Конкурентоспособность выращивания и откорма крупного рогатого скота в СПК «Волга» Костромского района Костромской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 19:43, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе будет рассмотрено сельскохозяйственное предприятие СПК «Волга» Костромского района Костромской области, специализирующееся на выращивании и откорме молодняка КРС.
Целью данной курсовой работы является исследование конкурентоспособности откорма крупного рогатого скота в данном предприятии.
В ходе выполнения курсовой работы будут выявлены основы повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной организации, рассмотрим современный уровень конкурентоспособности организации, а также экономическое обоснование мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности данной организации.

Файлы: 1 файл

Мой курсовик 1.doc

— 463.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ  ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

ФГОУ ВПО  КОСТРОМСКАЯ ГСХА

 

Экономический факультет

Кафедра экономики

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

на тему:

Конкурентоспособность выращивания и откорма крупного рогатого скота в СПК «Волга» Костромского района Костромской области

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка экономического факультета

3 курса 4 группы 

Корнева Екатерина  Евгеньевна

Проверила:

Козлова Татьяна  Михайловна

 

 

 

Кострома 2012г.

Введение

 

На современном  этапе развития экономики возрастает значение управления конкурентоспособностью отечественных товаропроизводителей. В рыночной экономике конкуренция играет исключительную роль и является основополагающим элементом функционирования и развития всего общества.

Конкурентоспособность агропромышленного предприятия -  это умение эффективно использовать свой финансовый,  производственный, научно–технический и трудовой потенциалы.  Другими словами,  в показателе конкурентоспособности предприятия отражаются итоги работы практически всех его служб и подразделений,  а также его реакция на изменения внешних факторов воздействия. 

Более полно  понятие конкурентоспособности  раскрыл П.С. Завьялов, который под конкурентоспособностью предприятия понимает возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка [3 ].

Одной из жизненно необходимых отраслей сельского  хозяйства является мясное скотоводство и первичная переработка мяса. Мясо – это важнейший продукт  питания, источник белка. В мясном балансе на долю говядины и телятины приходится примерно 49%. Мясное скотоводство позволяет производительно использовать трудовые и материальные ресурсы в течение всего года. В рационе крупного рогатого скота преобладают грубые и сочные корма, производство которых обходится дешевле, чем производство зерна, составляющего основу рациона в свиноводстве и птицеводстве. Продуктивность в отрасли зависит, прежде всего, от породных особенностей, пола, возраста и его упитанности. Наилучшее по качеству мясо получают от животных специализированных скороспелых мясных пород (абердин-ангусской, герефордской), несколько ниже по качеству - мясо скота пород двойной продуктивности (симментальского, швицкого) и еще ниже – мясо скота специализированных молочных пород [8].

Развитие этой отрасли наряду с использованием прогрессивных технологий, а также  внедрение интенсивного откорма  скота создадут благоприятные условия для увеличения производства говядины, повышения его конкурентоспособности и снижения продовольственной зависимости нашей страны от импорта мяса и мясопродуктов.

В данной курсовой работе будет  рассмотрено сельскохозяйственное предприятие СПК «Волга» Костромского района Костромской области, специализирующееся на выращивании и откорме молодняка КРС.

Целью данной курсовой работы является исследование конкурентоспособности откорма крупного рогатого скота в данном предприятии.

В ходе выполнения курсовой работы будут  выявлены основы повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной организации, рассмотрим современный уровень конкурентоспособности организации, а также экономическое обоснование мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности данной организации.

В качестве источников исходной информации использовались годовые отчеты по предприятиям Костромского района за 2008 – 2010 годы и сводные отчеты по Костромскому району за 2010 год.

 

  1. Научно-теоретические основы повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной организации

 

    1. Конкурентоспособность как экономическая категория; виды и значение конкурентоспособности в рыночной экономике

 

На характер ведения экономики предприятия  влияют многочисленные отношения окружающей среды, одним из которых является конкуренция. Конкуренция, как основополагающая характеристика рынка, оказывает значительное влияние на хозяйственную деятельность предприятия, заставляет его стремиться к превосходству над конкурентами. Столкновение интересов товаропроизводителей в борьбе за получение прибыли - естественный процесс в конкурентной среде. Она с одной стороны заставляет предприятия (с его стремлением успешно реализовать свою продукцию и тем самым получить прибыль) снижать издержки производства, повышать качество продукции при сохранении уровня цены или при ее незначительном повышении, улучшать надежность продукции, обеспечивать гарантийное и послепродажное обслуживание, совершенствовать сбыт и так далее. С другой стороны для конкуренции характерно также использование не правовых методов: финансовые махинации, экономический шпионаж и другое.[3]

В силу разнообразия отраслей, уровней их развития и хозяйствования характер конкуренции в них далеко неодинаковый. Поэтому для того чтобы оценить, как складывается конкуренция в различных отраслях и между ними, а также предприятиями, в хозяйственной практике используют показатель конкурентоспособности. Конкурентоспособность является сложной экономической категорией, которую можно рассматривать на следующих уровнях: конкурентоспособность продукции, организации, отрасли, региона и страны в целом. Все эти уровни взаимосвязаны, и оценка их состояния определяется в первую очередь способностью конкурентных производителей выпускать конкурентоспособные товары.[6]

Чтобы товар  представлял интерес для покупателя, он должен обладать определенными технико-эксплуатационными  и экономическими параметрами. Условием приобретения товара, совершения покупки является соответствие этих параметров основным характеристикам неудовлетворенной потребности потребителя. В процессе покупки покупатель осуществляет выбор товара, устанавливает отличительные признаки, характеризующие конкурентное превосходство данного товара над аналогичными по значению товарами конкурентов, находящимися на рынке. Приобретая товар, покупатель тем самым оценивает его привлекательность, возможную степень удовлетворения своей конкурентной потребности и свою готовность нести затраты, связанные с приобретением данного товара.

Таким образом, можно сказать, что конкурентоспособность  представляет собой комплекс потребительских, ценностных и качественных характеристик, которые определяют успех данного товара на внутреннем и внешнем рынке.

По степени  конкурентоспособности товара производитель  может судить о целесообразности вывода данного товара на национальный рынок. [5]

Среди множества  факторов, определяющих конкурентоспособность  товара, большое значение имеют расходы на производство, производительность и интенсивность труда, которые оказывают влияние на цену и качество изделий.[6]

Конкурентоспособность товара может рассматриваться также  как степень привлекательности  товара для потребителей, которая определяет возможность удовлетворения целого комплекса их требований. Покупатель обосновывает выбор товара, оценивая полезный эффект от его использования и расходы, связанные с его покупкой и эксплуатацией. Поэтому конкурентоспособность товара определяется путем сравнения потребителем цены, качества и уровня сервиса, который может быть ему предоставлен до и после покупки товара.

Классификационную схему, отражающую факторы привлекательности товара и его конкурентоспособности, можно представить в виде цепочки:

цена – качество – сервис – маркетинговое окружение (табл. 1).[5]

Таблица 1 – Основные факторы конкурентоспособности товара

Факторы

Характеристика  критериев

Цена

  • Соотношение уровня цены с ценами основных конкурентов
  • Развитость системы дифференциации цен в зависимости от соотношения спроса и предложения, а также политики конкурентов
  • Привлекательность для потребителей системы скидок

Качество

  • Технико-эксплуатационные характеристики продукции (функциональн ость, надежность, удобство эксплуатации и т.д.)
  • Престижность, дизайн, экологичность товара

Сервис

  • Качество поставки товара
  • Уровень торгового обслуживания
  • Наличие запасных материалов и центров по сервисному обслуживанию

Маркетинговое окружение

  • Эффективность рекламных мероприятий
  • Уровень дизайна и содержательности упаковки
  • Разработанность брендинга товара
  • Уровень гарантийного обслуживания покупателей

 

Конкурентоспособность продукции способствует формированию конкурентоспособности предприятия. Основная задача в этой сфере – обеспечение ряда преимуществ по сравнению с внутренними и внешними конкурентами. К числу основных конкурентных преимуществ предприятия относятся рентабельность производства и капитала, характер инновационной деятельности, уровень производительности труда, эффективность текущего стратегического планирования и управления предприятием, его способность быстро реагировать на меняющиеся требования и условия рынка и другие. Чем больше предприятие имеет конкурентных преимуществ, тем более устойчивые позиции оно может занимать в отдельных сегментах рынка.

Положение предприятия  на рынке  зависит от ряда факторов эффективности ведения бизнеса. Речь идет об эффективности системы продаж, уровне цен на реализованную продукцию (которые зависят от себестоимости производства и реализации продукции), качественной характеристике производимой продукции и ряде других.

К факторам, формирующим  конкурентоспособность предприятия, относятся:

  • организационно – правовая форма;
  • поголовье коров (голов);
  • продуктивность (ц/голову);
  • коэффициент специализации;
  • качество молока (выраженное ценой, руб./ц);
  • производительность труда (руб./чел) и другие.

Особое внимание в настоящее время уделяется  конкурентоспособности стран. Для  этого определяется рейтинг конкурентоспособности  в мировом табеле о рангах. При проведении оценки конкурентоспособности используются объективные статистические показатели (около 70%), а также проводятся дополнительные экспертные оценки и опросы руководителей крупных корпораций и ведущих экспортеров по экономике различных стран.[7]

Подводя итог сказанному можно отметить, что конкуренция, имеет большое значение в рыночной экономике, представляет собой ведущее звено рыночного хозяйства. В условиях развития процессов глобализации и интернационализации проблемы международной конкуренции выходят на первый план. Главная роль в этих процессах принадлежит разработке и созданию новых конкурентоспособных товаров и услуг.

Рассмотрев  конкурентоспособность как экономическую  категорию, ее виды и значение в рыночной экономике переходим к рассмотрению методики оценки конкурентоспособности.

Важно отметить, что конкуренция, имеет большое  значение в рыночной экономике, представляет собой ведущее звено рыночного  хозяйства. В условиях развития процессов  глобализации и интернационализации проблемы международной конкуренции выходят на первый план. Она способствует творческой свободе личности и создает условия для ее самореализации в сфере экономики. А главная роль в этих процессах принадлежит разработке и созданию новых конкурентоспособных товаров и услуг.

Рассмотрев  конкурентоспособность как экономическую категорию, ее виды и значение в рыночной экономике переходим к рассмотрению методики оценки конкурентоспособности.

 

1.2. Методические основы оценки конкурентоспособности сельскохозяйственной организации

 

Показатели конкурентоспособности

Конкурентоспособность любой продукции в первую очередь  зависит от эффективности производства этой продукции и состояния дел на предприятии в целом.

Оценка эффективности  производства продукции животноводства проводится по комплексу натуральных и стоимостных показателей. Для оценки экономической эффективности животноводства в целом используют следующие стоимостные показатели:

  • стоимость валовой продукции, тыс.руб. = кол-во продукции, ц × цена за 1 ц, руб./1000;
  • ∑ валового дохода и прибыли в расчете на 1 работника, занятого в с.-х. производстве, руб. = (∑ валового дохода (прибыли), тыс. руб. / Численность работников с.-х. производства, чел.) ×1000;
  • ∑ валового дохода и прибыли в расчете на 1 затраченный чел.-ч., руб. = ∑ валового дохода (прибыли), тыс. руб. / затраты труда, тыс. чел.-ч.;
  • ∑ валового дохода и прибыли в расчете на 1 усл. голову скота, руб. =    =(∑ валового дохода (прибыли), тыс. руб. / условное поголовье, голов) *1000;
  • ∑ валового дохода и прибыли в расчете на 100 руб. производственных основных средств, руб. = (∑ валового дохода (прибыли), тыс. руб. / стоимость производственных основных средств основной деятельности, тыс. руб.) ×100;
  • ∑ производственных затрат в расчете на 1 рубль стоимости продукции, руб. = производственные затраты, тыс. руб. / стоимость валовой продукции, тыс. руб.;
  • уровень рентабельности производства продукции животноводства, % = (прибыль от реализации, тыс. руб. / полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.) × 100;
  • норма прибыли, % = (прибыль балансовая, тыс. руб. / среднегодовая стоимость основных производственных и оборотных средств, тыс. руб.) ×100.

Информация о работе Конкурентоспособность выращивания и откорма крупного рогатого скота в СПК «Волга» Костромского района Костромской области