Контрольная работа по «Аграрное право»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 14:34, контрольная работа

Описание работы

Аграрное (сельскохозяйственное) право является одним из таких институтов, который занимает далеко не последнее место в системе российского права. Одни ученые-юристы доказывают необходимость выделения аграрного права как самостоятельной отрасли, другие это оспаривают. Дело в том, что система права не остается неизменной с течением времени.

Содержание работы

1. Система аграрного права……………………………………………
2. Право собственности на землю: понятие, формы, субъекты, объекты………………………………………………………………..
Список использованных источников…

Файлы: 1 файл

Аграрное право.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  сельского хозяйства РФ 

Департамент научно-технологической политики и  образования 

ФГОУ  ВПО «Ярославская государственная  сельскохозяйственная академия» 
 

Кафедра менеджмента 
 
 
 
 
 

Контрольная работа 
 
 

по дисциплине «Аграрное право» 
 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнил: студент 4 курса

                  заочного  отделения 

                  экономического факультета

                  Специальность: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

                  Учебный шифр: 08989

                  Исаева  О.В. 

                  Преподаватель:

                  Михайлов  С.А. 
                   
                   
                   
                   
                   

Ярославль

2012

 

Содержание 

 
    1. Система аграрного права……………………………………………

    2. Право собственности на землю: понятие, формы, субъекты, объекты………………………………………………………………..

      Список  использованных источников………………………………

 
3 

5

14

 

 

       1. Система аграрного  права

      Российское  право представляет собой систему, состоящую из отраслей права.

      Отрасли права, в свою очередь, состоят из норм, объединяемых в институты.

      Аграрное (сельскохозяйственное) право является одним из таких институтов, который  занимает далеко не последнее место  в системе российского права. Одни ученые-юристы доказывают необходимость выделения аграрного права как самостоятельной отрасли, другие это оспаривают. Дело в том, что система права не остается неизменной с течением времени.

      Аграрное  право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сельском хозяйстве, в процессе осуществления сельскохозяйственной деятельности. Аграрное право относится к комплексным отраслям права. В основе выделения аграрного права в комплексную отрасль права лежат:

      1) наличие предмета правового регулирования как главного материального основания разграничения норм права по отраслям, а именно специфического круга общественных отношений, обладающих достаточно крупной общественной значимостью и требующих специального правового регулирования, основу которых составляют отношения, складывающиеся в сфере производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции;

      2) методы и принципы правового  регулирования;

      3) существование необходимого нормативного  материала и прежде всего наличие  собственных источников (аграрного законодательства), которые не входят ни в одну их основных отраслей права;

      4) аграрная политика государства  как субъективная основа формирования  и развития аграрного права.  Аграрное право выступает в  качестве правовой формы выражения  и закрепления аграрной политики государства.

      Изучая  нормативные акты по вопросам сельского  хозяйства, аграрное право занимается сопоставлением, анализом и толкованием  содержащихся в них норм. Для этого  необходимо знать нормативные акты других отраслей, связанные с вопросами, решаемыми аграрным законодательством.

      Предметом аграрного права являются различные  общественные отношения, возникающие  в процессе осуществления сельскохозяйственной деятельности, а также непосредственно  связанные с деятельностью субъектов  аграрного права, которые именуются аграрными отношениями.

      Так же, как основной предмет аграрного  права, выступает аграрное законодательство (иначе оно называется законодательством  о сельском хозяйстве или сельскохозяйственным законодательством – эти термины  равнозначны).

      Структуру аграрного права составляют правовые институты и нормы.

      Научно  обоснованное расположение аграрно-правовых институтов в соответствии с их ролью  в регулировании аграрных отношений  составляет систему аграрного права.

      Разделение  аграрного права на институты осуществляется на основе аграрного и иного законодательства. Практически все институты аграрного права являются комплексными, как и отрасль в целом.

      Система аграрного права состоит из Общей  и Особенной части.

      К Общей части относятся институты, характеризующие:

      1) государственное регулирование  сельского хозяйства;

      2) правовое регулирование социальных  отношений на селе;

      3) правовые основы аграрной реформы;

      4) правовое положение сельскохозяйственных  организаций;

      5) правовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств;

      6) правовое положение личных подсобных  хозяйств граждан. 

      В Особенную часть включены институты, определяющие:

      1) правовой режим имущества сельскохозяйственных  организаций;

      2) права и обязанности сельскохозяйственных  организаций по использованию земли и других природных ресурсов;

      3) особенности правового регулирования  в сельском хозяйстве:

      а) финансовых отношений;

      б) трудовых отношений;

      в) договорных отношений;

      4) право предпринимательской деятельности (в том числе по отраслям  сельского хозяйства – в области семеноводства, племенного дела, ветеринарного дела, селекционной деятельности);

      5) ответственность за нарушения  аграрного законодательства.

      Таким образом, аграрное право следует  рассматривать как комплексную  специализированную отрасль права, которая представляет собой обусловленную внутренним единством систему взаимосвязанных правовых норм, регулирующих аграрные общественные отношения в сфере сельскохозяйственной и связанной с ней деятельности. 

2. Право собственности  на землю: понятие, формы, субъекты, объекты 

     Право собственности является наиболее полным по содержанию правом на имущество. По своей правовой природе - это одно из основных вещных прав. Выступая в качестве объекта права собственности, земля приобретает особенные правовые черты: она становится «имуществом» или «вещью» - тем предметом гражданского, а теперь и земельного права, который отличают особые юридические признаки.

     Современная правовая ситуация в России характерна тем, что земельные проблемы, и  в особенности проблемы права собственности на землю, вызывают повышенный интерес.

     Право собственности на землю, дорогу которому положил Закон РСФСР «О земельной реформе» от 23 ноября 1990 г. и которое было закреплено Конституцией РФ, оказалось одной из наиболее сложных правовых конструкций для внедрения в российскую правовую деятельность.

     Пожалуй, единственным более или менее  бесспорным и ощутимым результатом современных земельных преобразований является утверждение кроме государственной также муниципальной и частной собственности на землю. Конституцией установлена возможность существования и «иных» форм собственности, но земельное законодательство останавливается пока только на трех перечисленных, а иных не знает.

     С этими изменениями российское общество оказалось перед необходимостью пересмотра содержания правовых институтов, отношений и даже мировоззрений.

     Сейчас, в иных экономический и политических условиях, оказывается не всегда просто преодолеть прежнюю односторонность, как в развитии права, так и правосознании. Для права собственности на землю, как и для иных институтов земельного права, современный период следует считать переходным периодом, когда установлены основные положения, но многие нормы, в том числе и процедурного характера, делающие применение этого института вполне полноценным и адекватным, находятся в стадии формирования.

     Российское  государство не отрицало значение права  собственности на землю практически  никогда (за исключением короткого  периода начала советской власти, когда делались попытки ввести доктрину отмены права собственности на землю, в том числе и государственной). Но благодаря уникальности для мировой истории всего политического строя предыдущего времени это право было облечено в одну-единственную форму - право государственной собственности на землю. В правовом смысле оно получило непревзойденное до сих пор развитие. Однако не в том, что касается именно право собственности и его реализации, а в вопросах управления государственным земельным фондам из единого государственного центра.

     Сейчас  все три формы собственности на землю (в том числе и государственная) являются институтами не только земельного, но и гражданского права. И это закономерно и естественно для конституции права собственности вообще.

     Следствием  «проникновения» гражданского права в регулирование отношений земельной собственности оказывается, в том числе усложнение роли государственных и муниципальных органов в распоряжении земельными ресурсами.

     Несмотря  на то, что возвращение земли в  гражданско-правовой оборот порождает значительное количество проблем, современная ситуация не способствует тому, чтобы отказываться от взгляда на землю как имущество.

     Практически во всех государствах право частной собственности на землю составляет ограниченную часть вещных прав и всех мыслимых общественных и экономических отношений. Сознание мировой общественности сформировано таким образом, что присутствие в праве права собственности на землю - показатель «нормального», «цивилизованного» правового общества. Так же как показателем этого является не только констатация этого права, но и искусство регулировать его, с тем чтобы оно не наносило ущерба самому обществу, природе и государству.

     Особенностью  права собственности на землю  в России является то, что виды прав на землю определены в законодательстве «по субъектам». Конституцией РФ (ст. 9) установлено, что земля может находиться в частной, муниципальной и государственной собственности.

     Таким образом, определен круг субъектов, обладающих правом собственности и имущество, а также установлено, что в зависимости от субъекта, обладающего правами на землю, устанавливается объем прав и обязанностей, составляющих содержание того или иного вида права собственности на землю.

     Субъект права собственности  на землю - это лицо, осуществляющее владение, пользование и распоряжение земельным участком на основании закона. Права всех субъектов права собственности равны и защищаются способами, установленными законом. К субъектам правовых отношений, связанных с возникновением права собственности на землю, относятся также лица, вступающие в отношения по поводу приобретения этого права. Граждане и юридические лица как субъекты объединены содержанием права частной собственности на землю, которое им предоставлено законодательством.

     Субъектами  права государственной и муниципальной  собственности являются государственные и муниципальные территориальные образования: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Участие перечисленных субъектов в отношениях по поводу собственности на землю следует отличать от их роли в управлении земельными ресурсами. В первом случаи (через соответствующие государственные органы) они выступают в качестве сторон в договорах купли-продажи или аренды земельного участка, которые регулируются гражданским законодательством. Во втором случае данные субъекты выполняют установленные законодательством функции по контролю за использованием земельных ресурсов, организации землеустройства и т.д. Органы государственной власти и управления и муниципальные органы осуществляют управление и распоряжение землями, находящимися в государственной и муниципальной собственности.

Информация о работе Контрольная работа по «Аграрное право»