Море. Использование морских ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 15:55, реферат

Описание работы

Цель исследования – рассмотрение качества морских ресурсов России и направлений их использования.
Цель определила ряд задач:
• Изучит географические и геологические данные;
• Рассмотреть особенности гидрологии и гидрохимии;
• Изучить направления использования морских ресурсов РФ;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
1. Общая характеристика морей РФ…………………………………….4
1.1. Географические и геологические данные…………………………..4
1.2. Особенности гидрологии и гидрохимии…………………………..12
2. Использование морских ресурсов России………..……………….…15
2.1. Рекреационное значение морей……………………………………..15
2.2. Транспортное значение морей………………………………………17
2.3. Промышленное рыболовство………………………………………..20
2.4. Добыча нефти и газа…………………………………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….....24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….…..25

Файлы: 1 файл

Моря. Использование морских ресурсов.doc

— 355.00 Кб (Скачать файл)

Берингово море. Площадь 2,315 млн. кв. км. Средняя глубина — 1600 метров, максимальная — 4 151 метр. Протяжённость моря с севера на юг — 1 600 км, с востока на запад — 2 400 км. Объём воды — 3 795 тыс. куб. км.

Температура воздуха над акваторией до +7, +10 °C летом и −1, −23 °C зимой. Солёность 33—34,7‰.

Берег моря изрезан заливами и мысами. Крупные заливы на российском побережье: Анадырский, Карагинский, Олюторский; на американском побережье: Нортон, Бристольский. Рельеф дна моря сильно различается в северо-восточной части, мелководной, расположенной на шельфе протяжённостью более 700 км, и юго-западной, глубоководной, с глубинами до 4 км. Условно эти зоны разделяются по изобате 200 метров. Переход от шельфа к океанскому ложу проходит по крутому материковому склону. Дно моря покрыто терригенными осадками — песком, гравием, ракушечником в шельфовой зоне и диатомовым илом серого или зелёного цвета в глубоководных местах.

Охотское море — часть Тихого океана, отделяется от него полуостровом Камчатка, Курильскими островами и островом Хоккайдо. Море омывает берега России и Японии. Площадь моря — 1603 тыс. км². Средняя глубина — 1780 м, максимальная глубина — 3916 м. Западная часть моря расположена на континентальном шельфе и имеет малую глубину. В центре моря расположены впадины Дерюгина (на юге) и впадина ТИНРО. В восточной части расположена курильская котловина, в которой глубина максимальна. Побережье на севере сильно изрезано.

Японское море — море в составе Тихого океана, отделяется от него Японскими островами и островом Сахалин. Связано с другими морями и Тихим океаном через 4 пролива: Корейский (Цусимский), Сангарский (Цугару), Лаперуза (Соя), Невельского (Мамия). Омывает берега России, Кореи, Японии и КНДР. На юге заходит ветвь тёплого течения Куросио. Площадь — 1062 тыс. км². Наибольшая глубина — 3742 м.1

Каспийское  море  — самое большое на Земле бессточное озеро, расположенное на стыке Европы и Азии, называемое морем из-за того, что его ложе сложено земной корой океанического типа. Каспийское море представляет собой бессточное озеро, и вода в нём солёная, от 0,05 ‰ близ устья Волги до 11—13 ‰ на юго-востоке. Уровень воды подвержен колебаниям, в настоящее время — примерно −28 м ниже уровня Мирового океана. Площадь Каспийского моря в настоящее время — примерно 371 000 км², максимальная глубина — 1025 м.

Каспийское море расположено  на стыке двух частей Евразийского континента — Европы и Азии. Каспийское море по форме похоже на латинскую букву S, протяжённость Каспийского моря с севера на юг — примерно 1200 километров (36°34'—47°13' с.ш.), с запада на восток — от 195 до 435 километров, в среднем 310—320 километров

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Особенности  гидрологии и гидрохимии

 Чёрное море является крупнейшим в мире меромиктическим (с неперемешиваемыми уровнями воды) водоёмом. Верхний слой воды (миксолимнион), лежащий до глубины 150 м, более прохладный, менее плотный и менее солёный, насыщенный кислородом, отделяется от нижнего, более тёплого, солёного и плотного, насыщенного сероводородом слоя (монимолимниона) хемоклином (пограничным слоем между аэробной и анаэробной зонами).

Водный баланс Чёрного моря складывается из следующих компонентов:

  • атмосферные осадки (230 км³ в год);
  • материковый сток (310 км³ в год);
  • поступление воды из Азовского моря (30 км³ в год);
  • испарение воды с поверхности моря (-360 км³ в год);
  • вынос воды через пролив Босфор (-210 км³ в год).

Следует отметить тот факт, что вследствие затруднённого обмена водой с Атлантическим океаном в Чёрном море практически не бывает приливов и отливов.

Циркуляция вод Черного моря охватывает только поверхностный слой воды. Данный слой воды имеет солёность около 18 промилле (в Средиземном — 37 промилле) и насыщен кислородом и иными элементами, необходимыми для деятельности живых организмов. Этот слой в Чёрном море подвержен круговой циркуляции циклонической направленности по всему периметру водоёма. Одновременно в прибрежных частях моря постоянно фиксируются локальные циркуляции воды антициклонической направленности. Температура поверхностных слоёв воды, в зависимости от времени года, колеблется от 8 до 30 °C.[8]

Особенностью  гидрологического режима Балтийского моря является большой избыток пресной воды, образовавшийся за счёт осадков и речного стока. Солоноватые поверхностные воды Балтийского моря через Датские проливы уходят в Северное море, а в Балтийское моря поступают с глубинным течением солёные воды Северного моря. Во время штормов, когда вода в проливах перемешивается до самого дна, водообмен между морями меняется — по всему сечению проливов вода может идти как в Северное, так и в Балтийское море.

Циркуляция поверхностных вод Балтийского моря направлена против часовой стрелки, хотя сильные ветры могут нарушать характер циркуляции.

Приливы в Балтийском море — полусуточные и суточные, но их величина не превышает 20 сантиметров.

По биологической продуктивности Азовское море занимает первое место в мире. Гидрохимические особенности Азовского моря формируются в первую очередь под влиянием обильного притока речных вод (до 12 % объёма воды) и затруднённого водообмена с Чёрным морем.

Баренцево море. Водообмен с соседними морями имеет большое значение в водном балансе Баренцева моря. В течение года в море через проливы поступает (и столько же выходит из него) около 76 000 км³ воды, что составляет примерно 1/4 часть общего объёма воды моря. Наибольшее количество воды (59 000 км³ в год) несёт тёплое Нордкапское течение, оказывающее исключительно большое влияние на гидрометеорологический режим моря. Общий речной сток в море составляет в среднем 200 км³ в год.

На гидрологический  режим Белого моря влияют климатические условия, водообмен с Баренцевым морем, приливные явления, речной сток и рельеф дна. Несмотря на небольшую площадь поверхности моря на нём развита штормовая деятельность, особенно осенью, когда во время штормов высота волн достигает 6 метров. Сгонно-нагонные явления в холодное время года достигают на море величины 75-90 сантиметров.

Циркуляция поверхностных вод Карского моря имеет сложный характер. В юго-западной части моря происходит замкнутый циклонический круговорот воды. В центральной части моря из Обь-Енисейского мелководья растекаются к северу опреснённые воды рек Сибири.

Море Лаптевых — одно из самых суровых арктических морей, морозные зимы вызывают значительное развитие морского льда, который покрывает акваторию моря почти весь год. Развитию льда способствует также мелководность моря и малая солёность его поверхностных вод. На сотни километров от берега вглубь моря распространён припай с толщиной до 2 и более метров. В не занятых припаем районах наблюдаются плавучие льды, а на северо-западной окраине моря — айсберги.

Восточно –  Сибирское море почти весь год море покрыто льдом. В восточной части моря даже летом сохраняются плавучие многолетние льды. От берега они могут отгоняться к северу ветрами с материка.

Гидрологический режим Чукотского моря определяется взаимодействием холодных арктических вод и поступающих через Берингов пролив более тёплых вод Тихого океана, суровыми климатическими условиями, поступлением плавучих льдов с севера и запада.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Использование  морских ресурсов России

2.1. Рекреационное  значение морей

Отличные  климатические условия в Причерноморье обуславливают его развитие как важного курортного региона. К крупнейшим курортным районам на Чёрном море относят: Южный берег Крыма (Ялта, Алушта, Судак, Коктебель, Феодосия) на Украине, Черноморское побережье Кавказа (Анапа, Геленджик, Сочи) в России, Пицунда, Гагра в Абхазии, Батуми в Грузии, Черноморское побережье Болгарии (Золотые пески и Солнечный берег), Черноморское побережье Румынии (Мамая, Эфорие).

Черноморское побережье  Кавказа является основным курортным  регионом Российской Федерации. В 2005 году его посетили около 9 млн туристов; в 2006 году, по прогнозам чиновников Краснодарского края, данный регион должно было посетить не менее 11—11,5 млн отдыхающих. На российском побережье Чёрного моря насчитывается свыше 1000 пансионатов, санаториев и отелей, и их число постоянно растёт. Естественным продолжением российского Черноморского побережья является побережье Абхазии, важнейшие курорты которой Гагра и Пицунда были популярны ещё в советское время. Развитие курортной индустрии на Черноморском побережье Кавказа сдерживается относительно коротким (например, по сравнению со Средиземным морем) сезоном, экологическими, транспортными проблемами, а в Абхазии — также неопределённостью её статуса и угрозой новой вспышки военного конфликта с Грузией.

Природная среда Каспийского  побережья с песчаными пляжами, минеральными водами и лечебными грязями в прибрежной зоне создаёт хорошие условия для отдыха и лечения. В то же время по степени развитости курортов и туристской индустрии Каспийское побережье заметно проигрывает Черноморскому побережью Кавказа. Вместе с тем, в последние годы туристическая индустрия активно развивается на побережье Азербайджана, Ирана, Туркменистана и российского Дагестана. В Азербайджане активно развивается курортная зона в районе Баку. В настоящий момент создан курорт мирового уровня в Амбуране, ещё один современный туристический комплекс строится в районе поселка Нардаран, большой популярностью пользуется отдых в санаториях поселков Бильгях и Загульба. Также развивается курортная зона в Набрани, на севере Азербайджана. Однако высокие цены, в целом низкий уровень сервиса и отсутствие рекламы приводят к тому, что на каспийских курортах почти нет иностранных туристов. Развитию туристической индустрии в Туркменистане мешает длительная политика изоляции, в Иране — законы шариата, из-за которых массовый отдых иностранных туристов на каспийском побережье Ирана невозможен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Транспортное  значение морей

Существенный объём  морских перевозок составляют рейсы танкеров, обеспечивающих экспорт нефти и нефтепродуктов из портов России (в первую очередь из Новороссийска и Туапсе) и портов Грузии (Батуми) по Черному морю. Впрочем, объёмы вывоза углеводородов существенно сдерживаются ограниченной пропускной способностью проливов Босфор и Дарданеллы. В Ильичёвске создан крупнейший нефтетерминал по приёму нефти в рамках нефтепровода Одесса — Броды[14]. Также существуют проекты строительства нефтепроводов Бургас — Александруполис и Самсун — Джейхан в обход Черноморских проливов. Нефтетерминалы Новороссийска способны принимать супертанкеры.

Помимо нефти и продуктов  её переработки, из российских и украинских портов Чёрного моря вывозятся металлы, минеральные удобрения, машины и оборудование, лес, пиломатериалы, зерно и др. Основные объёмы ввоза в черноморские порты России и Украины приходятся на потребительские товары, продукты питания, ряд сырьевых товаров и др.

В черноморском бассейне широко развиты контейнерные перевозки, существуют крупные контейнерные терминалы. Развиваются перевозки с помощью лихтеров; работает железнодорожные паромные переправы Ильичёвск (Украина) — Варна (Болгария) и Ильичёвск (Украина) — Батуми (Грузия). Развиты в Чёрном море и морские пассажирские перевозки (впрочем, после распада СССР их объём значительно снизился).

Через Чёрное море проходит международный транспортный коридор TRACECA (Transport Corridor Europe — Caucasus — Asia, Европа — Кавказ — Азия). Черноморские порты являются конечными пунктами ряда Панъевропейских транспортных коридоров.

Наиболее крупные города-порты  на Чёрном море:

Из-за небольших глубин в датских проливах Балтика недоступна многим судам со значительной осадкой для сообщения с Атлантическим океаном.

Крупные порты: Балтийск, Вентспилс, Гданьск, Калининград, Киль, Клайпеда, Копенгаген, Лиепая, Любек, Рига, Санкт-Петербург, Щецин. Через датские проливы соединяется с морями Атлантического океана (Северное море).

По Азовскому морю осуществляется линейное плавание на рудноугольной линии между портами Мариуполь и Поти. Из Мариуполя перевозится донецкий уголь для обеспечения нужд стран Закавказья, а в обратном направлении чиатурская марганцевая руда на завод «Азовсталь». Донецкий уголь также перевозится в порты Дуная, Ильичевска, Херсона и Николаева; в обратном направлении марганцевая и железная руда перевозится из Херсона и Николаева в Мариуполь. Долгое время существовала регулярная линия по перевозке агломерата между Камыш-Буруном (район Керчи) и Мариуполем. На этой линии впервые в мировой практике была освоена перевозка на судах горячего агломерата при температуре +600.

Известно, что Баренцево  море богато различными видами рыб, растительным и животным планктоном и бентосом, поэтому Баренцево море является районом интенсивного рыбного промысла. Кроме того, очень важен морской путь, связывающий Европейскую часть России (особенно Европейский Север) с портами западных (с XVI века) и восточных стран (с XIX века), а также Сибири (с XV века).

Карское море по своим физико-географическим условиям является наиболее сложным из морей Русской Арктики. Плавание по нему сопряжено с большими трудностями[5].

Информация о работе Море. Использование морских ресурсов