Антропогенетический портрет первоклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 15:54, научная работа

Описание работы

Цель исследования: определение антропогенетического портрета перво-классников СШ № 8.
Задачи исследования:
1.Определить моторную асимметрию по признакам переплетение рук и пальцев; определение ведущей ноги у первоклассников СШ № 8.
2.Определение частоты встречаемости сложных антропогенетических признаков: форма мочки уха, соотносительная длина 2 и 4 пальцев рук.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Теоретическая часть
Антропология как наука. Задачи антропологии
Сложные антропогенетические признаки
Цель и задачи исследования
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Материалы и методы исследования
Обсуждение
ВЫВОДЫ
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

АНТРОПОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПЕРВОКЛАССНИКОВ 8 исш.docx

— 361.35 Кб (Скачать файл)

     Специализация  мозга в процессе становления  речевой функции обладает значительной  пластичностью. Удаление коры левого  полушария при раковой опухоли  у взрослых пациентов приводит  к тяжелым необратимым речевым  потерям. Однако если подобная операция по удалению левого полушария проводилась в младенческом возрасте, то это почти не сказывалось на развитии речи. Стандартные тесты на оценку вербальных способностей не выявили различий в речевом развитии детей перенесших операцию и нормальными сверстниками. Не было обнаружено и различий при удалении правого или левого полушария.

Только тонкий анализ развития речевых способностей у детей с удаленным полушарием показал наличие у этих детей трудностей в оценке грамматических правил (цит. по [Блум, Лейзерсон и Хофстедтер, 1988]).

     В ранний  период жизни мозг обладает  огромными возможностями компенсации. С возрастом пластичность мозговой организации уменьшается. Дети более старшего возраста, перенесшие операцию на левом полушарии, могли разговаривать, но делали много грамматических ошибок и хуже понимали речь.

Правое полушарие лучше левого различает ориентацию линий, кривизну, многоугольники неправильных очертаний, вертикальные и горизонтальные ряды точек в точечных матрицах, пространственное положение зрительных сигналов, глубину в стереоскопических изображениях, сходство или различие между непрерывным и фрагментарным контурами. Оно демонстрирует превосходство и во многих других задачах, требующих мысленного преобразования пространственных отношений или интеграции и синтеза общей формы.

     При исследовании  методом электрошока (одностороннего  воздействия по медицинским показаниям) на взрослых испытуемых были  получены следующие характеристики “левополушарного” и “правополушарного” типа организации психических функций. У “левополушарного” человека страдают виды психической деятельности, связанные с образным мышлением: он не воспринимает интонационный состав речи, мелодии, словоохотлив, имеет богатый словарный запас, усилены виды психической деятельности, лежащие в основе абстрактного мышления: наблюдается склонность к классификации. Отличается положительным эмоциональным тонусом. “Правополушарный” человек демонстрирует резкое снижение речевых способностей, классификация нарушена, объясняется охотнее мимикой и жестами, хорошо различает изменение интонации. Отличается образным мышлением. Преобладают отрицательные эмоции. (Деглин, 1995).                                                                

Левоногость выражается в доминировании левой ноги под правой по частоте ее использования, скорости и точности движения, длине шага, лучшему произвольному контролю при регуляции движений. Левоногие при ходьбе необозначенной местности отклоняются вправо за счет большей длины шага левой ноги. Кривая движения приближается к кругу с направлением по ходу часовой стрелки. Правоногие отклоняются влево и направление их движения может быть описано кругом, с направлением против хода часовой стрелки.

Данные о левоногости очень мало. Данные о соотношении левоногости и леворукости и их несовпадение противоречивы. Известно, что у детей частота левоногости увеличивается с возрастом (в противоположность леворукоcти): в возрасте 7-8 лет левоногих было 10% девочек и 13,3% мальчиков; в 14-15 лет - 13,5 и 13,2%, а в возрасте 16-17 лет - 27% и 19,9% соответственно  (Айрапетянц, 1987).

Функциональная асимметрия мозга проявляется не только в право-леворукости, но и в складывании рук, переплетении пальцев, а также в ведущей ноге. Таким образом, изучение сложных антропогенетических признаков или функциональной асимметрии головного мозга может быть достаточно актуальным как для популяционно-генетических исследований, так, например, и для педагогике, как средство диагностики полушарности учащихся разных предметных ориентации или склонностей.

Таким образом, на основании всего сказано можно сделать вывод о том, что фиксация особенностей морфологических и физиологических признаков людей различных групп является актуальным, а оформление некоторого антропогенетического паспорта этой группы может быть полезным для организации работы с ними.

 

 

«Определение сложных антропогенетических признаков»

1.3. Цель и задачи  исследования

Цель моей работы заключалась в определении антропогенетического портрета первоклассников СШ № 8

Задачи исследования:

1.Определить моторную асимметрию по признакам переплетение рук и пальцев; определение ведущей ноги у первоклассников гимназии.

2.Определение частоты  встречаемости сложных антропогенетических  признаков: форма мочки уха, соотносительная длина 2 и 4 пальцев рук.

3.Статистическая обработка  и анализ полученных результатов.

 

  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
    1. Материалы и методы исследования

Мною в январе 2014  года было обследовано 40 учеников первоклассников 1А и 1Б, из которых 21 мальчик и 19 девочек.

У каждого учащегося определяли:

- моторную асимметрию  по следующим признакам: переплетение  пальцев, рук и ног. Тип переплетение  пальцев определялся по верхнему  положению большого пальца в тесте «пальцы в замок», переплетение рук и рук - по верхнему предплечью в тесте «поза Наполеона» и бедру при складывании ноги на ногу.

- сложные антропогенетические  признаки: форма мочки уха и  соотносительная длина 2 и 4 пальцев  рук.

Различают 3 вида мочки уха: отвислая, квадратная и приросшая (Приложение 1)

Второй палец может быть больше (длиннее), меньше (короче) или равен четвертому.

Данные представлены в таблице №1.

 

 

 

 

Таблица №1.

Распределение сложных антропогенетических

признаков среди первоклассников

 

 
Пол

 
Всего

 
Правое переплетение

 
Форма мочки уха

 
Соотношение длины 2 и 4 пальцев*

 
Паль-цев

 
Рук

 
Ног

 
Отвисшая

 
Квадрат-ная

 
Приросшая

 
<

 
=

 
>

М

21

6

29%

11

52%

16

76%

7

33%

12

57%

2

10%

2

10%

11

52%

10

48%

 
 Случаев асимметрии

 

Д

19

9

47%

9

47%

14

74%

5

26%

9

47%

5

26%

4

21%

10

53%

3

16%

 
 Случаев асимметрии

 

 

 
ВСЕ

40

15

37,5 %

20

50%

30

75%

7

17,5%

12

30%

21

52,5%

6

15%

21

52,5%

13

32,5%

 
Случаев асимметрии

 

 

 

 

Обсуждение

Как видно, в обоих группах преобладает правое переплетение ног. В целом правое переплетение ног составляет чуть более 70%. Практически одинаково наблюдается переплетение рук у девочек и мальчиков (и 47% и 52%). У мальчиков  в отличие от девочек  преобладает левое переплетение пальцев (71 %).

В целом правая моторная асимметрия увеличивается  у мальчиков в направлении: пальцы – руки – ноги, при этом только по переплетению ног она превышает 50%. Таким образом, для первоклассников мальчиков в большей степени характерна левая моторная асимметрия. У девочек в равной степени развита правое и левое полушарие.

Анализ длин 2 и 4 пальцев выявил некоторую особенность.  Существует бытовое мнение о том, что человек двустороннесимметричен. Анализ первоклассников это подтвердил.

Анализ встречаемости формы мочки уха показал, что наиболее часто встречается и в группе мальчики и в группе девочки квадратная мочка (57% и 47% соответственно). На втором месте отвисшая и наиболее редко встречается приросшая мочка уха. Известно, что форма мочки уха наследуется по типу неполного доминирования: отвисшая АА (гомозигота по доминантному признаку), квадратная Аа (гетерозигота), а приросшая аа (гомозигота по рецессивному признаку). Согласно законам генетики (второй закон Менделя) в популяциях должно быть несколько другое соотношение: частота встречаемости квадратной мочки уха должна быть в 2 раза больше, чем частоты встречаемости отвисшей и приросшей мочек уха. Все объясняется тем, что наша группа была достаточно разнообразная, кроме этого они не являются родственниками.

Анализ длин 2 и 4 пальцев выявил некоторую особенность. У большинства мальчиков и девочек наблюдается равенство второго и четвертого пальца.

 

ВЫВОДЫ

 

Итак, на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Практически отсутствуют половые различия в исследуемых группах по проявлению моторной асимметрии. И у мальчиков и у девочек в большей степени проявляется левая асимметрия.

2. Форма мочки уха и  соотносительная длина 2 и 4 пальцев  рук ни как не связана с полом, частоты встречаемости различных комбинаций данного признака одинаковы в группах мальчиков девочек.

3. Установленный обобщенный портрет указывает на то, что первоклассники школы характеризуются:

  • преобладанием левой моторной асимметрии;
  • квадратной формой мочки уха;
  • равенством второго и четвертого пальца.

 

 

Литература

1.Афанасьева И.С. Современные представления о пигментации человека // Вопросы антропологии, №82, 1989.

2.Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Левши. Москва «Книга», 1994 

3. Дубровина М.Ю. и др. Функциональная асимметрия (моторная и сенсорная) // Антропологические подходы в современном образовании. Новокузнецк, 199

4.Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология. – М. Высшая школа, 1978

5.Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. Москва «Мир», 1983

 

 

Приложение 1.

I. Определение моторной асимметрии

1. Переплетение пальцев. Сложите пальцы в замок. Большой палец какой руки у вас оказался сверху? Попробуйте сложить пальцы иначе. Удобно? Вы не задумываясь складываете пальцы в замок всегда одинаково (сверху всегда оказывается большой палец одной и той же руки). Если сверху находится палец правой руки, то говорят о правом переплетении пальцев, и наоборот.

2. Переплетение предплечий (складывание рук). Сложите руки на груди (поза Наполеона). Предплечье какой руки находится сверху? Попробуйте сложить иначе. За правый тип переплетения предплечий принимают такое положение, когда сверху находится предплечье правой руки.

3. Переплетение ног. Положите ногу на ногу. Какая нога оказалась сверху? Если правая, то переплетение правое.

II. Соотносительная длина 2- и 4-го пальцев рук.

Различают три типа соотношений длины пальцев: 2-й больше 4-го; 2-й равен 4-му; 2-й меньше 4-го.

Положите руку ладонью на стол. Определите соотношение длин 2- и 4-го пальцев. Если вы затрудняетесь это сделать (например, в связи с длинными ногтями), переверните кисть тыльной стороной вниз.

III. Сворачивание языка в трубочку

Попробуйте свернуть язык в трубочку (по длине языка). Получается? Если нет, попробуйте еще. Опять не получается? Тогда не старайтесь. Способность сворачивать язык в трубочку определяется наличием рецессивного (слабого) гена. Если вы не обладаете такой способностью (сворачивать язык в трубочку), то это объясняется отсутствием у вас этого гена. Интересно, а могут ли сворачивать язык в трубочку ваши родители?

IV. Определение формы мочки уха

Различают 3 типа формы мочки уха: приросшая, квадратная и отвислая.

Если четко просматривается мочка, а между ней и щекой видно пространство, то у него отвислая мочка уха. В случае отсутствия пространства между мочкой и щекой говорят о квадратной мочке. Если мочка практически не выражена и плавно переходит на щеку, то такая мочка считается приросшей.

Информация о работе Антропогенетический портрет первоклассников