Административно – правовой статус физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 23:24, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы: осветить основы статуса граждан РФ и иностранных граждан. Их основные права, свободы и обязанности.
Задачи контрольной работы:
- Раскрыть понятие административно-правового статуса граждан;
- Выявить основы статуса граждан РФ, их основные права, свободы и обязанности;
- Выявить основы статуса иностранных граждан, их основные права, свободы и обязанности.

Содержание работы

Введение
1.Понятие и сущность административно-правового статуса граждан4
2.Административно-правовой статус гражданина Российской Федерации8
3.Административно-правовой статус иностранных лиц и лиц без гражданства20
4.Заключение.26
5.Содержание

Файлы: 1 файл

основное.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

Жалоба направляется по усмотрению гражданина либо в суд  по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения ответчика.

В таком же порядке  военнослужащий вправе обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих его права и свободы.

Приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе гражданина или по своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого действия (решения).

Для обращения в суд  установлены следующие сроки: три  месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права; один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может  быть восстановлен судом.

Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет применение к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы.

Если обжалуемое действие (решение) суд признает законным, не нарушающим прав и свобод гражданина, он отказывает в удовлетворении жалобы.

Судебное обжалование  на основе специальных норм - исключение из судебного обжалования по общему праву. В установленных специальными нормами случаях жалобы тоже направляются в суд, но процедуры их подачи и рассмотрения отличаются некоторым своеобразием. Так, КоАП РФ установлено, что жалоба на постановление о наложении штрафа в административном порядке может быть сразу направлена в суд; подача в установленный срок жалобы приостанавливает исполнение постановления.

Специальные жалобы в  арбитражные суды гражданами подаются, если установленный федеральным законом для определенной категории дел досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров между сторонами соблюден (ст. 4 АПК РФ).

Граждане могут обращаться в Конституционный Суд РФ в  соответствии со ст. 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», принятого 24 июня 1994г (с изменениями и дополнениями от 2 июня 2009года). [9] Статьи 96—100 данного закона урегулировали особенности рассмотрения дел по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан.

Правом на обращение  в Конституционный Суд с индивидуальной или коллективной жалобой обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан. По итогам рассмотрения такой жалобы Конституционный Суд принимает одно из следующих решений (ст. 100): «1) о признании закона либо отдельных его положений соответствующим Конституции Российской Федерации; 2) о признании закона либо отдельных его положений не соответствующими Конституции Российской Федерации».

В случае если Конституционный Суд признал закон, применяемый в конкретном деле, не соответствующим Конституции, данное дело в любом случае подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке.

Одной из форм судебной защиты является предусмотренное Конституцией РФ право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных и общественных организаций. В ст. 1069 части второй Гражданского кодекса РФ установлено: «Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных _______________________________________________________________________________________________________

[9] Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 13, ст. 1447; 2001, № 7, ст. 607; N 51, ст.4824

действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования».

Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что граждане являются одним из основных субъектов административных правоотношений в Российской Федерации. Административно-правовой статус граждан РФ устанавливается и охраняется нормами Конституции РФ, многочисленными законами и подзаконными актами Российской Федерации и субъектов Федерации, составляющими источники административного права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Административно-правовой статус иностранных лиц и лиц  без гражданства.

Основными актами, определяющими правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства при нахождении на территории России, являются: Конституция РФ, Закон РФ от 28 июня 2009 г. «О правовом положении иностранных граждан в РФ»[10], Федеральный закон от 28 июня 2009 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»[11], правительственные акты, а также международные соглашения и договоры.

Эти акты регулируют административно-правовые отношения, в которые вступают иностранные граждане и лица без гражданства, определяют их права и обязанности, ограничения, ответственность за нарушения законодательства, меры надзора и контроля.

Административная правоспособность иностранных граждан и лиц  без гражданства, прибывших в  страну, имеет свои особенности: сначала  она является ограниченной (наступает  после оформления в посольстве или  консульстве документов на въезд), затем — полной (с момента прибытия на территорию РФ), а прекращается при выезде из России или изменении гражданства. Возникновение административной дееспособности зависит либо от того, какие права и обязанности реализуются ими на общих основаниях, либо от критериев, указанных в международных соглашениях.

В соответствии со ст. 62 Конституции  эти лица пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

Иностранным гражданам (в  том числе гражданам СНГ) гарантируются предусмотренные законом права и свободы. Однако объем


[10] Ведомости Верховного Совета СССР. 1981. № 26. Ст. 936.

[11] СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4029; 1998. № 30. Ст. 3606; 1999. № 26. Ст. 3175

административной правосубъектности этих лиц несколько уже, чем граждан России. Они не могут занимать государственные должности, а также заниматься деятельностью, которая связана с принадлежностью к гражданству России или с государственной тайной. В отношении этих лиц допускаются ограничения в передвижении и выборе места жительства, когда это необходимо для обеспечения безопасности. На иностранных граждан не распространяется законодательство о воинской обязанности и военной службе.

Иностранные граждане, прибывшие в Россию, различаются по цели пребывания: постоянно проживающие, временно пребывающие или проезжающие через территорию России транзитом. Прибывшие на постоянное проживание обязаны получить в органах внутренних дел вид на жительство и в установленный срок зарегистрироваться (прописаться).

Иностранные граждане и  лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях. К ним могут быть применены меры административной ответственности за проживание без документов на право жительства в России или проживание по недействительным документам, несоблюдение установленного порядка регистрации (прописки) либо передвижения и выбора места жительства, уклонение от выезда по истечении определенного им срока пребывания, а также за несоблюдение правил транзитного проезда через территорию России.

Не подпадают под  юрисдикцию Российской Федерации иностранные граждане, которые в соответствии с законодательством России и международными договорами пользуются привилегиями и обладают дипломатическим иммунитетом.

Особый административно-правовой статус имеют беженцы и вынужденные переселенцы.

Федеральным Законом« О беженцах»[12]определяются основания и


[12] ФЗ от 19.02.1993 № 4528-1 (ред. от 23.07.2008) « О беженцах»

порядок признания беженцем на территории Российской Федерации, установление экономических, социальных и правовых гарантий защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Лицо, получившее свидетельство  в месте временного содержания и прибывшие с ним члены семьи обязаны:

    1. Облюдать Конституции Российской Федерации;
    2. Соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно-гигиенических норм проживания;
    3. пройти обязательное медицинское освидетельствование;
    4. сообщать в федеральный орган исполнительной власти по миграционной службе либо в его территориальный орган достоверные сведения, необходимые для принятия решения о признании данных лиц беженцами.

Кроме того, им гарантированы  права на:

1) получение услуг переводчика и получение информации о порядке признания беженцем, о своих правах и обязанностях;

2) получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания;

3) получение единовременного денежного пособия на каждого члена семьи;

4) получение направления территориального органа федерального органа исполнительной власти по миграционной службе в центр временного размещения;

5) сопровождение и на охрану представительного территориального органа исполнительной власти по внутренним делам в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц;

6) получение питания и пользования коммунальными услугами в центре временного содержания или в центре временного размещения;

7) медицинскую и лекарственную помощь;

8) получение содействия в направлении на профессиональное обучение в центре временного размещения или в трудоустройстве;

9) подачу заявления о прекращении рассмотрения ходатайства.

Лицу, признанному беженцем и достигшему возраста 18 лет, федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе либо его территориальным органом выдается удостоверение о признании его беженцем. Выданное удостоверение действительно на всей территории Российской Федерации и является основанием для регистрации.

Лицо признается беженцем на срок до 3-х лет.

Лицо, признанное беженцем, имеет те же права, что были у него при наличии свидетельства, а также право на работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами Российской Федерации, социальную защиту, в том числе и социальное обеспечение, наравне с гражданами Российской Федерации, получение содействия в устройстве детей в государственные муниципальные и общеобразовательные учреждения, учреждения начального профессионального образования, а также участие в общественной деятельности наравне с гражданами Российской Федерации и право на выезд на место жительства в иностранное государство и добровольное возвращение в государство своей гражданской принадлежности.

Статья 1 ФЗ «о переселенцах»[13] дает определение понятия « вынужденный переселенец. Так, в ней записано: вынужденный переселенец- гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или


[13] ФЗ « О вынужденных переселенцах» (от 22.08.2004г. №122-ФЗ)

преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Права и обязанности лица, получившего свидетельство о регистрации ходатайства о признании его вынужденным переселенцем во многом схожи с правами и обязанностями беженцев. Вынужденные переселенцы имеют права на:

1) получение единовременного денежного пособия на каждого члена семьи в размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, но не ниже 100 рублей;

2) получение направления территориального органа миграционной службы на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев при отсутствии возможности самостоятельного определения места жительства или места пребывания на территории Российской Федерации;

3) содействие в обеспечении их проезда и провоза багажа в месту временного поселения. При этом малообеспеченные лица (одинокий пенсионер, одинокий инвалид, семья, состоящая только из пенсионеров и (или) инвалидов, одинокий родитель (заменяющее его лицо) с ребенком или детьми в возрасте до восемнадцати лет, многодетная семья с тремя и более детьми в возрасте до восемнадцати лет), получившие свидетельства о регистрации ходатайства, имеют право на компенсацию расходов на проезд и провоз багажа от места регистрации ходатайства к месту временного переселения на территории Российской Федерации ;

4) проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев, получение питания по установленным нормам и пользование коммунальными услугами;

5) медицинскую и лекарственную помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Обязанности вынужденного переселенца аналогичны обязанностям беженцев, о которых я уже говорила выше.

 Лицу, признанному вынужденным переселенцем, присваивается статус вынужденного переселенца сроком на пять лет и выдается удостоверение, действительное на всей территории Российской Федерации.

Информация о работе Административно – правовой статус физических лиц