Закономерности и модели развития науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 22:10, контрольная работа

Описание работы

Наука – это система сознания и деятельности людей, направленная на достижение объективно-истинных знаний о мироустройстве и их систематизацию. Она включает:
- Субъект – это ученые, научные сотрудники, специалисты, их объединения.
- Объект – это все состояние бытия, требующее изучения - явления, законы и случайности.
- Цель – это описание, объяснение, предсказание, истолкование процессов и явлений.
- Средства – это правила и методы мышления; правила и методы опытного исследования; система научных приборов, устройств, зданий и сооружений, в которых осуществляется научная деятельность; денежно-кредитное обеспечение науки, язык, разумно-рассудочный уровень мышления.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………. 3
Общие модели развития науки …………………………………………………………….6
Анализ взглядов Т.Куна на проблему революций в науке ………………………………9
Изложение идеи И.Локатоса на закономерности развития науки ……………………..11
Заключение ………………………………………………………………………………...14
Список использованной литературы …………………………………………………….19

Файлы: 1 файл

ксе.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

Всероссийский заочный  финансово-экономический институт

филиал г.Туле

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине “Концепции современного естествознания”

тема: ‘Закономерности и модели развития науки”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тула 2008 г.

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………………………. 3

Общие модели развития науки …………………………………………………………….6

Анализ взглядов Т.Куна на проблему революций в науке ………………………………9

Изложение идеи И.Локатоса на закономерности развития науки ……………………..11

Заключение ………………………………………………………………………………...14

Список использованной литературы …………………………………………………….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

        Наука – это система сознания и деятельности людей, направленная на достижение объективно-истинных знаний о мироустройстве и их систематизацию. Она включает:

        - Субъект – это ученые, научные сотрудники, специалисты, их объединения.

        - Объект – это все состояние бытия, требующее изучения - явления, законы и случайности.

       - Цель – это описание, объяснение, предсказание, истолкование процессов и явлений.

        - Средства – это правила и  методы мышления; правила и методы  опытного исследования; система научных приборов, устройств, зданий и сооружений, в которых осуществляется научная деятельность; денежно-кредитное обеспечение науки, язык, разумно-рассудочный уровень мышления.

        - Социальные условия – это система организации научной деятельности в обществе, государстве; уровень потребности общества и государства в истинных знаниях; создание сети научных учреждений (академии, министерства, научно-исследовательские институты); государственная и частная поддержка науки денежными средствами; материально-энергетическое обеспечение; коммуникационное обеспечение (издание монографий, журналов, проведение конференций); подготовка научных кадров.

       - Активность субъекта – без инициативных действий ученых, научных сообществ научное творчество не может быть реализовано.

          -  Конечный продукт (результат)  – это итог осуществленных  действий в получении знаний, отражающий объективную истинность, логическую обоснованность и  полноту для данного уровня  познания, открытость для компетентной критики (открытия одних ученых проверяют другие), практическая применимость.

          Так как человеческое существование  эволюционировало от простейших  состояний к более сложным  и совершенным, то и наука  прошла тот же путь эволюции.

         Существует несколько точек зрения о времени возникновения науки:

         - Каменный век (около 2 млн лет назад) – когда человек начал приобретать и передавать практически значимое.

         - V век до н.э. (в Древней Греции) – как доказательный вид знания, отличающийся от мифологического.

         - Период позднего средневековья - когда была осознана значимость опытного знания.

         - XVI-XVII в.в. – когда появились работы немецкого ученого Иоганна Кеплера (1571-1630) (установил 3 закона движения планет вокруг солнца, изобрел телескоп); нидерландского ученого Христиана Гюйгенса (1629-1695) (изобрел маятниковые часы и установил законы колебаний маятника, заложил основы теории удара, создал волновую теорию света, стал одним из первых авторов теории вероятностей); итальянского ученого Галилео Галилея (1564-1642) (заложил основы современной механики, инерции, свободного падения и движения тел по наклонной плоскости, сложения движений; активно защищал гелиоцентрическую систему мира, за что подвергнулся суду инквизиции (1633), вынудившему его отречься от учения Н.Коперника); английского ученого Исаака Ньютона (1643-1727) – математика, физика, механика и астронома (открыл дисперсию и хроматическую аберрацию света, его интерференцию и дифракцию, высказал гипотезу, сочетавшую корпускулярную и волновую теории света, построил зеркальный телескоп, сформулировал основные законы классической механик, открыл закон всемирного тяготения, дал теорию движения небесных тел). К этой эпохе относится и создание социальных условий для развития науки: в 1666 году создается Парижская академия наук, в 1672 году возникает Лондонское Королевское общество (первое научное объединение ученых) – с 1703г его президентом стал Исаак Ньютон.

       - Конец  1-й трети XIX в. – когда произошло совмещение исследовательской деятельности и высшего образования на основе общей научно-исследовательской программы. Их создатели - немецкий филолог, языковед, государственный деятель, основатель Берлинского университета  Вильгельм Гумбольдт (1767-1835) и немецкий химик Юстус Либих (1803-1873)  (один из создателей агрохимии, открыл изомерию, создал теории радикалов, гниения и брожения, минерального питания растений, получил ряд органических соединений).

        Рассматривая перечисленные точки  зрения, мы видим, что наука от исходных «преднаучных» состояний переросла в V-м в. до н.э. в специфический вид деятельности ученых-одиночек, а в XVII в. возникла уже как полноценное социально-духовное образование.

        Современная наука охватывает  огромную область знаний –  около 15 тысяч дисциплин. Более 90% всех важнейших достижений научно-технического уровня приходится на последние 100 лет.

       Современная  наука имеет очень сложную  систему структуризации. Ее дисциплины  объединяются как комплексы естественных, общественных, технических, гуманитарных, антропологических наук. Она непрерывно развивается и меняется, разветвляется, усложняется, сопровождается переплетением новых знаний и обвальным перечеркиванием складывающейся веками картины мира.

        Научное знание добывается при помощи особого метода его организации.

        В одной китайской притче рыболов  делится уловом с голодным  крестьянином. Но когда тот приходит  за рыбой и во второй, и в  третий раз, стало ясно, что  решить проблему можно, научив  крестьянина самого ловить рыбу. Научить, КАК ловить рыбу, - значит, дать метод, т.е. систему правил и приемов практики. Но ведь и рыбак когда-то не знал, как ловить рыбу, его тоже когда-то научили этому определенным методом. Так и обучение в школе, институте – оно строится по определенному методу, по определенной программе. В любой познавательной деятельности важен метод. Правильно организовать, улучшить качество и эффективность научных исследований помогает  самостоятельная научная дисциплина «Методология научного познания».

        Основными элементами научного знания являются:

        - факты - твердо установленные  и подтвержденные наблюдениями, экспериментами, измерениями, проверками;

        - законы – которые устанавливаются  на основе закономерностей, общих  факторов изучаемой проблемы;

        - теории, дающие объяснение исследованных  фактов, закономерностей, часто на  основе переосмысления добытого  материала;

        - научные картины мира, в которых  сведены воедино все теории, допускающие  взаимное согласование.

 

1. Общие модели развития науки.

        Проблема метода научного познания  рассматривалась еще в 17-м веке  английским философом Фрэнсисом  Бэконом (1561-1626) и французским  философом, математиком, физиком  и физиологом Рене Декартом (1596-1650). Они предложили две разнонаправленные методологические программы развития науки: эмпирическую (индукционистскую) и рационалистическую (дедукционистскую). Индукция – это движение познания от частного к общему, дедукция – от общего к частному. Эти методологические программы сыграли весьма важную роль в истории развития науки.

         В наше  время стандартная модель научного  знания выглядит примерно так.  Познание начинается с установления  путем наблюдения или экспериментов  различных фактов. И если в  них обнаруживается повторяемость  или регулярность, то в принципе можно утверждать, что найдено первичное эмпирическое обобщение. Но рано или поздно,  как правило, обнаруживаются факты, которые не вписываются в обнаруженную регулярность. Тогда начинается перестройка известной реальности, чтобы эти факты вписались  в единую схему и перестали противоречить найденной эмпирической закономерности. Обнаружить новую схему наблюдением нельзя. Первоначально ее надо сотворить умозрительно – в виде теоретической гипотезы. Если гипотеза удачна и снимает найденное между фактами противоречие, а еще лучше – позволяет предсказывать получение новых фактов, это значит, что родилась новая теория, найден теоретический закон. К примеру, долгое время в теории наследственности считалось, что наследуемые признаки должны усредняться (при скрещивании белого цветка с красным полученный гибрид должен быть розовым). На основе этой теории британский инженер Ф. Дженкин математическим путем рассчитал, что любой самый выгодный признак, имеющийся в организме, рано или поздно должен раствориться, исчезнуть. Эту проблему успешно решил Г.Мендель. Он предложил гипотезу: наследование носит не промежуточный характер, а дискретный, наследуемые признаки передаются дискретными частицами. Сегодня мы их называем генами. При передаче факторов наследственности от поколения к поколению идет их расщепление, а не смешивание. Наблюдение показывает, что за наследование признака отвечает не один, а множество генов. В результате гипотеза Дженкина не подтвердилась.

         Таким образом,  традиционная модель строения научного знания предполагает движение по цепочке: установление эмпирических фактов > первичное эмпирическое обобщение > обнаружение отклоняющихся от правила фактов >изобретение теоретической гипотезы с новой схемой объяснения > логический вывод (дедукция) из гипотезы всех наблюдаемых фактов, что и является ее проверкой на истинность. Подтверждение гипотезы конституирует ее в теоретический закон. Подобная модель научного знания называется гипотетико-дедуктивной. Считается, что большая часть современного научного знания построена именно таким способом.

        Теория является  высшей формой организации научного  знания, дающей целостное представление  о существенных связях в какой-либо  области реальности.

        В XX-м веке развернулась дискуссия, какое же знание можно и нужно считать научным. Было сформулировано несколько принципов для признания знания научным:

         - Принцип  верификации (проверка, эмпирическое  подтверждение);

         - Принцип  фальсификации – только то  знание можно назвать научным, которое в принципе опровержимо.

         Развитие  науки непрерывно наталкивается  на различные преграды и границы.  Некоторые границы пришлось признать  фундаментальными, так как преодолеть  их, видимо, не придется никогда:

         - Опыт –  одна из первых границ. Опыт человечества по сравнению с вечностью ограничен. И неизвестно, можно ли закономерности, подтвержденные человеческим опытом, распространять на всю Вселенную.

        - Рационализм.  Он отстаивает дедуктивную модель  развития знаний (от частного к общему). Учитывая, что все частные утверждения и законы теории выводятся из общих первичных допущений, постулатов, аксиом, по сути не выводимых, не доказуемых, а просто принимаемых за истинность –  значит они всегда могут быть опровергнуты. К примеру, мы говорим о бесконечности мира – но это не доказано, это вероятностно.

        - Природа человека. Человек – существо макромира  (мира, сопоставимого по своим  размерам с человеком) и мы  никогда не сможем до конца  понять и узнать суть микромира  (к примеру, электроны в нашем представлении все одинаковы, хотя это может быть и совсем не так).

        - Сама наука.  Любая теория, «разрешая» одни  явления, «запрещает» другие. К  примеру, теория относительности  «запретила» превышение скорости  света (она установила, что скорость движения не может быть больше скорости света)

        - Инструментальная  природа науки. Наука может  знать, как делать, как чего-то  добиться, но молчит, во имя чего  она это делает. Эту задачу  человек должен решить сам.

        Наука развивается и качественно меняется во времени. Она наращивает свой объем, разветвляется, усложняется. Развитие это оказывается неравномерным, дробным и хаотичным.

         Тем не  менее, существует логика развития  науки. Она означает уяснение  закономерностей научного прогресса, его движущих сил, причин и исторической обусловленности. Прежде полагали, что в науке идет непрерывное приращение научного знания, постоянное накопление новых научных открытий и все более точных теорий. Ныне логика такова: наука развивается не только путем накопления новых фактов и идей, но и через фундаментальные теоретические сдвиги, заставляющие ученых перекраивать привычную картину мира и перестраивать свою деятельность на базе новых, принципиально иных мировоззренческих установок. Логику неспешной эволюции науки сменила логика научных революций и катастроф. Ввиду новизны и сложности проблемы пока еще не сложилось общепризнанного подхода или модели логики развития научного знания. Таких моделей множество. Но некоторые все-таки приобрели приоритет.

Информация о работе Закономерности и модели развития науки