Интерактивті оқытулар: жаңа тәсілдер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 10:30, реферат

Описание работы

Инновациялық оқу жұмысы оқу процесіне нәтижелі білім алуға бейімдейтін, жаңа технологияларды орынды енгізумен тұжырымдалады. Бұлар – кабельдік және спутниктік теледидарлар, бейнеконференциялар, телефорумдар, телемарафондар, партфолио сияқты инновациялық технологиялар, оқудағы және тәрбиелеудегі, өмірлік дағдыларды қалыптастыру жөніндегі тренингтер, соның ішінде әлеуметтік тәлімдегі және т.б. жеке-дара жетістіктер.
Инновациялық тәсіл оқу процесіне – тіршілік және әрекет етудің даму динамикасы ерекшелігіне, дистанциялық оқудың өзгешелігіне және жеке тұлғалардың, қоғамның және мемлекеттің талаптары мен әлеуметтік пайдалы білім алуына, сеніміне, мінез-құлықтың сапасы мен өзгешелігіне, тәлім тәжірибесі мен қатынасына негізделген жаңалық енгізуге бағыттайды.

Файлы: 1 файл

Интерактивті оқытулар.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

Такая форма работы применяется, когда нужно продемонстрировать сходство или различия определенных явлений, выработать стратегию или  разработать план, выяснить отношение  различных групп участников к  одному и тому же вопросу.

Что же дает внедрение интерактивного режима группе как субъекту образовательного процесса? Это, прежде всего:

  • Развитие навыков общения и взаимодействия в группе.
  • Формирование ценностно-ориентационного единства группы.
  • Поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации.

 

Тестирование 

С помощью метода тестирования можно определить уровень информированности  молодых людей  или их отношение  к обсуждаемой теме. Подход к формулировке вопросов тестов должен быть корректным: они должны быть составлены грамотно, четко, на понятном языке и щадить чувства учащихся.

Получив тест, учащиеся должны внимательно прочитать его и  отметить свой вариант ответа в соответствующей  графе: «верно» – «не верно», «не  знаю».

 Затем, если тест не анонимный,  ответы обсуждаются в парах или малых группах. Итоги анонимного тестирования подводятся преподавателем (тренером).  А итоги обычного тестирования - после совместного обсуждения ответов участниками  и преподавателем (тренером).

 

 Ролевая игра

Ролевая игра – это  разыгрывание участниками группы сценки с заранее распределенными ролями в интересах овладения определенной  поведенческой или эмоциональной стороной жизненных ситуаций.

Ролевая игра проводится в небольших группах (3-5 участников). Участники получают задание на карточках (на доске, листах бумаги и т.д.), распределяют роли, обыгрывают ситуацию и представляют (показывают) всей группе. Преподаватель может сам распределить роли с учетом характеров детей.

Преимущество этого  метода в том, что каждый из участников может представить себя в предложенной ситуации, ощутить те или иные состояния более реально, почувствовать последствия тех или иных действий и принять решение.

Данная форма работы применяется  для моделирования поведения  и эмоциональных реакций людей  в тех или иных ситуациях путем  конструирования игровой ситуации, в которой такое поведение предопределено заданными условиями.

 

Мини-лекция

Мини-лекция является одной из эффективных  форм преподнесения теоретического материала. Перед ее началом можно  провести мозговой штурм или ролевую  игру, связанную с предстоящей темой, что поможет актуализировать ее для участников, выяснить степень их информированности и отношение к теме.

Материал излагается на доступном  для участников языке. Каждому термину  необходимо дать определение. Теорию лучше  объяснять по принципу «от общего к частному». Перед тем, как перейти к следующему вопросу, необходимо подытожить сказанное и убедиться, что вы были правильно поняты.

Важно ссылаться на авторитетные источники  и подчеркивать, что все сказанное  – не придумано вами, а изучено и описано специалистами в данной области. По окончании выступления нужно обсудить все возникшие у участников вопросы, затем спросить, как можно использовать полученную информацию на практике и к каким результатам это может привести.

Мини-лекции предлагается проводить в интерактивном режиме: перед

 объявлением какой-либо  информации тренер спрашивает, что  знают об этом участники; после  предоставления какого-либо утверждения  тренер предлагает обсудить отношение  участников к этому вопросу.  Например:

• А вы как считаете?

• Как вы предлагаете это делать?

• Как вы думаете, к  чему это может привести? И т.д.

Разработка  проекта

Этот метод позволяет  участникам мысленно выйти за пределы  аудитории и составить проект своих действий по обсуждаемому вопросу. Самое главное, что группа или отдельный участник имеет возможность защитить свой проект, доказать преимущество его перед другими и узнать мнение друзей.

Например: составить проект по снижению риска стихийных бедствий  в своем городе.

Участники могут обратиться за консультацией, дополнительной литературой в специализированные учреждения, библиотеки и т.д.

Можно предложить участникам собрать публикации из газет, фотографии, статьи, касающиеся вопросов темы, а  затем обсудить эти материалы  со всей группой.

 

Просмотр и  обсуждение видеофильмов

На занятиях по снижению риска стихийных бедствий можно  использовать как художественные, так  и документальные видеофильмы, фрагменты  из них, а также видеоролики и  видеосюжеты.

Видеофильмы соответствующего содержания можно использовать на любом из этапов занятий и тренингов в соответствии с его темой и  целью, а не только как  дополнительный материал.

Перед показом фильма необходимо поставить перед обучаемыми  несколько (3-5) ключевых вопросов. Это  будет основой для последующего обсуждения. Можно останавливать фильм на заранее отобранных кадрах и проводить дискуссию.

В конце необходимо обязательно  совместно с обучаемыми подвести итоги  и озвучить извлеченные  выводы.

 

Разминки

Разминки с целью  снятия психологической и физической нагрузки. Разминки также способствуют развитию коммуникативных навыков (общению). Они должны быть уместными по содержанию, форме деятельности и  продолжительности. Так, например, перед упражнениями, требующими сосредоточенного внимания, не следует проводить слишком  подвижные игры-разминки.

 

Обратная связь 

Обратная связь позволяет  выяснить реакцию участников на обсуждаемые  темы, увидеть достоинства и недостатки организации и проведения обучения, оценить результат.

Участникам (в произвольном порядке) предлагается высказаться по поводу прошедшего упражнения, информационного блока, конкретного дня или всего тренинга.

Важно акцентировать  внимание на чувствах и переживаниях каждого из участников.

Все высказывания должны быть выслушаны молча, без споров, комментариев и вопросов, как со стороны тренера, так и со стороны других участников. Каждого говорящего следует благодарить за сказанное. Предоставлять обратную связь наравне со всеми участниками следует также тренеру.

 

  Тренинг

Занятие с использованием интерактивных методов обучения называется тренингом.

Что же такое тренинг? Тренинг (от английского train - воспитывать, учить, приучать) – это процесс получения навыков и умений в какой-либо области посредством выполнения последовательных заданий, действий или игр, направленных на достижение наработки и развития требуемого навыка.

Тренинг позволяет дать его участникам недостающую информацию, сформировать навыки устойчивости к  давлению сверстников, навыки безопасного  поведения. Неоспоримым достоинством тренинга является то, что он обеспечивает активное вовлечение всех участников в процесс обучения.

Каковы же требования к проведению тренинга? Это, прежде всего:

  • оптимальное количество участников тренинга 20-25 человек;
  • соответствующее по размерам количеству участников тренинга помещение, где посадочные места расположены по «тренинговому кругу», что способствует  активному взаимодействию его участников;
  • обязательность ознакомления участников в начале любого занятия тренинга с целями и задачами данного занятия;
  • проведение на первом занятии тренинга упражнения «знакомство» и принятие «соглашения» - правил работы группы;
  • создание дружелюбной доверительной атмосферы и ее поддержание в течение всего тренинга;
  • вовлечение всех участников в активную деятельность на протяжении всего тренинга;
  • уважение чувств и мнений каждого участника;
  • поощрение участников тренинга;
  • подведение участников тренером (преподавателем)  к достижению поставленной перед ними цели занятия,  не навязывая при этом своего мнения;
  • обеспечение тренером соблюдения временных рамок каждого этапа тренинга;
  • обеспечение эффективного сочетания теоретического материала и  интерактивных упражнений;
  • обязательность подведения  итогов тренинга  по его окончании.

 

Тренинг может состоять из одного или нескольких занятий, иметь различную продолжительность – от одного часа до нескольких дней.

Каковы же структура  и этапы проведения тренинга?

1. Вначале тренер (преподаватель)  должен обязательно сообщить  участникам тему тренинга.

2.  Затем проводится  ознакомление участников с целью и задачами тренинга.  Хорошо, если цели и задачи написаны и вывешены на видном месте.

3. Материалы и оборудование, необходимые для проведения тренинга  готовятся заранее.  К подготовке  можно привлекать  участников  тренинга.

 

Введение

Этот этап может быть проведен в любой удобной форме, однако он  задает тон последующей работы. Поэтому на этом этапе тренер должен создать демократическую, располагающую атмосферу. Хорошо, если педагог-тренер скажет о своих ожиданиях и о пожеланиях относительно предстоящей работы. «Ввести» участников в работу можно с помощью вступительного слова, мультимедийной презентации и т.п.

 

Знакомство

Знакомство представляет собой необходимую процедуру первого занятия любого тренинга. Знакомство позволяет активизировать группу, вовлечь ее участников в процесс обучения, развить навыки общения. Знакомство проводится даже в том случае, когда участники знают друг друга. Можно провести  игры на знакомство: «Интервью», «Узнай меня», «Обмен визитками» и др.

 

Ожидания участников

На этом этапе следует выяснить ожидания участников от семинара-тренинга с помощью вопросов, на которые они отвечают по очереди «по кругу». Например: «Что вы хотите получить/узнать на этом семинаре?»

Можно заранее нарисовать на ватмане «дерево ожиданий». Попросить каждого участника написать, чего он ожидает от семинара-тренинга, на цветных клеющихся листочках (стикерах) и наклеить свой листок на  «дерево ожиданий». А затем озвучить все эти ожидания.

 Еще один вариант,  это, когда каждый участник  выходит и записывает свое ожидание на флипчарте.

 

Порядок проведения тренинга

После того, как все  участники расскажут (напишут) о  своих ожиданиях, преподаватель-тренер обязательно сообщает им порядок  проведения тренинга. Это делается независимо от того, какова продолжительность данного семинара-тренинга, сколько занятий он в себя включает. Следует обязательно выяснить, нет ли у участников вопросов.

 

 Принятие  правил работы группы («соглашения»)

Для того, чтобы с самого начала занятия-тренинга участники  почувствовали ответственность за свое обучение, создать соответствующую рабочую атмосферу, проникнутую взаимным уважением и доверием, а также   для повышения эффективности усвоения материала рекомендуется принятие правил поведения на занятии – тренинге или «соглашения».

 Пункты «соглашения» необходимо записать на листе бумаги или доске. После совместного обсуждения каждого пункта соглашение принимается большинством голосов и вывешивается на видном месте. Необходимо обратить внимание участников тренинга на то, что после голосования каждый из них несет ответственность за исполнение данного «соглашения».

 

Пример «соглашения»

  • не опаздываем
  • стремимся узнать и запомнить больше;
  • соблюдаем правило «поднятой руки»;
  • высказываемся откровенно;
  • говорим по одному;
  • говорим по существу;
  • слушаем друг друга;
  • стремимся понять друг друга;
  •    щадим чувства других;
  • соблюдаем конфиденциальность;
  • соблюдаем временные границы;
  • поощряем друг друга (словами, аплодисментами) и т.д.

Оценка уровня информированности группы

Одной из задач, стоящих  перед  преподавателем (тренером) является оценка уровня информированности участников тренинга. Для этой цели используется опросник или анкета, содержащие вопросы по теме тренинга.

Анкеты сохраняются  до окончания всего тренинга, и  затем уровень знаний учащихся оценивается еще раз. Сравнивая результаты, интересно будет узнать, что изменилось в знаниях и навыках участников. Кроме того,  можно будет сделать оценку эффективности тренинга.

Актуализация  проблемы

Для выработки мотивации  к изменению поведения следует  пробудить у участников интерес к обсуждаемой на тренинге проблемы, сделать эту проблему актуальной для каждого.

С этой целью можно  провести ролевую игру.

Обучение:

Преподаватель-тренер должен владеть психолого-педагогическими  знаниями и умело  применять их в учебном процессе, владеть методами   получения,  накопления и преподнесения информации участникам, влияния на их  поведение и отношения.

Преподаватель-тренер должен знать цели и задачи, методы и  способы обучения, источники информации, профилактические образовательные программы.

Необходимые условия для успешного обучения:

  • готовность обучаемого учиться;
  • применение различных форм и методов обучения;
  • использование повторения для закрепления знаний;
  • соответствие процесса обучения реальной жизненной ситуации;
  • своевременность непредвзятой, адекватной оценки действий обучаемых преподавателем- тренером.

Информация о работе Интерактивті оқытулар: жаңа тәсілдер