Виды нарушения слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 23:31, реферат

Описание работы

Значение слуха в жизни человека трудно переоценить. Отмечают, что в период интенсивного развития маленького ребенка слух несет до 80% информации о предметах, явлениях, событиях окружающего мира, характерах находящихся рядом людей. Слух позволяет существенно расширить информационное поле, значительно облегчает социализацию, позволяет человеку более свободно ориентироваться в пространстве. Немаловажно наличие слуха и для более успешного развития личности.

Файлы: 1 файл

виды нарушения слуха.docx

— 50.77 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Значение слуха в жизни  человека трудно переоценить. Отмечают, что в период интенсивного развития маленького ребенка слух несет до 80% информации о предметах, явлениях, событиях окружающего мира, характерах находящихся рядом людей. Слух позволяет  существенно расширить информационное поле, значительно облегчает социализацию, позволяет человеку более свободно ориентироваться в пространстве. Немаловажно наличие слуха и  для более успешного развития личности.

У взрослого человека к  моменту нарушения слуха сформирована речь, словесное мышление и вся  личность, а дефект слухового анализатора  оценивается с точки зрения возможности  общения на основе слуха. Утрата слуха  в детском возрасте влияет на ход  психического развития ребенка и  приводит к возникновению целого ряда вторичных дефектов. Дефект слуха  нарушает речевое развитие ребенка, а при рано возникшей глухоте  приводит к полному отсутствию речи. Немота препятствует нормальному формированию словесного мышления, что, в свою очередь, ведет к нарушению познания.          Нарушения слуха могут вызываться различными заболеваниями детей. Среди них менингит, энцефалит, корь, скарлатина, отит, грипп и его осложнения. Если поражено внутреннее ухо и стволовая часть слухового нерва, в большинстве случаев наступает глухота, поражение же среднего уха чаще ведет к частичной потере слуха.

Нарушения слуха могут  возникнуть в результате врожденной деформации слуховых косточек, атрофии  или  недоразвития слухового нерва, химических отравлений (например, хинином),  родовые травмы (например, деформации головы ребенка при накладывании щипцов). К нарушениям слуха могут  привести механические травмы ушибы, удары, воздействие сверхсильных звуковых раздражителей (свистков, взрывов).  Большое значение в возникновении  нарушения слуха имеют наследственные факторы. В семьях глухих случаи рождения детей с нарушениями слуха  встречаются значительно чаще, чем в семьях слышащих.  Вероятность рождения  глухих детей  повышается в семьях, где один или оба родителя являются врожденно глухими, а так же в случаях брака между близкими родственниками, при большой разнице в возрасте вступивших в брак. Причинами нарушения слуха могут быть и такие заболевания родителей, как алкоголизм, «кессонная болезнь» (у летчиков, водолазов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Причины и классификация нарушений слуха.

«Современные исследователи  в области сурдопсихологии (Д.И. Тарасов, А.Н. Наседкин, В.П. Лебедев, О.П. Токарев и др.) пришли к выводу, что все причины и факторы нарушений слуха следует разделить на три группы. Первая группа - это причины и факторы, приводящие к возникновению наследственной глухоты или тугоухости. Вторая группа - факторы, воздействующие на развивающийся плод во время беременности матери или приводящие к общей интоксикации организма матери в этот период (врожденное нарушение слуха). Третья группа - факторы, действующие на сохранный орган слуха ребенка в процессе его жизни (приобретенное нарушение слуха).

Нарушение слуховой функции  чаще всего происходит в раннем детстве. Исследования Л.В.Неймана (1959) свидетельствуют  о том, что в 70% случаев потеря слуха возникает в возрасте двух-трех лет. В последующие годы жизни  число случаев потери слуха уменьшается .

Вместе с тем исследователи  полагают, что достаточно часто поражение  слуха возникает под действием  нескольких факторов, оказывающих воздействие  в различные периоды развития ребенка. Соответственно они выделяют фоновые и манифестные факторы. Фоновые факторы, или факторы риска, создают благоприятный фон для развития глухоты или тугоухости. Манифестные факторы вызывают резкое ухудшение слуха. К числу фоновых факторов, чаще наследственного происхождения, следует отнести различные нарушения метаболизма (обмена веществ), которые ведут к постепенному накоплению шлаков в организме, неблагоприятно воздействующих на различные органы и системы, в том числе на орган слуха. Фоновыми факторами врожденного происхождения могут быть перенесенная матерью во время беременности вирусная инфекция, или неблагоприятные воздействия на плод антибиотиков, каких-либо химических веществ, или асфиксия при родах. Эти факторы могут не привести к появлению тугоухости, но вызвать такие повреждения слухового анализатора, что последующие воздействия нового фактора (например, заболевание ребенка гриппом, ветряной оспой, паротитом) вызовут выраженное нарушение слуха.

Для выявления причин нарушений  слуха в каждом конкретном случае необходимо прослеживать все наследственные факторы, которые могут обусловить появление нарушения слуха у  ребенка: факторы, действовавшие в  процессе беременности матери и при  родах, и факторы, воздействовавшие на ребенка при его жизни».

Выделяют три основные группы детей с нарушениями слуха: глухих, слабослышащих (тугоухих) и  позднооглохших.

«Глухие дети имеют глубокое стойкое двустороннее нарушение слуха, которое может быть наследственным, врожденным или приобретенным в раннем детстве - до овладения речью. Если глухих детей не обучают речи специальными средствами, они становятся немыми - глухонемыми, как называли их не только в быту, но и в научных работах до 1960-х гг. У большинства глухих детей имеется остаточный слух. Они воспринимают только очень громкие звуки (силой от 70 - 80 дБ) в диапазоне не выше 2000 Гц. Обычно глухие лучше слышат более низкие звуки (до 500 Гц) и совсем не воспринимают высокие (свыше 2000 Гц). Если глухие ощущают звуки громкостью 70-85 дБ, то принято считать, что у них тугоухость третьей степени. Если же глухие ощущают только очень громкие звуки - силой более 85 или 100 дБ, то состояние их слуха определяется как тугоухость четвертой степени. Обучение речи глухих детей специальными средствами только в редких случаях обеспечивает формирование речи, приближающееся к нормальному. Таким образом, глухота вызывает вторичные изменения в психическом развитии ребенка - более медленное и протекающее с большим своеобразием развитие речи. Нарушение слуха и речевое недоразвитие влекут за собой изменения в развитии всех познавательных процессов ребенка, в формировании его волевого поведения, эмоций и чувств, характера и других сторон личности.

Для психического развития глухих детей, как и всех других, имеющих нарушения слуха, является чрезвычайно значимым, как организуется процесс их воспитания и обучения с раннего детства, насколько  в этом процессе учитывается своеобразие  психического развития, насколько систематически реализуются социально-педагогические средства, обеспечивающие компенсаторное развитие ребенка.

Слабослышащие (тугоухие) - дети с частичной недостаточностью слуха, приводящей к нарушению речевого развития. К слабослышащим относятся дети с очень большими различиями в области слухового восприятия. Слабослышащим считается ребенок, если он начинает слышать звуки громкостью от 20 - 50 дБ и больше (тугоухость первой степени) и если он слышит звуки только громкостью от 50 - 70 дБ и больше (тугоухость второй степени). Соответственно у разных детей сильно варьирует и диапазон слышимых звуков по высоте. У одних он почти не ограничен, у других приближается к высотному слуху глухих. У некоторых детей, которые развиваются как слабослышащие, определяется тугоухость третьей степени, как у глухих, но при этом отмечается возможность воспринимать звуки не только низкие, но и средней частоты (от 1000 до 4000 Гц).

Недостатки слуха у  ребенка приводят к замедлению в  овладении речью, к восприятию речи на слух в искаженном виде. Варианты развития речи у слабослышащих детей  очень велики и зависят от индивидуальных психофизических особенностей ребенка  и от тех социально-педагогических условий, в которых он находится, воспитывается и обучается. Слабослышащий  ребенок даже с тугоухостью второй степени к моменту поступления  в школу может иметь развитую, грамматически и лексически правильную речь с небольшими ошибками в произношении отдельных слов или отдельных  речевых звуков. Психическое развитие такого ребенка приближается к нормальному. И в то же время слабослышащий ребенок с тугоухостью всего лишь первой степени при неблагоприятных социально-педагогических условиях развития к 7-летнему возрасту может пользоваться только простым предложением или только отдельными словами, при этом речь его может изобиловать неточностями произношения, смешениями слов по значению и разнообразными нарушениями грамматического строя. У таких детей наблюдаются особенности во всем психическом развитии, приближающиеся к тем, которые характерны для глухих детей.

Позднооглохшие - это дети, потерявшие слух вследствие какой-либо болезни или травмы после того, как они овладели речью, т.е. в 2 -3-летнем и более позднем возрасте. Потеря слуха у таких детей бывает разная - тотальная, или близкая к глухоте, или близкая к той, что наблюдается у слабослышащих. У детей может появиться тяжелая психическая реакция на то, что они не слышат многие звуки или слышат их искаженными, не понимают, что им говорят. Это иногда ведет к полному отказу ребенка от какого-либо общения, даже к психическому заболеванию. Проблема состоит в том, чтобы научить ребенка воспринимать и понимать устную речь. Если у него имеются достаточные остатки слуха, то это достигается с помощью слухового аппарата. При малых остатках слуха обязательным становится восприятие речи с помощью слухового аппарата и чтения с губ говорящего. При тотальной глухоте необходимо использовать дактилологию, письменную речь и, возможно, жестовую речь глухих. При совокупности благоприятных условий воспитания и обучения позднооглохшего ребенка развитие его речи, познавательных и волевых процессов приближается к нормальному. Но в очень редких случаях преодолевается своеобразие в формировании эмоциональной сферы, личностных качеств и межличностных отношений.

У детей с нарушениями  слуха всех групп возможны еще  дополнительные первичные нарушения  различных органов и систем. Известно несколько форм наследственного  нарушения слуха, которое сочетается с поражением зрения, кожной поверхности, почек и других органов (синдром  Ушера, Варденбурга, Альпорта, Пендреда, триада Грегга и др.). При врожденной глухоте или тугоухости, возникшей из-за заболевания матери в первые два месяца беременности краснухой, как правило, наблюдается также поражение зрения (катаракта) и врожденная кардиопатия (триада Грига). При этом заболевании у родившегося ребенка может наблюдаться также микроцефалия и общая мозговая недостаточность.

При гемолитической болезни  новорожденных, причиной которой может  быть несовместимость крови плода  и матери по резус-фактору или  по принадлежности их крови к разным группам, возможно нарушение слуха, которое может сочетаться: с общим  поражением мозга и олигофренией, с диффузным поражением мозга, с  задержкой психофизического развития, с выраженным гиперкинетическим синдромом в результате поражения подкорковых отделов мозга, с поражением ЦНС в виде спастических парезов и параличей, с легким поражением нервной системы в сочетании со слабостью лицевого нерва, косоглазием, другими глазодвигательными нарушениями и общей задержкой моторного развития. При этом нарушение слуха может быть обусловлено нарушениями функций мозговых систем, в которых должен осуществляться анализ и синтез звуковых воздействий.

Приобретенное нарушение  слуха, возникшее вследствие травмы черепа, может быть связано с нарушением не только рецепторного отдела слухового  анализатора, но и его проводящих путей и корковой части. Перенесенный ребенком менингит или менингоэнцефалит может вызвать нарушение слуха и привести к мозговой недостаточности большей или меньшей степени.

При некоторых формах наследственной глухоты или тугоухости, при ряде заболеваний, приводящих к поражению  слуха внутриутробно, а также при различных воспалительных процессах в области среднего и внутреннего уха поражается вестибулярный аппарат.

Вместе с тем сложные, комплексные нарушения, включающие повреждение слуха и других систем, могут возникать под воздействием разных причин и в разное время.

Таким образом, у глухих и  слабослышащих детей помимо нарушений  слуха могут встречаться следующие  виды нарушений:

· нарушения деятельности вестибулярного аппарата;

· разные варианты нарушения  зрения;

· минимальная мозговая дисфункция, приводящая к первичной задержке психического развития. При этом какие-либо отрицательные факторы могут  прямо воздействовать на мозг, или, в другом случае, мозговая недостаточность  возникает вследствие тяжелых соматических болезней: сердечнососудистой системы, дыхательной, выделительной и т.д., изменяющих работу мозга;

· обширное поражение мозга, вызывающее олигофрению;

· нарушения мозговых систем, ведущих к детскому церебральному  параличу или другим изменениям в  регуляции двигательнойсферы;

· локальные нарушения  слухоречевой системы мозга (корковых и подкорковых образований);

· заболевания центральной  нервной системы и всего организма, ведущие к психическим заболеваниям (шизофрении, маниакально-депрессивному  психозу и др.);

· тяжелые заболевания  внутренних органов - сердца, легких, почек, пищеварительной системы и др., ведущие к общему ослаблению организма;

· возможность глубокой социально-педагогической запущенности».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Виды нарушений  слуховой функции

 2.1. Cенсоневральные нарушения слуха.  Нарушения слуха связаны с поражением внутреннего уха. К сожалению, данный тип нарушений носит необратимый характер, при которых современная медицина восстановить нормальный слух не в силах. В настоящее время проводится лишь поддерживающая терапия, определенные профилактические мероприятия, слухопротезирование (подбор индивидуальных слуховых аппаратов) и длительная систематическая педагогическая коррекция.

Сенсоневральные нарушения слуха - нарушения, при которых страдает процесс звуковосприятия. Проблемы с последним возникают, когда имеют место повреждения, дисфункции, недоразвитие и прочие патологические изменения в улитке, волокнах слухового нерва и центрах нервной системы, отвечающих за анализ звуковых сигналов. Т.е. анатомический субстрат сенсориневральных нарушений слуха обычно располагается не на уровнях наружного и среднего уха, а во внутреннем ухе и головном мозге.

По сравнению с кондуктивной тугоухостью, сенсориневральные нарушения слуха представляют собой более серьезную медицинскую и социальную проблему: они встречаются чаще кондуктивных, сенсоневральные нарушения являются главной причиной глухоты и тяжелых степеней тугоухости - т.е. как правило, протекают более тяжело, чем кондуктивные. Вклад сенсоневральных нарушений слуха в инвалидизацию детского населения (глухонемота, трудности в обучении, социальной адаптации) несопоставим с таковым для кондуктивных нарушений слуха. Возможности медицинской помощи при сенсоневральном типе нарушений слуха довольно ограниченны. Возможная медицинская и реабилитационная помощь людям с такими нарушениями слуха относится к разряду весьма дорогостоящих. Все это послужило серьезным мотивом для интенсивного научного изучения сенсоневральных нарушений слуха - сегодня таковые являются объектом пристального внимания отологов, генетиков, эпидемиологов, фармакологов, эмбриологов и др.

Информация о работе Виды нарушения слуха