Административная ответственность за земельные правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 10:10, дипломная работа

Описание работы

Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе изучения действующего законодательства, научной литературы и судебной практики комплексно исследовать вопросы административной ответственности за земельные правонарушения.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи: рассмотреть понятие, сущность и общую характеристику земельного контроля (надзора) в Российской Федерации; исследовать формы и методы государственного земельного надзора; уточнить понятие административной ответственности за земельные правонарушения; изучить составы земельных правонарушений по Кодексу об административных правонарушениях Российской Федерации; проанализировать порядок привлечения к административной ответственности за земельные правонарушения; сформулировать предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
1 Общая характеристика земельного надзора в Российской Федерации………………………………...………………...6
1.1 Понятие, сущность и общая характеристика земельного надзора………………………………………………………6
1.2 Субъекты, задачи и формы осуществления земельного контроля (надзора) в Российской Федерации………..…..…..13
2 Административная ответственность за земельные правонарушения…………………………………………………….....…30
2.1 Понятие административной ответственности…….……30
2.2 Земельные правонарушения по Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях..…..33
2.3 Порядок привлечения к административной ответственности за земельные правонарушения………….50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………76

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 495.00 Кб (Скачать файл)

Федеральным законом от 29.12.2010 N 435-ФЗ статья 8.8 дополнена частью 1.1

- Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом.

Обязательные мероприятия, предусмотренные комментируемой статьей, определены Земельным Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Федеральным законом от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", а также многочисленными подзаконными актами.

Под использованием земель по целевому назначению подразумевается осуществление землепользования в соответствии с правовым режимом, определенным Земельным Кодексом Российской Федерации. Деление земель по целевому назначению на категории предусмотрено ст. 7 Земельного Кодекса Российской Федерации, при этом выделяются следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного  назначения; 
2) земли населенных пунктов; 
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 
4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 
5) земли лесного фонда; 
6) земли водного фонда; 
7) земли запаса.

         Указанные земли используются по целевому назначению, т.е. в соответствии с правовым режимом земель, установленным гл. XIV - XVIII Земельного Кодекса Российской Федерации. 
           Согласно пп. 1 п. 2 ст. 45 Земельного Кодекса Российской Федерации использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением является также основанием для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком. Кроме того, согласно п. 1 ст. 47 Земельного Кодекса Российской Федерации использование земельного участка не по целевому назначению является основанием для прекращения права безвозмездного срочного пользования земельным участком по решению лица, предоставившего земельный участок, или по соглашению сторон.

            В соответствии с п. 2 ст. 46 Земельного Кодекса Российской Федерации аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя, в частности, в случае: 
- использования земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, предусмотренными статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации; 
- использования земельного участка, которое приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки; 
- неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом или договором аренды земельного участка, за исключением времени, необходимого для освоения земельного участка, а также времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

             Обязанности собственников земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, землепользователей, землевладельцев, арендаторов по использованию указанных земельных участков в соответствии с целевым назначением данной категории земель, способами, исключающими причинение вреда земле, как природному объекту, установлены п. 1 ст. 6 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Согласно ст. 284 ГК земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В ст. 285 ГК указано, что использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением является основанием для изъятия земельного участка у собственника. По смыслу ст. 286 ГК правонарушения, предусмотренные ст. 284 - 285 ГК, рассматриваются в качестве ненадлежащего использования земельного участка. Согласно п. 3 ст. 54 Земельного Кодекса Российской Федерации при совершении правонарушений, выразившихся в ненадлежащем использовании земельного участка, лицу, виновному в нарушении земельного законодательства, выносится предупреждение о допущенных земельных правонарушениях с последующим уведомлением исполнительного органа государственной власти или муниципального органа, к ведению которого отнесено предоставление земельных участков. Лицо, виновное в совершении административных правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, привлекается также и к ответственности, определенной п. 3 ст. 54 Земельного Кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 8.8 Кодекса об административных правонарушениях административная ответственность наступает за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом.

Объектом правонарушений являются общественные отношения в  сфере  использования земель, имеющими определенное целевое назначение или вид разрешённого использования, в иных целях, а предметом выступают земельные участки.

Объективной стороной являются: действия по использованию земельных  участков, не в соответствии с их целевым назначением или разрешённым  использованием либо бездействие, выразившееся в неиспользовании земельного участка  в течении определенного законом срока.

Субъективна сторона  – вина в форме умысла или неосторожности.

Часть 2 статьи 8.8 Кодекса об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

Пункт 7 части 2 статьи 19 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях» устанавливает обязанность  члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в течение трех лет освоить земельный участок, если иной срок не установлен земельным законодательством.

Таким образом, в случае если время для освоения земельного участка истекло и возможно доказать состав административного правонарушения, государственный инспектор по использованию и охране земель вправе составить протокол об административном правонарушении по статье 8.8 Кодекса об административных правонарушениях.

К административной ответственности по статье 8.8. Кодекса об административных правонарушениях могут привлекаться лица, использующие земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного производства.

Основным критерием  привлечения к административной ответственности по статье 8.8 Кодекса об административных правонарушениях  является установление факта неиспользования земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства (ведения товарного сельского хозяйства или выращивания растениеводческой и животноводческой продукции для собственного потребления в личных подсобных хозяйствах, на дачных, садовых и огородных участках).

Наложение административного  взыскания за вышеуказанные нарушения  не освобождает виновных от устранения допущенных нарушений. Эта норма отражает принцип и требование реального исполнения закона, обязанность любого гражданина, должностного или юридического лица, совершившего правонарушение и привлеченного к административной ответственности, устранить допущенное нарушение.

 

Таблица 1. Административная ответственность за правонарушения в сфере земельных правоотношений

Административное  правонарушение

Физическое лицо

Должностное лицо

Юридическое лицо

ст. 7.1 Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации

Самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности

500 – 1000 руб.

1000 – 2000 руб.

10000 – 20000 руб.

ч. 1 ст. 7.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации

Уничтожение или  повреждение межевых знаков границ земельных участков, а равно невыполнение обязанностей по сохранению указанных  знаков

300 – 500 руб.

500 – 1000 руб.

5000 – 10000 руб.

ст. 7.10 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации

Самовольная уступка  права пользования землей, а равно  самовольная мена земельного участка

500 – 1000 руб.

1000 – 2000 руб.

10000 – 20000 руб.

ч. 1 ст. 8.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации

Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его  принадлежностью к той или  иной категории земель и разрешенным  использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом

1000 – 1500 руб.

2000 – 3000 руб.

40000 – 50000 руб.

ч. 1.1 ст. 8.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации

Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного  назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом

2000-5000 руб.

4000-6000 руб.

80000-100000 руб.

ч. 2 ст. 8.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации

Невыполнение  или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению

2000 – 2500 руб.

4000 – 5000 руб.

70000 – 100000 руб.

ст. 17.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации

Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении

1000-1500 руб.

2000-3000 руб.

 

ст. 17.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации

Заведомо ложные показание  свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод

1000-1500 руб.

   

ч. 1 ст. 19.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации

Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)

500 – 1000 руб.

2000 – 4000 руб.

 

ч. 1 ст. 19.4.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации

Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок

500 – 1000 руб.

2000 – 4000 руб.

5000-10000 руб.

ч. 2 ст. 19.4.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации

Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 статьи 19.4.1, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки

 

5000-10000 руб.

20000-50000 руб.

ч. 3 ст. 19.4.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1

 

10000-20000 руб.

или дисквалификацию  на срок от шести месяцев до одного года

50000-100000 руб.

ч. 1 ст. 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации

Невыполнение  в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства

300 – 500 руб.

1000 – 2000 руб.

или дисквали-фикацию  на срок до трех лет

10000 – 20000 руб.

ст. 19.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации

Непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения

 

4000 – 5000 руб.

 

ст. 19.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации

Непредставление или несвоевременное представление  в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде

100 – 300 руб.

300 – 500 руб.

3000 – 5000 руб.

ст. 19.21 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации

Несоблюдение порядка  государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним

1500-2000 руб.

3000-4000 руб.

30000-40000 руб.

ст. 19.26 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации

Заведомо ложное заключение эксперта при осуществлении государственного контроля (надзора)

1000-1500 руб.

   

 

 

ч. 1 ст. 20.25 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации

Неуплата административного  штрафа в срок, предусмотренный Кодексом об административных правонарушениях  Российской Федерации

штраф в 2х кратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо адм. арест на срок до 15 суток

штраф в 2х кратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо адм. арест на срок до 15 суток

штраф в 2х кратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо адм. арест на срок до 15 суток


 

Рисунок 2. Основные виды нарушений земельного законодательства на территории Российской Федерации за 2012 год

 


 

 

 

2.3 Порядок  привлечения к административной Ответственности за земельные правонарушения 

 

Административно-процессуальная деятельность в своих основах регламентируется в общефедеральном масштабе. При этом соответствующие нормы распространяются на деятельность такого рода, осуществляемую как во внесудебном (т.е. административном), так и в судебном порядке.

В Кодексе об административных правонарушениях законодательно закреплены правовые основы, т.е. те исходные позиции, которыми призваны руководствоваться соответствующие органы и должностные лица при рассмотрении конкретных дел. Необходимо обратить внимание на следующие правовые основы административного производства: задачи административного производства; обстоятельства, которые исключают производство по делам об административных правонарушениях, а также доказательства в административном производстве.

Задачами производства являются: всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Для выполнения поставленных задач, учитывая, что законодательством  об административных правонарушениях  предусмотрен незначительный срок как  для привлечения к административной ответственности (в основном указанный срок составляет 2 месяца со дня совершения правонарушения), так и рассмотрения дела об административных правонарушениях (15 дней - на рассмотрение дела об административном правонарушении и всего 10 дней - для рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении), большое значение имеет тщательное и в то же время оперативное изучение поступивших на рассмотрение документов.

        Ст. 28.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень поводов к возбуждению дела об административном правонарушении, в соответствии с которым производство по делу может быть начато при наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения, а также материалов, содержащих такие данные, обоснованных сообщений и заявлений физических и юридических лиц, средств массовой информации.

Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

1.непосредственное обнаружение  должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

2.поступившие из правоохранительных  органов, а также из других  государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

3.сообщения и заявления физических  и юридических лиц, а также  сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

4.фиксация административного правонарушения  в области дорожного движения  работающими в автоматическом  режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки;

5.подтверждение содержащихся в  сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей части, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.

Положения ч. 2 и 3 ст. 28.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, напрямую связанные с содержанием ст. 28.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, устанавливают, что дело об определенном административном правонарушении, предусмотренном Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, могут возбуждать только уполномоченные на это должностные лица. В связи с этим, а также с учетом специфики производства по делам об административных правонарушениях по сравнению с уголовным процессом решение о возбуждении дела об административном правонарушении принимается уполномоченным должностным лицом самостоятельно без согласования с прокурором.

При принятии решения о возбуждении дела об административном правонарушении весьма важна его правильная первоначальная квалификация. Частью 4 ст. 28.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации определены процессуальные действия, с момента совершения которых дело об административном правонарушении считается возбужденным. К ним относятся действия, связанные с оформлением указанных в данной статье Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации протоколов, определений, постановлений, относящихся к производству по делу об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, служащим основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, поскольку в данном документе фиксируется факт совершения соответствующего нарушения.

Протокол составляется практически  во всех случаях совершения правонарушений. Исключения: прокуроры выносят соответствующие постановления. В протоколе об административном правонарушении указываются данные о том, когда, где и кем он составлен. В случае составления протокола неправомочным лицом он признается ничтожным и должен быть возвращен в орган, где был составлен.

Информация о работе Административная ответственность за земельные правонарушения