Контрольная работа по "Растениеводству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 09:30, контрольная работа

Описание работы

Полевые культуры различаются по ботаническим, биологическим и хозяйственным признакам, по виду продукции, по особенностям возделывания, способам уборки и другим признакам.
По основному признаку классификации полевых культур– производственному принципу (назначению) – все полевые культуры делятся на 4 группы, каждая из них – еще на подгруппы.
1. Зерновые – возделываются для получения зерен (семян).

Содержание работы

Классификация полевых культур
Влияние условий среды и других факторов на развитие и урожай растений
Интенсивные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
Озимые и яровые зерновые культуры
Технические культуры
Значение и технология возделывания картофеля
Кормовые травы полевого травосеяния

Файлы: 1 файл

Растениеводство.doc

— 395.00 Кб (Скачать файл)
  1. Классификация полевых культур

 

Полевые культуры различаются  по ботаническим, биологическим и  хозяйственным признакам, по виду продукции, по особенностям возделывания, способам уборки и другим признакам.

По основному признаку классификации полевых культур – производственному принципу (назначению) – все полевые культуры делятся на 4 группы, каждая из них – еще на подгруппы.

1. Зерновые – возделываются для получения зерен (семян).

А. Злаковые

1.1 Типичные  хлеба  (пшеница, рожь, тритикале, ячмень, овес)

1.2. Просовидные хлеба (кукуруза, просо, сорго, рис, чумиза)

Б. Незлаковые

1.3. Зерновые  бобовые (горох, бобы, чечевица, чина, фасоль, нут,                                  лобия, люпин)

1.4. Прочие  зерновые (гречиха и др.незлаковые)

2. Технические – служат источником сырья для промышленности.

2.1. Масличные

а). жирномасличные (подсолнечник, сафлор, горчица, рапс, лён, сурепица и др. капустные)

б). эфирномасличные (кориандр, анис, анизет, тмин, фенхель, мята, шалфей мускатный, лаванда и др.)

2.2. Прядильные (волокнистые)

          а). волокно на семени (хлопчатник)

б). волокно  в стеблях – лубяные (лён, конопля, кенаф, канатник, джут, рами и др.)

в). волокно в листьях (юкка, сизаль, лён новозеландский и др.)

2.3. Сахароносные

а). корнеплоды (сахарная свекла, цикорий)

б). другие (сахарный тростник)

2.4. Крахмалоносы – клубнеплоды (картофель, топинамбур)

2.5. Лекарственные (мак, валериана, дигиталис, белладонна, табак, махорка, ромашка далматская, анабазис, хмель)

2.6. Каучуконосные (тау-сагыз, как-сагыз, крым-сагыз)

3. Кормовые – являются  источником корма для сельскохозяйственных животных.

3.1. Корнеплоды (свекла, морковь, репа, брюква, кормовая капуста)

3.2. Однолетние  злаковые травы  (суданская трава, могар, райграс)

3.3. Однолетние бобовые травы (вика, сераделла, клевер)

3.4. Многолетние  злаковые травы (тимофеевка, житняк, кострец, пырей, ежа, райграс)

3.5. Многолетние  бобовые травы (люцерна, эспарцет, клевер, лядвенец)

4. Бахчевые – продовольственного, кормового и технического назначения.

4.1. Пищевые (арбуз столовый, дыня, кабачки, тыква столовая)

4.2. Кормовые (арбуз кормовой, тыква, кабачки)

4.3. Технические (люффа)

 

Классификация по характеру  использования главного продукта –  выделяют 6 групп:

I    – зерновые, 

II   – корнеплоды, клубнеплоды, бахчевые

III – кормовые культуры

IV  – масличные и эфиромасличные

V   – прядильные

VI – табак и махорка

В культурном разведении растений большое значение имеют сорта. Сорт - это целенаправленно созданная популяция растений, хозяйственная единица наследственности, обладающая требуемым набором свойств и качеств, ботанических и хозяйственных признаков (высокая продуктивность и потребительские качества, устойчивость к болезням, технологичность). Система выведения и поддержания сортов - селекция (переводится как отбор) образует особый раздел растениеводства. Каждый сорт проходит основательные конкурсные испытания вначале в научно-исследовательских учреждениях, а потом в специально созданной сети сортоиспытательных участков, которая охватывает все природно-климатические зоны страны и всех областей. В Пермской области имеется 8 сортоиспытательных участков в 4-х природно-климатических зонах: Чердынский, Кудымкарский (1-я зона, Северное Предуралье); Ильинский, Верещагинский, Оханский (2-я зона, Центральное Предуралье);Березовский (3-я зона, Юго-Восточное Предуралье); Куединский, Чернушинский (4-я зона, Южное Предуралье). Сорта, успешно прошедшие конкурсные испытания, включаются в список районированных сортов, которые рекомендуются к выращиванию. Смысл этого поясняется, например, тем, что посевы и посадки нерайонированных сортов в Западных странах не страхуются или страхуются по менее льготным условиям. В России в этом отношении переходное время. Раньше контроль был административными мерами. Рыночные формы контроля пока не освоены. Замена районированных сортов, проигравших конкурсный отбор, новыми сортами, этот отбор выигравшими, называется сортосмена. Сортовые посевы требуют постоянных усилий по поддержанию сортовых качеств, ведется учет поколений, ключевое понятие в этом - элита. Элита - это лучшие семена (экземпляры при вегетативном размножении) данного сорта, полученные методами селекции по специальной технологии. Суть ее в многократном отборе по сортовым параметрам (сортовой чистоте) и выбраковке несоответствующих экземпляров - этим достигается необходимый уровень сортовой чистоты. Элитные семена должны соответствовать параметрам ГОСТа на элиту, на них выдается специальный документ. Стоят такие семена значительно дороже, в 2 раза и более. Урожай элиты называется 1-я репродукция, а ее урожай - 2-я репродукция и т.д., до 7(8), более высокие репродукции называются массовыми. В сортовых посевах ведется сортовой контроль в поле - полевая апробация, оформляются специальные документы, без которых сортность утрачивается. Полная система апробации предусматривает еще предуборочное обследование, лабораторный контроль и сортовой учет (регистрация посевов и урожаев).

 

Влияние условий  среды и других факторов на развитие и урожай растений

 

Главное значение придается  формированию урожая растений (его количеству и качеству). В основе его лежат основные физиологические процессы: водный режим, минеральное питание (корневое питание), фотосинтез (воздушное питание), условия среды (свет, тепло, влага, углекислый газ, кислород, механический и химический состав почвы) влияют на основные физиологические процессы растений, и через них – на рост, развитие и урожай.

Основной задачей технологии выращивания является повышение эффективности фотосинтеза, т.е. увеличение количества синтезируемого органического вещества (урожая биомассы), т.е. повышение коэффициента использования света (с 0,5% до 3%). Этого можно достичь при правильной агротехнике, оптимизации обеспечения растений светом (физиологически активной радиации ФАР). Естественные причины снижения этого показателя:

  • недостаточная площадь листовой поверхности в начале вегетационного периода;
  • постепенное увеличение затрат на дыхание;
  • наличие листьев, фотосинтетически неактивных из-за их физиологического возраста;
  • наличие листьев, не адаптированных к низкому уровню ФАР внутри посевов.

Фотосинтез усиливается  при хорошем обеспечении водой  и питательными веществами из почвы, т.е. есть прямая связь между корневым и воздушным питанием растений.

Значение географического фактора.

Например, для пшеницы  очень важно содержание белка в зерне – обеспечивает хорошие мукомольные и хлебопекарные качества зерна. Повышенное содержание белка получается в таких условиях: плодородные почвы, обилие света, тепла, пониженное количество осадков. Снижается содержание белка  в прохладном и влажном климате – зерно становится мучнистым (теряет стекловидность). При продвижении с северо-запада на юго-восток содержание белка в зерне увеличивается (вместе с нарастанием засушливости климата, количества тепла, света, содержания азота в почве). При сильном напряжении факторов ( влага, почва) содержание белка опять снижается. Так, содержание белка в зерне составляет:

  • в лесной зоне (подзолистые почвы) 11,5%
  • в лесостепной зоне  (выщелоченные черноземы) 12,5%
  • в степной зоне  (типичные черноземы) 16,7%
  • в полупустынной зоне  (сероземы) 14,4%.

Из этого примера  видно, что географический фактор оказывает  значительное влияние на накопление белка в зерне (различия в 8%). 

Значение  сорта в получении высоких урожаев.

Задачей растениеводства  является не только высокие урожаи, но и получение качественной продукции, например получение зерна с высоким содержанием белка.  

Один и тот же сорт в разных районах может давать различное качество зерна. Например, содержание белка в одном сорте  гороха может колебаться от 22,5% до 27,9%, чечевицы – от 26,2% до 30,8%.

 Поэтому расширяется  применение сортов интенсивного  типа – сильной мягкой пшеницы,  твердой пшеницы.

В целом по качеству зерна  пшеницу делят на две категории  –  мягкую и твердую, а каждая из них делится на классы.

    1. Мягкая пшеница:

I класс (сильная) –  содержит 32% и более клейковины  первой группы

II класс (сильная) –  не менее 28% клейковины первой  группы

III класс (сильная, ценная) – не менее 23% клейковины второй  группы

IV класс (слабая) –  смесь подтипов зерна с низким качеством.

    1. Твердая пшеница: I класс, II класс, III класс, и неклассная.

 

Из зерна сильной  пшеницы (мягкая I класса, II класса) получают хлеб высокого качества – и в  чистом виде, и в примеси к слабой пшенице IV класса.  Сильная и ценная пшеница (мягкая III класса) дает хлеб хорошего качества, но не может улучшать IV класс зерна. Слабая пшеница (мягкая IV класса) дает муку невысокого качества (малый объем и низкая пористость хлеба).

Важное значение имеет обеспечение влагой.

Потребность в воде у  растений неодинакова в разные фазы развития растений. Те фазы, которые наиболее чувствительны к недостатку влаги, называют критическими. Так, например, критическими являются фазы:

  • выход в трубку - колошение (озимая и яровая пшеница, ячмень, овес)
  • колошение – налив зерна (сорго, просо)
  • цветение – молочное состояние зерна (кукуруза)
  • цветение (зерновые бобовые, гречиха)
  • образование корзинки – цветение (подсолнечник)
  • цветение – заложение коробочки (хлопчатник)
  • цветение – клубнеобразование (картофель).

          Оптимальная влажность почвы в корнеобитаемом слое для большинства растений 60-80%. Основной задачей современной агротехники является влагосберегающие технологии.

Второй важный фактор - содержание микроэлементов в почве.

Для поддержания эффективного плодородия почвы необходимо вносить (возвращать) в нее питательные вещества для растений в тех количествах, которые потребляются растениями на создание урожая.

Применение удобрений  не только повышает количество урожая, но и его качество. Так, например, в зерне озимой пшеницы

  • без удобрений содержание клейковины 27,9%
  • с удобрениями N120P60K60 клейковины 36,9%.

                 Например, сахаристость корнеплодов  свеклы:

  • при избытке азота снижается на 0,5-0,7%
  • при добавлении фосфора и калия повышается на 0,2-0,5%.

        Важной проблемой в корневом питании растений являются труднорастворимые и недоступные для растений формы минеральных элементов. Перевод их в доступную форму осуществляется и самими растениями (корневые системы выделяют ферменты, которые превращают в доступную форму), а также почвенными микроорганизмами (в чем проявляется биологическая активность почвы). Растительные органические остатки, попадая в почву, повышают ее биологическую активность, создают благоприятные условия для почвенных микроорганизмов. Все это учитывается в современных интенсивных технологиях возделывания сельхозкультур.

Таким образом, направленно изменяя условия выращивания растений, можно значительно влиять на урожайность и качество продукции. Для этого необходимо знать потребности растений. Каждый вид или сорт имеет разные требования к условиям среды. Экспериментально были установлены законы минимума, оптимума и максимума действия факторов среды. Развитие растения ограничивается тем фактором, который оказывается в минимуме, даже при других оптимальных условиях. То же можно сказать и при избыточном (максимальном) действии какого-либо фактора. Например, при избытке воды (тепла, азотного питания…) урожайность будет падать. Эти особенности также учитываются при помощи соответствующих агроприемов.

В то же время, в процессе выращивания на растение действуют  одновременно многие факторы (+приемы агротехники), и определенные их сочетания  позволяют получить высокие урожаи. Это выражает закон совокупного действия факторов: при совместном действии нескольких факторов (приемов агротехники) прибавка урожая получается значительно больше, чем сумма прибавок по каждому фактору отдельно.

       Закон физиологической равнозначимости  и незаменимости факторов. Ни один из факторов не может быть заменен другим. Для определенных культур необходимы определенные величины тех или иных факторов на каждом этапе развития. Например:

Информация о работе Контрольная работа по "Растениеводству"