаны инструментальные средства искусственного интеллекта, легко интегрирующиеся с другими информационными технологиями и средствами (с CASE, СУБД, контроллерами, концентраторами данных и т.п.).

Открытость и переносимость. инструментальные средства искусственного интеллекта разрабатываются с соблюдением стандартов, обеспечивающих открытость и переносимость.

Использование языков традиционного  программирования и рабочих станций. Переход от инструментальных средств искусственного интеллекта, реализованных на языках искусственного интеллекта (Lisp, Prolog и т.п.), к инструментальным средствам искусственного интеллекта, реализованным на языках традиционного программирования (С, C++ и т.п.), упростил обеспечение интегрированности, снизил требования приложений ИИ к быстродействию ЭВМ и объемам оперативной памяти. Использование рабочих станций (вместо ПК) резко увеличило круг приложений, которые могут быть выполнены на ЭВМ с использованием инструментальных средств искусственного интеллекта.

Архитектура клиент-сервер. Разработаны инструментальные средства искусственного интеллекта, поддерживающие распределенные вычисления по архитектуре клиент-сервер, что позволило: снизить стоимость оборудования, используемого в приложениях, децентрализовать приложения, повысить надежность и общую производительность (так как сокращается количество информации, пересылаемой между ЭВМ, и каждый модуль приложения выполняется на адекватном ему оборудовании).

Проблемно/предметно-ориентированные  инструментальные средства искусственного интеллекта. Переход от разработок общего назначения (хотя они не утратили свое значение как средство для создания ориентированных инструментальных средств) к проблемно/предметно-ориентированным инструментальным средствам искусственного интеллекта обеспечивает: сокращение сроков разработки приложений; увеличение эффективности использования инструментальных средств; упрощение и ускорение работы эксперта; повторную используемость информационного и программного обеспечения (объекты, классы, правила, процедуры).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№2 Структура экспертных систем

 

Структура экспертных систем состоит из следующих основных компонентов: решателя (интерпретатора); рабочей памяти (РП), называемой также  базой данных (БД); базы знаний (БЗ); компонентов  приобретения знаний; объяснительного  компонента; диалогового компонента.

База данных (рабочая память) предназначена для хранения исходных и промежуточных данных решаемой в текущий момент задачи. Этот термин совпадает по названию, но не по смыслу с термином, используемым в информационно-поисковых системах (ИПС) и системах управления базами данных (СУБД) для обозначения всех данных (в первую очередь долгосрочных), хранимых в системе. 

Рисунок 1.2 Основные компоненты ЕС 

База  знаний (БЗ) в экспертных системах предназначена для хранения долгосрочных данных, описывающих рассматриваемую область (а не текущих данных), и правил, описывающих целесообразные преобразования данных этой области.

Решатель, используя исходные данные из рабочей памяти и знания из БЗ, формирует такую последовательность правил, которая приводит к решению задачи.

Компонент приобретения знаний автоматизирует процесс наполнения экспертных систем знаниями, осуществляемый пользователем-экспертом.

Объяснительный компонент объясняет, как система получила решение задачи (или почему она не получила решение) и какие знания она при этом использовала, что облегчает эксперту тестирование системы и повышает доверие пользователя к полученному результату.

Диалоговый компонент ориентирован на организацию дружественного общения с пользователем как в ходе решения задач, так и в процессе приобретения знаний и объяснения результатов работы.

В разработке экспертных систем участвуют представители  следующих специальностей:

  • эксперт  проблемной области, задачи которой будет решать экспертные системы;
  • инженер по знаниям - специалист по разработке экспертных систем (используемые им технологию, методы называют технологией (методами) инженерии знаний);
  • программист по разработке инструментальных средств, предназначенных для ускорения разработки экспертных систем.

Необходимо  отметить, что отсутствие среди участников разработки инженеров по знаниям (т. е. их замена программистами) либо приводит к неудаче процесс создания экспертных систем, либо значительно удлиняет его.

Эксперт определяет знания (данные и правила), характеризующие проблемную область, обеспечивает полноту и правильность введенных в экспертные системы знаний.

Инженер по знаниям помогает эксперту выявить и структурировать знания, необходимые для работы экспертных систем; осуществляет выбор того инструментального средства, которое наиболее подходит для данной проблемной области, и определяет способ представления знаний в этом инструментальных средств; выделяет и программирует (традиционными средствами) стандартные функции (типичные для данной проблемной области), которые будут использоваться в правилах, вводимых экспертом.

Программист разрабатывает инструментальные средства (если инструментальные средства разрабатывается заново), содержащее в пределе все основные компоненты экспертных систем, и осуществляет его сопряжение с той средой, в которой оно будет использовано.

Экспертная  система работает в двух режимах: режиме приобретения знаний и в режиме решения задачи (называемом также  режимом консультации или режимом  использования экспертных систем).

В режиме приобретения знаний общение с экспертными системами осуществляет (через посредничество инженера по знаниям) эксперт. В этом режиме эксперт, используя компонент приобретения знаний, наполняет систему знаниями, которые позволяют экспертным системам в режиме решения самостоятельно (без эксперта) решать задачи из проблемной области. Эксперт описывает проблемную область в виде совокупности данных и правил. Данные определяют объекты, их характеристики и значения, существующие в области экспертизы. Правила определяют способы манипулирования с данными, характерные для рассматриваемой области. 
Отметим, что режиму приобретения знаний в традиционном подходе к разработке программ соответствуют этапы алгоритмизации, программирования и отладки, выполняемые программистом. Таким образом, в отличие от традиционного подхода в случае экспертных систем разработку программ осуществляет не программист, а эксперт (с помощью экспертных систем), не владеющий программированием.

В режиме консультации общение с экспертными системами осуществляет конечный пользователь, которого интересует результат и (или) способ его получения. Необходимо отметить, что в зависимости от назначения экспертных систем пользователь может не быть специалистом в данной проблемной области (в этом случае он обращается к экспертным системам за результатом, не умея получить его сам), или быть специалистом (в этом случае пользователь может сам получить результат, но он обращается к экспертным системам с целью либо ускорить процесс получения результата, либо возложить на экспертную систему рутинную работу). В режиме консультации данные о задаче пользователя после обработки их диалоговым компонентом поступают в рабочую память. Решатель на основе входных данных из рабочей памяти, общих данных о проблемной области и правил из БЗ формирует решение задачи. Экспертные системы при решении задачи не только исполняет предписанную последовательность операции, но и предварительно формирует ее. Если реакция системы не понятна пользователю, то он может потребовать объяснения: "Почему система задает тот или иной вопрос?", "как ответ, собираемый системой, получен?".

Информация о работе Введение в экспертные системы