Административное правонарушение: понятие, признаки, виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 12:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является комплексное исследование и определение понятия административного правонарушения, его признаков, видов. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1) Дать общую характеристику административного правонарушения, его признакам.
2) Установить основные виды и основания классификации административных правонарушений;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность административного правонарушения……………………5
1.1 Понятие и признаки административного правонарушения……………...5
1.2 Отграничение административного правонарушения от преступления…14
Глава 2. Виды административных правонарушений ………………………..26
Заключение……………………………………………………………………...36
Список использованных источников и литературы………………………….38

Файлы: 1 файл

курсовая работа 3 курс.doc

— 241.50 Кб (Скачать файл)

6) общественные отношения  в сельском хозяйстве, ветеринарии,  мелиорации земель (глава 10 КоАП  РФ);

7) общественные отношения  в области дорожного движения (глава 12 КоАП РФ). За грубое нарушение этих правил, повлекших существенные вредоносные последствия, например, тяжелые травмы людей или смертельные случаи, виновные по результатам административного расследования могут быть привлечены к уголовной ответственности.

8) общественные отношения  в области связи и информации (глава 13 КоАП РФ);

9) общественные отношения  в области предпринимательства  (глава 14 КоАП РФ);

10) общественные отношения  в области финансов, налогов и  сборов, а также рынка ценных  бумаг (глава 15 КоАП РФ);

11) общественные отношения  в области таможенного дела (нарушения  таможенных правил) (глава 16 КоАП  РФ);

12) институты государственной  власти (глава 17 КоАП РФ);

13) общественные отношения  в области защиты Государственной  границы и режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России (глава 18 КоАП РФ);

14) порядок управления (глава 19 КоАП РФ), общественный  порядок и общественную безопасность (глава 20 КоАП РФ);

15) общественные отношения  в области воинского учета  (глава 21 КоАП РФ).

Все эти административные правонарушения рассматриваются и  по ним принимаются обоснованные решения о конкретном виде административной ответственности физических и юридических  лиц по подведомственности, которая  определена разделом 3 КоАП РФ45.

В науке административного права есть две разновидности составов административных правонарушений: формальный и материальный. В связи с этим существует классификация  административных правонарушений в зависимости от характера причиненного вреда: правонарушения с формальным составом и правонарушения с материальным составом.

При формальном правонарушении, правонарушение считается оконченным в момент его совершения, независимо от наступивших последствий. Оно связано с созданием факторов и условий, которые способны причинить материальный или физический вред и которые влекут наступление административной ответственности. К примеру, административным правонарушением с формальным составом является нарушение правил дорожного движения, нарушение санитарных норм, не связанные с причинением материального или физического вреда46.

Для формальных составов правонарушений характерна умышленная вина. Она заключается в осознании  виновным лицом противоправного  характера совершаемого действия или  бездействия.

В материальных составах административных правонарушений вина конкретизируется в отношении виновного лица к наступившим последствиям, т.е. в правовой норме изначально прямо указывается на наступление социально неблагоприятных последствий для объекта административного права, например умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти действия не повлекли причинение значительного ущерба (ст. 7.17 КоАП РФ). Такие административные правонарушения причиняют реальный, действительный вред, влекут наступление административной ответственности. Для административных правонарушений с материальным составом характерно наличие прямой причинно-следственной связи между причиняемым действительным вредом и совершенным деянием.

Практическое значение разграничения формальных и материальных составов связано также с определением момента, когда правонарушение в целях привлечения лица к административной ответственности следует считать оконченным. КоАП РФ института покушения (Например, ст. 19.12 КоАП РФ «Передача либо попытка передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах или изоляторах временного содержания») на административное правонарушение за весьма редким исключением не знает. Поэтому административная ответственность за правонарушения с материальным составом возможна лишь с момента фактического наступления соответствующих вредных последствий. При их отсутствии акт противоправного поведения нельзя считать оконченным и он не может влечь административное наказание47.

В зависимости от содержания объективной стороны административные правонарушения делятся на длящиеся административные правонарушения и продолжаемые административные правонарушения, а также административные правонарушения, совершенные повторно и неоднократно.

Впервые понятие длящегося правонарушения, а именно преступления, было дано в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда СССР 1929 года. В редакции постановления Пленума Верховного Суда СССР от 14 марта 1963г. оно определяется как "действие или бездействие, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом, под угрозой уголовного преследования", а также "преступления, именуемые длящимися, характеризуются непрерывным осуществлением состава определенного преступного деяния"48.

Пленум Верховного Суда РФ сформулировал определение длящегося  административного правонарушения в п. 14 постановления от 24 февраля 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Согласно этому определению "Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом"49. Поскольку во многих случаях во исполнение закона издаются подзаконные акты, которые конкретизируют, формулируют и даже устанавливают обязанности, обеспечивающие исполнение требований законов (например существующие правила паспортной системы), то в определение длящегося правонарушения после слова «законом» можно было бы добавить слова «или изданными на его основе подзаконными актами»50. Кстати, буквально на следующей строке Постановления Пленума сказано: «Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности…»

Длительное невыполнение требований правовой нормы в виде действия или бездействия это, например, хранение и ношение охотничьего  огнестрельного ружья без соответствующего разрешения органов внутренних дел  или с разрешением, но срок действия, которого истек; ведение хозяйственной, промысловой и иной деятельности в пограничной зоне без разрешения органов Федеральной пограничной службы РФ.

Обычные правонарушения оканчиваются объективно - самим фактом совершения противоправного акта (например, мелкого хулиганства или невыполнения законного требования сотрудника милиции об остановке транспортного средства). Длящиеся же правонарушения следует рассматривать как формально оконченные с момента их субъективного официального выявления, т.е. со времени обнаружения и фиксации в протоколе об административном правонарушении, предписании, акте проверки и т.д. Последующее продолжение противоправного поведения должно расцениваться как «новое» длящееся административное правонарушение независимо от фактического применения административного наказания за предшествующее деяние51.

Таким образом, можно  условно обозначить, что если при  совершении правонарушения имеется  возможность его пресечения со стороны  государственных органов или  же сохраняется возможность прекращения его совершения самим лицом, то это длящееся правонарушение. Именно это и является характерным признаком длящихся правонарушений. Если же таких возможностей нет (поскольку правонарушение фактически окончено когда и начато) – то это обычное правонарушение.

Длящееся административное правонарушение следует отличать от продолжаемого. Продолжаемое административное правонарушение - неоднократное совершение нескольких тождественных, повторяющихся правонарушений, составляющих единую по своей цели схему противоправного поведения, подлежащего поэтому наказанию как одно административное правонарушение.    То есть это совокупность сходных по их направленности, содержанию действий, которые вместе образуют единое правонарушение. К продолжаемым административным правонарушениям относится, например, непроизводительное расходование энергетических ресурсов вследствие несоблюдения требований, установленных государственными стандартами или иными правовыми или нормативно-техническими документами (ст. 9.12 КоАП РФ).

Повторность предусмотрена  многими статьями КоАП РФ и означает совершение одним и тем же лицом  однородного правонарушения, за которое  оно уже подвергалось административному  взысканию, (т.е. в состоянии административной наказанности). Этот квалифицирующий признак служит обстоятельством, отягчающим ответственность, и влечет более строгое административное наказание (взыскание). В соответствии со ст. 4.6. КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. При этом необходимо иметь в виду, что однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства52. Например: ч. 4 ст. 12.8 КоАП РФ - это повторное управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, либо повторная передача управления транспортным средством водителю находящемуся в состоянии опьянения. То есть если в течении года после окончания наказания за совершение правонарушения по ч. 1 ст. 12.8 КоАП (управление водителем транспортного средства в состоянии опьянения), либо по ч. 2 ст. 12.8 КоАП РФ (передача управления транспортным средством водителю находящему в состоянии опьянения), водитель вновь совершит указанные правонарушения, то его действия будет квалифицироваться по ч. 4 ст. 12.8 КоАП РФ.

Неоднократное административное правонарушение - это совершенная одним и тем же лицом совокупность однородных административных правонарушений, предусмотренных одной статьей или частью статьи КоАП РФ53.

Аналогичность. Ответственность  за аналогичное правонарушение встречается  в КоАП РФ в единственном числе  в части 2 ст. 5.27 КоАП РФ. Под аналогичным  правонарушением, указанным в части 2 статьи 5.27 КоАП РФ, следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда (например, первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного, а позднее - при увольнении другого работника)54.

В зависимости от характера  субъективной стороны административные правонарушения делятся на правонарушения с умышленной формой вины и правонарушения с неосторожной формой вины.

Действуя умышленно, правонарушитель сознает противоправный характер своего действия или бездействия, предвидит возможность или неизбежность наступления вредных последствий противоправного результата и желает его наступления (прямой умысел) или не желает, но предвидит и сознательно его допускает либо относится к нему безразлично - косвенный умысел55. Например, должностное лицо, совершая грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета, сознательно, с прямым умыслом, совершает административное правонарушение. В другом случае водитель, выезжая из гаража на автомашине с техническими неисправностями, не желает наступления противоправного результата, но сознательно, с косвенным умыслом, допускает его наступление.

Неосторожное административное правонарушение имеет место в  случае, если лицо, его совершившее, предвидело возможность  наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение (легкомыслие) либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (небрежность)56.

В Особенной части  КоАП РФ форма вины чаще всего не обозначается.. Формулировка ряда правонарушений предполагает, что оно может быть совершено только в форме умысла (мелкое хулиганство, мелкое хищение и т. д.); в редких случаях форма вины указывается в текстах статей КоАП РФ, законах субъектов РФ, устанавливающих ответственность за те или иные правонарушения.

В зависимости от субъекта административного правонарушения можно назвать административные правонарушения с общим субъектом, административные правонарушения со специальным субъектом, административные правонарушения, совершенные юридическим лицом, административные правонарушения, совершенные физическим лицом.

Специальные субъекты - это физические лица, обладающие специальными признаками, имеющими юридическое значение при квалификации административных правонарушений. Специальными субъектами, к примеру, являются должностные лица, водители, работники торговых предприятий, индивидуальные предприниматели, военнослужащие и др.

Таким образом, существуют различные основания для классификации административных правонарушений:

  • в зависимости от источника, устанавливающего состав административного правонарушения;
  • в зависимости от объекта административного правонарушения;
  • в зависимости от субъекта;
  • в зависимости от характера субъективной стороны;
  • в зависимости от характера причиненного вреда;
  • в зависимости от содержания объективной стороны.

Но все эти классификации  носят определенную долю условности, ибо то или иное административное правонарушение может попадать под различные классификации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Мы рассмотрели понятие административного  правонарушения, его признаки, критерии отграничения административных правонарушений от преступлений, виды административных правонарушений. Подведем итоги.

КоАП РФ внёс ряд существенных изменений в определение административного правонарушения.  Наиболее важным, на наш взгляд, является то, что юридические лица также признаются субъектами административного правонарушения. Кроме того, впервые в законодательство об административной ответственности вводится понятие вины юридического лица в совершении административного правонарушения. Виновным оно может быть признано в том случае, если будет установлено, что у юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм административного законодательства. Ещё одна новелла – введение соотношения административной ответственности физических лиц и юридических лиц. Прежде всего привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает  от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. И наоборот: назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо.

Кроме того, КоАП РФ более чётко определил содержание основных признаков административного правонарушения. Во-первых, это деяние, т.е. действие или бездействие, во-вторых, противоправное, в-третьих, виновное, в-четвёртых, наказуемое деяние. В науке выделен также пятый признак - признак общественной вредности административного правонарушения. В процессе исследования сущности административного правонарушения было установлено, что признаки административного правонарушения отличаются от его юридического состава. При наличии всех признаков может отсутствовать состав административного правонарушения, что исключает законность привлечения к административной ответственности. Данное обстоятельство имеет в частности большое практическое значение.

Информация о работе Административное правонарушение: понятие, признаки, виды