Анализ объема молочного рынка России и Ивановского региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 12:13, реферат

Описание работы

В России традиционным и самым полезным продуктом считалось натуральное молоко. В 90-е годы по производству молока страна занимала первое место в мире. В Ивановской области в 1990 году на душу населения потреблялось 400 кг молока и молочных продуктов или более 1 литра в день на человека. Причем потребляли в основном цельное молоко, не было в продаже йогуртов, творожной массы, биокефиров. До 30% ккал. в день на человека обеспечивалось за счет молока и молочных продуктов, семьи могли готовить из цельного молока разнообразные и полезные блюда, что сдерживало рост заболеваемости населения, особенно детей и подростков.

Файлы: 1 файл

Анализ объёмов молочного рынка России и Ивановского региона..docx

— 20.93 Кб (Скачать файл)

Анализ объема молочного рынка России и ивановского региона.

 

 

В России традиционным и самым полезным продуктом считалось натуральное молоко. В 90-е годы по производству молока страна занимала первое место в мире. В Ивановской области в 1990 году на душу населения потреблялось 400 кг молока и молочных продуктов или более 1 литра в день на человека. Причем потребляли в основном цельное молоко, не было в продаже йогуртов, творожной массы, биокефиров. До 30% ккал. в день на человека обеспечивалось за счет молока и молочных продуктов, семьи могли готовить из цельного молока разнообразные и полезные блюда, что сдерживало рост заболеваемости населения, особенно детей и подростков.

 

Молочная промышленность в СССР была хорошо развита, однако даже тогда спрос на молочные продукты не был полностью удовлетворен, они были дефицитными. После развала СССР потребление молочных продуктов начало неуклонными темпами снижаться и достигло своего минимума в 1999 году - 215 кг на душу населения, а в Ивановской области – 186 кг, или 510 граммов в день. С 2001 года наметился небольшой рост потребления молочных продуктов.

 

С приватизацией крупные молочные комбинаты превратились в монополии. Захватив власть на рынке молока, стали сдерживать рост закупочных цен, что явилось одной из главных причин разрушения молочной отрасли, сокращения на рынке предложения молочных продуктов, а их возросший дефицит привел к повышению розничных цен. Их рост был вызван и увеличением тарифов на электроэнергию, тепло- и водоснабжение молочных комбинатов, недоиспользованием ими производственных мощностей. Растущая дороговизна молочных продуктов объясняется и возросшими затратами на упаковку продукции, ее рекламу. Устойчивое повышение цен на молоко и значительное сокращение его производства (до 31,1 млн. т в 2006 г.) привело к сокращению потребления продукта.

 

В наше время в стоимости потребительской корзины доля молочных продуктов составляет 16%. При этом Россия существенно отстает от развитых стран в потреблении молока и молочных продуктов. По состоянию на 2011 год на среднестатистического жителя нашей страны приходится примерно 250 кг этой продукции ежегодно, а в Ивановской области этот показатель значительно ниже - 182 кг, или 500 граммов в день, что в два раза ниже норм, рекомендованных специалистами по питанию. Вместе с тем рынок демонстрирует стабильные, хоть и низкие, темпы роста - 4-5% в год, его общий объем достиг 40 миллионов тонн в натуральном выражении.

 

Но молочный голод в стране, где благоприятнейшие природные условия для молочного скотоводства, сопровождается значительным ухудшением качества молочных продуктов. Развивается тенденция утраты их природных свойств, высочайшей полезности. Чтобы продукт сохранился, монополии вынуждены применять синтетические вещества, часто вредные для здоровья (консерванты, ароматизаторы, заменители, стабилизаторы, красители и т.д.). Более того, летом, вместо того, чтобы реализовать молоко населению по низкой цене, как это делается в странах рынка, они его перерабатывают в сухие сливки, сухое молоко, а зимой из них изготовляют молочные продукты и продают их по высокой цене. В ходе двойной переработки молока неизбежно уничтожаются его природные свойства. Продукты не только утрачивают полезность, но становятся вредными для населения. За 2006 год по данным Роспотребнадзора 6% отечественной и 11 % импортной цельномолочной продукции, 11% отечественного и импортного животного масла от количества взятых проб, являлась опасной для здоровья людей, сегодня в 54% реализуемых йогуртах нет живых бактерий, улучшающих пищеварение. Ныне опасность молочных продуктов и в том, что комбинаты «схвачены» иностранными компаниями. На молочных продуктах указана молочная марка, а технология приготовления (наличие ингредиентов, бактерий) зарубежная. Иностранные монополии российскому покупателю диктуют не только высокие цены, но и качество продукта, часто несоответствующее принятым госстандартам.

 

 Приход в Россию  западных компаний был достаточно  активным в 1990-х годах, однако  в последние годы они заняли  выжидательную позицию. Эксперты  отрасли объясняют это тем, что  при всей инвестиционной привлекательности  ситуация в молочной отрасли  довольно рискованная. Крупным мировым  молочным игрокам принять решение  об открытии в России собственных  производств в числе прочих  причин мешает крайне слабая  техническая оснащенность молочного  животноводства. При этом доля  западных компаний, присутствующих  на российском рынке, мала. Однако  за счет грамотного маркетинга  их продукция хорошо представлена  на рынке.

 

 Одной из основных  тенденций рынка на сегодняшний  день является продолжающаяся  концентрация собственности и  расширение сферы влияния крупных  игроков. Однако, по мнению экспертов, с учетом того, что территория  России значительна, а население  сильно рассредоточено, мелкие заводы  будут существовать всегда. Дело  в том, что коровье молоко - продукт  скоропортящийся. Его нельзя перевозить  на большие расстояния.

 

 Вторая тенденция рынка - продолжающаяся техническая модернизация  производства, появление новых технологий  и продуктов. На сегодня можно  говорить о том, что мы освоили  западный ассортимент. Конкурентоспособность  помогли в значительной мере  сформировать западные компании, такие как Danon и Campina, построившие  современные заводы. Молочная промышленность  постепенно уходит от выпуска  нефасованной продукции. Однако  в регионах такой товар скорее  всего будет по-прежнему пользоваться  спросом из-за дешевизны.

 

 Можно также отметить, что молочный рынок сейчас  стремится отойти от "натурального" продукта в сторону продукции  с большим содержанием биологических  добавок, и эти тенденции диктуют  сами потребители. Они с огромным  удовольствием приняли молочные  новинки с добавлением соков  и подсластителей.

 

 В качестве еще одной  тенденции участники рынка выделяют  бурное развитие региональных  рынков. Рост молочного рынка  России в основном обеспечен  активизацией локальных производителей  и общим ростом потребления  молочных продуктов. При этом  темпы роста регионов значительно  превышают столичные.

 

В настоящее время абсолютным лидером потребления в России является питьевое молоко (23 кг на человека в год), на втором месте - кисломолочные продукты (8,6 кг), на третьем - сыры (3,3 кг), четвертую строчку занимает сливочное масло (2,4 кг). При этом самый продаваемый продукт - кефир. Ежегодно на 40-50% растет спрос на йогурты с кусочками фруктов, так же активно завоевывают позиции молочно-соковые коктейли. Из традиционных сегментов хороший рост показывают сыры (твердые и плавленые) - на 15% в год, творожные продукты - на 10-12% в год. Что касается моды на обезжиренные продукты, то она в России закончилась ничем: их продажи остаются на очень низком уровне.

 

 Основная проблема  рынка заключается в том, что  молочные продукты сегодня стали  менее доступными населению из-за  падения покупательной способности  людей. Основная масса населения  довольствуется доходами ниже  среднего, поэтому продажи ограничены, и возможности молочной промышленности  в полной мере не реализуются.

 

 Вторая серьезная проблема - деградация сельскохозяйственного  производства. Молодежь уезжает  из деревни в город, а те, кто  остаются, - все-таки потенциально  слабее с точки зрения профессионализма. В частности, поэтому ухудшается  качество сырья, снижается продуктивность  коров.

 

 Третья проблема - равнодушие  государства. В любой развитой  стране распространенной формой  опосредованной поддержки молочного  бизнеса со стороны государства  являются социальные программы - например организация питания  инвалидов, раздача молока школьникам. В нашей стране таких программ  нет.

 

Сегодня развитие молочных ферм поддерживается в основном из региональных бюджетов. Чтобы резко увеличить стимул работников и специалистов ферм, заменить истощенный, непородный скот и создать принципиально новую кормовую основу необходимо существенно повысить закупочные цены на молоко. Это неизбежно разорит молочные комбинаты. Избежать их банкротства можно только через дальнейшее повышение розничных цен на молоко и молочные продукты, но и эта мера невозможна при нынешних денежных доходах населения. Разорвать порочный круг можно только введением государством сильных дотаций. Причем это надо делать на федеральном уровне, чтобы все молочные фермы страны поставить в относительно равные условия. Дотации в молочной отрасли применялись при социализме, их действенность была высокая. В 1990 году уровень рентабельности молока в колхозах области составлял 84,3%, а оплата работников села составляла 90% от общероссийского уровня. Но механизм дотирования отрасли сегодня должен быть иной. Источником дотаций может быть профицит федерального бюджета, размеры которого составляют 800 млрд. руб. Трудно понять политику правительства, когда собранные с фирм, населения, огромные налоговые доходы не используются, это сдерживает рост экономики и порождает бедность населения. Источником дотаций селу должен быть и Стабилизационный фонд страны, а дотации ввести размером не менее 5 руб. за 1 кг реализованного молока (4 рубля из названных источников и 1 рубль из региональных бюджетов). Это 25% от цены молока на местных рынках, а в европейских странах дотации составляют 50 и более процентов. При таких дотациях можно приблизить заработную плату работников и специалистов ферм к справедливой и довести ее до 8-10 тыс. руб. в месяц, а уровень рентабельности отрасли до 60-80%. Если сейчас не реализовать эти меры, то завтра некому будет содержать закупленный за границей племенной скот во вновь построенных дорогих комплексах. Эти радикальные решения потребуют дополнительно для сельского хозяйства выделения денежных средств. Однако, на протяжении 2009 - 2011 годов выделение средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий региональных программ по сохранению и увеличению производства молока систематически сокращалось. В 2009 году на эти цели из федерального бюджета направлено 3438 млн. рублей, в 2010 году - 2100 млн. рублей, в 2011 году -1757 млн. рублей. За три года объем финансовой поддержки сократился почти в 2 раза. 

 

Для укрепления и развития этого рынка политика региональных властей на свободном рынке молока должна включать дополнительные комплексные меры и на региональном уровне. Важно создать равные условия сбыта молока хозяйствам близко расположенных к рынку и удаленных от него, выделять льготные кредиты для открытия торговых точек с холодильным оборудованием. Следует на рынках организовать систему продвижения молочной продукции, широко применяемую в странах рынка (конкурсы, призы и т.п.), а также добиваться, чтобы микробиологические лаборатории возглавляли высококвалифицированные специалисты. Ивановская государственная сельскохозяйственная академия также может внести свой вклад в развитие рынка молока. Например, наладить за счет средств областного бюджета приобретение студентами второй специальности по переработке молока в домашних условиях и небольших цехах, организовать подготовку предпринимателей в сфере молочного бизнеса (производство молока, переработка и реализация молочных продуктов на местных рынках), усилить научные исследования среди аспирантов в области регулирования молочных рынков на уровне районов. Развитие местных рынков молока создаст здоровую конкуренцию для потребителя среди сельхозор-ганизаций, фермеров, хозяйств населения, будет сдерживать господство молочных монополий и рост цен на молочные продукты.

 

Однако, по самым последним данным, с января по март 2012 производство молока увеличилось на 279 тыс. тонн в сравнении с аналогичным периодом 2011 года (на 4,5%) Подобный рост по итогам I квартала по производству молока и поголовью крупного рогатого скота наблюдается впервые за последние 22 года. В планах по итогам 2012 года значится достигнуть прироста производства в объеме более 1 млн. тонн. По итогам второго квартала даже эти цифры уже могут быть в значительной степени превзойдены. В целом столь бурный рост производства и стабильность цен является ответом на огромные инвестиции, которые сейчас приходят в отрасль. Следует отметить, что приходят они как из-за рубежа, так и из других российских отраслей.

 

Остаётся надеяться, что молочное производство в России в целом и в Ивановской области в частности продолжит укрепляться со скоростью не уступающей возрождению её в прошедшем 2012-м году, хоть и до показателей времён её расцвета в советские годы ещё очень и очень далеко.


Информация о работе Анализ объема молочного рынка России и Ивановского региона