Группы интересов в аграрной политике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 17:33, реферат

Описание работы

Аграрная политика может быть определена как совокупность принципов и действий, которые проводит государство в решении комплекса проблем, связанных с функционированием агропромышленного комплекса (собственно сельскохозяйственного производства, структур агробизнеса, рынка сельхозпродукции, потребления, развития сельских сообществ и т.д.).

Файлы: 1 файл

группы интересов.docx

— 40.28 Кб (Скачать файл)

В ряде случаев определенные политические шаги государства продиктованы интересами прежде всего предприятий агробизнеса. Чем крупнее предприятие, тем сильнее его влияние на государственную политику. Классические примеры – табачные компании США, предприятия сельскохозяйственного машиностроения России. На российском рынке куриного мяса компании «Балтийская группа» и «Фроузен фудс» в 1998 контролировали соответственно 25 и 30% рынка. Очевидно, что решение о снижении таможенных пошлин на импортируемое мясо птицы могло быть принято в интересах прежде всего данных компаний.

Гораздо более существенное влияние на государственную политику могут оказывать организации, объединяющие предприятия агробизнеса. В частности, Зерновой союз, Мясной союз России выражают интересы предприятий агробизнеса соответствующего профиля деятельности. Так, например, в Уставе Зернового союза, учредителями которого являются Федеральная Контрактная Корпорация «Росхлебопродукт», Внешнеэкономическое акционерное общество «Экспортхлеб», Российская Биржа Зерна, Акционерное Торговое Общество «ОГО», Московская Товарная Биржа, Акционерное Общество закрытого типа «Эксимхлеб», Производственно-коммерческая фирма «Хлеб России» и ряд других компаний агробизнеса, записано, что его основными задачами и направлениями деятельности являются: «организация подготовки проектов законодательных актов и правовых актов нормативного характера, регулирующих функционирование зернового рынка; организация независимой экспертизы законодательных и правовых актов нормативного характера, а также их проектов, регулирующих функционирование зернового рынка; защита и представительство общих интересов и коллективного мнения членов Зернового Союза в органах законодательной и исполнительной власти, в отношениях с профсоюзными и общественными организациями…» (Устав Зернового Союза).

В зарубежных странах, в частности в США, кроме организаций предприятий агробизнеса, сформированных по отраслевому признаку (таких как Американский мясной институт, Международная ассоциация молочных продуктов, Национальная зерновая и кормовая ассоциация и многих других), существуют так называемые всеобщие организации агробизнеса, которые объединяют в своих рядах, например, производителей продуктов питания, оптовых и розничных торговцев.

В рамках отдельных республик, краев и областей могут быть сформированы региональные организации предприятий агробизнеса, такие, как ассоциация «Хлебпром» в Челябинской области, объединяющая несколько предприятий хлебопекарной промышленности. Часто подобные ассоциации могут быть сформированы на неформальной основе и могут действовать совместно в стремлении оказать влияние на принятие политических решений на уровне регионов. В частности, законодательное запрещение свободного перемещения продукции сельского хозяйства за пределы региона может быть продиктовано в том числе и интересами предприятий перерабатывающей промышленности.

В последние годы происходит объединение предприятий продовольственных цепочек. Данные финансово-промышленные группы создаются часто под эгидой региональных администраций, которые подобным способом стремятся восстановить нарушенную в последние годы систему управления и контроля. Очевидно, что при меньшем количестве субъектов рынка гораздо проще оказывать на него влияние. И в данном случае возможно более эффективное вмешательство и контроль со стороны государства. Однако, усиление финансово-промышленных групп способствует скорейшему их выходу из-под опеки региональных властей. Они превращаются в гигантские монополии областного и республиканского масштаба и сами уже начинают оказывать влияние на формирование региональной политики в своих собственных интересах.

 

1.5 Общественные группы интересов

В отличии от большинства развитых стран мира, в России на сегодняшний день практически не сформировано сколько-нибудь влиятельной политической силы, которая отстаивала бы интересы групп населения, не связанного с производством сельскохозяйственной продукции и другими отдельными сферами агробизнеса. Большинство населения России проживает в городах, лишь незначительная его часть участвует в переработки сельскохозяйственной продукции, реализации продуктов питания. Поэтому можно сказать, что большая часть общества преследует интересы, отличные от интересов аграрного сектора экономики. Это отличие заключается прежде всего в том, что:

  • продовольствие является основой жизни, и недостаток продовольствия приводит к недоеданию, иногда голоду определенных групп населения. В основном проблема голода связана не с недостаточным уровнем производства сельскохозяйственной продукции, а с недостаточным уровнем доходов. Особа значима данная проблема сегодня в России, поскольку низкие доходы большинства населения делают продукты питания относительно дорогими. В среднем российская семья тратит на покупку продуктов питания около 70-75% доходов, это в несколько раз больше по сравнению со средним американским потребителем: последний тратит на продукты питания только 11,4% дохода. Нельзя сказать, что производители сельскохозяйственной продукции и предприятия агробизнеса будут оспаривать право людей на получение необходимого количества  продовольствия по доступным ценам. Весь вопрос в том, кто будет нести основную часть затрат на выполнение государственных программ помощи социально незащищенным группам населения, бесплатных школьных завтраков, обедов для неимущих, продовольственных карточек и т.п. программ. Большинство населения является не только потребителями продуктов питания, но и налогоплательщиками, поэтому им небезразлично, на какие цели государство тратит их налоги.
  • производство продовольствия сопряжено с нанесением ущерба окружающей среде. Поэтому общество заинтресовано в минимизации данного ущерба, если уж его нельзя полностью исключить. Кроме того, сами продукты питания иногда становятся источником опасности, поскольку могут содержать вредные для здоровья элементы, химические соединения, микроорганизмы, возбудителей различных заболеваний.

Таким образом, общественные интересы часто противоречат интересам сельского хозяйства. Особенно в отношении качества питания, доступности продовольствия, защиты окружающей среды.

В качестве примеров групп интересов, отстаивающих интересы общества в целом, можно привести Общество защиты прав потребителей, экологическое движение «Кедр», региональную организацию Челябинской области «Кыштым-57». В зарубежных странах существует огромное количество подобных организаций. Иногда они даже входят в правительство, получают поддержку из-за рубежа, становятся международными организациями.

Сокращение числа занятых в аграрном секторе экономики, специализация производства, развитие отраслей агробизнеса, либерализация внешнеэкономических связей, демократизация общественной жизни, рост правосознания общества, обострение экологических проблем наверняка будут служить причиной ослабления влияния чисто аграрных групп интересов. Достижение политических компромиссов, формирование предвыборных блоков и парламентских коалиций, а также повышение роли общественных групп интересов могут в перспективе оказать решающее влияние на формирование аграрной политики России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом,  в настоящее время сельское население России остается искусственно разделенным на разные, зачастую непримиримые группы. Очевидно, что от данного разделения страдают интересы и аграрного сектора, и экономики страны в целом. Некоторые авторы полагают, что существуют «все объективные условия» для создания общенациональной партии, которая бы являлась выразителем интересов всего крестьянства. Только тогда может быть оказано существенное влияние на формирование политики Правительства, когда если не единая партия, то «аграрная фракция вместе с родственными объединениями» будут составлять в Думе большинство. Однако, как показывает мировой опыт, даже в условиях развитой демократии и экономического процветания всегда существуют определенные политические группировки, которые стремятся выступить в роли защитника аграрных интересов. Да и внутри самого аграрного сектора экономики различные группы преследуют иногда прямопротивоположные экономические (а, следовательно, и политические) цели. Поэтому, как ни велико было бы стремление к консолидации, следует ожидать, что и в дальнейшем различные группы интересов будут оказывать влияние на политический процесс использовать его результат прежде всего в своих собственных интересах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.Копченов А.А. Аграрная политика. Челябинск: РЕКПОЛ, 2000

2.http://www.textreferat.com/referat-2788-1.html

3.http://knowledge.allbest.ru/agriculture/2c0a65625a3bc68a4d43b88521206d27_0.html

4.http://economy-lib.com/formirovanie-kadrovogo-potentsiala-rukovoditeley-selskohozyaystvennyh-predpriyatiy-i-ego-ispolzovanie

5. http://ecsocman.hse.ru/data/217/698/1219/uzun.pdf

6.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%BE%D0%B1%D0%B1%D0%B8%D0%B7%D0%BC

7. http://otherreferats.allbest.ru/political/00223972_0.html

 

 


Информация о работе Группы интересов в аграрной политике