Административное пресечение и меры административного принуждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 12:58, курсовая работа

Описание работы

Основанием для применения административного принуждения является не только совершение правонарушения, но также возникновение особых административно-правовых ситуаций, допускающих превентивное принудительное воздействие на субъектов права.
Цель работы – проанализировать особенности мер административного пресечения.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Административное принуждение и меры административного пресечения в РФ 5
1.1 Административное принуждение и его виды 5
1.2 Процессуальные меры пресечения 8
Глава 2. Меры административного пресечения 16
2.1 Основные положения 16
2.2 Классификация мер административного пресечения 23
Заключение 33
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

Меры административного пресечения.docx

— 55.24 Кб (Скачать файл)

Важную роль в охране прав и свобод личности играет законодательное закрепление в КоАП России таких мер пресечения, как: личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов.

Что касается таких мер пресечения, как личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице, данные административно-правовые меры известны административному законодательству. Так, в настоящее время личный досмотр и досмотр вещей, помимо КоАП РФ, регламентируется Таможенным кодексом Российской Федерации (ст. 189 ТК РФ "Личный досмотр"; ст. 342 ТК РФ "Осмотр").

Воздушный кодекс Российской Федерации в ст. 85 "Предполетный досмотр" предусматривает, что в целях обеспечения безопасности пассажиров и членов экипажа воздушного судна обязательному предполетному досмотру подлежат воздушное судно, его бортовые запасы, члены экипажа, пассажиры, багаж, в том числе вещи, находящиеся при пассажирах, а также грузы и почта.

На наш взгляд, именно в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях должна быть унифицированная норма, независимо от специальных видов досмотра, регламентирующая основания и процессуальный порядок производства досмотра (личного досмотра, досмотра вещей, транспортных средств и т.д.) различными государственными органами. При этом в КоАП РФ необходимо особо закрепить, что при личном досмотре должны соблюдаться положения ст. ст. 21, 22, 23 Конституции России.

Новой для Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является мера пресечения относительно осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов. В связи с этим возникает вопрос: а если помещение или иная территория принадлежит лицу, занимающемуся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, как быть в этом случае, если необходимо произвести осмотр?

На наш взгляд, КоАП России следует дополнить положением, что осмотр помещений, территорий, находящихся там вещей и документов может производиться во всех случаях, когда для этого есть предусмотренные законом основания независимо от того, кто является собственником (физическое или юридическое лицо).

Следует отметить, что перечисленные выше меры административно-правового характера в некоторых случаях являются мерами административного пресечения, когда они направлены непосредственно на пресечение противоправного деяния, предотвращение его общественно опасных последствий, а также создание условий для дальнейшего привлечения правонарушителей к юридической ответственности. Например, личный досмотр пассажиров воздушных судов, когда имеются соответствующие показания технических средств контроля.

Мерами административно-процессуального обеспечения, когда правонарушение уже совершено и данные меры применяются для сбора доказательств, установления личности правонарушителя, установления степени его вины и т.п. Для этого могут применяться: личный досмотр, досмотр вещей и транспортных средств. И мерами административного предупреждения, когда направлены на предупреждение правонарушения.

Например, досмотр транспортного средства, следующего через Государственную границу России или с территории, на которой введен карантин и т.п.

И последняя группа рассматриваемых нами мер административного пресечения, закрепленная в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях: отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида; задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации; арест товаров, транспортных средств и иных вещей, привод.

Ряд из этих мер административного пресечения известны, поскольку перешли, как уже отмечалось, из КоАП РСФСР. Так, отстранение от управления транспортным средством направлено на пресечение эксплуатации неисправного транспортного средства, а также на пресечение управления транспортным средством соответствующего вида лицом, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно находится в состоянии опьянения. Следует иметь в виду, что задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации детально регламентируется КоАП России. Действующим законодательством не предусматривается применение блокирующих устройств, эвакуация транспортных средств, снятие номерных знаков, применение иных мер, не предусмотренных КоАП РФ при нарушении правил стоянки; остановки; порядка пользования муниципальными платными парковками. Верховный Суд России прямо указывает, что действия сотрудников ГИБДД по эвакуации транспортных средств на штрафную стоянку являются незаконными в силу ч. 3 ст. 35 Конституции России.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или непосредственными объектами административного правонарушения.

Эти меры, так же как и перечисленные выше меры административно-правового характера, в ряде случаев являются мерами административного пресечения, когда они направлены непосредственно на пресечение противоправного деяния. Например, арест товаров, транспортных средств, на которые нет соответствующих документов наличие которых предусмотрено законодательством.

Мерами административно-процессуального обеспечения, когда правонарушение уже совершено, и данные меры применяются для сбора доказательств, установления степени вины правонарушителя.

И мерами административного предупреждения, когда направлены на предупреждение правонарушения или наступления общественно опасных последствий. Например, арест несертифицированных товаров.

И последняя самостоятельная мера административного пресечения, закрепленная в КоАП России, является приводом. Следует отметить, что законодатель недостаточно полно раскрывает содержание данной меры административного пресечения, в связи с этим представляется необходимым кратко остановиться на характеристике привода.

Так, привод, как мера административного принуждения, пресекает уклонение лица явиться по вызову в суд, орган внутренних дел, медицинское учреждение и т.п. Законодательством предусмотрено, что привод применяется в отношении физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля. Привод осуществляется органом внутренних дел (милицией) на основании определения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел.

Привод пресекает правонарушение, например, когда свидетель уклоняется от явки по вызову в орган административной юрисдикции. 
В целях обеспечения прав и законных интересов лица, подвергнутого приводу, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, на наш взгляд, было вполне целесообразно закрепить, что привод лица осуществляется на срок необходимый для проведения соответствующих процессуальных действий, ради которых и произведен, собственно, привод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Как мы видим, приведенные административно-правовые меры выступают в разных качествах, в зависимости от целей их использования.

Поэтому в целях совершенствования их правоприменительной практики было бы вполне оправдано, если бы в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях была бы не одна универсальная статья, закрепляющая "Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении", а несколько статей, закрепляющие отдельно: "Меры административного пресечения", "Административно-предупредительные меры" и др. Данный подход, на наш взгляд, способствовал бы более конкретной специализации мер административного принуждения.

Таковы на наш взгляд, основные теоретические и практические предложения, которые необходимо иметь в виду при рассмотрении мер пресечения в административном законодательстве и специальной правовой литературе.

Объем курсовой работы, к сожалению, не позволяет рассмотреть весь комплекс проблем, связанных с применением мер пресечения в сфере государственного управления, поскольку данный вопрос требует своего отдельного и более глубокого научного исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (действующая редакция).
  2. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (под ред. Ю.М.Козлова) - Юристъ, 2010.
  3. Административное право. Особенная часть: Учебник для вузов / Отв.ред. Д.Н. Бахрах. – М.: БЕК, 2010
  4. Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова и Л.Л. Попова. М.: Юристъ, 2011
  5. Кудрявцев В.Н. "Закон, поступок, ответственность".  М., 2009
  6. Кудрявцев В. Н. "Причины    правонарушения". М., 2010
  7. Малеин Н.С.  "Правонарушение: понятие, причины, ответственность". М., 2009.
  8. Новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Новое в законодательстве (Н.Ю. Хаманева, "Гражданин и право", N 9/10, сентябрь-октябрь 2010 г.)
  9. Овсянко Д.М. Административное право: Учебник / Под ред. Г.А. Туманова. –М.: Юристъ, 2010
  10. Печеницын В.А. " Состав административного проступка и его значение в юрисдикционной деятельности органов внутренних дел", Хабаровск, 2008.
  11. Правовое регулирование производства по делам об административных правонарушениях юридических лиц (Е.В. Овчарова, "Гражданин и право", N 7, 8, 9 июль, август, сентябрь 2009 г.)
  12. Современное состояние и вопросы кодификации административно-процессуального законодательства (П.И. Кононов, "Журнал российского права", N 7, июль 2009 г.)
  13. Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. –М.: 2010.

 

1 Административное право. Особенная часть: Учебник для вузов / Отв.ред. Д.Н. Бахрах. – М.: БЕК, 2010

 

2 Кудрявцев В.Н. "Закон, поступок, ответственность".  М., 2009

 

3 Овсянко Д.М. Административное право: Учебник / Под ред. Г.А. Туманова. –М.: Юристъ, 2010

 

4 Овсянко Д.М. Административное право: Учебник / Под ред. Г.А. Туманова. –М.: Юристъ, 2010

 

5 Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. –М.: 2010.

 

6 Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. –М.: 2010.

 

7 Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. –М.: 2010.

 

8 Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова и Л.Л. Попова. М.: Юристъ, 2011

 

9 Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова и Л.Л. Попова. М.: Юристъ, 2011

 

10 Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова и Л.Л. Попова. М.: Юристъ, 2011

 

 

 


Информация о работе Административное пресечение и меры административного принуждения