Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 21:44, реферат
Цель работы: изучить значение витаминов в организме человека.
Задачи:
· Проанализировать литературу по данной теме.
· Выяснить, что такое витамины и какова их роль в организме человека.
· Рассмотреть каждый витамин в отдельности.
· Изучить и способы определения содержания витаминов в некоторых веществах.
Введение
ГЛАВА 1. История открытия и изучения витаминов
ГЛАВА 2. Витамины и их значение
2.1 Понятие о витаминах и их значении в организме
2.2 Общее понятие об авитаминозах; гипо- и гипервитаминозах
2.3 Классификация витаминов
2.4 Жирорастворимые витамины
2.4.1 Витамин А
2.4.2 Витамин Д
2.4.3 Витамин Е
2.4.4 Витамин К
2.5 Водорастворимые витамины
2.5.1 Витамин С
2.5.2 Витамин В
2.5.3 Витамин В2
2.5.4 Витамин В3
2.5.5 Витамин В5 (Вс)
2.5.6 Витамин В6
2.5.7 Витамин В8
2.5.8 Витамин В12
2.5.9 Витамин В15
2.5.10 Витамин В17
2.5.11 Витамин РР
2.5.12 Витамин Р
2.5.13 Витамин Н
2.5.14 Витамин N
ГЛАВА 3. Определение содержания витаминов в веществах
3.1 Жирорастворимые витамины
3.2 Водорастворимые витамины
Заключение
Список литературы
Ø Источники витамина Н: арахис, бананы, лосось, рис, горох, лосось, сливочное масло, миндаль, молоко, мясо, овес, отруби, печень, дрожжи, соя, сыр.
2.5.14 Витамин N
Ø Химическое название: липоевая кислота, тиоктовая кислота.
Ø Роль в организме: играет большую роль в обмене веществ, обладает антиоксидантными свойствами, используется в лечении некоторых заболеваний. Липоевая кислота способствует росту, предупреждает ожирение печени, нормализует липидный обмен. Липоевая кислота в качестве кофермента входит в состав ряда ферментов, регулирующих липидный и углеводный обмен, оказывает липотропный эффект, то есть предотвращает жировое перерождение печени. Она влияет на обмен холестерина, улучшает функцию печени (уменьшает расходование важнейшего внутрипеченочного антиоксиданта - глутатиона), что используют при некоторых заболеваниях печени (цирроз, гепатит), сахарного диабета. А также витамин N применяют при нарушении зрительных функций. Он положительно влияет на скорость основного обмена. Липоевая кислота, участвуя в углеводном обмене, обеспечивает своевременное усвоение головным мозгом глюкозы - основного питательного вещества и источника энергии для нервных клеток, что является важным моментом для улучшения концентрации внимания и памяти. Липоевую кислоту называют "универсальным антиоксидантом", необходимым для каскадного усиления действия всех остальных антиоксидантов. Не давая свободным радикалам разрушать молекулы, защищая стенки клеток от их пагубного воздействия, в частности крови и сосудов, липоевая кислота является прекрасным средством профилактики и коррекции сосудистых заболеваний, таких как варикозная болезнь, тромбофлебит. При сахарном диабете липоевая кислота предупреждает образование избытка свободных радикалов, как следствие повышения сахара в крови и увеличения её вязкости. Синтезируется в организме человека.
Ø Авитаминоз: специфические проявления не описаны.
Ø Гипервитаминоз не выявлен.
Ø Суточная потребность в витамине – 0,5 мг.
Ø Источники витамина N: в относительно больших количествах липоевая кислота содержится в говяжьем мясе (особенно печени), молоке, зеленых частях растений, дрожжах, бобах, меньше ее в овощах, фруктах.
ГЛАВА 3. Определение содержания витаминов в веществах
3.1 Жирорастворимые витамины
· Определение витамина А в рыбьем жире.
При взаимодействии хлороформного раствора рыбьего жира, содержащего витамин А, с концентрированной серной кислотой развивается специфическое окрашивание. Предполагается, что в основе этой реакции лежит способность серной кислоты разрушать водную оболочку, в результате чего из нескольких молекул витамина образуется окрашенный комплекс.
Ход работы. На сухом часовом стекле смешивают 1 каплю рыбьего жира с 5 каплями хлороформа и 1 каплей концентрированной серной кислоты. Развивается фиолетово-красное окрашивание, быстро переходящее в бурое.
· Определение витамина Д в рыбьем жире.
Нагревание рыбьего жира, содержащего витамин Д, в присутствии анилина и концентрированной соляной кислоты приводит к окрашиванию раствора.
Ход работы. На сухом часовом стекле смешивают 1 каплю рыбьего жира с 5 каплями хлороформа и 1 каплей анилинового реактива. Эмульсия окрашивается в желтый цвет, который при нагревании приобретает красную окраску.
3.2 Водорастворимые витамины
· Качественная реакция на тиамин (В1).
В основе реакции лежит способность витамина в щелочной среде с диазореактивом образовывать окрашенное комплексное соединение.
Ход работы. В пробирку приливают 5 капель 1% раствора сульфаниловой кислоты и 5 капель раствора нитрата натрия. Сюда же вносят на кончике ножа небольшое количество порошка тиамина и по стенке пробирки осторожно добавляют 5 – 7 капель 10% раствора бикарбоната натрия. На границе двух жидкостей появляется кольцо оранжевого цвета.
· Определение рибофлавина (В12).
Реакция основана на способности витамина легко восстанавливаться, что сопровождается изменением окраски раствора.
Ход работы. В пробирку приливают 10 капель 0,025 % раствора рибофлавина, 5 капель концентрированной соляной кислоты и зернышко металлического цинка. Выделяющийся водород реагирует с витаминов, восстанавливая его, и раствор меняет окраску (из желтой на красную и розовую), а затем обесцвечивается.
· Определение никотиновой кислоты (РР).
Никотиновая кислота при нагревании с раствором ацетата меди образует синий осадок плохо растворимой медной соли.
Ход работы. В пробирку вносят 0,01 никотиновой кислоты и 20 капель раствора уксусной кислоты. Нагревают до кипения и добавляют равный объем 5% раствора ацетата меди. При постепенном охлаждении раствора выпадает синий осадок комплексной соли меди и никотиновой кислоты.
· Определение пиридоксина (В6).
При взаимодействии витамина с хлорным железом образуется окрашенное соединение за счет возникновения комплексной соли типа фенолята железа.
Ход работы. В пробирке смешивают 5 капель 5% раствора пиридоксина и 1 каплю 5% раствора хлорного железа и встряхивают. Смесь окрашивается в красный цвет.
· Определение цианокобаламина (В12).
Данная реакция основана на способности кобальта, входящего в состав витамина, взаимодействовать с тиомочевиной с образованием роданида кобальта зеленого цвета.
Ход работы. На беззольный фильтр наносят 2 – 3 капли 10% раствора тиомочевины и высушивают над горелкой. Затем на фильтр добавляют 1 – 2 капли минерализата витамина и вновь подсушивают. На фильтре появляется зеленое окрашивание.
Заключение
В процессе работы над темой была изучена и проанализирована имеющаяся литература, раскрыты понятия об авитаминозе, гипо- и гипервитаминозе, рассмотрено многообразие витаминов и их значение в организме человека; рассмотрены некоторые способы определения витаминов в веществах.
Недостаточное потребление витаминов снижает физическую и умственную работоспособность, устойчивость человека к простудным заболеваниям, способствует развитию серьезных болезней: сердечно-сосудистых и раковых, затрудняет излечение от них. У подростов, не получающих достаточно витаминов, задерживается процесс полового созревания, рост организма. Они часто болеют простудными заболеваниями, учатся с трудом.
Витамины группы В определяют общее состояние здоровья. Если они поступают в достаточном количестве, то человеческий организм может жить без животных белков, что особенно важно при аллергиях. Когда же их не хватает, остальные витамины теряют большую часть своего действия.
Овощи и фрукты служат источником каротина, аскорбиновой и фолиевой кислоты. Однако, только овощами и фруктами потребности организма в витаминах удовлетворить нельзя. Носителями витаминов группы А, группы В, никотиновой кислоты, витамина Е являются такие высококалорийные продукты, как черный хлеб, сливочное и растительное масло, молоко и молочные продукты, крупы и т.д. Тем не менее, они тоже не могут покрыть всю суточную потребность организма в витаминах. Поэтому рекомендуется дополнительно употреблять поливитаминные препараты и продукты, на упаковке которых указано, что они витаминизированы.
Особенности трудовой деятельности, быта и питания современного человека часто не позволяют полностью удовлетворить его потребности во всех основных витаминах только за счет пищевого рациона. В связи с этим необходимо использовать в питании продукты, специально обогащенные витаминами (муку, обогащенную витаминами В1, В2, РР; маргарины, обогащенные витаминами А и Е; молочные продукты с витамином С и др.); проводить витаминизацию организованных групп населения (детей в дошкольных и школьных учреждениях, больных, находящихся на лечении в больницах, санаториях и санаториях – профилакториях, женщин в родильных домах и др.); принимать поливитаминные препараты профилактического назначения, такие как «Гексавит», «Ундевит», «Ревит», «Ренивит» и др., драже или таблетки которые обеспечивают среднюю суточную потребность в витаминах, входящих в их состав.
Список литературы
1. Биология. Большой справочник ля школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1999. 668 с.
2. Ермолаев М. В. Биологическая химия. М.: Медицина, 1983.288 с.
3. Калюжный В. Г. Справочник по биологии. Для старшеклассников, абитуриентов, студентов. М.: Феникс, 2002. 544 с.
4. Лемеза Н., Камлюк Л., Лисов Н. Биология в вопросах и ответах. М.: Рольф, 1998. 496 с.
5. Милованов И. Справочник биологически активных пищевых добавок: пища для здоровья. М.: Феникс, 2005. 357 с.
6. Опорные конспекты по биологии. Справочник для школьников. М.: Ифра-М, 2000. 208 с.
7. Пивоварова Ж. Ф., Луцкевич Н. П., Сивохина Л. Н. и др. Опорные конспекты по биологии. СПб.: 2001. 204 с.
8. Скурихин И. М., Нечаев А. П. Все о пище с точки зрения химика. М.: Высшая школа, 1991.288 с.