Анализ урожайности зерновых культур в растениеводстве (на примере хозяйств Баймакского района)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 01:28, дипломная работа

Описание работы

Главная цель дипломной работы является исследование объема производства и реализации зерна, характеристика основных видов выращиваемых культур, выявление основные проблемы и оценить урожайность зерновых культур хозяйств Баймакского района.
Исходя из поставленной целей, можно сформировать задачи:
•выполнять плана производства продукции;
•проанализировать влияние факторов на объем производства и реализации зерновых культур;
•увеличения резервы урожайности зерновых культур;
•страхование урожайности сельскохозяйственных культур

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА АПК
1.Сущность стабилизация развития экономики АПК……....……………….8
1.2. Основные показатели эффективности производства зерна и урожайности зерновых культур………………………………………………………………...12
1.3. Основы и задачи бухгалтерского учета в растениеводстве……………..21
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЗЕРНОВОЙ ОТРАСЛИ
1.Краткая социально - экономическая характеристика сельских хозяйств Баймакского района ……………………………………………………..26
2.Анализ и учет урожайности зерновых культур………………………..37
3.Основные методы использование страхование сельскохозяйственных культур урожая…………………………………………………………...51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...69

Файлы: 1 файл

диплом Анализ урожайности по хозяйствам Баймакского района за 2006-2008 гг.doc

— 772.00 Кб (Скачать файл)

       Порядок предоставления в 2006 году субсидий из федерального бюджета бюджетом субъектов Российской Федерации на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, утвержден в соответствии со статьей 44 Федерального закона от 26 декабря 2005 г № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год». Пунктом 38 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2006 г № 101 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2006 год».

       Согласно Приложению № 10 к федеральному закону «О федеральном бюджете на 2006 г.» Министерству сельского хозяйства РФ на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур предоставляются 2900 млн. рублей. К 2007 году Министерство сельского хозяйства РФ поставило задачу охватить страхованием 75 % посевных площадей, выделив на эти цели до 3,4 млрд. рублей из федерального бюджета, а в перспективе до 2010 года – 10,0 млрд. рублей.

       Основными принципами современного страхования посевов сельскохозяйственных культур являются:

  • тесная связь урожая культур с результатами деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей. Размер страхового возмещения зависит от уровня урожайности;
  • универсальность страхования- охват практически всех стихийных бедствий;
  • определение ущерба производится в целом по хозяйству, а не по отдельным бригадам и полям.

       В условиях, когда большинство субъектов Российской Федерации относится к регионам рискованного земледелия, эффективная страховая защита сельскохозяйственных товаропроизводителей имеет особую актуальность. Различные регионы России страдают от заморозков, ураганов, наводнений, засухи, экстремальных температур, града, которые становятся все менее предсказуемыми. Достаточно отметить, что лишь за 2004 г., наиболее не-благоприятный для аграриев России, было свыше 300 опасных для сельского хозяйства гидрометеорологических явлений — в полтора раза больше среднего показателя за предыдущие 5 лет. Беспрецедентно суровая зима 2005/06 г. подтверждает опасную тенденцию нарастания погодных рисков в агропроизводстве. По экспертным оценкам, ежегодно от негативных природных явлений АПК России теряет не менее 1,5 млрд долл., от стихийных бедствий — более 0,5 млрд. долл.

       Другим фактором риска в сельском хозяйстве является снижение культуры земледелия. Оно вызвано и объективными, и субъективными причинами, но прежде всего низким технико-технологическим уровнем хозяйствующих субъектов, запущенностью семеноводства, отсутствием агротехнических мероприятий в силу высокой стоимости ресурсов промышленного производства (горючее и смазочные материалы, минеральные удобрения, химические средства защиты растений и т. д.).

       В свое время сельскохозяйственное страхование было в стране обязательным, и государство брало на себя ответственность за последствия рисков. Затем эту практику отменили.

       Ныне развивается система сельскохозяйственного страхования с участием государства. Аграриям компенсируется часть затрат на страхование посевов сельскохозяйственных культур — до 50% страхового взноса. Порядок предоставления субсидий на эти цели утверждается ежегодно приказами Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Минсельхозом России определяется и методика расчета страховой стоимости будущего урожая. Причем страхованию с государственной поддержкой подлежат только посевы основных сельхозрастений. В большинстве регионов страхуют лишь зерновые, зернобобовые и масличные культуры. Остальные виды аграрного страхования на селе отсутствуют из-за нехватки у сельхозтоваропроизводителей средств, в частности на выплату кредитов и других форм заимствования.

       На необходимость совершенствования страхования не нашли отражения в приоритетном национальном проекте «Развитие АПК». С ростом государственной поддержки сельскохозяйственного страхования количество заключенных договоров увеличилось с 3992 в 2002 г до 10221 в 2005 г, то есть почти в 2,7 раза, а суммарная страховая площадь расширилась с 10660 тысяч до 16402 тысяч га. Если в 2003 году на эти цели в федеральном бюджете предусматривалось 400 миллион рублей, то последние 2 года — уже 1.9 миллиард рублей. Но это лишь финансовая составляющая проблемы. Не менее важны и взаимоотношения между субъектами сельскохозяй-ственного страхования, которые остаются на прежнем, неудовлетвори-тельном уровне.

       В минувшем году по сравнению с 2004 г количество хозяйств, заключивших договоры страхования, увеличилось на 20%. Кроме сельхоз-организаций посевы застраховали с государственной поддержкой 3,4 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств. Суммарная страховая площадь в 2005 году достигла 1/5 посевов.

       Ситуацию усугубляет позиция коммерческих банков. Так, Россельхозбанк и Сбербанк России выдвинули крайне жесткие условия аккредитации страховщиков по сумме уставного капитала и степени развития филиальной сети, С рынка вытесняется львиная доля устойчивых региональных страховых компаний, которые давно работают с хозяйствующими субъектами АПК. Кстати, схожая позиция и у Федеральной службы страхового надзора. В результате количество страховщиков в России систематически сокращается, прежде всего за счет региональных страховых компаний.

       Хотя развитие мелких форм сельского предпринимательства является одним из направлений приоритетного национального проекта «Развитие АПК», с мелкими сельхозтоваропроизводителями страховые организации не работают. Это относится и к крупным страховым компаниям. Государственно значимая задача — создание кредитных кооперативов, обществ взаимного страхования.

       России требуется эффективная система страхования в агропромышленном комплексе. Поскольку и поныне отсутствуют соответствующие законодательные акты, нельзя определить роль страховых организаций, обществ взаимного кредитования, кредитных кооперативов, коммерческих банков, компаний (так называемые экспертные общества), компенсирующих убытки сельхозтоваропроизводителей.

       Необходим закон о комбинированном (смешанном) сельскохозяйственном страховании, в котором нашли бы отражение и поддержка государства, и деятельность частных страховых компаний.

Любой сельхозтоваропроизводитель в начале года, когда приступает к пахоте, севу, должен быть уверен, что если случатся форс-мажорные обстоятельства, государство его не оставит в беде, защитит. Российское сельское хозяйство ведется в основном в зонах рискованного земледелия, раз в три года складывается неблагоприятная обстановка. Задача законодателей — обеспечить надежную защиту интересов работающих на земле. Важно, чтобы крестьяне не испытывали сложностей при заключении договоров страхования.

       В настоящее время не выработана стратегия развитая системы сельскохозяйственного страхования Страхование посевов сельскохозяй-ственных культур является лишь частью общего страхового процесса в аграрном секторе экономики, и без системного подхода нельзя увязать в единое целое все его составные части. Целесообразно рассматривать сельскохозяйственное страхование в комплексе.

       Необходимо выработать порядок аккредитации страховых компаний в кредитных организациях. Эту работу целесообразно выполнить Ассоциации агропромышленных страховщиков «Агропромстрах». Важно учесть формализованные показатели, которые характеризуют платежеспособность любой страховой компании. Физическое или юридическое лицо должно быть убеждено в том, что конкретная страховая компания платежеспособна.

       Слабые фирмы в этом случае будут отсечены от государственно важной деятельности — сельскохозяйственного страхования.

       С точки зрения страхового и антимонопольного законодательства цель проведения аккредитаций неясна. Как известно, дееспособность страховщиков ограничивается только законом. Базовый закон о страховании зафиксировал, что на страховой рынок организация допускается только в том случае, если получила соответствующую лицензию. Следовательно, аккредитацию можно рассматривать лишь как дополнительный административный барьер, и вводить ее нецелесообразно.

       Динамика начисления взносов по страхованию сельскохозяйственных культур в последние годы свидетельствует о заметном их росте Основная причина — объективная потребность в снижении рисков в сельском хозяйстве. Совершенствование системы страхования должно способствовать развитию финансово-кредитных отношений в АПК. Так, обсуждается проект федерального закона «О развитии сельского хозяйства», в котором ряд статей посвящен отраслевому страхованию. Страховой полис можно будет рассматривать как средство обеспечения безопасности залогового имущества и, кроме того, как самостоятельный высоколиквидный залоговый инструмент. Необходима государственная программа поддержки страхования посевов сельхозкультур в рамках кредитного механизма регулирования агропромышленного производства.

Таблица 11

Страхования урожая за период 2001-2005 гг.

 

Страхование урожая сельхозкультур  с государственной

поддержкой

 

2001

2002

2003

2004

2005

Число хозяйств,

         

страховавших урожай

2477

3925

5392

7267

10284

Сумма выплаченных страховых

         

взносов, млн. руб,

1171,9

2196,9

3122,9

3954,9

6864,8

в том числе субсидии

         

Из федерального бюджета, млн.руб.

221,9

285,3

799,8

1785,4

1900,0


 

       Современная российская модель сельскохозяйственного страхования их опыт демонстрирует новый этап развития взаимоотношений государства и страховых компаний: создаются совместные структуры и системы, призванные решать социально значимые государственные задачи.

       Страхование, с одной стороны, должно относиться к мерам государственного регулирования деятельности аграрного сектора, с другой, само должно регулироваться государством, которому следует определять страховую технологию. Главной задачей по-прежнему является разработка концепции развития страхования сельскохозяйственных рисков и на ее основе федерального закона «в сельскохозяйственном страховании».

Необходимо формировать  комплексные программы сельскохозяйственного страхования, что наиболее актуально и экономически целесообразно с точки зрения полноты, качества и своевременности защиты имущества и имущественных интересов сельхозпредприятий. Такие программы позволят охватить все риски, возникающие в процессе банковского кредитования, материально-технического обеспечения, маркетинговой и производственной деятельности, а также управлять ими. В свою очередь это снизит совокупные затраты предприятий на страхование, упорядочит финансовый механизм регулирования агропромышленного производства в целом и будет способствовать устойчивому развитию сельского хозяйства страны. В Баймакском районе 2005-2006 годы страховали урожай сельскохозяйственных культур только в одном хозяйстве МУСП «Зилаирский с\з». Был составлен договор страхования сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений с государственной поддержкой № 187 Д-23 от 29 марта 2006 г с ОАО «Российская государственная страховая компания». В 2006 году страховали ячмень 5352 га. Средняя урожайность сложившиеся за 5 лет предшествующих году заключения договора страхования 25,1 ц/га. Расчетная прогнозируемая цена, 250,6 рублей ц/га. Всего страховая сумма 21547,6 рублей.

Применены за 2005 год для расчета страховой стоимости урожая сельскохозяйственных культур средние цены реализации по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республики Башкортостан согласно по таблице № 12 

 

 

 

 

 Таблица № 12

Средние цены реализации

сельскохозяйственных  культур за 2005 год

 

Наименование  культур

Цена (рублей за тонну)

Зерновые  в т.ч

2713

Пшеница

2904

Рожь

2289

Овес

2246

Зернобобовые

3334

Ячмень

2506

Гречиха

4654

Подсолнечник

5065

Сахарная  свекла

1161

Картофель

5033

Овощные культуры, всего

20844


 

Размер страховой  премии (страхового взноса), подлежащий субсидированию, определяется по следующим ставкам, не превышающим ставки для расчета субсидий: озимые яровые-6,74 %; яровые зерновые и зернобобовые-7,75 %; масличные-9,69 %; сахарная свекла-8,51 %; многолетние насаждения 11,04 %. Ставка для расчета страховых взносов, подлежащих субсидированию 7,75 %. Сумма начисленных страховых взносов 1669,94 тысяч рублей. Субсидия за счет средств федерального бюджета 834,97 тысяч рублей; за счет средств бюджета РБ-500,98 тысяч рублей.

 

 

 

 

Заключение

 

       За годы реформ сельского хозяйство России практически утратило свои позиции и оказался отброшенным на десятилетие назад. Но все же оценка состояния агропромышленного комплекса в последние три года достаточно противоречива. С одной стороны, отмечается позитивное движение к рынку, изменилась психология людей, пришло понимание целесообразности развития рыночных отношений. Это очень важно, так как в течении многих десятилетий Россия жила в совершенно ином режиме. Но с другой стороны, упущен чрезвычайно важный момент - развитие инфраструктуры рынка и обеспечение доступа крестьян к нему. В результате российский товаропроизводитель оказался отрезанным от этого рынка. Даже самые перспективные формы хозяйствования, такие как индивидуальные хозяйства, находятся в довольно сложном положении. Нет доступа к рынку реализации продукции, рынку кредита, рынка информации. Это также негативно сказывается на всей ситуации в аграрном секторе.

Информация о работе Анализ урожайности зерновых культур в растениеводстве (на примере хозяйств Баймакского района)