Административное правонарушение, его понятие и состав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотрение административного правонарушения, его признаки и состав.
Указанные цели определяют задачи исследования: раскрыть понятие административного правонарушения, определить его признаки и юридический состав.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………......3
Глава 1. Понятие и признаки административного правонарушения…....5
§1. Понятие административного правонарушения……………………………..5
§2. Признаки административного правонарушения……………………………7
Глава 2. Юридический состав административного правонарушения….13
Заключение……………………………………………………………………...22
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.Понятие административного правонарушения и его состав..docx

— 40.89 Кб (Скачать файл)

 

 

Глава 2. Юридический состав административного правонарушения

Не каждое деяние, даже содержащее такие признаки административного правонарушения, как противоправность, виновность и наказуемость, является административным правонарушением. Дело в том, что в конкретном деянии может отсутствовать состав административного правонарушения, что исключает привлечение лица, его совершившего, к административной ответственности. Понимание состава административного правонарушения важно для обеспечения законности при привлечении лица к административной ответственности, для отграничения административных проступков от других видов правонарушений, в частности, от схожих с ним преступлений. В этой связи следует отличать признаки административного правонарушения как понятия, как некой теоретической конструкции от элементов и признаков состава конкретного административного правонарушения.

В теории административного права под составом административного правонарушения понимается единство установленных КоАП РФ объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретное общественно-опасное деяние как административное правонарушение (например, занятие проституцией)13.

К объективным элементам состава относятся объект посягательства и объективная сторона административного проступка.

Объект посягательства – это регулируемые и охраняемые административным правом, общественные отношения.

Объективная сторона – это внешние признаки, характеризующие противоправные деяния, результат посягательства, причинную связь между деянием и наступившими последствиями, место, время, обстановку, способ, орудия и средства, совершенного административного правонарушения.

К субъективным элементам состава относятся признаки, характеризующие субъекта административного правонарушения (возраст, вменяемость, особенности административно-правового статуса – гражданин, должностное лицо, юридическое лицо), вина в форме умысла или неосторожности, мотив и цель правонарушения.

Таким образом, состав административного правонарушения характеризуют четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Общим объектом административных правонарушений являются общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления и регулируемые нормами административного права, а в ряде случаев – конституционного, налогового, таможенного, финансового, трудового, земельного и других отраслей права.

Видом общего объекта правонарушений является родовой объект, под которым понимается определенный круг односторонних общественных отношений, на которые посягает субъект административного правонарушения.

Одни правонарушения направлены против порядка управления, например, неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции. Вторые – наносят ущерб собственности, например, мелкое хищение, нарушение правил пользования жилыми помещениями.

Третьи – направлены против порядка в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, например, непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

Четвертые – посягают на здоровье граждан, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, например, сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения, потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков.

Пятые – направлены против общественного порядка и общественной безопасности, например, мелкое хулиганство, блокирование транспортных коммуникаций.

Административные правонарушения посягают и на другие объекты, в частности на права граждан в области избирательного права, окружающую природную среду, промышленную безопасность, безопасность дорожного движения и транспорта, предпринимательскую деятельность и т.д.

Таким образом, объектом административных правонарушений является весьма широкий круг общественных отношений.

Каждое правонарушение имеет конкретный объект, на который оно посягает и причиняет ему вред. Это видовой или, иначе говоря, непосредственный объект административного правонарушения. Конкретный объект правонарушения определяется в норме права, содержащей его описание. Применительно к мелкому хулиганству видовым объектом является общественная нравственность, честь и достоинство.

В ряде случаев административное правонарушение причиняет непосредственный материальный или иной ущерб. Пример тому – уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ, уничтожение мест обитания животных и т.д. Речь в данном случае идет о конкретном предмете административного правонарушения, которому правонарушитель причиняет вред.

Однако в большинстве своем административные правонарушения причиняют вред тем, что вносят дезорганизацию в общественные отношения, препятствуя осуществлению прав и свобод граждан, нормальной деятельности различных государственных и негосударственных структур и т.д. Следовательно, предмет не всегда является объектом правонарушения. Например, его нет при нарушении правил проезда перекрестков, выразившемся в выезде на перекресток или пересечения проезжей части дороги в случае образовавшегося затора, который вынудил водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении.

Объективная сторона состава административного правонарушения выражается в конкретном противоправном действии (бездействии), запрещенном нормами права, и наступившими вредными последствиями в связи с совершением такого действия (бездействия).14 Так, обман потребителей (ст. 14.7 КоАП РФ) выражается в следующих противоправных действиях: в обмеривании; обсчете; введении в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара; умышленном искажении сведений о сроке годности товара, его сортности; продаже товара с нарушением требований о его комплектности и т.д. Последствиями таких действий могут быть продажа товара в меньшем размере, взимание с потребителя большей суммы, чем это обусловлено ценой товара, передача потребителю товара, не соответствующего условиям договора, требованиям стандартизации и т.д. Данный состав правонарушения, поскольку он требует обязательного наступления вредных последствий и установления причинно-следственной связи между деянием и этими последствиями, называется материальным составом.

Однако не всегда совершение административного правонарушения связано с вредными последствиями. Такой состав административного правонарушения называется формальным составом. Следует отметить, что административные правонарушения в подавляющем большинстве имеют формальный состав, например, такие правонарушения, как «самовольное занятие земельного участка» (ст. 7.1 КоАП РФ), «нарушение правил производства, заготовки, обработки, хранения, реализации, транспортировки и использования семян сельскохозяйственных растений» (ст. 10.12 КоАП РФ).

Содержание объективной стороны административного правонарушения, помимо указанных признаков (действия, бездействия и вредных последствий), характеризуется и другими признаками, например повторностью, неоднократностью, злостностью, систематическим совершением противоправных посягательств.

Наличие объективной стороны административного правонарушения законодатель в некоторых случаях ставит в зависимость от времени, места, способа, характера совершения деяния. К противоправным действиям, связанным с названными признаками, относится, например, несвоевременное представление сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более трех месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете. К таковым относятся и такие действия, как стрельба из оружия в неотведенных для этого местах, самовольное прекращение работы как средство разрешения коллективного или индивидуального трудового спора, умышленная порча удостоверения личности гражданина и др.

Субъектами административного правонарушения, согласно КоАП РФ (ст. 1.2), являются физические и юридические лица15.

Применительно к физическим лицам общим субъектом административной ответственности являются лица, совершившие административные правонарушения, которые достигли 16-летнего возраста. Помимо этого указанные лица должны обладать еще одним свойством, а именно: быть вменяемыми, то есть способными по состоянию своего психического здоровья осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) или руководить ими. Невменяемые лица, которые в силу хронического или временного психического расстройства или иного болезненного состояния не могли осознавать характер своих действий (бездействия), не являются субъектами административной ответственности и не могут быть привлечены к указанной ответственности16.

Таким образом, вменяемость, наряду с таким признаком, как достижение определенного законом возраста, является необходимым признаком, относящимся к характеристике субъекта административного правонарушения.

К специальным субъектам относятся должностные лица, родители несовершеннолетних детей, иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации.

Особым субъектом административного правонарушения является военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов.

Законодательством Российской Федерации предусмотрены особенности в применении административной ответственности в отношении должностных лиц. Она заключается в том, что должностные лица несут ответственность не только за свои действия, связанные с неисполнением либо ненадлежащим исполнением ими своих служебных обязанностей, но и за действия подчиненных им работников, нарушающих правила в связи с их деятельностью на предприятии, учреждении, организации.

В КоАП РФ (примечание к ст. 2.4) впервые дано понятие должностного лица. Под ним понимаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти, т.е. наделенные в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости. К ним относятся также лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Субъектами административной ответственности являются и юридические лица, под которыми понимается организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.17 Юридическими лицами являются коммерческие и некоммерческие организации.

Юридические лица подлежат административной ответственности в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ и законами субъектов РФ об административных правонарушениях. Согласно КоАП РФ, юридические лица несут административную ответственность по многим видам правонарушений в различных сферах общественных отношений, например, в сфере предпринимательской деятельности, охраны окружающей природной среды, избирательных прав граждан и др.18.

Основной мерой наказаний в отношении юридических лиц установлен административный штраф в размерах, превышающих размер санкций, налагаемых на граждан и должностных лиц. Целью привлечения к административной ответственности юридических лиц является не только наказание их за противоправные действия, но предупреждение совершения новых правонарушений этими лицами.

Субъективная сторона административного правонарушения – психическое отношение субъекта к противоправному действию (бездействию) и его последствиям19. Это вина субъекта административного правонарушения, которая выражается в форме умысла или неосторожности.

Умысел налицо, если субъект административного правонарушения осознает противоправный характер своего поведения, предвидит его последствия и желает их наступления (прямой умысел), например, нарушение правил остановки транспортных средств, мелкое хищение всегда совершается с прямым умыслом. Примером косвенного умысла могут быть использование транспортных средств с техническими неисправностями. Водитель, выезжая на неисправной автомашине, не желает наступления вредных последствий, но сознательно допускает, что они могут произойти, или безразлично к ним относится.

Нарушение будет квалифицироваться как совершенное по неосторожности, если лицо предвидело возможность наступления вредных последствий своего поведения, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий (по легкомыслию) либо не предвидело возможности их наступления, хотя должно было и могло их предвидеть (по небрежности). В КоАП РФ мало статей, в которых бы указывалось, что данное правонарушение может быть совершено только по неосторожности. Например, в ст. 7.26 КоАП РФ говорится о небрежном хранении пользователем материалов и данных государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации, повлекшим утрату таких материалов и данных. С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется неосторожной виной в виде небрежного хранения материалов и данных.

Информация о работе Административное правонарушение, его понятие и состав