Административная и судебная жалоба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 12:44, контрольная работа

Описание работы

Одним из способов защиты прав и интересов гражданина является жалоба. Порядок подачи жалоб, их рассмотрения, а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших права и свободы граждан – определяются современным законодательством.

Файлы: 1 файл

Админ и суд жалоба.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

Специальные жалобы в  арбитражные суды согласно АПК РФ подаются, если федеральным законом  установлен для определенной категории  дел досудебный (претензионный) порядок  урегулирования споров. В таких случаях суд может принять дело к производству, если соблюдена процедура досудебного рассмотрения разногласий.

Граждане могут обращаться в Конституционный Суд РФ в  соответствии с Федеральным конституционным  законом «О Конституционном Суде Российской Федерации», которым урегулированы особенности рассмотрения дел по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан. Правом на обращение в Конституционный Суд РФ с индивидуальной или коллективной жалобой обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан. По итогам рассмотрения такой жалобой Конституционный Суд РФ принимает одно из следующих решений: 1) о признании закона либо отдельных его положений соответствующими Конституции РФ; 2) о признании закона либо отдельных его положений не соответствующими Конституции РФ.

В случае, если Конституционный  Суд РФ признал закон ,применяемый  в конкретном деле, не соответствующим  Конституции РФ, данное дело во всяком случае подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке.

Постановления Конституционного Суда РФ подлежат незамедлительному  опубликованию в официальных  изданиях органов государственной  власти Российской Федерации, а также  субъектов РФ, которых они касаются.

Одной из форм судебной защиты является предусмотренное ст. 53 Конституцией РФ право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных организаций.

Возмещение ущерба регулируется гл. 59 ГК РФ. Так, в ст. 1069 сказано: «Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия)государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования».

Возложив на организации обязанность возмещать гражданам ущерб, причиненный неправомерным поведением их должностных лиц, законодатель создал наиболее благоприятные условия для защиты нарушенных имущественных прав. Такой порядок позволяет потерпевшему своевременно и полностью взыскать причиненный ему вред; обеспечивает надлежащую материальную базу для удовлетворения его требований. Возместив ущерб ,администрация органа предприятия, учреждения выясняет причины допущенных нарушений законности, решает вопрос о дисциплинарной и материальной ответственности непосредственных виновников [8, c. 249].

В Законе сказано, что  организации отвечают за вред «на  общих основаниях». Это значит, что  ответственность наступает, если:

а) совершено противоправное деяние;

б) причинен имущественный вред;

в) существует причиненная  связь между неправильными действиями и вредом;

г) ущерб наступил по вине учреждения, органа, их должностных  лиц.

 Особенность ответственности  по ст. 1069 ГК РФ в том, что  она наступает за противоправные, властные, служебные деяния. Служебными признаются действия, которые совершены по службе в связи с выполнением возложенных на работника обязанностей. Некоторые должностные лица (например, работники милиции) должны выполнять возложенные на них функции всегда и везде. Поэтому их действия признаются служебными, даже если они совершены во внерабочее время, но в интересах службы.

В соответствии со ст. 1070 ГК РФ имущественная ответственность  государства за ущерб, причиненный  гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, является специальной. Она наступает и при отсутствии их вины, в строго определенных случаях нарушения закона: при осуждении, привлечении к уголовной ответственности, применении в качестве меры пресечения заключения под стражу, назначении административного наказания в виде административного ареста.

В этом случае имущественная  ответственность наступает независимо от вины должностных лиц. Специальный  характер ответственности подтверждается и тем обстоятельством, что причиненные гражданину убытки возмещаются за счет средств государственного (муниципального) бюджета. Возмещению подлежат:

1) заработная плата  и другие трудовые доходы —  основной источник средств существования  гражданина, которых он лишился  в результате незаконных действий;

2) имущество конфискованное, изъятое, взысканное, обращенное  в доход государства;

3) суммы, выплаченные  гражданином юридической консультации  за оказание юридической помощи, для возмещения судебных издержек, а также иные суммы, выплаченные в связи с незаконными действиями.

Гражданину выдается пенсия или пособие за все время, в течение которого они незаконно  не выплачивались. Одновременно восстанавливаются  трудовые, пенсионные, жилищные права  потерпевшего. По просьбе пострадавшего  следственные органы, прокуратура, суд обязаны в месячный срок письменно поставить в известность трудовой коллектив или общественные организации по месту жительства об оправдывающем гражданина решении [8, c. 267].

Материальным основанием наступления ответственности служит незаконный акт следственных, прокурорских, судебных органов или судьи и реальный вред, причиненный ими. Но для решения вопроса о взыскании ущерба необходимо еще и процессуальное основание — акт компетентного органа об отмене незаконного акта, о прекращении уголовного или административного дела.

Орган дознания, предварительного следствия, прокуратура, суд в месячный срок со дня обращения гражданина выносят постановление, которым  определяют размер ущерба. Их действия потерпевший может обжаловать соответственно прокурору или в вышестоящий суд. А если требование о восстановлении трудовых, пенсионных, жилищных прав не удовлетворено полностью или частично, гражданин вправе обратиться в суд в порядке искового производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Жалобы – это обращения  граждан с требованиями восстановления нарушенного действиями (бездействием) и решениями органов либо должностных  лиц, другими гражданами их прав, свобод или законных интересов.

В данной контрольной  работе был освещен вопрос административной и судебной жалобы. Как выяснилось, жалобы в целом делятся на два основных вида: административные и судебные. Данные понятия необходимо различать, в связи с чем, рассмотрены основные их особенности.

На сегодняшний день видно, насколько широко представлена возможность использования жалобы в целях защиты прав, свобод и интересов граждан, основываясь не только на Конституции РФ, но и на вновь принятых законах и постановлениях.

Однако, стоит отметить, что, к сожалению, реальная защищенность граждан зависит не только от количества и качества юридических норм, работы правоохранительных органов и негосударственных организаций. Резкий рост экономических и насильственных правонарушений, ослабление государственной власти по ряду объективных и субъективных причин значительно ослабили реальную защищенность прав граждан. Сейчас их недостаточно защищают суды, милиция, органы исполнительной власти часто не принимают необходимых мер по их жалобам. Юридические механизмы правозащитной деятельности по экономическим, организационным и иным причинам в полной мере не используются. Чтобы фактически усилить защиту прав граждан, предстоит сделать еще очень много.

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Алехин,  А.П., Кармолицкий, А.А. Административное право [Текст]: учебник / А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий. - М.: Юристъ, 2005. 456 с.
  2. Арбитражный процессуальный кодекс РФ [Текст]: офиц. текст. - М., 2007.
  3. Бахрах, Д.Н. Административное право [Текст] / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2005. 539 с.
  4. Бахрах Д.Н. Административное право России [Текст]: учебник / Д.Н. Бахрах. - 3-е изд., исправ. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. 579 с.
  5. Гражданский процессуальный кодекс РФ [Текст]: офиц. текст. - М., 2007.
  6. Закон РФ от 27 апреля 1993г. №4866-1 (в ред. от 14.12.95 №197-ФЗ) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. №19. ст. 685; СЗ РФ. 1995 №51. ст. 4970.
  7. Кодекс РФ об административных правонарушениях [Текст]: офиц. текст. - М., 2007.
  8. Минашкин, А.В. Право граждан на обращения: состояние и перспективы правового регулирования  [Текст] / А.В. Минашкин // Юрист. - 2005. - №7.
  9. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. Текст. - М.: Маркетинг, 2001. – 39, [1] с.
  10. Сборник нормативных актов по административному праву [Текст]: Ч.1 / Сост.: А.П. Коренев, Д.В. Уткин. - М., 1998.
  11. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. №19. Ст.2060.



Информация о работе Административная и судебная жалоба