Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 13:07, дипломная работа
Целью написания дипломной работы является рассмотрение такого вопроса как оценка земли. Она стала наиболее актуальна в связи с введением частной собственности на землю. Проблема совершенствования правового регулирования земельных отношений в Казахстане в последнее время стала одной из наиболее актуальных и широко обсуждаемых проблем не только среди юристов, законодателей и политиков, но и в обществе в целом. И поэтому я бы хотел осветить вопрос, который стал интересовать все большие слои населения.
В связи с целями оценки попробуем разобраться, что такое залог земельного участка, а также земельная доля. Земельный кодекс дает следующие понятия:
Залог земельного
участка или права
Земельной долей может быть количественно определенная доля участия вместе с другими лицами в правах и обязанностях на земельный участок, выделение которой может быть произведено в случаях, установленных Земельным Кодексом и иными законодательными актами Республики Казахстан.
Под стоимостью объекта недвижимости (земельного участка или права на аренду) обычно понимают наиболее вероятную цену купли-продажи на конкурентном рынке или соответствующей операции (залог, страхование и т.д.).
В связи с тем, что земля является оригинальным товаром, включающим четыре функции использования: пространственный базис (территория), плодородие (почва), недра (полезные ископаемые), ландшафт (рекреация) – соответственно и различается несколько видов стоимости земельных участков. Наиболее распространенными на рынке недвижимости являются две цены: нормативная и рыночная. Обе цены выражают суть земельной ренты. Различаются лишь методы определения ее величины.
Оценочная стоимость земельного участка определяется при выкупе гражданами и негосударственными юридическими лицами в собственность или постоянное землепользование для установленных законодательством целей и при продаже земельных участков в частную собственность для других надобностей, не запрещенных Законом.
Кадастровая (оценочная)
стоимость конкретного
Правовое регулирование оценки земли в Республике Казахстан
Земельные отношения в Казахстане – насущный и актуальный вопрос. Они складываются достаточно давно и на данный момент более-менее утверждены. Довольно долго проводились земельные реформы и на данный момент Правительством Республики Казахстан рассмотрен и в 2003 году принят новый Земельный Кодекс, в который опять-таки вскоре будут внесены некоторые изменения.
Земельные реформы в Казахстане проводились в три этапа[1]. На первом этапе (1991–1993 гг.) был введен в действие Земельный кодекс, принятый Верховным Советом в 1990 году, в котором категорически запрещались купля-продажа, дарение, сдача в залог земли, т.е. все основные атрибуты частной собственности на землю, кроме аренды. На втором этапе (1994–1995 гг.), согласно указам Президента по совершенствованию земельных отношений, разрешались рыночные сделки по продаже права на владение и пользование землей, но без существования акта купли-продажи земли, оставшейся в безраздельной государственной собственности. На третьем этапе (1996–2000 гг.) на основе статьи 6 Конституции Республики Казахстан закреплялась государственная и частная собственность на землю, предусматривая предоставление земельных участков физическим и юридическим лицам в постоянное и временное пользование.
До 1995 года земельные отношения регулировались Земельным кодексом, принятым в 1990 году. Согласно его базовым статьям земля сохранялась в государственной собственности, а за каждым субъектом хозяйствования закреплялось право долгосрочного землепользования. Субъектами землепользования могли выступать коллективные объединения (товарищества, государственные предприятия, акционерные общества, производственные кооперативы) и личные хозяйства, представленные в Казахстане крестьянскими (фермерскими) и лесопромысловыми хозяйствами. Все субъекты независимо от формы организации хозяйства по закону были наделены равными правами. Право землепользования стало наследуемым. Земли можно было сдавать в аренду, однако запрещалась ее купля-продажа или сдача в залог.
В 1995 году Президентом Республики Казахстан и Правительством был сделан значительный шаг по пути реформирования земельных отношений. После принятия Конституции Республики Казахстан, где определено, что земля может находиться как в государственной, так и в частной собственности, был принят Указ Президента Республики Казахстан «О земле» от 25 декабря 1995 года, который регулировал земельные отношения до 2001 года. Опыт координирования земельных отношений в республике в соответствии с реформами 1995 года открыл ряд проблем, требующих дальнейшего разрешения.
В 1996–1998 гг. сложилось непростое положение: в пользовании государственных земель осталось всего 11 млн. га земель, т.е. 6%, остальные 93,3% земель сельскохозяйственного назначения по законодательству закреплены или подлежат закреплению за собственниками и землепользователями, а также негосударственными юридическими, физическими лицами, отдельными гражданами или их группами, объединенными в товарищества, кооперативы. При этом в частной собственности оказалось всего 1/3 земельного фонда страны.
Таким образом, земельная реформа потребовала от государства, в лице Президента и Парламента, новых действий и законодательных корректировок, конституирующих сложившиеся отношения. С принятием 24 января 2001 года Закона «О земле» реформа вступила на новый уровень своего развития. По словам Н.А. Назарбаева, «введение института частной собственности на землю позволит запустить ее в рыночный оборот и сделать нормальным инструментом труда»[2].
В Республике Казахстан также было принято множество Постановлений Правительства РК, касающихся вопросов о земельных участках. Можно перечислить некоторые из них. Это Постановление Правительства РК «Об утверждении порядка определения оценочной стоимости земельных участков, продаваемых в частную собственность или предоставляемых в землепользование государством» от 1 октября 1996 года; Постановление Правительства РК от 13 августа 1998 года №763, Постановление Правительства РК от 12 мая 1999 года №566, в которых утверждены ставки платы за землю, продаваемую в частную собственность или предоставленную в землепользование; Постановление Правительства РК от 10 декабря 1996 года №1511 «Об утверждении порядка купли-продажи находящихся в государственной собственности земельных участков или права землепользования»; Постановление Правительства РК №1576 «Об утверждении ставок платы на землю, продаваемую в частную собственность или предоставляемую в землепользование государством»; Постановление Правительства РК от 6 июня 1996 года №710 «Об утверждении порядка ведения земельного кадастра РК» и т.д.
Касаясь вопроса
ставок платы за земельные участки,
можно сказать, что на данный момент,
как было отмечено выше, действует
Постановление Правительства
Правительством страны был принят новый Земельный кодекс от 20 июня 2003 года №442-II, по которому в ближайшие 10 лет в частную собственность могут перейти 15% земель сельскохозяйственного назначения. Таков прогноз государственного Агентства по управлению земельными ресурсами республики.
1.3 Классификация земельного фонда
Классификация земель (угодий)
необходима для кадастрового учета
земель, точного отображения
Классификация земель по
хозяйственно-правовому
Многолетние насаждения как угодье — это земельные участки, занятые искусственно созданными древесными, кустарниковыми и травянистыми многолетними насаждениями. Многолетние насаждения подразделяются на разновидности: орошаемые и неорошаемые. Многолетние насаждения включают следующие подвиды: сады, виноградники, ягодники, плодовые питомники, плантации лекарственных, цветочных, декоративных и специальных технических культур.
Сенокосы — земельные участки, покрытые
многолетней травянистой растительностью,
систематически используемые для сенокошения.
Сенокосы бывают следующих разновидностей:
суходольные, заливные (включая лиманные),
заболоченные. Состояние сенокосов характеризуется
следующими подвидами: чистые, культурные,
коренного и поверхностного улучшения,
закочкаренные, закустаренные, засоренные
вредными непоедаемыми и ядовитыми растениями.Пастбища
— земли, покрытые многолетней травянистой
растительностью, пригодные и систематически
используемые для выпаса скота, не являющиеся
сенокосами и залежью. Пастбища подразделяются
на суходольные, заливные, заболоченные,
горные. Выделяются следующие подвиды
пастбищ: чистые естественные, коренного
и поверхностного улучшения, культурные
орошаемые и неорошаемые, закочкаренные,
закустаренные, засоренные ядовитыми
травами и др. В отгонном животноводстве
пастбища делятся по сезонам использования
(летние, весенне-осенние,
зимние, круглогодичные) и обеспеченности
водопоем (обводненные и необводненные).Залежь
— земли, которые ранее использовались
и более одного года не используются для
возделывания сельскохозяйственных культур.Сельскохозяйственные
угодья бывают мелиорированными и не мелиорированными.
Мелиорированные угодья подразделяются
на орошаемые (регулярного орошения, лиманного
орошения и условно орошаемые) и осушенные
(с открытым и закрытым дренажем, с двусторонним
регулированием водного режима).
Из несельскохозяйственных угодий наибольшую площадь занимают лесные площади: покрытые и непокрытые лесом. Покрытые лесом подразделяются на подвиды: участки сплошного или куртинного облесения и лесополосы.Кустарники бывают охранного назначения, противоэрозионные, водоохранные вдоль рек, водоемов, каналов. Болота подразделяются на низинные, верховые и переходные. Угодья под водой — это площади под реками, ручьями, озерами, водохранилищами, прудами, каналами, коллекторами.
К несельскохозяйственным угодьям относятся земли, занятые дорогами, прогонами, постройками и дворами, улицами и площадями, оврагами, песками, ледниками, оползнями, осыпями, щебнистыми поверхностями, галечниками, нарушенными территориями и пр.
Классификация земель по
пригодности их в сельском хозяйстве
базируется на оценке целесообразности
использования земель в сельском
хозяйстве. Характер использования земель определяется категорией
пригодности, которая устанавливается
на основе почв и природных условий расположения
этих земель (климат, рельеф и т. д.). Причем
фактическое использование земельного
участка может соответствовать или не
соответствовать категории, которая была
установлена для данного участка исходя
из качества земель. Любой земельный
участок может быть отнесен к одной из
следующих категорий пригодности: