Административно правовой статус иностранных граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение основных аспектов административно-правового статуса иностранных граждан.
Для достижения этой цели необходимо поставить следующие задачи:
-Рассмотреть административно-правовой статус иностранных граждан.
-Анализ категории иностранных граждан, находящихся на территории РФ
-Изучение особенностей административно-правового статуса иностранного гражданина.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Административно-правовой статус иностранных граждан…………6
1.1 Правовое положение иностранных граждан в России………….………....8
1.2 Категории иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации………………………………………………………….12
1.3 Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства……………………………………………………………..15
Глава 2. Порядок въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан………………………………………………24
2.1 Особенности визового режима……………………………………...………26
Заключение……………………………………………………………………….31
Список используемой литературы………………………………...…………....34

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 57.74 Кб (Скачать файл)

Порядок выдачи разрешения на временное проживание и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, утверждены Постановлением Правительства РФ от 1.11.02 г. №789 "Об утверждении положения  о выдаче иностранным гражданам  и лицам без гражданства разрешения на временное проживание".

 

Постоянное проживание

Право иностранного гражданина постоянно проживать на территории Российской Федерации удостоверяется видом на жительство. Более того, иностранный гражданин, имеющий  вид на жительство, вправе свободно выезжать и въезжать на территорию России. Для получения вида на жительство иностранный гражданин должен прожить  на территории России не менее года на основании разрешения на временное  проживание. Срок действия вида на жительство составляет 5 лет. По окончании этого  срока вид на жительство может  быть продлен еще на 5 лет, причем количество продлений не ограничено.

Порядок выдачи вида на жительство и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче вида на жительство, а также порядок  перерегистрации вида на жительство утверждены Постановлением Правительства  РФ от 1.11.02 г. №794 "Об утверждении  положения о выдаче иностранным  гражданам и лицам без гражданства  вида на жительство".

Право на трудовую деятельность

Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а  также правом на свободное использование  своих способностей и имущества  для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической  деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

Одним из таких ограничений  является то, что иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации, вправе осуществлять трудовую деятельность только при наличии  разрешения на работу. Порядок выдачи таких разрешений регулируется Постановлением Правительства РФ от 30.12.02 г. №941 "О  порядке выдачи иностранным гражданам  и лицам без гражданства разрешения на работу".

Для временно проживающих  иностранных граждан право осуществления  трудовой деятельности ограничено территорией  субъекта Российской Федерации, на которой  ему разрешено временное проживание.

 

1.3 Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства

Особенности административно-правового  статуса иностранных граждан  включает в себя ряд ограничений  их прав и обязанностей, предусмотренных  законодательством: они не могут  избирать и быть избранными в органы государственной власти и другие выборные органы, принимать участие  во всенародных голосованиях (референдумах); иностранные граждане не могут назначаться  на отдельные должности или заниматься определенной трудовой деятельностью, если в соответствии с действующим  законодательством назначение на эти  должности или занятие такой  деятельностью связаны с принадлежностью  к гражданству РФ; они не несут  обязанностей по военной службе.1

Особенности правового положения  иностранцев и лиц без гражданства  заключается в том, что на них  не распространяется некоторые права  и обязанности, которые связанные  непосредственно с гражданами России:

· Они не могут быть государственными служащими, занимать некоторые должности, например, Президента РФ; командира  экипажа воздушного суда, работать в милиции;

· Они не допускаются к деятельности связанные с государственной  тайной;

· На них не распространяется воинская обязанность;

· Иностранные граждане и лица без  гражданства, за исключением граждан  СНГ, с которыми заключены соглашения о безвизовом въезде и выезде, могут  въезжать в Российскую Федерацию  при наличии разрешения;

· Они проживают и осуществляют свою деятельность на основании специальных  документов: видов на жительство, заграничных  паспортов и др.;

· Для них могут быть установлены  ограничения в передвижении и  выборов места жительства;

· Для них предусмотрена такая  мера административной ответственности, как административное выдворение за пределы Российской Федерации, которая  заключается в принудительном и  контролируемом перемещении иностранных  граждан и лиц без гражданства  через Государственную границу  Российской Федерации за пределы  Российской Федерации, а в ряде случаев, предусмотренных законодательством  РФ,- в контролируемом самостоятельном  выезде иностранных граждан и  лиц без гражданства их Российской Федерации.

Все особенности административно-правового  статуса иностранных граждан  и лиц без гражданства можно  по кругу лиц на которых они  распространяются, подразделить на общие, групповые и индивидуальные.

Федеральным законом «О порядке  выезда из Российской Федерации и  въезда в Российскую Федерацию» закрепляется: «в случае если иностранный гражданин  и лицо без гражданства ходатайствует  о въезде в Российскую Федерацию для занятия трудовой деятельнoстью, российская виза ему может быть выдана только при наличии разрешения федерального органа исполнительной власти по миграционной службе, оформленного в порядке, установленном правительством Российской Федерации.

Данное положение не распространяется на иностранных граждан сотрудников  дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, сотрудников международных межправительственных организаций и членов их семей. Таким образом, иностранные граждане, осуществляя свою трудовую деятельность в России, могут быть и лицами наемного труда, и работодателями. Для тех, кто занят в отечественном и совместном предпринимательстве и в отношении кого делается отчисления в страховые пенсионные фонды, действует российское законодательство о социальном обеспечении, которое тем не менее содержит ряд ограничений в области трудовой деятельности данной категории лиц в нашей стране.

Так, законодательство исключает возможность  выполнения иностранными гражданами и  лицами без гражданства функции  нотариусов (ст.2 основ Законодательства Рoссийской Федерации «О нотариате»), адвокатов (ст.11 положения «Об адвокатуре»), и частных детективов (ст.4 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ». Ни частные нотариусы, ни тем более адвокаты и частные детективы не являются государственными служащими, но значение их деятельности для правоприменения, и прежде всего для осуществления правосудия, т.е. функций государства, столь велико, что право на осуществление данной деятельности закон предоставляет лишь российским гражданам.2

Есть ряд и других ограничений  трудовой деятельности иностранных  граждан и лиц без гражданства  в Российской Федерации, связанных  прежде сего с обеспечением государственной  безопасности, особыми экономическими интересами страны, обеспечением суверенных прав государства на природные ресурсы  и т.п. Правда, скорее здесь можно  говорить об исключениях, чем о правилах.

Вид на жительство в России - это  отдельный документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства  в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Рoссийской Федерации и въезд. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.

Иностранные граждане, проживающие  в России, имеют право на получение  пенсии на общих основаниях с гражданами России, если иное не предусмотрено  законом или договором. По Закону «Об иностранных инвестициях  в Российской Федерации» условия  пенсионного обеспечения иностранных  граждан, работящих на предприятиях и в организациях с иностранными, согласовываются в индивидуальном трудовом договоре (контракте) с каждым из них. Платежи на пенсионное обеспечение  иностранных работников предприятия  и организации с иностранными инвестициями перечисляются в соответствующие  фонды стран их постоянного жительства в валюте и на условиях этих стран.

К числу основных прав каждого человека на территории РФ относится и право  на охрану здоровья и медицинскую  помощь, которая в государственных  и муниципальных учреждениях  здравоохранение оказывается гражданам  России бесплатно за счет средств  соответствующего бюджета, страховых  взносов, других поступлений. Как все  это относится к иностранным  гражданам и лицам без гражданства? Закон «О правовом положении иностранных  граждан России» установил, что  находящиеся на территории нашей  страны иностранные граждане имеют право на охрану здоровья. Те из них, кто проживает в нашей стране постоянно, пользуются медицинской помощью наравне с гражданами России. Со времени принятия Закона СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР» от 24 июня 1981 г. прошло больше 20 лет. В нашей стране произошли радикальные социально-экономические и политические изменения. В 1993 г. принята Конституция РФ. В связи с этим в организации здравоохранения произошли существенные изменения. Наряду с единой государственной системой здравоохранения теперь имеются еще две - муниципальная и частная. Поэтому постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане испытывают те же проблемы выбора между бесплатной и платной медициной, что и российские граждане. Временно находящиеся на территории нашей страны иностранным гражданам и лицам без гражданства медицинская помощь оказывается, как правило, на платной основе, особенно если это квалифицированные услуги (прежде всего операция). Исключение составляют случаи, когда имеются соглашения между государствами или принимающими организациями о взаимном медицинском страховании временно прибывающих на территoрии иностранных граждан либо об оказании им медицинской помощи бесплатно.3

К социальной сфере относится и  право на образование, которыми обладают как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане, и  лица без гражданства. В соответствии с Конституцией России, каждый имеет  право на образование.Основное общее образование в России обязательно. Дети иностранных граждан получают основное общее образование на общих основаниях с гражданами России. Каждый имеет право на конкурсной основе получить высшее образование в государственном учреждении. В вузах России обучается сейчас большое количество иностранных студентов и аспирантов. Если они приезжают по международному обмену, то обучение для них бесплатное. Остальные лица, как правило, платят за учебу сами или имеют спонсоров.5

Перечисленные выше права принадлежат  человеку как члену гражданского общества, и в силу этoго ими обладают как собственные граждане, так и иностранные граждане, и лица без гражданства.

Тоже самое можно сказать  и об обязанностях иностранных граждан  и лиц без гражданства. Их следует  разделить на две основные группы. К первой следует отнести те обязанности, которые в силу предоставления иностранным  гражданам национального режима полностью совпадает с обязанностями  граждан России. В частности, всем полагается платить законно установленные  налоги и сборы, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и  культурного наследия России, беречь памятники истории и культуры, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным  богатствам, даже если он - иностранный  гражданин ил лицо без гражданства. Вторую группу составляют те обязанности, соблюдение которых возложено исключительно  на иностранных граждан как специальных  субъектов административного права.

Так, в соответствии с Федеральным  законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранные граждане могут  въезжать в Российскую Федерацию  и выезжать из Российской Федерации  при наличии российской визы по действительным документам, удостоверяющих их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве. Лица без гражданства  могут въезжать в Российскую Федерацию  и выезжать из Российской Федерации  при наличии российской визы по документам, выданным соответствующими органами их проживания, удостоверяющим их личность. Данный порядок не распространяется на иностранных граждан бывшего  СССР (за исключением стран Балтии).6

Все иностранные граждане, пребывающие  на территории Российской Федерации, подразделяются на две категории: 1) постоянно пребывающие; 2) временно пребывающие. Такое деление  имеет существенное значение с точки  зрения их административно-правового  статуса. Иностранные граждане, постоянно  проживающие, должны иметь разрешение и вид на жительство. Временно пребывающие  иностранные граждане должны иметь  зарегистрированные в установленном  порядке заграничные паспорта или  заменяющие их документы.7

Порядок въезда, выезда иностранных  граждан на территорию Российской Федерации, а также порядок их транзитного  проезда через территорию нашей  страны определяются Федеральным законом  «О порядке выезда из Российской Федерации  и въезда в Российскую Федерацию».

Порядок передвижения иностранных  граждан по территории страны определяется ч.3 ст.1 федерального закона «О праве  граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места  пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Лица не являющиеся гражданами Российской Федерации и  законно находящиеся на ее территории, имеют право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации  в соответствии с Конституцией и  законами России и международными договорами Российской Федерации.8 Выезд иностранным гражданам может быть не разрешен, если иностранный гражданин привлечен к юридической ответственности, либо отложен до исполнения им своих имущественных обязательств и по другим обязательствам, предусмотренным действующим законодательством.9

Административные правонарушения, за которые к административной ответственности  могут быть привлечены иностранные  граждане и лица без гражданства, можно подразделить на две группы.

Первую общую группу составляют такие правонарушения, за которые  к административной ответственности  могут быть привлечены как граждане России, так и иностранные граждане. К ним можно отнести, например, нарушение правил дорожного движения, пользование общественным транспортом, мелкое хулиганство.

Вторую специальную группу составляют правонарушения, за которые к административной ответственности привлекаются только иностранные граждане и лица без  гражданства, например за нарушение  ими правил проживания, регистрации, передвижения, уклонение от выезда по истечению срока пребывания, несоблюдение правил транзитного проезда. К ним  могут быть применены в качестве меры административного взыскания  предупреждение или штраф. Иностранному гражданину, нарушившему законодательство о правовом положении иностранных  граждан в Российской Федерации, может быть сокращен определенный ему  срок пребывания. Федеральным законодательством  не установлен строго определенный круг административных правонарушений, за совершение которых иностранным  гражданам может быть сокращен срок пребывания.

Особое правовое положение у  глав и сотрудников дипломатических  и консульских представительств, а также у лиц, которые являются официальными представителями иностранных  государств. Эти иностранные граждане в соответствии с законодательством  РФ и международными договорами РФ с соответствующим иностранным  государствам пользуются привилегиями и обладают дипломатическим иммунитетом, в силу чего они не подпадают под  юрисдикцию Российской Федерации.10

Информация о работе Административно правовой статус иностранных граждан