Предмет методики преподавания математики

Дата добавления: 17 Апреля 2013 в 23:56
Автор работы: r****************@yandex.ru
Тип работы: лекция
Скачать архив (9.35 Кб)
Файлы: 1 файл
Скачать файл  Просмотреть файл 

ЛЕКЦИЯ 1(методика).doc

  —  44.00 Кб


лекция 1

ЛЕКЦИЯ 1.

Тема: Предмет методики преподавания математики (МПМ).

Цели и содержание школьного математического образования.

План:

  1. Методика обучения математики как наука и как учебный предмет.
  2. Цели математического образования школьников.
  3. Принципы отбора содержания математики.
  4. Основные содержательные линии школьного курса математики.
  5. Структура курса математики 5-9 классов общеобразовательной школы.

1.

Методика обучения математики –  раздел педагогической науки, исследующий цели, содержание, закономерности, принципы, методы и формы организации обучения.

 Обучение процесс двусторонний. Одна сторона – преподавание-  определяется деятельностью учителя, другая –учение – деятельность ученика. Обе эти стороны являются предметом исследования дидактики математики.

В содержание МОМ как науки выделяют: целевой, содержательно-структурный, процессуально - функциональный компоненты. То есть, методика обучения математики призвана дать ответы на 3 основных вопроса, связанных с обучением:

    1. Зачем обучать математике в школе?
    2. Что изучать из математики и в каком порядке?
    3. Как надо организовать обучение математике?

 

модель дидактики  математики:

ОБУЧЕНИЕ

Содержательно-структурная сторона  обучения (определяет какой материал и в каком порядке изучается)

Цели обучения

Процессуально-функциональная сторона обучения (как организовать процесс изучения материала



Содержание обучения

Структура учебного курса

 

преподавание

учение


 

Математическое

Логическое содержание

Структура программы

Структура учебника

 

Методы

Деятельность учителя

мотивы

методы

Деятельность

ученика


 

2.

Цели математического  образования развивают и конкретизируют общие цели обучения – образовательные, воспитательные и развивающие.

В настоящее время становится приоритетной в математическом образовании - развивающая функция по отношению к образовательной, т.е. информационной функции. Приоритет развивающей функции является формой гуманитаризации математического образования.

Гуманитаризация математического образования предполагает:

- представление возможности каждого  человека для получения математической подготовки максимально соответствующей его индивидуальным интересам, склонностям, способностям и возможностям.

В государственной программе образовательных  учреждений зафиксированы цели:

  1. овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми в практической деятельности для изучения смежных дисциплин;
  2. интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных и необходимых для математической деятельности;
  3. формирование представлений об идеях и методах математики, форме описания и методах познания действительности;
  4. формирование представления о математике как части культуры, общественного прогресса.

 

3.

В основу отбора содержания общего математического  образования положен принцип  реализации поставленных целей на небольшом по объему, доступном учащимся материале и практически значимом материале. Ведущими и социально обусловленными принципами обучения являются информационная емкость и социальная эффективность.

Механизм отбора содержания предполагает выделение в совокупности математических знаний целевых, т.е. обеспечивающих выполнение целей математического образования. Затем добавляются вспомогательные, без которых первые не могут быть усвоены. Учитываются традиции и тенденции математического образования в нашей стране и за рубежом.

4.

. Основные содержательные линии  содержит связанные между собой  вопросы. К ним относятся: 1. Числа и вычисления. 2. Выражения и их преобразования. 3. Уравнения и неравенства. 4. Функции. 5.*Элементы  мат. анализа. 6. **Элементы комбинаторики, теории вероятности, мат. статистики. 7. Геометрические фигуры и их свойства. 8. Геометрические  величины. 9. Координаты, векторы и геометрические преобразования.

* - изучается в старших классах;

** - содержательная линия – реализуется , начиная с 5 класса только в учебниках Дорофеева.

5.

 

СТРУКТУРА КУРСА МАТЕМАТИКИ.

Нормативным документом, является учебная программа по математике.

В курсе математики 5-11 классов выделяют  ДВЕ ступени обучения: основная школа (5-9 классы) и старшая школа (10-11 классы).

В основной школе в 5-6 классах изучается  один  предмет математического  цикла «математика». Целью изучения курса математики в 5-6 классах является систематические развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задач на язык математики, подготовка учащихся к изучению математических курсов алгебры и геометрии. Теоретические материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формируются в виде правил.

Учащиеся развивают:

  • навыки вычислений с натуральными числами,
  • навыки действий с обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами,
  • получают начальное представление об использовании букв для записи выражение и свойств,
  • учатся составлять по условию текстовой задачи несложные линейные уравнения и решать их,
  • продолжают знакомство с геометрическими понятиями,
  • приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.

В 7-9 классах математика представлена предметами – АЛГЕБРА И ГЕОМЕТРИЯ.

Цель изучения курса алгебры: развитие вычислительных и формально-оперативных умений, усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач.

Целью изучения курса геометрии  в 7-9 классах является систематические изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственных представлений, развитие логического мышления.

Изложение материала характеризуется постоянным обращениям к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленной обращение к примерам из практики развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениям действительности, использовать язык геометрии для их описания.


Описание работы
Обучение процесс двусторонний. Одна сторона – преподавание- определяется деятельностью учителя, другая –учение – деятельность ученика. Обе эти стороны являются предметом исследования дидактики математики.
В содержание МОМ как науки выделяют: целевой, содержательно-структурный, процессуально - функциональный компоненты.
Содержание работы
Методика обучения математики как наука и как учебный предмет.
Цели математического образования школьников.
Принципы отбора содержания математики.
Основные содержательные линии школьного курса математики.
Структура курса математики 5-9 классов общеобразовательной школы.