История развития фермерских хозяйств в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 12:27, реферат

Описание работы

Российскому фермерству исполнилось 24 года, если взять за точку отчета принятие 22 ноября 1990 года Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Этот закон стал основополагающим в начале проведения аграрной реформы, создавая предпосылки для эволюции сельского хозяйства в сторону наиболее рациональных его форм, дав альтернативу установлению оптимальных организационно-правовых форм для каждого вида сельскохозяйственной деятельности.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 20.48 Кб (Скачать файл)

Введение

Российскому фермерству исполнилось 24 года, если взять за точку отчета принятие 22 ноября 1990 года Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Этот закон стал основополагающим в начале проведения аграрной реформы, создавая предпосылки для эволюции сельского хозяйства в сторону наиболее рациональных его форм, дав альтернативу установлению оптимальных организационно-правовых форм для каждого вида сельскохозяйственной деятельности.

1.1 История развития фермерских  хозяйств в России

По мнению отдельных исследователей, первые российские фермеры появились в связи с преобразованиями, связанными со столыпинской аграрной реформой. В ходе ее проведения крестьянские (фермерские) хозяйства, охватывавшие в то время свыше 80% населения страны и бывшие господствующими по отношению к другим субъектам аграрной сферы, естественным образом получили возможность развивать новый уклад «предпринимателей-фермеров», выделив из них наиболее активную часть сельского населения. Вместе с тем, спустя два десятилетия, по мере развития коллективизации, в России начался прямо противоположный процесс. В результате фермерский уклад был уничтожен и трансформирован в государственно-кооперативный, выражавший монополию государства на производство, распределение, обмен и потребление сельскохозяйственных товаров. Вследствие этого на смену фермерскому укладу пришло искусственное образование – «колхозно-совхозный» уклад, выступавший в роли организационно-правовой формы хозяйствования, не имевшей цивилизованной рыночной основы. В условиях отсутствия институтов рыночной экономики государственно-монополистический «экономический порядок» не мог обеспечить расширенного воспроизводства, поскольку был сконструирован в идеологической сфере и поддерживался административными методами воздействия на субъектов сельского хозяйства. Мощный толчок будущему сельскому предпринимательству был дан постановлениями Правительства СССР в 1986–1990 годах для осуществления экспериментов по созданию подрядных и арендных коллективов в сельском хозяйстве и принятием Законов о кооперативах и индивидуальной трудовой деятельности. Эти радикальные попытки и изменили построенную коллективизацией искусственную систему взаимоотношений и стимулировали возникновение в 90-е годы новых форм собственности, способствуя их становлению и дальнейшему существованию.

Основной процесс реформирования в аграрном секторе начался в 1990–1991 гг. В это же время были приняты Закон РСФСР «О земельной реформе», Закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Закон РСФСР «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» и другие. Одной из важнейших особенностей Закона «О земельной реформе» является утверждение, что государство содействует развитию всех форм сельскохозяйственного производства: колхозов, совхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств, их кооперативов и ассоциаций.

Современное Российское законодательство в области фермерства

 

Принятие 11 июня 2003 г. нового Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», который определяет юридический статус крестьянского хозяйства как особую форму предпринимательства без образования юридического лица, в отличие от предыдущего закона. В соответствии с Законом имущество крестьянского (фермерского) хозяйства находится в совместной собственности его членов. Вопрос о наделении имуществом крестьянского (фермерского) хозяйства как самостоятельного субъекта предпринимательских отношений указанным Законом не регламентирован. Тем самым не соблюдено необходимое условие существования фермерского хозяйства как самостоятельного участника хозяйственных отношений.

Как известно, обособление имущества не является самоцелью – это лишь создание экономических предпосылок для возможности несения имущественной ответственности только фермерским хозяйством. В отличие от юридических лиц гражданин либо граждане отвечают по обязательствам всем принадлежащим им имуществом.

В последнее время к традиционной проблеме нехватки финансовых ресурсов добавилась проблема малоземелья. Причина тому – нереализация конституционного права россиян на землю.

Этими законами серьезно ограничиваются права землевладельцев, он фактически лишает крестьян земельных паев, доставшихся им в результате реформирования коллективных хозяйств. Если учесть, что средняя земельная доля колеблется в пределах 7 гектар, то образование крестьянского хозяйства невозможно.

В итоге полностью останавливается дальнейшее образование и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств. Но если даже и произойдет набор земли для образования хозяйства, произвести выдел этого земельного массива из коллективного хозяйства практически невозможно из-за противодействия руководителей хозяйства и власти. При выделении земли не происходит выделения основных и оборотных средств, что является также препятствием. В результате крестьянское хозяйство остается полностью неспособным для обработки такого участка земли.

Сельские жители так и не стали фактическими собственниками своих земельных долей. Так, при желании выйти из коллективного хозяйства существует основное ограничение прав владельцев, которое заключается в согласии других членов хозяйства.

1.4 Возможность ориентировать  на рынок личное подсобное  хозяйство

Крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ) – вид предпринимательской деятельности в Российской Федерации напрямую связанной с сельским хозяйством.

Крестьянское (фермерское) хозяйство – это объединение граждан, которые совместно владеют имуществом и осуществляют производственную или другую хозяйственную деятельность. После государственной регистрации крестьянско-фермерского хозяйства, его Глава является индивидуальным предпринимателем – фермером. Имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности.

В пункте 1 статьи 19 Федерального закона №74-ФЗ перечислены основные виды деятельности фермерского хозяйства: производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а также транспортировка (перевозка), хранение и реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства.

Рассмотрим пример функционирования сельского хозяйства в Псковской области. Для Псковской области сельское хозяйство – намного больше, чем отрасль. Ввиду отсутствия крупного бизнеса, предприятий, аккумулирующих трудовые ресурсы, агропроизводство берет на себя социальную функцию – обеспечение жителей региона работой. На селе проживает треть жителей области, из них в сельском хозяйстве занято 22%. Однако саму занятость сложно назвать эффективной. Эксперты отмечают невысокую производительность труда и, как следствие, невозможность поднять зарплаты до уровня, стимулирующего приход молодежи.

Новые производства, запущенные крупными переработчиками сельхозпродукции, создают высокооплачиваемые рабочие места, но, учитывая автоматизацию технологического процесса, в ограниченном количестве. Если рассматривать в качестве тенденции развитие крупных производств (инвесторы уже озвучили планы по строительству свиноводческих комплексов и молочных ферм), в дальнейшем область сможет наращивать выпуск сельхозпродукции. Но вряд ли новые предприятия решат проблему занятости и роста уровня жизни населения, хотя бы потому, что не нуждаются в таком количестве работников. В качестве выхода видится развитие самозанятости, но не в натуральном хозяйстве, а в сфере производства на рынок. Уже сейчас личные подсобные хозяйства (ЛПХ) выращивают до 90% некоторых овощных культур в регионе, однако рассматривать их как рыночно ориентированные затруднительно.

Согласно данным Псковстата, на конец ноября 2009 года на хозяйства населения приходилось 19,4% поголовья крупного рогатого скота, 20,8% свиней, 96,4% овец и коз. Правда, здесь необходимо сделать важное уточнение. Часть довольно крупных хозяйств населения учитываются как личные подсобные. Такая форма может быть более удобной для сельского жителя, в том числе с финансовой точки зрения. К примеру, семья содержит небольшой свинарник. Это накладывает отпечаток на стоимостную структуру производства продукции. В целом же в последние годы хозяйства населения стабильно снижают объемы производства, а сельхозпредприятия – незначительно повышают.

Перспективы у села есть, но реализовать их мешает нерыночная мотивация, замечает президент Торгово-промышленной палаты Псковской области Владимир Зубов. Сельское хозяйство обязано быть рентабельным. Но для больше части фермеров (владельцев ЛПХ) продажа произведенных продуктов выступает в качестве дополнительного источника дохода, призванного компенсировать низкий уровень жизни.

Вероятно, при росте оплаты труда по месту основной работы большинство представителей данной категории домохозяйств прекратили бы продажу продукции и их производство превратилось бы в натуральное хозяйство. Ведущие личные ЛПХ имеют основную работу и не склонны бросать ее, несмотря на низкую оплату. Самозанятость не рассматривается ими как деятельность, способная дать достаточный доход, который позволил бы уйти с низкооплачиваемой работы и заняться собственно агробизнесом. Хозяйства, ориентированные на рынок, как таковые не являются рыночными. А значит, за редким исключением, не пытаются вводить современные агротехнологии, реализовывать новые бизнес-проекты, определять специализацию с точки зрения рентабельности отдельных видов производства.

1.5 Развитие фермерства  в России

Создание фермы стоит в среднем 5 млн. долларов. Чтобы получить такой кредит в банке, фермер должен иметь залог – сумму в два раза больше. Если допустить, что у предпринимателя имеется такое количество средств, то сразу возникает множество вопросов: где взять поросят на откорм? Как реализовать продукцию по приемлемым ценам? И т.д. К сожалению, на мой взгляд, в России отсутствуют необходимые для развития сельского хозяйства институты. Если и есть возможность для самореализации, то на пути встаёт огромное количество препятствий: что делать с избытком продукции, как конкурировать с импортной продукцией (более дешёвой, зачастую) и пр.

В последние десятилетия отток сельского населения в города достиг практически критической отметки. Уже к 1994 году отток трудоспособного населения из села составил 25%, и в последующие годы не наблюдалось его снижения.

Привлечение молодежи на село возможно только в том случае, если будет создана развитая инфраструктура, если работа на селе будет приносить не только радость, но и доход. Кроме того, возвращение на село трудоспособной части населения сможет составить тот костяк, который станет основой развития фермерского хозяйства в России.

Также одной из проблем фермерского хозяйства в России является финансовая проблема. В решении данной проблемы может помочь система кредитования фермерских хозяйств на льготных условиях. Во многих регионах существуют законы, которые ограничивают размеры земельных участков, которые может иметь фермер. Многие фермеры хотели бы расширять свои земли, развивать хозяйство, но это становится невозможным. Решение данной проблемы также возможно только на государственном уровне.

Заключение

Для успеха в сельском хозяйстве необходим комплексный подход – тесная взаимосвязь крупных аграрных комплексов и фермерских хозяйств, а также всесторонней поддержки государства. Необходимо реализовать централизованную систему закупок, переработки продукции. В проблемы сбыта упираются все – и ЛПХ, и фермеры, и крупные хозяйства. В рамках национальных проектов можно создать густую сеть оптовых и розничных рынков. Ограничить поступление импортного сырья на российский рынок.

Глобализация, от которой уже не отгородиться ни в городе, ни в деревне, затронула в первую очередь молодежь. Возникло сильное противоречие между тем как люди хотят жить, их запросами и тем, что они реально имеют в сельской местности. Поменять это быстро с помощью тех небольших денег, которые выделяют, нельзя. То есть и эта проблема высвечивает ту же географическую поляризацию сельского пространства, которую надо учитывать при любых проектах [5]. Развитие социальную сферу на селе – это крайне необходимый шаг. Привлечение к работе в сельской местности медиков, педагогов, развитие малоэтажного строительства в сельской местности – все эти вопросы требуют обдуманных решений.

Правительство планирует, что к 2015-му Россия должна почти полностью обеспечить себя продовольствием: не менее 95% по зерну и картофелю, 90% по молоку и молочным продуктам, 85% по мясу, 80% по маслу и рыбе. Из импорта останется лишь то, что у нас не растёт. Например, бананы, чай, кофе. Есть ли основания для таких оптимистичных надежд?

По официальным данным Минсельхоза, повода для сомнений в успешности выполнения доктрины нет. Сельское хозяйство – единственная отрасль, которая не поддалась натискам кризиса.

 


Информация о работе История развития фермерских хозяйств в России