Естественнонаучная и гуманитарная культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 15:59, реферат

Описание работы

Наука включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и ее результат — сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира. Задача науки состоит в объяснении наиболее общих количественно-формулируемых законов природы. Действием таких законов можно объяснить все явления, которые привычны и, казалось бы, не нуждаются в объяснении. Метод науки — способ изучения реальной действительности; общие, необходимые принципы, на которых базируется данная наука. Методика — путь исследования, теория, учение.

Файлы: 1 файл

Вопрос 1 КСЕ.docx

— 23.63 Кб (Скачать файл)

Вопрос 1. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ И ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРЫ

1.1. НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ. ОСНОВНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ

   Наука включает  в себя как деятельность по  получению нового знания, так  и ее результат — сумму знаний, лежащих в основе научной картины  мира.

   Задача науки состоит  в объяснении наиболее общих  количественно-формулируемых законов  природы. Действием таких законов  можно объяснить все явления,  которые привычны и, казалось  бы, не нуждаются в объяснении.

   Метод науки —  способ изучения реальной действительности; общие, необходимые принципы, на  которых базируется данная наука.

Методика — путь исследования, теория, учение.

   Теоретическое знание  — основная форма знания. В  нем собраны фундаментальные  знания об изучаемом объекте.

   Фактологическое знание — эта форма присуща любому виду знаний и не является научной. Его цель — описание форм проявления объектов такими, какими они предстают в чувственном восприятии, а также классификация и систематизация по определенным признакам.

   Эмпиризм (от греч. empeiria — опыт) — философское направление, признающее чувственный опыт единственным источником знаний, наиболее достоверным.

   Гипотеза — мнение  о действительном положении вещей,  выработанное под строгим надзором  разума.

   Научная теория  — знания, опирающиеся на определенную  научную форму и содержащие  методы объяснения и предсказания  некоторой предметной области.  Форма достоверного научного  знания о некоторой совокупности  объектов, представляющая собой  целостную систему утверждений  и доказательств. Это отражение  основных законов природы. Для науки характерны:

1. диалектическое, т. е.  отражающее развитие и всеобщую  связь, сочетание процессов;

2. дифференциация и интеграция

3.развитие фундаментальных  и прикладных исследований.

   В развитии науки  чередуются экстенсивные (связанные  с увеличением объема исследований, расширением их) и революционные  периоды — целые научные революции, приводящие к изменению структуры науки и принципов ее познания, категорий, методов и форм ее организации.

1.2. СОДЕРЖАНИЕ  И СТРУКТУРА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ  ТЕОРИИ

   Структура (от лат. structura — строение, расположение, порядок) — совокупность устойчивых связей элементов. Структура — это относительно устойчивое единство элементов и их отношений в целостном объеме .Через понятие «структура» можно изучать чрезвычайно широкий круг явлений как материального, так и духовного миров. Структура является одним из аспектов понятия «система», если под системой понимается любой аспект науки.

1.2.1. Структура естественнонаучной  теории

   Для построения естественнонаучной теории необходимо:

1. Иметь определенный  круг (банк) экспериментальных данных.

2. Выбрать различие опытных  данных и экспериментальных закономерностей  и создать на их основе модели  и теории.

3. Осуществлять обратную  связь между моделью и экспериментальными  данными.

4. Сделать качественные  выводы и сравнить их с экспериментальными  данными.

5. Осуществлять корректировку  модели.

6. Обязательно перевести  модель на язык математики.

7. Провести аналогию с  какой-либо теорией, выявить аналогичные  связи, обнаруженные между экспериментальными  закономерностями.

8. Определить физический  смысл вводимых понятий. Все  физические теории носят модельный  характер и

требуют доказательства теоремы  существования.

1.2.2. Основные способы  построения естественнонаучной  теории

   Можно выделить  два основных способа построения  естественнонаучной теории:

1. Способ, связанный с предварительным построением модели из чувственно-наглядных элементов с последующим построением знаковой модели. Для реализации этого способа необходимо иметь банк экспериментальных данных, на основании которых строится математическая модель.

2. Способ, основанный на первоначальном построении знаковой модели с последующим нахождением ее физического смысла или практического применения (например, все прикладные вопросы математики).

Структура построения любой  естественнонаучной теории определяется двумя основными факторами:

1. выбором тех или иных  основных посылок;

2.типом логического вывода.

   Если начальные  положения неверны, то теория  обречена на неудачу. Так, например, ошибались создатели космогонических  теорий, беря за начало отсчета  центр мира — Землю или Солнце. Результаты исследований должны  быть завершены логическими выводами.

   Процесс создания  единой картины мира, интегрирующей  данные различных наук, далеко  не закончен. В настоящее время  в сфере знания функционируют  частные картины мира: физика, химия,  биология и т. д., причем наиболее  разработана картина мира, описывающая  физическую реальность. Анализ категорий  пространства и времени с точки  зрения их вхождения в различные  естественнонаучные теории, даст  возможность нащупать наиболее  общие черты будущей естественнонаучной  картины мира. Подходя к процессу  познания как к единой картине  знаний, нужно научиться представлять  знания как систему, логически  связывать общие и специфические  закономерности и положения.

1.3. КУЛЬТУРА

   Культура (от лат.  cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

   В более узком  смысле слово «культура» означает  сферу духовной жизни людей.  Она включает в себя предметные  результаты деятельности человека, а также человеческие силы  и способности, реализуемые в  деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного  и эстетического развития, мировоззрение,  способы и формы общения людей).

   Каждая общественно-экономическая  формация характеризуется определенным  типом культуры, который меняется  с переходом от одной общественно-экономической  формации к другой; при этом  наследуется все ценное из  прошлого.

   Развитие культуры, а значит, развитие любого общества  зависит от множества факторов: производственно-экономических, социальных, политических, этнических, идеологических и т. д. Но всегда творцом культуры остается живой человек.

   Процессы овладения  культурой новыми поколениями  и механизмы их приобщения  к достижениям культуры изучаются  специалистами. В настоящее время  выявлено три типа трансляции  культуры:

1. Способ приобщения культуры  через обучение старшими поколениями  младших. Этот тип культуры  достаточно консервативен и господствует  в традиционных обществах. Здесь  люди неохотно включаются в  процессы нововведений, не любят  самостоятельности и инициативы. Творчество здесь не связано  с созданием чего-то принципиального.

2. Обучение взрослых и  детей у своих сверстников.  В этом случае новации и  нововведения, самостоятельное творчество  характерны для людей любого  поколения. При этом типе культуры  формируется высокий творческий  потенциал общества. Именно такая  передача культурных достижений  свойственна всем великим цивилизациям  Земли.

3. Приобщение к культуре, когда старшие поколения учатся  у своих детей. Молодежь значительно  легче схватывает новшества, она  не отягощена грузом прошлого  опыта, ее характеризует склонность  к переменам и у нее достаточно  высоко развит творческий потенциал  (подростки, например, гораздо быстрее  осваивают компьютер, чем люди  старшего поколения; то же относится  и к современной радио-, теле-и видеопродукции). К такому виду культур переходит все большее количество народов, в том числе и Россия делает шаги в направлении от традиционной трансляции культуры к формированию современного творческого потенциала.

Интересен взгляд современных  исследователей: они рассматривают  цивилизацию как нечто внешнее  по отношению к человеку, противостоящее ему и на него воздействующее, в  то время как культура всегда является внутренним достоянием человека, показывает меру его развития и служит как  бы символом его духовного богатства. Сегодня все больше приверженцев получает триада: «человек, человечество, человечность», т. е. все определеннее проявляется стремление уравнять ритмы  истории и ритмы жизни человека и человечества, приподнять ценности гуманизма. В настоящее время  коренные изменения в культуре происходят на протяжении жизни уже одного поколения. Потеря национального культурного  разнообразия равноценна утрате разнообразия генетического и очень опасна для будущего человечества. Люди должны научиться жить вместе, что может  стать основой новой морали и  новых отношений в мире человечества. Единство человечества и национальное разнообразие — две стороны одной  и той же медали.

1.4. ЕСТЕСТВЕННАЯ И ГУМАНИТАРНАЯ  КУЛЬТУРЫ

   Развитие физики, биологии, общественных наук дало нам необозримое множество факторов, которые невозможно охватить единым взглядом. Ученые, работающие в близких областях, перестают понимать друг друга. Можно ли с этой точки зрения говорить о физиках, экономистах, юристах, биологах и т. д. как о представителях единой культуры, вносящих вклад в общую цивилизацию?

   Английский физик, философ и романист Чарльз Сноу говорил, что в мире существует две культуры — естественников и гуманитариев (вспомним деление на «физиков и лириков» в 60- и 70-х гт. XX в.). Между ними образовалась пропасть, которая все время углубляется и расширяется, так как духовное и физическое необъединимы.

   Без высокого профессионализма, конкретных детальных знаний  дальнейшие исследования могут  исчерпать себя. Но необходим  и комплексный разноплановый  анализ, опирающийся на данные  различных наук, требующий синтеза  знаний, появления единых точек  зрения. Этот процесс приводит  не только к объединению различных  дисциплин, развитию конкретных  областей знаний, но и к новому, целостному видению мира. И оно  не менее необходимо для человека, чем конкретные знания конкретных  наук.

   Истоки нашей европейской  цивилизации лежат в античной  Греции, создавшей культуру, обладающую  удивительной целостностью и  единством. Древним эллинам удалось  не только выжить и выстоять  в окружении более богатых  и могущественных народов, но  и оказаться родоначальниками  того рационального гуманизма,  который сегодня определяет черты  европейской культуры.

   Греки обладали  на редкость целостным и ясным  миропониманием: был Космос, Небо, там  жили боги. Боги вмешивались в  судьбы людей, готовы были им  помогать, были очень похожи на  людей. Боги могли даже поднимать  людей на небо и делать их  равными себе, но могли и карать, хотя их никогда не покидал  дух доброжелательства.

   В эпоху средневековья  влияние античного мира, связь  с греческой культурой не прерывались.  В эту эпоху появились готика, иконы Рублева, сохранилось аристотелевское  видение мира, т. е. того неразрывного  единства, где живут вместе и  Бог, и Космос, и Человек.

   С возникновением  научного метода единый и цельный  мир распался: человек оказался  изъятым из него. Космос стал  жить сам по себе, а Человек  с его непредсказуемостью, с его  духовным миром — сам по  себе. Эпоха Просвещения довершила  эту разобщенность. Мир человека  и общества, созданного им, мир  неживой материи и живого вещества  никак не были связаны в  сознании ученых. Научные дисциплины  в этих трех сферах знания  еще долгое время жили самостоятельной  жизнью. Чтобы воспроизвести единую, цельную картину мира не хватало эмпирического материала. Таким связующим звеном стало в начале XX в. учение В.И. Вернадского о ноосфере, потребовавшее обобщения огромного эмпирического материала, но этому посвящена целая тема.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                       


Информация о работе Естественнонаучная и гуманитарная культуры